-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Русс

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.09.2009
Записей: 739
Комментариев: 5050
Написано: 6559


"Живая вода" Роса

Вторник, 02 Февраля 2010 г. 11:43 + в цитатник


«Божья роса Божью землю кропит»

Магические свойства росы

Вода в определенные дни (Рождество, Новый год. Сретенье, в Великий четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий:

  • делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливать эту воду из ведра или зачерпывать вторично;
  • следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом.

Почиталась священной и роса, о чем свидетельствуют приведенные В.И.Далем выражения:

  • «Росою, да через серебро умыться - бела будешь»,
  • «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе»,
  • «Без росы и трава не растет» и т.д.

В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать имсилу, красивый вид и т.п.)». Опубликовано на ruslife.org.ua

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как «чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею), да и вообще роса часто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению («прибавленная» св. Егорием или «выпущенная» его матерью; собранная Богородицей; она «падает» на яблоню врайском саду; на нее переходят болезни; по ней ходит Богородица и едет Егорий; ею Христос поливает змей; ее «сбивают» три калеки;«слизывает» солнце и т. д.).

Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась, очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок. Об этом свидетельствует, например, способ «излечения» былинного героя Михайла Ивановича Потыка: «Михайла Потык сын Ивановичон на четырех костях поплыл во зеленый луг, приплывал он ко сыру дубу. Прилетала птичка райская, садилась на тот на сырой дуб, пелаона песни царские: «Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой шелковой травы, тот здрав будет». Михаила Потык сын Иванович умывался росою с этой шелковой травы: заростились его раночки кровавые, стал он, молодец, здрав по-прежнему».

«Юрьевская» роса

Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется», «раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью. Опубликовано на ruslife.org.ua

По мнению Т.А.Агапкиной, «магическое соприкосновение с этой первой росой становится основной целью ритуальных "хождений в жито"».

 

«Юрьевская» роса в народных представлениях почиталась целебной:

  • «Юрьева роса от сглазу, от семи недугов»;
  • «Катаются по росе»;
  • «Будь здоров, как Юрьева роса!»

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание / увеличение урожая, надоев». Славянские «ведьмы», известные под разными именами, в Юрьев день собирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночь накануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове или кропили ею скот».

Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Белоруссии на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (по всходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечается именно «катание по росе». В Белоруссии рано утром в Юрьев день было принято ходить росу «таптаць» или «трусыты». Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбирания урожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскоре после того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либо переносит ее в свой амбар. В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии:«На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю». По мнению В.К. Соколовой, «здесь возможно белорусское влияние».

В отдельных славянских землях мотив отбирания молока при помощи специально собранной росы встречается в верованиях. приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочение веревки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».

«Ивановская» роса

У русских к XIX - началу XX века сохранились лишь отдельные отголоски купальской обрядности, «ее основные элементы были перенесены на другие праздники». Аналогом дня Ивана Купалы на Руси считается Ярилин день (заговенье перед Петровским постом, 4 июня), отчасти Петров день, но и сам праздник «Иванов день» был известен повсеместно. Так, например, повсюду в русской народной традиции сохранился обычай купаться под Иванов день, причем канун праздника (день церковной памяти преп. Аграфены «Купальницы», 23 июня ст. ст. — 6 июля нов. ст.) стал сроком, с которого начинали купаться; считалось, что до этого дня вода еще холодная. Иногда купание заменялось обливанием, но для северно-русских районов, наряду с купанием, обязательным было мытье в бане, для чего готовились специальные веники, «в которые вставляли разные цветы и травы, особенно Иван-да-Марью».

Как известно, участники восточнославянского купальского обряда, зафиксированного достаточно фрагментарно, плели и одевали на голову венки, украшались растениями; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и плясали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, вдыхая дым брошенных в огонь трав и стараясь не разнимать руки, и, наконец, собирали росу и катались по ней: в праздник Ивана Купалы ходили «под Иванову росу», «росу взимать» («девичий обычай в ночь на Ивана-Купалу собирать росу и ею мыться, чтобы «парни гонялись»). В других местах «день Ивана Купалы назывался еще Ярилы. Обливаются водой, собирают росу (курсив мой. — А. Б.), купаются вместе с лошадьми».

«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной:

  • ее использовали,«чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице;
  • в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока;
  • водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее.

В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы). Б.А. Рыбаков справедливо отмечал: «Множество деталей обряда убеждает в том, что это празднество Купалы было связано не только с солнцем, в честь которого зажигались от «живого огня» знаменитые купальские костры, но и с росой, являющейся ежедневным орошением колосящихся в это время хлебов. В купальскую ночь черпают росу, умываются росой и даже таскают с магической целью скатерти по росе».

Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по«Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», поего словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправляются рано утром в день Ивана Купалы). Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль; отмечено купание в росе в этот день также у гуцулов  и в районах контакта восточно-славянского и финского населения.

В описании купальского обряда в «Стоглаве» (1551 год), согласно списку, известному И.П. Сахарову, прямо говорится: «И егданощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою (курсив мой. — А.Б.)». «Наш народ думает. - писал собиратель, - что перескакивание через огонь избавляет от очарования.  В купанье утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней».

Опубликовано на ruslife.org.ua

  


Много времени проводите в интернете? Ваши желания не соответствуют Вашим возможностям, Ваш тарифный план приносит лишь разочарование? Хватит терпеть - перейдите на безлимитный тариф билайн или безлимитный тариф мтс Качайте, учитесь, работайте без ограничений. Ощутите свободу в сети....


Форум сотовых телефонов - узнайте все самое интересное и полезное о телефонах, операторах связи, тарифах. Актуальные новости, обзоры, тесты, случаи из жизни, юмор и многое, многое другое... Общайтесь, знакомьтесь, узнавайте новое, делитесь впечатлениями, высказывайте своё мнение...

Рубрики:  Язычество
Наследие предков(история)


Процитировано 31 раз
Понравилось: 3 пользователям

Смолька   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2010 г. 12:02 (ссылка)
Как то во все это, верится все больше и больше потому что наши бабушки и дедушки болели намного меньше, и болезни были не такие страшные как сейчас наверное тело очищалось вместе с душою.
Ответить С цитатой В цитатник
Rising-Sun   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2010 г. 14:46 (ссылка)
Летом, когда выезжаю с Севера, по мере возможности, с утра обтираюсь росой, а бывает и прямо ляжешь в траву.
эффект обалденный - лучше любого косметического салона.
Возьму в цитатник.
 (466x93, 31Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
larisa_1   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2010 г. 15:38 (ссылка)
Очень интересно, не напрасно говорят - Вода это жизнь
Ответить С цитатой В цитатник
Ryabinka   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2010 г. 18:52 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
06Leka   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2010 г. 19:52 (ссылка)
Спасибо! Очень интересно и познавательно!:mms_drujim:
Ответить С цитатой В цитатник
REMEUR   обратиться по имени Вторник, 02 Февраля 2010 г. 22:03 (ссылка)
на себе проверяла!работает!!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Февраля 2010 г. 22:06ссылка
А подробней можете описать?!
Галина_Бикмуллина   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2010 г. 19:39 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Алексей_Романов   обратиться по имени Да Вторник, 29 Апреля 2014 г. 23:33 (ссылка)
в ней целебная сила могущественная
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку