Отношение к окружающей среде |
Дети младшего возраста (5, 6 и 7 лет)
Развитие мышления.Помимо своей семьи ребенок соприкасается с миром дошкольных занятий и первого класса школы. Дети начинают усваивать понятие "общего" труда.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. Дружелюбная атмосфера совместной игры и труда на уроках Закона Божия так же необходима для душевного развития детей, как и то, что в это время рассказывается. Дети могут хорошо воспринимать рассказы из Ветхого и Нового Завета о совместных усилиях. Например, о постройке скинии, а из Нового Завета о входе Господнем в Иерусалим и роли детей в этом событии, о Тайной Вечери как об установлении Таинства причащения, то есть самого близкого общения Христа с учениками.
Дети среднего возраста (8, 9 и 10 лет)
Развитие мышления.Школа все больше захватывает жизнь ребенка. Школьная дисциплина более требовательна, чем в младшем возрасте, Конфликты в школе возникают и разрешаются без участия родителей. Мнения и поведение товарищей может сильно отличаться от мнений и поведения, принятых в семье. Ребенку все чаще приходится решать самому, что хорошо и что плохо.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. Все острее ставится вопрос:"Что хорошо и что плохо?" "Как это можно узнать?" и важно, чтобы предлагаемый материал был им в этом отношении полезен. Это рассказы из Священного Писания, особенно из Нового Завета, описывающие момент выбора: умерщвление Иоанна Крестителя, случай с богатым юношей, отречение Петра и другие. Из Ветхого Завета дети способны усвоить тему выбора в рассказе об Исаве, который предпочел похлебку своему первородству.
Дети старшего возраста (11, 12 и 13 лет)
Развитие мышления.Влияние школьной среды весьма сильно, но намечается процесс "отбора" -"своя компания", мнение которой особенно авторитетно. Девочки начинают интересоваться мальчиками, но мальчики предпочитают общество мальчиков. Живой интерес к поведению молодежи старшего возраста и стремление подражать им.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. В этот период особенно усиливается раздробленность сознания детей между областью веры и жизни. Воспитатель призван пробуждать в них чувство христианской ответственности в отношениях с окружающей средой, сверстниками и взрослыми. Следует сделать акцент на значении выбора - на необходимости самому делать выбор. С этой точки зрения следует по-новому рассмотреть давно известные притчи, как, например, притчу о милосердном самарянине. Хорошо предоставить детям возможность привести аналогичные примеры из современной жизни.
Подростковый возраст (14, 15 и 16 лет)
Развитие мышления.Появляется желание получить какой-то статус, значение, признание. Потребность в увеличении доверяемой им ответственности и озлобление за то, что взрослые им не всегда доверяют. Потребность быть <как все" во всех областях поведения, одежды и т.д. Молодежная культурам и неодобрение старшего поколения часто доходит до враждебности. Авторитетные заявления взрослых неубедительны и вызывают раздражение.
Религиозно-педагогический материал, усваиваемый на этом уровне развития. В этом возрасте можно начать готовить подростков к христианскому пониманию роли и ответственности человека в окружающем обществе. Для этого весьма полезно изучение истории Церкви, жизни ранних христиан и того, какие возникали проблемы в жизни церковного общества, отношений Церкви и государства и т.д. Много материала можно найти в Деяниях Апостолов и в Посланиях.
С.С.Куломзина
Серия сообщений "Этапы духовного и душевного развития":
Часть 1 - Семья
Часть 2 - Представление о своей личности
Часть 3 - Отношение к окружающей среде
Часть 4 - Понятие о Церкви
Часть 5 - Понятие об окружающем мире
...
Часть 8 - Понимание символизма
Часть 9 - Нравственные понятия
Часть 10 - Историческое сознание
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |