-Метки

ёлочки авторская текстильная кукла ангелы бохо стиль брелки броши винтаж выставки вышивка вышивка крестиком вязание вязание крючком гадания гороскоп дача декор декупаж дерево счастья детям дизайн домики европа женское живопись животные занимательная психология здоровье игрушки игрушки на ёлку идеи интересно интересно знать интерьер интерьерная кукла интерьерные деревья искусство картины конфетка коробочки коты красивые места красота крючком куклы куколки кухня личное мебель мотивы моя работа музыка мягкие игрушки наволочки натюрморты новый год одежда открытки пасха пейзажи планета подарки подушки предметы интерьера примитивы природа пряники психология путешествия пэчворк реставрация ретро рисунки рождество рукоделие сад семья симпатии статуетки стили и направления стихи сумки сумочки и подставки для мобильных текстильная кукла текстильные куклы тильда тильды топиарии топиарий украшения упаковка фарфор фото цветы чайный домик шали шебби-шик шитьё шитье шкатулки юмор

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в s-olga-p

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2010
Записей: 527
Комментариев: 791
Написано: 2577


Родительский всеобуч: "Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования"

Четверг, 24 Марта 2016 г. 21:30 + в цитатник
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:
1. детская непосредственность;
2. ограниченный жизненный опыт;
3. детская бестактность и т.д.
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:
1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.
Принципы воспитания толерантности
Общепедагогические:
Принцип целенаправленности - Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей - Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толерантности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о. происходит заложение толерантных установок).
Принцип культуросообразности - В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принципы связи воспитания толератности с жизнью - Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.
Принцип уважительного отношения к личности - Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир
Принцип опоры на положительное в ребенке - Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у дошкольников становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Частные:
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности - Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка - Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.
Принцип единства знания и поведения - Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении - Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды:
1. создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе;
2. использование демократического стиля педагогического руководства;
3. организация диалога и сотрудничества в коллективе;
4. организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.
Принцип диалогичности и сотрудничества - Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: дошкольник-дошкольник, дошкольник-воспитатель, дошкольник-воспитатель-среда, дошкольник-воспитатель-культура.
Принцип воспитывающей рефлексии - Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.
Методы и формы работы с детьми:
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Вот какие сказки сочиняют сами дети. Послушайте.

Воронин Митя.
"Жил был на свете мальчик Коля. И была у него игрушка-мышка. Когда у мальчика ничего не получалось или он с кем-то ссорился, тогда Коля обижал эту игрушку. А она всё терпела. В очередной раз он снова начал обижать её, срывая на ней своё зло. И вдруг на его глазах игрушка ожила и заговорила человеческим голосом: "Хочешь я помогу тебе?"...Испуганный Коля согласился. Тогда мышка сказала ему одно очень важное правило:
-Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
-Принимай других такими, какие они есть.
-Каждый вечер планируй, что ты будешь делать и как!
Если ты будешь следовать этим советам, то у тебя никогда не возникнет желание сделать другому больно. И ты почувствуешь, что окружающие станут твоими помощниками и друзьями".
Мальчик начал следовать этим необходимым советам и у него всё получилось!!! Он взял на руки игрушку-мышку крепко-крепко её обнял и прошептал ей на ушко: "Спасибо, прости!". Так и по сей день мальчик не расстаётся с игрушкой, она стала его самым лучшим другом."

Лескова Луиза-собственное сочинение.
«Давным-давно жил на свете добрый волшебник. Ходил он по миру и дарил то, чего им не хватало для счастливой жизни. Нищим дарил пузырёк с надписью- "уверенность", богатым-"щедрость", пожилым-"силу", а попадался на пути нерадивый молодой-дарил пузырёк с надписью "ум". Долго он странствовал по свету и, вот, в конце путешествия остался один пузырёк, с голубой переливающейся жидкостью. На нём была написано непонятное слово "толерантность". Волшебник подошёл к одному ветхому дому, там кто-то сильно бранился...Это была злобная хозяйка дома, а её смирный муж переносил её злые слова и тумаки скалкой. Улыбнулся хитро добрый волшебник и решил, что его пузырёк нашёл свою хозяйку и постучался в дверь.Преподнёс в дар хозяйки последний пузырёк и вежливо попросил выпить...Она согласилась! Со спокойной душой и лёгким сердцем волшебник покинул поледний дом. Соседи больше не слышали, как кричит жена на своего мужа. Мир и покой поселился в их доме. Вот такая сказка о чудесах, которые творит толерантность!»

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Например, игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
- обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».
Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
4. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
5. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1



1.
IMG_6476 (700x525, 399Kb)

2.
DSCN4464 (700x525, 452Kb)

1.
IMG_6475 (700x525, 403Kb)
Рубрики:  Семья
Мои работы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку