-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в S_A_H_A_R_A

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 7149


Морские традиции и суеверия.

Среда, 06 Ноября 2013 г. 16:49 + в цитатник

3623822_kuklyigrushkimoryakin5948 (700x479, 53Kb)

Море – это вам не суша. Это определенно иная стихия, определяющая «свои правила» и не прощающая ошибок. Моряки издревле были особенной кастой.  Со времен оседлости, пришедших на смену переселению народов,  моряки были хранителями особенного знания о других землях, о «чуждых берегах».

Тома написаны о морских предрассудках, начиная с похода аргонавтов, легенды сложены о плавающей скале-острове, о Летучем голландце. Такие чисто морские явления природы, как водяные смерчи, фосфоресценция воды, огни святого Эльма, ветры, штормы, морские чудовища не могли не породить большого числа легенд, поверий и обычаев, помогавших избежать ужасных явлений. 
В числе таких поверий в Англии — невозможность . выхода в море в пятницу, и тем более в пятницу тринадцатого числа. Между прочим, тринадцатое число часто приходится именно на пятницу. В России роль пятницы отводится понедельнику, а тринадцатое число также не в почете. 
Приведем несколько поверий, которые русские моряки соблюдают инстинктивно, в силу обычая: 
 
Курение: нельзя закуривать трем лицам от одной и той же спички — один из прикуривших обязательно скоро умрет;
 
3623822_sailor_asther_closeup_pipe (287x308, 27Kb)
 
Свист: нельзя свистеть на палубе — этим накликается шторм;
 
Штиль:  Как в песне поётся «гораздо трудней не свихнуться со скуки и выдержать полный штиль». Поскреби мачту, если, лежа в штиле, хочешь ветра. Адмирал Коломейцов указал еще на одно поверье. Во время штиля, чтобы получить ветер, надо было написать на клочке бумаги имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая... Вскоре паруса наполнялись ветром. 
 
К разряду таких поверий должны быть отнесены и поговорки: «Если дождик перед ветром —поставьте марса-фалы. «Если дождик после ветра—снова выбирайте их». 
 
Переход экватора. День Нептуна. Традиционно он отмечался в момент пересечения экватора. Тех, кто пересекал экватор впервые, было принято купать  и  подвергать различным испытаниям.  Неофит проходил своеобразную инициацию, целью которой было не только приобщение моряка к «морскому братству», но и «задабривание» морского бога и его приближенных.  
 
Было в обычае русского флота при проходе траверзе южного Гогландского маяка бросать Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности если корабль шел в дальний вояж. 
 
Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах и явившийся результатом драконовских мер наказания в далеком прошлом, а именно — признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранит свое нехитрое имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Стянуть же у офицера — совсем другое дело. 
К большому огорчению, мы должны оговориться и выделить русского матроса эпохи броненосного флота из общего правила. Случаи кражи в матросской среде на кораблях русского флота были далеко не единичны и особенно — на судах внутреннего плавания. Мы объясняем это не только падением нравственности после японской войны, но и отсутствием правильного воспитания матроса, отсутствием того, что мы называем собирательно — школы морской жизни. 
 
Таким же общим международным морским обычаем является признание превосходства кормы корабля перед его носом. Бак — это дом матроса, и офицер там бывает только по службе; офицер дома — на юте, матрос туда не допускается. Этот морской обычай-традиция — одна из основ дисциплины, особенно на коммерческих судах. На этом обычае, строго говоря, в торговом флоте держится все. 
Старый, моряк — строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Идет это также из далекого прошлого и является результатом веры в то, что Душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу. 
 
Очень интересен обычай, связанный со склянками. 
 
Что значит «бить склянки»? В старину время в море учитывалось по песочным часам — специальным стеклянным приборам, состоящим, из двух конусов, соединенных небольшим каналом. Количество песка и диаметр канала рассчитывались так, чтобы время, потребное на полную пересыпку песка из одного конуса в другой, равнялось одной минуте и получасу (или больше, вплоть до одного часа, в зависимости от назначения). Прибор назывался «склянка».
3623822_ck (204x300, 11Kb)
 
Юнга становился на вахту к таким часам и всякий раз, когда проходило полчаса, переворачивал склянку, ударял в судовой колокол, бежал на палубу и громко кричал: «Один час прошел, в два поворота и больше пройдет, если будет Господня воля. Помолимся Богу дать нам хороший поход и Ей, Матери Божией, Защитнице нашей, уберечь нас от откачивания воды помпами и других несчастий. Впереди — Агой». Вахта на носу повторяла то, что он сказал, и приказывала ему прочесть «Отче наш». 
Выражения «бить склянки», «восемь бить» употребляются на судах и поныне. Как мы видели, учет времени производился с помощью песочных часов и каждому повороту получасовой склянки соответствовал один удар в колокол; таким образом, первый полный час — два удара; четыре часа, то есть продолжительность вахты, — восемь ударов, или восемь склянок. Последняя дневная вахта с четырех до восьми вечера делится на две двухчасовые полувахты, называемые собачьими, или просто собаками. Такое деление вводится для того, чтобы, неся службу четыре часа и спускаясь вниз на четыре часа, люди могли чередоваться и не нести службу в одни и те же часы. Таким образом, отбивая склянки после четырех дня, следуют общему правилу первые два часа, кончая их четырьмя ударами, затем опять начинают с одного удара, приходящегося на 18.30, но кончают вахту в восемь вечера восемью склянками. Введено это было в английском флоте также и потому, что начало одного бунта было назначено в «пять склянок», а своевременное изменение счета ударов парализовало сигнал общего восстания, И бунт был предотвращен. 
 
3623822_i_044 (354x531, 59Kb)
 
Из всех легенд наиболее интересна легенда о Летучем голландце. Герой ее — некто Ван дер Декен, шкипер торгового голландского корабля-парусника. Упорные противные ветры не давали ему возможности обогнуть мыс Горн и долгое врем держали в тяжелых зимних условиях плавания. Все попытки обогнуть мыс были тщетны. Обозленный Вен дер Декен позволил себе поносить имя Господа Бога н заявил, что несмотря ни не что он обогнет Горн, даже если ему придется плыть до второго пришествия. В ответ на то богохульство раздался страшный голос: «Да будет так — плыви». Этим, капитан  был пойман на слове самим дьяволом. «Вечно скитаться по морям и океанам»  -  таков был приговор голландцу....И до сих пытается Ван дер Декен обогнуть мыс Горн, но безуспешно. Та же легенда говорит, что порой суда встречают Ван Декена, но это всегда не к добру. 
 
3623822_0_a31fb_72c4d32c_XL_1_ (506x700, 111Kb)
 
Приметы:
 
1. Женщина на корабле - к беде. Возникло, по-видимому, из-за того, что на английском языке слово "корабль" женского рода. Поэтому предполагалось, что она - корабль - будет ревновать членов экипажа корабля к появившейся на нем женщине. 
2. Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих - плохая примета. 
3. Первый гвоздь в киль корабля нужно забивать через подкову. Гвоздь желательно должен быть золотым (или монеткой золотой). 
4. Кораблю с килем из брусьев ясеня, рябины, кизила будет сопутствовать благополучное плавание. 
5. Корабль с килем из краденого дерева сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если кража не будет раскрыта, то корабль ночью будет идти быстрее, чем днем. 
6. Подкова, прибитая к мачте, защищает корабль от беды. 
7. Хвост акулы, прибитый к бушприту, способствует увеличению скорости корабля. 
8. "Винное крещение" - разбивание бутылки о форштевень спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса - это сулит несчастья кораблю. 
9. Преждевременное оглашение имени корабля крайне нежелательно. 
10. Нельзя менять имя корабля. 
11. День выхода корабля в море - пятница (день распятия Христа), особенно 13 числа, - несчастливый день. 
12. День выхода корабля в море - первый понедельник апреля (день рождения первого в мире убийцы Каина и день убийства им своего родного брата Авеля) - несчастливый день. 
13. День выхода корабля в море - второй понедельник августа (день гибели городов Содома и Гоморры) - несчастливый день. 
14 . День выхода корабля в море - 31 декабря (в этот день повесился Иуда) - несчастливый день. 
15. Пассажиры - юристы (защищающие интересы судовладельцев) и служители культа - могут привести к бедам в плавании. 
16. Покойник на корабле - к несчастью. Необходимо уложить его, коли он появился, поперек диаметральной плоскости корабля, а по прибытии в порт незамедлительно отправить на берег. И только после отправки тела покойного можно было сходить на берег. 
17. Закон передачи бутылки с вином - против солнца, то есть соседу справа. Передача по солнцу - морская серость. 
18. Бегство крыс с корабля - к его гибели. 
19. Моряк с разноцветными глазами - к несчастью. 
20. Кривоногий моряк - к удаче. 
21. Рождение на борту ребенка - к удаче. 
22. Швабра или ведро, уроненные за борт, - к неудаче. 
23. Огни Святого Эльма на мачтах корабля - к удаче. 
24. Передача корабельного флага между ступеньками трапа - к неудаче. 
25. Несчастье ожидает тех, кто использует вещи утонувших моряков или приносит на борт цветы перед выходом в море. 
26. Съемка с якоря в понедельник, особенно 13 числа, сулит беду (на русском флоте). 
27. Плюнуть на палубе - преступление. 
28. Нельзя закуривать трем лицам от одной спички - один из прикуривших обязательно умрет. 
29. Нельзя свистеть на палубе - этим накликается шторм. 
30. Поскреби по мачте - и появится ветер во время штиля. 
31. Во время штиля надо написать на бумажке имена десяти лысых человек, выбросить бумажку за борт и скрести ногтями мачту, слегка посвистывая, - непременно появится ветер. 
32. Признание неприкосновенности сундука или чемодана. 
33. Признание превосходства кормы корабля перед его носом. 
34. Нельзя убивать чаек или вообще всякую морскую птицу (души погибших моряков переселяются в них). 
35.Для вызова ветра капитан должен бросать свою фуражку, а рулевой - сапог в сторону, откуда требовался ветер. 
36. Средство от смерча - втыкание ножа с черной рукояткой в мачту в очетании со звоном оружия и заклинаниями. 
37. Для вызова ветра - хлестать друг друга плетьми.
 
источники:
http://www.livemaster.ru/item/1705995-kukly-igrushki-moryak (куклы Самошиной Елены)
 
 
3623822_Mikulic_1 (700x401, 83Kb)
Miculic
Рубрики:  Эзотерика и паранормальное/Мифы и легенды
История
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку