-Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2011
Записей: 2565
Комментариев: 592
Написано: 3413


"Хлеб наш насущный"

Воскресенье, 05 Мая 2013 г. 17:20 + в цитатник

Молитва «Отче наш» (продолжение). Часть 7.

"Хлеб наш насущный"

См.предыдущие посты  "Вступление", ч.1 "Отче…", ч.2. "Отче наш...", ч.3 "Сущий на небесах", ч.4."Да святится имя Твоё", ч.5. "Да придёт царствие Твоё", ч.6. «Да будет воля Твоя…»

 


Являясь образцом для построения всех наших личных обращений к Богу-Отцу, молитва "Отче наш" содержит основные тезисы, идеи, смысл которых необходимо представлять себе не только для того, чтобы наше общение с Небесным Отцом было полноценнее, но и для того, чтобы лучше понимать характер нашего Отца. Ведь если Он ждёт нашего прошения о "хлебе насущном", значит, Ему небезразличны наши ежедневные нужды и потребности.

Иногда приходится слышать такое: "К Богу надо обращаться только с серьёзными просьбами. Не стоит Его беспокоить мелкими прошениями, теми проблемами, с которыми нам стоит справляться самостоятельно". Такое может сказать только человек, который не познал Бога как любящего Отца, который не доверил всю свою жизнь в Его заботливые руки. И общение такого человека с Богом похоже на официальное, сухое, как общение с чиновником, вместо радостно-детского общения ребёнка и любящего Отца.

Неопытный малыш прищемил палец дверью. Резкая боль. С криком, слезами ребёнок кидается к родителям. Он не рассуждает о том, насколько его проблема достойна того, чтобы отвлечь родителя от важных дел. В данный момент родитель для ребёнка спасение от боли: родитель и врач (приложит холод к больному пальцу), и утешитель (поцелует, погладит, успокоит). Если же в минуту боли ребёнок не бежит к родителю, а пытается найти другие способы справиться с проблемой – это знак того, что в отношениях родитель-малыш что-то не так: ребёнок или боится своего родителя, или не доверяет ему.

Насколько бываем мы, люди, глупы, считая себя настолько взрослыми, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, без помощи Отца Небесного. Это грех гордыни, который успешно маскируется под личиной лже-скромности: "Ой, не хочу обременять Бога своими проблемами!"

Обращаясь к молитве "Отче наш", мы приступаем к разбору её второй части, в которой перечисляются прошения за наши земные, простые, ежедневные, подчас ежеминутные, человеческие нужды.

"Хлеб наш насущный дай нам на сей день".

Исследователи Библии в разные века придавали разные значения слову "хлеб", о котором идёт речь в этом прошении.

Часть 1. Хлеб – как обеспечение всего необходимого для поддержания физической жизни человека.

БОГ ЗАБОТИТСЯ О НАШЕМ ТЕЛЕ.

Начнём с этого, самого простого смысла слова "хлеб", который может быть понят любым, даже далёким от богословия человеком: ведь, живя на Земле в физических телах, мы нуждаемся в питании для наших тел.

Обращаясь к библейской истории, повествующей о физической пище для человека, для более полного рассмотрения вопроса необходимо вспомнить самое начало.

Бог-Творец создал человека уже после того, как приготовил для него все условия для физической жизни в Эдемском саду (Бытие, 2:8).  Адаму и его жене  было разрешено есть плоды от любого дерева в саду, кроме дерева познания добра и зла (Бытие, 2:15-17). Проявив непослушание, Адам лишился не только свободного доступа к разнообразной пище, но с этого момента был вынужден добывать себе пропитание  самостоятельно, на свой страх и риск, прилагая к этому значительные усилия и рискуя жизнью: "Адаму же (Бог) сказал: за то, что ты… ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "Не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят" (Бытие, 3:17-19).

И до сих пор, одной из первоочередных задач, обременяющих взрослого человека, является вопрос: "Как прокормить себя, свою семью?" Сюда же можно отнести не менее важные вопросы, относящиеся к обеспечению физической жизни человека: вопросы о жилище, о соответствующей климату и погоде одежде.

Просьбу о пропитании для тела Христос вставил в молитву "Отче наш" перед прошением о прощении наших грехов. Это говорит о том, что Господь заботится о физических нуждах человека (питание, одежда, крыша над головой). Являясь нашим Создателем, Небесный Отец понимает, что без удовлетворения физических потребностей наше тело прекратит физическое существование, и осознавать духовные потребности будет просто некому.

Во время Своего земного служения Иисус Христос уделял много времени исцелению людей от физических недугов и утоляя их физический голод. Он заботился о том, чтобы толпы людей, которые последовали за Ним в отдалённые места, были накормлены, прежде, чем они отправятся в обратный путь (Евангелие от Иоанна, 6:5-13).

Богу небезразлично физическое состояние нашего тела. Христос, придя на Землю в облике человека, Сам принял на Себя человеческое тело. Поэтому, любое учение, принижающее, презирающее или оскорбляющее человеческое тело, является вздором.

Христианство – не абстрактная теория, обучающая лишь идеям о загробной жизни, но это живое, актуальное для каждого христианина учение, которое должно стать образом жизни, целью которого является не только спасение души, но и забота о спасении тела, разума и духа человека, поскольку человек, весь, целиком, создан по образу и подобию Бога.

Таким образом, в молитве "Отче наш" прекрасно видно, что Господь призывает нас не только осознать и принять Его волю в нашу жизнь, не только просить о скорейшем установлении Его Царства, но и можно и должно приходить к Нему с просьбами об удовлетворении наших физических потребностей.

ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ.

Долгое время толкование просьбы о "хлебе насущном" вызывало трудности. Дело было в том, что в греческой литературе не было известно ни одного случая употребления слова епиоусиос, которое в Библии переведено как насущный. И пока значение этого слова было неясно, Ориген (один из крупных теологов, философов и филологов средневековья) даже считал, что евангелист Матфей это слово сам изобрёл.

Но в ХХ веке был обнаружен кусок папируса, который представлял собой список ежедневных покупок, составленный хозяйкой. Напротив одного предмета стояло слово  епиоусиос, и это слово должно было напомнить ей о необходимости купить определённый запас еды на грядущий день.

В Библии значение слово "хлеб" аналогично тому, какое употребляется в русских выражениях: "трудом зарабатывать себе хлеб", "трудиться за кускок хлеба" и т.д. Так, например, в библейской истории, описывающей Иосифа и его братьев, мы встречаем слово "хлеб". Когда Иосиф пригласил своих братьев к трапезе, он отдаёт распоряжение управляющему, чтобы стол был накрыт с учётом дополнительных едоков: "со мною будут есть эти люди хлеб в полдень" (Бытие, 43:16). Естественно, что стол был сервирован не только одним хлебом, были поданы и другие кушанья, напитки.

Поэтому, понятие "хлеб насущный" включает в себя то, что является необходимым для нашей физической плоти. Сюда можно отнести всё, благодаря чему мы обеспечиваем себе и своим семьям условия для жизни (пропитание, одежда, жилище).

Чтобы купить "хлеб насущный" – нужны деньги. Поэтому, молитва о "насущном хлебе" содержит в себе просьбу о работе, доходах, занятиях, деловых отношениях, труде, о собственном здоровье и силах, о благополучном урожае, хороших дорогах, о правительстве, справедливости и обо всей экономической, политической и социальной обстановке – всё, что Бог считает для нас добрым и полезным, дабы мы пользовались подаваемыми Им благами в мире и спокойствии.

Следовательно, Христос побуждает нас просить Небесного Отца о том, в чём мы и наши семьи нуждаемся каждый день. Как велика любовь Божья к Своим детям: Тот, Чья рука управляет бесчисленными звёздами множественных галактик, заинтересован в обеспечении наших повседневных телесных нужд!

Этим прошением мы поручаем себя, свои семьи промыслу любящего Небесного Отца, возлагаем на Него заботу о нас, доверяя, что Он будет питать, поддерживать, хранить нас и обеспечит всем необходимым для жизни. Выражая, таким образом, полную и абсолютную зависимость от Бога, мы признаём, что без Него не будет у нас ни хлеба насущного, ни какого-либо другого.

Всё это так, если понимать слово насущный как необходимый для поддержания жизни. 

ХЛЕБ НАШ ДАЙ НАМ.

а) Бог и человек трудятся вместе.

Прошение  о "хлебе насущном" не должно звучать как эгоистическое требование к Богу обеспечить нас скатертью-самобранкой. Для лучшего понимания Библии необходимо исследовать тот или иной её стих в свете других стихов Писания. Так, в книге Притчи описывается путь нерадивого человека: "Сколько можно лежать, лентяй, не пора ли от сна очнуться? Ещё чуть поспишь, подремлешь, ещё посидишь, сложа руки – и придёт к тебе бедность, как бродяга, нагрянет нужда, как грабитель" (Притчи, 6:9-11. Современный перевод).

Один человек приобрёл участок земли. Почва на участке была каменистая и бедная. Человек вложил много времени и труда, убирая камни, выкорчёвывая корни старых деревьев, удобряя почву, прежде чем начал собирать неплохие урожаи. Однажды он показал свой участок своему знакомому, который воскликнул: "Удивительно, что может сделать Бог с участком земли в таком неподходящем месте, не правда ли?"

"Да, - ответил хозяин участка, вложивший массу труда, - видел бы ты, каким был этот участок, когда принадлежал только Ему!"

Молитва является неотъемлемой частью жизни чада Божьего. Помолившись о Божьем благословении, мы приступаем к работе с уверенностью, что если человек добросовестно и честно исполняет свою часть работы, то он может ожидать, что Отец Небесный обеспечит условия для созревания урожая.

Вознося моление о "хлебе насущном" мы постигаем две истины: 1) без Бога мы не можем сделать ничего, и 2) без нашего прилежания в труде Бог не будет взращивать нам урожай.

б) Все дары – от Бога. Хлеб насущный – тоже!

Обращаясь к Небесному Отцу с прошением о "хлебе насущном", мы подтверждаем, что наша пища является прямым даром Божьим. Без Божьего благословения никакие наши труды и усердие не принесут желаемого результата. Только Его могущество поддерживает силы и жизнь человека, даже если оно изливается на нас в виде материальных благ.

Никакое количество обильного пропитания не пойдёт нам на пользу, если Бог не благословит нашу пищу по Своей доброте (Левит, 26:20). Это означает, что богатый человек нуждается в щедрости и благословении Божьем не меньше, чем бедный человек, так как наполненные закрома будут словно опустошены, если Божья щедрость и милость не позволит богатому человеку насытиться питающей силой хлеба (Левит, 26:26).

"Поэтому, какое бы изобилие благ мы ни имели, каким бы богатым и счастливым ни был наш дом, как бы ни были полны наши амбары и погреба, нам всё равно нужно постоянно просить о хлебе насущном. При этом нам следует быть убеждёнными в том, что всякое достояние - ничто, если наш Господь не сделает его добродетельным и плодоносным, изливая на него своё благословение, и что само достояние, находящееся у нас в руках, не наше, если Богу не угодно всякий час уделять нам от него и давать в пользование" – пишет богослов Кальвин.

Каким бы трудом и какими бы честными средствами мы ни получили "хлеб насущный", это - всегда чистый Божий дар, хотя и достаётся нам трудом наших рук, или умением и прилежанием, или какими-то ни было иными средствами.

в) Хлеб насущный – для других людей.

Следует обратить наше внимание на то, что Иисус не учит нас молиться «Хлеб мой насущный дай мне», но: «Хлеб наш насущный дай нам».

На Земле тысячи людей умирают от голода, в то же время другие люди умирают от болезней, вызванных перееданием. Проблема заключается не в нехватке пищи, а в неверном её распределении.

Молясь "хлеб наш насущный дай нам", мы просим как лично для себя, для своих семей, так и для других людей. Господь, доверяя нам материальные средства, рассчитывает, чтобы мы могли поделиться Его благами с нуждающимися: "Пусть каждый даст, сколько ему подскажет сердце, но без уныния и без принуждения. Ведь "Бог любит дающего с весельем". Он в силах одарить вас всякими дарами в избытке, и тогда у вас всегда и всюду будет все необходимое, и ещё с избытком хватит на любое доброе дело" (2 Коринфянам, 9:7-8. Современный перевод).

НА СЕЙ ДЕНЬ.

Христос учит нас молиться о "насущном хлебе" на сей день или на каждый день (как сказано у евангелиста Луки, 11:3), то есть "ежедневно". 

Тут же вспоминается библейская история из времён Ветхого Завета, когда израильский народ, спасаясь от египетского рабства, оказался в пустыне без еды (Книга Исход, гл.16). Господь начал посылать им каждое утро пропитание на день в виде сладковатой крупы (манны). Однако, народу было передано предостережение от Бога через Моисея, что запас еды можно делать только на один день (по количеству едоков в семье). Каждое утро народ, выходя из своих шатров, находил манну. Если кто ослушивался повеления Господа собирать пищу в количестве, необходимом для одного дня, и запасал больше, то на следующий день излишки манны покрывались червями. Так Бог учил Свой народ тому, что Он заботится о них каждый день, и желал, чтобы и они доверяли Ему каждый день свои нужды.

Слова "на сей день" указывают на необходимость обуздать в нашей греховной природе непомерную алчность и стремление к временным вещам, поскольку это влечёт за собой другие грехи. В книге Притчей (30:8,9) есть такие замечательные слова: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись, я не отрёкся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».

Во времена Нового Завета, Христос также учит Свой народ доверять Небесному Отцу каждый день, вместо того, чтобы проявлять болезненное беспокойство по поводу будущего.

Иисус Христос жил в человеческом теле на Земле и знает из личного опыта о важности "хлеба насущного" на каждый день. Он помогал Своей овдовевшей матери, работая плотником, вести хозяйство в Назарете, поэтому сегодня Он сочувствует и готов помогать каждому родителю, с трудом добывающему "хлеб насущный" для своих маленьких детей.

Однако, Христос убеждает Своих учеников правильно расставлять приоритеты в жизни: на первом месте – то, что будет иметь ценность в вечности, а уж потом – "хлеб насущный" будет посылаем Небесным Отцом чаду Божьему ежедневно, поскольку мы в этом тоже нуждаемся: "Вот почему Я говорю вам: не беспокойтесь о том, что для жизни нужны вам еда и питьё, а для тела – одежда. Ведь жизнь важнее еды, а тело важнее одежды. Итак, не твердите озабоченно: "Что нам есть?", "Что нам пить?", "Во что одеться?" – это главная забота язычников. А ваш Небесный Отец знает, что вам всё это нужно. Стремитесь прежде всего к Царству Бога и к исполнению того, что Он велит, а всё остальное Он даст вам в придачу. Так не заботьтесь  о завтрашнем дне! Завтра само о себе позаботится. Каждому дню своих довольно тревог" (Евангелие от Матфея, 6:25,31-34. Современный перевод).

Поэтому, прося у Небесного Отца "хлеба насущного" на сегодняшний день, мы выражаем своё доверие, что Он способен обеспечить благословениями не только сегодняшний день, но и обеспечит всем необходимым всё наше будущее.

Часть 2. Хлеб жизни – Сам Иисус Христос.

Пока человек живёт на Земле, он представляет собой единство физического тела (материя) и души (нематериальное). Как для поддержания физического тела человеку необходима материальная пища, так для нашей нематериальной составляющей необходима пища духовная.

Следующее значение, которое богословы видят в прошении о "хлебе на сей день", берёт своё начало в Библии. Обратимся к Евангелию от Иоанна, 6 главе.

Толпы людей следовали за Иисусом Христом. Оказавшись в месте, далёком от селений, Христос увидел, что народ голоден и накормил их, совершив чудо по умножению пяти хлебов и двух рыб. На следующий день народ опять последовал за Иисусом. Но Спаситель, видя мотивы человеческих сердец, открыл им настоящую причину, почему люди проделали такой большой путь за Ним: "Говорю вам истинную правду: не потому Меня ищете вы, что вам Мои знаки понятны, а лишь потому, что наелись досыта хлеба!" (Иоанн, 6:26. Современный перевод).

И тут же обращает их внимание на то, какая пища ценнее для человека: "Но добивайтесь не тленной пищи, а той, что нетленна и способна дать вечную жизнь" (Иоанн, 6:27. Современный перевод).

Слушатели вступили в диалог со Христом, вспоминая, что когда Моисей выводил их праотцов из Египта, народ каждый день получал с Неба пищу в виде манны. На это Иисус ответил: "Не Моисей дал вам хлеб с Неба, это Отец  Мой даёт вам хлеб с Неба – истинный хлеб" (Иоанн, 6:32. Современный перевод).

Самые бойкие из слушателей пожелали: "Господин наш, всегда давай нам такой хлеб!" (Иоанн, 6:34. Современный перевод).

На это Христос ответил: "Я – хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Но хлеб, который сходит с Небес, не таков: кто будет есть его, тот не умрёт. Я - живой хлеб, сошедший с Небес. Кто будет есть этот хлеб, обретёт вечную жизнь. Хлеб, который дам Я, - это плоть Моя, Я отдаю её ради жизни мира" (Иоанн, 6:48-51. Современный перевод).

Христос – источник жизни для моей человеческой души! Он называет Себя "живым хлебом, сошедшим с Небес", потому что пришёл на Землю именно для того, чтобы дать мне, грешному человеку, возможность обрести вечную жизнь с Небесным Отцом, вместо того, чтобы погибать с Сатаной. Только принимая жертву Иисуса Христа за мои грехи ("Хлеб, который дам Я, - это плоть Моя, Я отдаю её ради жизни мира"), я предоставляю своей душе духовную пищу. И, поскольку моя душа ежедневно нуждается в поддержке, в возрастании веры, в преодолении жизненных трудностей, духовная пища (общение с воскресшим Христом) должна также поступать каждый день. И, молясь о "хлебе насущном" для тела, будем помнить и о своей душе, чтобы и она ежедневно получала любовь и заботу Господа Христа через общение с Ним.

Человек не способен одновременно познать, постичь всё богатство чудесной природы Иисуса Христа, не сможет принять обилие всей духовной мудрости, поэтому она открывается постепенно, ежедневно, тому, кто признал Христа духовным хлебом для своей души, и в той мере, в какой человек готов принять её.

Часть 3. Хлеб – Слово Божье.

Следующее значение понятия "хлеб" также имеет свои корни в Библии, которую называют также "Священное Писание" (или просто "Писание") или "Словом Божьим".

Сатана, искушая Иисуса Христа в пустыне, предложил Ему доказать Его божественное происхождение: совершить чудо – превратить камни в хлеб. Несмотря на то, что Христос к этому моменту уже 40 суток постился, Он ничего не собирался доказывать противнику Божьему. Ответ Христа прозвучал достойно: "Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Евангелие от Матфея, 4:4).

Поскольку Библия является письмом любящего Бога к человеку, через неё Бог открывает нам те драгоценные истины, которые так необходимы для утоления духовного голода нашей души. Нематериальная составляющая человека ежедневно нуждается в том, чтобы видеть красоту Божьей любви, получать силу следовать за Христом, прославлять Его своей жизнью. Духовные силы черпаются из общения со Христом и через чтение и изучение Библии. Однако, без помощи Святого Духа понять духовный смысл Библии невозможно, поэтому, при изучении Слова Божьего и приходится нам просить, чтобы Господь позволил нам проникнуть в библейские истины и тем самым, получить необходимую духовную пищу для нашей души.

Когда мы молимся о "хлебе насущном", то признаём нашу постоянную зависимость от Отца Небесного во всех отношениях: как в физическом, так и в духовном:

"Отец Небесный, Ты сотворил меня и знаешь все мои нужды. Моя жизнь – в Твоих руках: подавай мне пищу, необходимую для питания моего тела, и духовную для моей души".

 

*** Продолжение следует…

Литература:

1.    Библия (Ветхий и Новый заветы). Синодальный перевод.

2.    Библия (Ветхий и Новый заветы). Современный русский перевод, М., РБО, 2011.

3.      Уильям Баркли "Толкование евангелия от Матфея, т.1", БСБ, 1986 г.

4.     http://www.infotecstt.ru/~carmel/molitvi/rus/otche.htm

5.     http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lopuhin/lopuhin2/148.html

6.     http://www.sokrsokr.net/content/view/1379/156/

7.     http://jeancalvin.ru/institution/3/20/10/

8.     http://azbyka.ru/?otechnik/Feofan_Zatvornik/otche_nash_2=2_4

9.     http://azbyka.ru/parkhomenko/knigi/molitva_gospoda_2-all.shtml

 

Серия сообщений "Молитва "Отче наш"":
Часть 1 - Вступление.
Часть 2 - "Отче..."
...
Часть 6 - "Да придёт Царствие Твоё"
Часть 7 - "Да будет воля Твоя"
Часть 8 - "Хлеб наш насущный"

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

машинное_вязание   обратиться по имени Вторник, 26 Февраля 2013 г. 14:32 (ссылка)
Замечательно! Вчера только размышляла об откровении о хлебе насущном. Даже заметки из библейских стихов сделала. А сегодня читаю....полнота Божьего откровения! В одном духе. Спасибо, Татьяна!:mms_flowers:
Ответить С цитатой В цитатник
машинное_вязание   обратиться по имени Вторник, 26 Февраля 2013 г. 14:33 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Марта 2013 г. 19:16ссылка
Слава Господу нашему Иисусу Христу!!!
Перейти к дневнику

Для улыбки...

Понедельник, 04 Марта 2013 г. 01:59ссылка
Анжела, если честно, этот файл лежал у меня в компе, уже написанный, аж с осени прошлого года. Всё как-то руки не доходили его поставить в блог. Но в последние несколько дней перед его опубликованием я "вдруг" про него вспомнила, и всё не давала покоя мысль, что достаточно он уже "отлежался на полке" :-) и пора его опубликовать.
Периодически опять забывала (приболела немного, было не до компа вообще), потом опять вспоминала...
В конце-концов, набралась сил, добралась до компа и скопировала файл в блог. Как-то сразу успокоилась и побрела обратно на "постельный режим".
Зато после этого дело пошло на выздоровление!.. Да-а... Чудны дела Твои, Господи!
машинное_вязание   обратиться по имени Понедельник, 04 Марта 2013 г. 03:29 (ссылка)
Хвала Господу! Хвала Тебе за Сына, Бог Отец! Ruth37, я действительно улыбнулась! Радостно за Вас!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку