-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сад_сердца

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2012
Записей: 186
Комментариев: 6
Написано: 202


Роль сердца.

Суббота, 20 Июля 2013 г. 18:33 + в цитатник

из дипломной работы Щетенко Романа, С-Петербург, которая мне очень понравилась

Важность понимания образа «Сердце»  заключается в том, что духовное сердце является важнейшим пунктом в Новозаветном учении о спасении, свободе от греха, духовных процессах протекающих в человеке.

Тема сердца безгранична. Но сегодня, когда современный человек, порой не в состоянии остановиться, уйти от суеты, заглянуть внутрь себя, обращение к теме сердца особенно актуально.

Если проанализировать тексты Ветхого и Нового Заветов, говорящих о сердце, мы увидим, что они дополняют друг друга. Однако в христианстве появился новый взгляд  к пониманию сердца который содержался уже в самой проповеди Иисуса Христа и последующих Его Учеников и Апостолов.

Трудов, посвящённых сердцу как специальному объекту изучения, сравнительно немного. У святых отцов проблематика Сердца чаще всего вплетена в ткань рассуждений о внутреннем мире человека, потому что сущность сердца неотъемлема от таких понятий как душа, дух, разум, чувства, но в тоже время, ни одно из этих понятий не принято считать синонимом сердца.

Назвать же весь внутренний мир человека сердцем не представляется возможным, т.к. у сердца есть совершенно чёткие функции и характеристики, которые при обобщении, рискуют слиться с описанием других явлений внутреннего мира человека.

Душа, дух, разум – всё это области внутреннего человека, граничащие с сердцем, но все же отличные от него.

Рассмотрев тексты Священного Писания, в частности Ветхий Завет, можно прийти к выводу, что к моменту написания Нового Завета, идея «Сердца» была уже сформирована.

В текстах Ветхого Завета смысл сердца как такового, не раскрывается (то есть грубо говоря, на него не указывают пальцем и не говорят – сердце это…), раскрываются лишь те процессы, которые связаны с сердцем, или протекают в нём. Отметим ещё раз, что взгляд на значение и смысл происходящего в сердце, особенно изменился с приходом Иисуса Христа.

Многие исследователи в своих работах о роли сердца в жизни человека сосредоточивались главным образом на текстах Священного Писания.

Одним из первых отцов Церкви, подробно осветивших внутреннюю жизнь и устройство человека, является Григорий Нисский. В произведении «Об устроении человека» он высказывает взгляд на устройство «внутреннего человека», связанный, в первую очередь, с представлениями о сотворении его по образу и подобию Божьему. Сущность Бога непознаваема, Однако мы не были бы сотворены подобными Ему, если б были познаваемы в своём существе.          

Григорий Нисский рассматривает также физиологию сердца, пытаясь найти связи между сердцем, как физическим органом, и сердцем духовным, и даже трактует мозг, как возможное пристанище мистического сердца, однако, тут же оставляет эти попытки как несостоятельные.

В XX веке  мыслитель и богослов - Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей книге «Дух, душа и тело» почти те же вопросы о связи между физическим и духовным, мистическим сердцем.

На Библейском, и что немаловажно, святоотеческом учении о сердце останавливался и Авраам Позов, мыслитель, врач, мистик и богослов. Он подробно разбирает труды отцов Церкви, касающихся толкования сердца, как духовного центра человека.   

На основании их взглядов, берущих начало в первую очередь в Священном Писании, и подтвержденных их личным опытом, Позов делает очень тонкий анализ всей тримерии (как он выражается) человека, как совокупности духа, души и тела.

Он указывает: «Для того чтобы объединять такие разнородные начала как дух, душу и тело, этот центральный орган – сердце, должен быть сам органом духовным, душевным и телесным, должен быть средоточием духа, души и тела».

Ещё одним философом и богословом, внесшим свою лепту в освещение проблематики сердца, является П.Д.Юркевич и его сочинение «Сердце и его значение в духовной жизни человека». Он ищет в первую очередь нравственное начало в сердце, и именно нравственность играет решающую роль в том значении, которое открывается в духовном сердце для человека.

В этом же русле двигался и другой русский мыслитель Вышеславцев Б.П. В своём исследовании «Сердце в христианской и индийской мистике», он пишет: «..только в глубине этого Я, в глубине сердца, возможно действительно реальное соприкосновение с Божеством, возможен подлинный религиозный опыт, без которого нет религии и нет истинной этики».

Другой исследователь, Марков Б.В. в своей книге «Философская антропология: очерки истории и теории» суммирует уже существующие на сегодняшний день исследования о сердце, в том числе указанные работы Юркевича и Вышеславцева.

В частности он пишет: «Вышеславцев определяет сердце также и как основной орган религиозных переживаний, место встречи бога и человека. Это более глубокий центр личности, нежели разум, душа или дух, центр таинственный и непостижимый для человека, так же как непостижим бог».

Тем не менее, вопрос остаётся открытым – что это за основной орган религиозных переживаний, что это за место встречи Бога и человека, если это ещё более глубокий центр, чем разум, душа и даже дух?

Можно ли в таком случае сказать что-то определённое о сердце, если оно совершенно непознаваемо?

 Если так, что же имели в виду Пророки и Апостолы, когда говорили о сердце? Сердце не может быть пустым по смыслу понятием, или, по крайней мере, понятием настолько смутным, что о нём нельзя сказать ничего определённого. 

Продолжение следует

От автора: "Родился в 1977 г. Живу в С-Петербурге, женат, трое детей. Родом с дальнего востока, о.Сахалин. Там жил до 17 лет, потом уехал, и через несколько месяцев я столкнулся с такой книгой, как Новый Завет, которая произвела на меня сильнейшее впечатление. С тех пор прошло уже 16 лет, и до сих пор я продолжаю считать что в этой книге ответы на все вопросы для человечества". 

Серия сообщений "Роль сердца":
Часть 1 - Роль сердца.
Часть 2 - Мысли. Слова.
Часть 3 - Душа
...
Часть 7 - Наше “Я” имеет много граней.
Часть 8 - Ветхозаветный и Новозаветный образ сердца
Часть 9 - Сердце как вместилище внутреннего Откровения и орган познания истины

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку