-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сад_сердца

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2012
Записей: 186
Комментариев: 6
Написано: 202


Игрушка нужна всем...

Среда, 11 Сентября 2013 г. 23:28 + в цитатник

Игрушка нужна всем: и умудренному старцу, и несмысленному младенцу. Для нас, взрослых, она есть символ жизни, ее цветения, возможности ее продолжения. Игрушка - это не окно в детство, а знак того, что мы и сейчас умеет радоваться, любить и легко прощать всех (забывать обиды), как и в те благословенные времена, когда путешествовали “под стол пешком”.

Как это ни покажется странным на первый взгляд, но игрушка возводит ребенка к религиозным архетипам, независимо от того, желает этого сам создатель данной формы игрушки или нет. Почему так происходит?

Душа человека “ по природе христианка”, религиозна, она несет в себе сопряженность с нетварным бытием, с Богом. Поэтому любой объект мира, жизненный опыт, образ поведения, мысли и чувства, отпечатываясь в глубинах человеческого “я”, в дальнейшем возводят человека к тому типу религиозного сознания, которое складывается под их воздействием.

Все вещи и явления на земле, по учению св. Отцов, имеют свой первообраз на небесах. Иногда земные реальности (храм) почти вплотную являют нам эту Божию Действительность, а порой до неузнаваемости (банк, казино, супермаркет) помрачают образ небесных архетипов.

В Боге “содержится средоточие всех предметов”. Все в мире есть тайна Божия и символ. Чувственный мир есть образ или символ духовного мира.

О символизме мира учили многие учителя Церкви. Одним из последних, кто мудро писал об этом, был св. Григорий Палама. Приведу цитату из его третьей беседы: “Бог устроил этот видимый мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам, через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть оного мира”.

 Все в мире таинственно, двупланово и потому символично. Вспомните притчи Спасителя о зерне, тесте, неводе, соли, закваске и т.д. С их помощью Господь поведал нам тайны духовного мира. За этими простыми сущностями нашей повседневности открываются истинные смыслы вечного бытия.

Взрослым людям трудно настроить свою душу на символическое духовное восприятие жизни, но для святых и детей это легко.

... духовные реалии наполняют всю земную жизнь от великого до малого. Дети, пока мы из них не вырастили интеллектуальных головастиков, изначально воспринимают все, с чем соприкасаются в мире, символически.

Игрушка является неподвижной точкой, капитанским мостиком, откуда дитя начинает познавать мир. Она своя, родная, “покусанная”, прижатая к сердцу, ей можно доверять, она не изменит свой облик, не оставит в беде, и поэтому игрушка лежит как бы на границе этих двух противоречивых модусов восприятия жизни. Она принадлежит больше душевному космосу ребенка, чем внешней нейтральной действительности. Отсюда становится понятным, почему маленькие дети, подчас так драматически переживают потерю или поломку своей любимой куклы.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок”.

Не плюшевый зайчик остался под дождем, а сама девочка Маша, “ до ниточки” души промокшая, была брошена на скамейке.

 Мне кажется, ребенок до отрочества не знает вещей самих по себе. Окружающий его мир сильно психологизирован и символичен. Он является как бы развернутой во внешнем бытии внутренней душой ребенка. Сам же глазастый маленький субъект находится в напряженном диалогизированном состоянии.

Мир, как изнанка сердца, и душа, как отражение и усвоение образов мироздания. Все, что живет, цветет, движется, мычит, плачет и радуется в мире, проецируется в душу; с этим многоликим образом устанавливаются какие-то таинственные, “волшебные” связи.

 Вот игрушечный паучок, но он только представляется маленьким, а на самом деле, как только уходят взрослые, он становится огромным и может утащить мальчика под кровать, в самый темный угол; вот папины ботинки, когда папа спит, они наскрипывают песенки пройденных дорог; а плюшевый мишка помнит все мои обиды и плачет вместе со мной.

Игрушкой, рычагом приложения душевных сил к миру может быть любая вещь, природное или психическое явление. Даже сам ребенок может стать на время “игрушкой ” - самолетом, деревом, слоном, молнией, рыбой или утюгом. Само время и пространство вокруг ребенка могут явиться для него объектом игровых опытов.

Таким образом, игрушка становится для ребенка его “защитным”, вторым “я”. Через нее он включается и проживает мир всем своим маленьким умно-сердечным существом.

Ребенку тесно не только в границах своей детской и двора, но всего мира. Потенциальные силы его души тяготеют к бесконечности. Да, они и на самом деле являются таковыми. “Будьте совершенны, как Отец ваш небесный” (Мф. 5, 48).

Пусть дитя играет во что угодно, ибо через этот символизм он приобщается к Абсолютной стороне бытия. Апостол Павел говорит, что в конечных судьбах вселенной “будет Бог все во всем”(1 Кор.15,28). Так и ребенок (по “образу Божию”) проживая разные состояния материи (играя в дождик, облако, камень), ощущая себя животным, птицей, рыбой, деревом, некоторым образом являет именно эту возможность быть “ всем во всем”.

из книги священника Андрея Кононова  "Духовный смысл игрушки"

Серия сообщений "Духовный смысл игрушки":
Часть 1 - Игрушка нужна всем...
Часть 2 - КУБИКИ
Часть 3 - ПИРАМИДКА
...
Часть 7 - МЯЧИК
Часть 8 - МАТРЕШКА
Часть 9 - О выходе из "тупика"

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку