-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ryki-kruki

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 673


Знакомство и свадьба в старину

Понедельник, 29 Августа 2011 г. 12:35 + в цитатник
Цитата сообщения Главный_Мужчина Знакомство и свадьба в старину

 (225x300, 69Kb)Так, девочки начинали себе готовить приданое с того возраста, когда были способны держать в руках иглу – лет с пяти-шести, тогда же они учились прясть, ткать, шить, вязать, вышивать. К совершеннолетию девушки накапливали себе приданое, которого должно было хватить на всю жизнь.

Работы по дому, в поле, уход за скотиной – всему этому девочки тоже учились с ранних лет, а мальчики с детства овладевали каким-либо ремеслом. За трудовыми успехами молодежи следила вся деревня, ведь неумеха-девушка считалась незавидной невестой, а легкомысленный парень – нестоящим женихом.

Дети принимали самое активное участие в свадебных ритуалах своих старших братьев и сестер – ни одна свадьба не обходилась без ребятишек. Именно через них осуществлялась передача обрядового знания и, в конечном счете, фиксация, преемственность и развитие традиции.


Общение детей и подростков с противоположным полом вначале ограничивалось играми на свежем воздухе, катаниями с гор, совместным участием в праздниках, и лишь достигши определенного возраста, молодые люди и девушки допускались до более тесного общения.

Наиболее активное общение молодежи происходило на сборищах – весной и летом на хороводе, осенью и зимой – на посиделках. Именно в это время молодые приглядывались друг к другу, влюблялись, завязывали отношения. Слово «хоровод» в широком значении совпадает с крестьянским понятием «улица», «гуляние на улице» и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах, в том числе и танцы, песни, прибаутки. Существовали также и чисто девичьи хороводы - своеобразная выставка невест.

Осенью и зимой основным местом общения молодежи был один из домов селения, в котором собирались на посиделки (в разных областях России они назывались также посидки, поседки, посидухи, вечерки, вечерины, беседы).

На посиделках с работой (супрядках – от слова «прясть») соревновались – напрясть как можно больше, иногда старшие задавали девушкам «урок» (норму), сколько надо напрясть или связать за вечер. Парни на таких посиделках высматривали невест: «и работяща, и красива, и за словом в карман не полезет». Многие парни приносили свечи: парень зажигал свечу и ставил той девушке, которая ему нравилась. Посиделки без работы резко отличались от супрядок: на них приходили в праздничной одежде, обязательно приносили балалайку и гармошку. Протяжные песни и неспешные разговоры сменялись танцами, оживленными играми, шутками. «На супрядках невест выбирают, на посиделках – окончательно побеждают».

В крестьянской общине и в молодежной среде приветствовали постоянные пары. Они были и на мероприятиях - так называемые «почетник» и «почетница». Принято было, чтобы девушка дарила своему «почетнику» мелкие подарки, он чаще других танцевал с нею, провожал до дома после вечерок. В глазах односельчан «почетник» был первым кандидатом в женихи данной девушки. Чаще всего их отношения заканчивались свадьбой, хотя это и не было обязательным. Тем не менее, отношения между почетником и почетницей должны быть строго безупречными. Вольное поведение молодежи, особенно девушек, считалось предосудительным и даже могло расстроить намечающийся брак.

Контакты молодежи находились под постоянным контролем старших, однако контроль этот естественно вырастал из самого быта. Иногда это выражалось в непосредственном наблюдении и участии, но чаще – в суждениях общественного мнения, которое накладывало ответственность на поведение молодых.

 (429x299, 71Kb)Горожане – выходцы из деревень присматривали себе невест на игрищах, которые устраивались в воскресные дни на заставах и пустошах. В городах облюбовывали невест на крестных ходах. Для этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении надежных родственниц вели в известный день на условное место.

В мещанской городской среде в воскресенье устраивались вечеринки. На них пели под гитару или гармонь романсы, играли в увлекательные игры – флирт цветов, краски, телефон и т. п. и танцевали польку, кадриль и краковяк.

На вечерах царила весьма лирическая атмосфера. В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали под фортепиано вальсы и кадрили, также пелись романсы, но уже романтические, более художественные. Правила приличия соблюдались строже, чем на вечеринках.

В дворянских и богатых купеческих семьях девушек с определенного возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался с октября. Самым благодатным местом для знакомства и сватовства считалась Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.

Когда дети достигали совершеннолетия, отец и мать начинали присматривать им достойную пару для женитьбы. Для юношей подходящий для женитьбы возраст составлял 18-20 лет, для девушек – 16-18 лет, но «возрастной ценз» мог несущественно меняться в зависимости от губернии, в которой проживали молодые, принятых в данной местности традиций, количества совершеннолетней молодежи в ближайших селах и политической обстановки в стране.

Так, если в селе большое количество годных по возрасту к семейным отношениям неженатых парней уходило рекрутами на войну, средний возраст выходивших замуж девушек мог повышаться до 20-22 лет.

Родители строго смотрели за очередностью выхода дочерей замуж. Считалось, что если младшая дочь выйдет замуж раньше старшей, то старшую уже никто не возьмет после этого, это было для нее большим позором. Поэтому вплоть до выхода старшей дочери замуж младшую сознательно держали в тени: старшая постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила ее обноски.

Старшая работала только в будни, а в праздники наряжалась, белилась и румянилась; всю домашнюю работу в это время делали мать и младшая сестра. Во время престольных праздников, когда семью навещало много гостей, угощать их выходила только старшая сестра.

Ну и, безусловно, младшая сестра не должна была показываться на глаза сватам, приехавшим свататься к старшей. Она могла выйти лишь тогда, когда за старшей приезжали, чтоб вести ее к венцу. Как и в наше время, между девушками была некоторая конкуренция, и той из них, которая вовремя не успела выйти замуж, через несколько лет было очень сложно найти достойного мужа.

«Засидевшиеся в девках» могли рассчитывать либо на вдовца, либо на ненадежного парня, за которого не отдавали более «выигрышных» невест.

Но не все девушки стремились замуж. Бывало, что девушка, не вступившая в брак, становилась келейницей (Келейница – девушка, отошедшая от мирской жизни и живущая отдельно от семьи, в отдельной хатке-келье) или черничкой (Черничка – девушка, принявшая обет безбрачия, но оставшаяся жить в родительской семье).

 (328x407, 55Kb)О таком намерении полагалось заявить смолоду, пока еще сватались женихи. Иначе в глазах односельчан девушка была вековухой – оставшейся в девичестве не по обету (собственному или родителей), а случайно. Однако и вековухам черничество давало определенное положение в обществе, уважение сельчан, если девушка, живя в миру, посвящала свою жизнь служению Богу.

Чернички держались обособленно, не занимались сельскохозяйственным трудом. Как правило, основным занятием черничек было обучение девочек грамоте, вязание, вышивка, сбор трав и лечение ими. Зачастую ими совершался весь обряд похоронно-поминального цикла – от одевания и обмывания покойника до чтения над ним Псалтыри.

Но такие случаи были редкими. Обычно парни находили себе девушек по душе еще до предполагаемой женитьбы. Должно было пройти определенное время, чтобы родственники присмотрелись к выбору своих детей, дали им вволю пообщаться, «поженихаться», проверить свои чувства.

Родители обращали внимание на поведение будущего зятя или невестки: работящи ли они, уважают ли старших, ведут ли себя прилично или слишком вольно, не злоупотребляют ли водкой, как относятся друг к другу. Большое внимание уделялось здоровью, а неуменье, неудачливость, леность считались пороком как мужчин, так и женщин.

Но оценивались не только личные качества будущего члена семьи, наводили справки и обо всем его (ее) роде, близких и дальних родственниках.

Насильственная выдача или женитьба, вопреки распространенному мнению, встречались достаточно редко. Для этого должны были быть весьма веские причины: или будущий избранник был слишком не по душе родителям, или зарекомендовал себя в обществе слишком плохо, или девушка уж слишком долго засиделась в девках.

Родители в первую очередь смотрели, чтобы избранник был по душе их ребенку. Выйти замуж без согласия родителей («уйти ногами») считалось позором. Такую самовольницу другие женщины во время ссоры упрекали: «Я не ногами, как ты, ушла, а с тятиного благословения».

Для девушки свадьба – это переход из семьи родителей в семью мужа. Существовал ритуал символической смерти невесты в качестве дочери с последующим рождением в качестве жены и хозяйки. Он начинался со сватовства, после которого молодая считалась просватанной, и начинались приготовления к свадьбе.

Приготовления к свадьбе отнимали много времени у всех родственников молодых. Распределялись основные свадебные чины: помимо жениха, невесты, их родителей и близких родственников в свадебном торжестве принимали участие назначаемые персонажи: бояре, боярыни, тысяцкий, поезжане, дружка, сваха, спальник, постельничий (постельница), вопленица, а также «младший обслуживающий персонал» - свечники, коровайники, мовники, музыканты и другие.

У каждого персонажа были свои функции, благодаря которым свадьба превращалась в хорошо поставленное драматическое действие с определенным сценарием. Среди свадебных чинов были и такие, которые исполняли только дети, например, богоноша – мальчик, едущий с благословенною иконой в церковь впереди молодых, блюдник – мальчик, едущий в поезде кучером со свахой. Сами жених и невеста в день своей свадьбы назывались князем и княгиней, что подчеркивало их главную роль в торжестве.

Особую роль в свадьбе играл священник – он присутствовал только на венчании, а «неофициальная» часть проходила без него, поскольку несла в себе черты дохристианских, языческих верований, и присутствие священника было неуместным.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку