Письмо молодым людям в России
В ваших письмах вы постоянно пишете, что от меня ожидаете некоторого руководства, ко мне прислушиваетесь и хотели бы знать, что я думаю обо всем, что творится сейчас в России. Со стороны, может быть, я и имею немножко больше объективности, да и сан мой мне в этом помогает, предоставляя мне просто по должности более широкий кругозор; но поверьте, что тут вопрос в Промысле Божьем о России, и вы таким образом просите непосильного для меня дара пророчества.
Вы правы в том, что по чисто человеческому, земному, логическому рассуждению только все выглядит крайне мрачным. Я даже сказал бы, что за всеми тучами со всех сторон света Божьего не видно. Если Россия не выберется из этих душных трущоб, то, по всей вероятности, мы идем – весь мир идет к Концу, и тогда можно сказать с апостолом: «Ей, гряди, Господи Иисусе». Однако вся наша русская духовная литература, наши старцы, наши святые, богодухновенные писатели и просто просвещенные люди Земли Русской более или менее предсказали и ужасы, и возрождение нашей Родины.
Препятствия этому возрождению я вижу два. Во-первых, нераскаянность нашего народа и натиск непомерных искушений в виде распущенности, бесстыдства, пьянства, наркомании. Как-то на одном собрании молодежи я сказал, что России придет полный духовный крах не от разгула большевизма, но тогда, когда будут избирать блудниц, называя их именами наших священных городов, прославленных нашими великими святителями и преподобными: когда выберут мисс
Москву, мисс Киев, мисс Казань, мисс Новгород и так далее. Вы мне возразите, что это уже налицо. Но вы ошибаетесь. Да, мисс уже избраны, но это пока что простое, примитивное подражание Западу, но совсем не органическое явление, а потому не есть еще выражение глубинно нравственного растления. Дореволюционный общественный строй России именно и был глубоко растлен, и от такого органического повреждения Богом была допущена революция, кровавая купель, в которой многие безнадежно опороченные омылись и как-то спасли свои души, ибо всякое наказание Божье таит в себе милосердие, если кто примет его сердцем своим.
По всей вероятности, случаются в истории человечества такие глубинные повреждения, перерождения в зло, что необходимы для возможного спасения шквалы потрясения, даже катаклизмы, и все это по неизреченному милосердию Божьему. Во всяком грехе можно каяться, какой бы страшный грех ни был. Но попробуйте покаяться во всем своем порочном мировоззрении, которое вы себе сложили постепенно, день за днем, год за годом. Да ведь это вы весь налицо: вы срослись, сроднились с ним, а по закону естества человеческого вы непременно и живете по этому своему мировоззрению. Тут уж нет места покаянию, потому что человек не видит, в чем ему каяться конкретно. Ему, конечно, надо каяться во всем, с головы до ног, каяться, что он живет, дышит, есть и пьет, но это уже не покаяние, а перерождение полное – то, о чем говорил Спаситель с Никодимом: надо снова родиться. Для такого нового рождения у Господа суть бесчисленные пути – чудесное явление Савлу, будущему апостолу Павлу, чудесное перерождение Марии Египетской, болезни, потрясения и другие бесчисленные способы сокровенные, нам неведомые, для перерождения из безнадежно падшего в святого.
Но вернемся снова к России. Сейчас многие наши молодые люди и девушки посещают Россию, ее святыни, монастыри и поразительно чутко передают мне свои впечатления. Одна девушка написала мне замечательное письмо, в котором говорит: «Я ушла от одного игумена, как от змеи»; от другого, претендующего на старчество, «я ушла обледенелая, пустая». Другой молодой человек мне пишет: «Какой чудный наш русский народ, верующий, простой народ. Среди них есть настоящие Христа ради юродивые, праведники, скромные, сми- ренные души. Сколько я видел этих русских глаз, молитвенных глаз, молчаливых, глубоких». Есть еще одна опасность характера чисто умышленного, намеренного, планомерного. Злые силы столько потрудились, чтобы сокрушить Православную русскую державу, что для них возрожденная Россия – это ночной кошмар с холодным, леденящим потом. Один не то депутат, не то сенатор здесь, на Западе, заявил цинично: «Мы не допустим такого».
Что это значит?
Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона, Гитлера. Но если с нами Бог, то чего нам бояться? Все же только в этом и ни в чем другом. Итак, всем русским людям я хочу напомнить слова преподобного Серафима Саровского: «Спаси свою душу, и тысячи спасутся вокруг тебя». Мы же часто по своей деятельности уподобляемся евангельским словам о том человеке, увлекающемся желанием объять весь мир, губя свою душу.
Итак, оставим весь мир в покое и серьезнейшим образом займемся спасением своей души, и тогда, и только тогда, мы увидим много чудесного вокруг себя, нового, неожиданного, радостного. Не то уподобимся безумным людям, бьющим палками воздух. Масса энергии, движения, эффективности, а в итоге итогов – пустота, а все дело ни с места. Ну уж и хитер наш вечный враг дьявол! Так и ведет нас за нос, заставляя нас делать совершенно никому не нужные вещи, внушая нам, что это так важно, и одновременно исполняя нас чувством экзальтации, энтузиазма, эмоциональности и какой-то всегда нервной радости (страшно не люблю все эти слова на «э» – экуменизм, эволюция, эмансипация).
Мы же по нашей духовной незрелости и наивности принимаем эти чувства за Божью благодать, уловляемся на мякине и еще с большим рвением погружаемся в общественную социальную суету. Тут кстати, нам вспомнить и нашего Достоевского, как к старцу Зосиме пришла одна дамочка и заявила ему, что она весь мир возлюбила, так бы и заключила его в свои объятия. А вы уже знаете, что старец ей ответил. Итак, не будем уподобляться этой дамочке из Достоевского, а лучше от всего сердца обратимся к Богу, к Его Пречистой Матери и возопим: Боже, прости мне грехи и прегрешения мои, очисти меня, вразуми меня! – и скажем это от всего сердца, от всей души, вкладывая в эти слова все свое человеческое естество – и душу, и тело, так, чтобы ни одна клеточка нашего духовно-телесного существа не отсутствовала бы в этом вопле души.
И вы думаете, что Господь не ответит вам на такой крик вашей души?!
Непременно ответит! Да так ответит, что ног не почувствуете под собой, и просимое исполнится. Изыдет слово Божье от самого престола Пресвятой Троицы «Да будет...», и от слова сего вострепещет вся вселенная, весь космос, и все силы небесные устремятся испол- нить это слово, и земля будет изгибаться перед волей Божьей. И там, где была гора, будет овраг, а там, где была равнина, станет гора. Все народы будут смотреть в священном ужасе на такое зрелище восстающей из моря крови, очищенной, прощенной Святой Руси.
Можно, конечно, сказать, что я впадаю в фантасмагорию, взяв апокалипсический тон вещуна. Но мы ведь живем на самой грани этого. Откровения, даже, может быть, и вошли уже в последнюю фазу истории земной части Церкви Христовой, о чем и говорит нам эта послед- няя книга Священного Писания.
А разве можно говорить другим языком, когда пролито столько крови истинных свидетелей Христа Спасителя?! (По-гречески наше слово «мученик» звучит «мартириос», что и значит – свидетель, и глубже определяет этот подвиг.) Наша Православная Русская Церковь дала столько мучеников, что можно одними святыми именами их заполнить все двенадцать книг новых месячных Миней и на каж- дый день. Мы ежегодно празднуем 40 мучеников Севастийских, а у нас есть где-то в тайге в Сибири яма, в которую падали по одному иереи Божии после выстрела одной пули в затылок и после утверди- тельного ответа на вопрос «Есть ли Бог?». Их было 60.
Да разве можно перечислить все роды жесточайших пыток, которым подвергались сотни тысяч православных?
Теперь уже, слава Богу, заговорили немного о Церкви Христовой, но еще неясно, как о каком-то учреждении, даже департаменте. Ее еще не чувствуют как сердце, как причину всего, как начало и конец, как средоточие во всем космосе. Ее голос еще не звучит ясно среди всяких течений: очень трудно разобраться в этом чертополохе мыслей, теорий, бесчисленных рецептов на возрождение, на обновление. Но настанет день, когда Церковь восстанет во всей своей красе и
славе, и весь мир увидит Истину. Нашей Церкви будет дана власть встретить своего непримиримого врага Антихриста. А вы, молодые друзья мои, не падайте духом. Разве вы не видите, как благодать Духа Святого пробивает путь для Своей Церкви? Вся Россия волнуется, и волнуется весь мир. И вы, может быть, еще в своей жизни увидите это торжество.
Ну, вот и поговорил с вами. Призывая на всех вас Божью благодать.
Ваш искренний благожелатель Митрополит Виталий (Устинов), 1989 г.