«Белой акации гроздья душистые ...» |
Приступая к съёмкам телефильма «Дни Турбиных» режисёр В. Басов обратися к М. Матусовскому с просьбой написать для киноленты слова «запоминаючегося» романса. Да ещё такие, чтобы стали лейтмотивом, подчёркивали настроения героев, чтобы зритель сразу же мысленно перенёсся в события гражданской войны и в терзаемый бесконечной сменой власти многострадальный Киев…
Матусовский, помня, как в детстве в его родном Луганске родители пели старинне, ещё дореволюционные романсы, предложил Басову один из самих любимих – «Белой акации гроздья душистые», который родился в далёком 1902 году, с успехом пережив несколько переделок текста, дожил до Октябрского переворота.
Впервые слова этого романса были опубликованы в 1902 году в сборнике «Цыганские ночи» без указания имён поэта и композитора.
Романс использовали добровольцы армии Деникина, переделав и дополнив куплеты этой песни, сделали её гимном своей Добровольческой армии, который в 1919 году распевали в занятом ими Киеве. Текст романса пели по разные стороны баррикад и белые и красные, каждый на свой лад.
Шли годы… Канули в историю события Первой мировой и гражданской войн. Перед съёмками «Дни Турбиных», Басов приехал в Киев. Он побывал на Андреевском Спуске, доме Булгакова и проникся неповторимой атмосферой Города. Режисёр хотел чтобы романс был «киевским, но без упоминания слова Киев», как и у Михаила Булгакова, хотя каждый читатель пьесы «Дни Турбиных» и романа «Белая гвардия» знает, что у Михаила Афанасьевича Киев всегда именуется Городом.
М. Матусовский блестяще справился с поставленой задачей, ведь, согласитесь, вполне можно было, не нарушая ритма, использовать и «Киев молчал…», ан нет, молчал в его романсе именно Город, то есть по сути – Киев, чо и требовалось доказать.
С тех пор триумфальное шествие романса «Белой акации гроздья душистые», пережившего второе рождение, оцветущей акации и великом Городе…
Рубрики: | города музыка интересное Киев |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |