Путешествия по странам. Сицилия |
Домский собор Чефалу - Duomo di Cefalù - важнейший памятник арабо-норманнского стиля на Сицилии, сохранивший в основном свой внешний и внутренний вид XII-XIII веков. В соборе известные византийские мозаики XII века. Строительство собора было начато при основателе и первом короле Сицилийского государства Рожере II и велось с 1131 по 1267 год. Строго говоря, строительство собора так и не было завершено.
Благодаря незначительным перестройкам, собор Чефалу внешне сохранил свой норманнский облик гораздо в большей степени, чем другие сицилийские церкви того же периода (Марторана, соборы в Палермо, Мессине, Монреале). Кроме того, в отличие от собора Монреале, фасад собора Чефалу оказался более завершённым (возведены полностью обе башни, присутствуют оба шпиля).
Место для строительства собора было тщательно выбрано. Сразу за зданием собора над Чефалу резко поднимается огромная по сравнению с окружающим пейзажем скала, особая форма (голова) которой дала название городу. Благодаря такому расположению, собор оказывается связующим звеном между скалой и городом и визуально кажется неизмеримо выше соседних зданий.
Это впечатление усиливается тем, что главный западный фасад собора расположен выше Соборной площади, и к входу ведёт высокая лестница. (Здесь и далее все пояснения - сокращённые цитаты из Википедии)
Высокая кованая ограда террасы собора. Справа, за оградой, виднеется здание старинной церкви - оратории 1688 г., о чём подробнее здесь: Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (5). Церкви (2).
Западный фасад собора ограничен в пространстве двумя мощными норманнскими башнями со стрельчатыми окнами. Эти башни, хотя и кажутся одинаковыми, не являются симметричными. Юго-западная (правая) башня завершается шпилем, квадратным в горизонтальном сечении, и зубцами, напоминающими по форме митру. Северо-западная (левая) башня имеет шпиль, восьмиугольный в горизонтальном сечении, и так называемые гибеллинские зубцы.
По мнению исследователей, строители Чефалу таким образом отразили сложный статус Сицилийского королевства: с одной стороны, Сицилия была вассальной территорией папы, с другой — управлялась Фридрихом II, всё царствование которого прошло под знаменем борьбы за преимущество императорской власти над папской.
Различаются между собой и самые верхние окна башен: в правой башне они имеют типичную для норманнской Сицилии двустворчатую форму с узкой колонной посередине, а в левой — простую одностворчатую.
Верхняя площадка лестницы соединена с обширной террасой, предваряющей вход в собор. Эта терраса первоначально была кладбищем и была, согласно традиции, насыпана землёй, привезённой из Иерусалима.
Верхняя часть фасада украшена типичным для арабского искусства двойным узором из переплетающихся ложных арок и инкрустаций из рыжей лавы.
Первоначальную нижнюю часть фасада закрывает трёхчастный портик, пристроенный в XV веке и приписываемый Амброджо да Комо. В отличие от собора Монреале, портик Чефалу, хоть и пристроенный через три столетия, органично вписался в фасад собора.
Находящиеся за портиком врата собора обрамлены богато украшенным мраморным порталом. (Замечу, что верхняя часть портала закрыта предохраняющей от птиц сеткой.)
Главный неф отделен от боковых приделов двумя рядами античных колонн (14 — из гранита, 2 — из мрамора), завершающихся резными капителями римского и коринфского стилей. Колонны датируются II веком новой эры. На колоннах покоятся стрельчатые арки, имеющие арабское происхождение. Капители двух последних от входа колонн, поддерживающих триумфальную арку, имеют более позднее происхождение (предположительно, работа апулийских мастеров середины XII века).
В XVII-XVIII веках интерьер собора был переделан в стиле барокко, а в ходе реставрации в XX веке барочные наслоения были почти полностью удалены. Боковой (левый) неф собора.
Крестильная купель XII века, вырубленная из цельного камня, декорированная четырьмя скульптурными львами, в правом (южном) приделе - достопримечательность собора.
Алтарь. Распятие работы Гульельмо да Пезаро (1468).
Скульптуры (снимки наверху и внизу) и разноцветные колонны боковой части алтаря, которые было проблематично сфотографировать.
Главной достопримечательностью собора Чефалу являются мозаики, покрывающие стены апсиды и пресбитерия, т.е алтарь. Большая часть из них выполнена византийскими мастерами, приглашёнными Рожером II в 1145 году. Как свидетельствует надпись в апсиде, мозаики верхней части апсиды были завершены в 1148 году. Мозаики нижней части стен апсиды и боковых стен пресбитерия были завершены позднее, некоторые изображения датируются XVII веком.
Мозаики XII века — византийские по построению (типичная иерархическая система изображений), надписям (все подписи на образах — греческие, а не латинские), одежде.
На снимке вверху: Христос Вседержитель, Богородица с архангелами. Верхний Апостольский ряд (слева направо): Марк, Матфей, Пётр, Павел, Иоанн Богослов, Лука. Нижний Апостольский ряд (слева направо): Филипп, Иаков Зеведеев, Андрей Первозванный, Симон Зилот, Варфоломей, Фома.
Купол над мозаичным образом Христа.
Над образом Христа мозаичисты изобразили четырёх Херувимов и четырёх Серафимов (снимок наверху).
Конху апсиды занимает огромная мозаика Христа Пантократора (Вседержителя). Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), написанном на латинском и греческом языках. Образ Христа Пантократора широко распространён на православном Востоке и был перенят норманнской архитектурой (соборы в Монреале, Мессине, Палатинская капелла). Отличие Пантократора из Чефалу от подобных ему образов — две сбившиеся пряди на лбу Спасителя (впоследствии эта особенность повторена сицилийскими мозаичистами в куполе Палатинской капеллы). Специалист по норманнской Сицилии Джон Норвич так описал Христа Пантократора из Чефалу:
"Он (автор мозаики) создал самое великое изображение Вседержителя — возможно, самое великое из всех изображений Христа — в христианском искусстве. Только одно изображение в Дафни около Афин может с ним сравниться; но хотя они и относятся почти к одному времени, контраст между ними поразителен. Христос из Дафни тёмен, тяжёл, угрожающ; Христос из Чефалу, при всей Своей силе и величии, не забыл, что Его миссия — искупление. В Нём нет ничего мягкого и слащавого; однако печаль в Его глазах, открытость Его объятий и даже два отдельных локона, спадающие на лоб, говорят о Его милосердии и сострадании."
Серия сообщений "Соборы и церкви Италии":
Часть 1 - СИЦИЛИЯ. "Чёрное барокко" Катании (1).
Часть 2 - СИЦИЛИЯ. "Чёрное барокко" Катании (2), Церкви.
...
Часть 33 - Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (4). Церкви (1).
Часть 34 - Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (5). Церкви (2).
Часть 35 - Сицилия. Чефалу. Собор.
Часть 36 - Сицилия. Палермо. Собор.
Серия сообщений "Сицилия":
Часть 1 - Сицилия. По серпантинам горных дорог.
Часть 2 - СИЦИЛИЯ. "Чёрное барокко" Катании (1).
...
Часть 68 - Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (4). Церкви (1).
Часть 69 - Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (5). Церкви (2).
Часть 70 - Сицилия. Чефалу. Собор.
Часть 71 - Сицилия. Палермо. Собор.
Серия сообщений "Чефалу":
Часть 1 - Сицилия. Чефалу. Орхидеи.
Часть 2 - Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (1).
...
Часть 5 - Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (4). Церкви (1).
Часть 6 - Сицилия. Чефалу. Прогулки по городу (5). Церкви (2).
Часть 7 - Сицилия. Чефалу. Собор.
Рубрики: | Путешествия Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |