-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сад_сердца

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2012
Записей: 186
Комментариев: 6
Написано: 202


Свобода – это и цель, и дорога

Воскресенье, 21 Июля 2013 г. 20:27 + в цитатник

Свободный ребенок

Воспитание внутренне свободного человека начинается в детстве.

Внутренняя свобода – это природный дар, это особый талант, который можно заглушить, как и всякий другой талант, но можно и развить.

Этот талант в той или иной мере есть у каждого, подобно тому как у каждого есть совесть, – но человек или прислушивается к ней, старается жить по совести, или она заглушается обстоятельствами жизни и воспитанием.

Цель – воспитание свободного – определяет все формы, способы и методы общения с детьми.

Если ребенок не знает угнетения и научается жить по совести, к нему сами собой приходят все житейские, общественные навыки, о которых так много говорится в традиционных теориях воспитания.

На наш взгляд, воспитание заключается лишь в развитии той внутренней свободы, которая и без нас есть в ребенке, в ее поддержке и охране.

Но дети бывают своевольны, капризны, агрессивны.

Многим взрослым, родителям и учителям кажется, что предоставлять детям свободу опасно. 

Тут проходит граница двух подходов в воспитании. 

Тот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, – любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым. 

Тот, кто не думает о свободе, боится ее, не верит в ребенка, тот неизбежно угнетает его дух и тем губит, глушит его совесть.

Любовь к ребенку становится угнетающей. Такое несвободное воспитание и дает обществу дурных людей.

Без свободы все цели, даже если они кажутся высокими, становятся ложными и опасными для детей.

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя.

Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами. 

Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю.

Вот то поле, где один – воин, где один может все.

Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им.

Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. 

Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком.

И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек. 

Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.

Свободная школа

Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе. 

В свободной школе – свободные дети и свободные учителя. 
Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим. 

Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю. 

В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей.

Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, – и потому в школе поддерживается дух справедливости.

Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными.

У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их. 

Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью. Именно в такой школе дети обретают смысл жизни.

Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу – свою и каждого человека.

Путь к воспитанию свободных

Свобода – это и цель, и дорога. 

Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь.

Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели. 

Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей?

Если я принуждаю их к чему-то – ради чего?

Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы?

Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине? 

Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе. 

Свобода умирает там, где появляется страх.

Путь к воспитанию свободных – возможно, полное избавление от страха.

Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя – и свобода сама собой приходит в класс. 

Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе. 

Осталось добавить, что человек свободный всегда красив.

Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?

С.Соловейчик "Манифест Человек Свободный"

Рубрики:  Вечные ценности/Свобода
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку