-Я - фотограф

Мамуля и ее шарфики

Моя любимая мамочка!
2 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ruhsal

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2073


Куклы и Барби. Какими должны и не должны быть куклы.

Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 08:43 + в цитатник


Куклы вовсе не современное изобретение. Это игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Издревле человек создавал себе не только видимый, но и осязаемый образ – идола, божество с грозным ликом, хранителей домашнего очага и спутников на охоте, помощников в каждом деле и ремесле. Куклы символизировали человека, и многие народности верили, что все, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклы были гарантами домашнего достатка, плодовитости хозяйки, урожая земель и пастбищ, передавались от женщины к женщине внутри рода и оберегались подобно несметным сокровищам. Куклы сопровождали и мужчин на охоту или войну, помогали вернуться домой. Больному рядом на постель клали определенную куклу – она «забирала» болезнь. Новорожденному делали куклу, она повсюду была с ним и служила «оберегом» от дурного глаза.

Древние куклы делались из самых подручных средств: женщина остригала волосы, скручивала их в жгут, укладывала в полотняный мешочек. Сворачивали холстину, или обматывали деревянную чурочку тканью – получался «младенчик». Кукол лепили из золы, глины, выстругивали из дерева и кости, вытесывали из камня, скручивали из травы.
С точки зрения психологов кукла – культурный предмет, несущий в себе зашифрованные «способы действования». То есть, игрушка сама по себе уже исполняет роль воспитателя.

Как дети играют в куклы? До пятилетнего возраста все малыши так или иначе интересуются куклами – кормят, одевают, укладывают спать, то есть, повторяют все действия собственной матери. В дальнейшем игры отличаются в зависимости от пола.
В сюжетно-ролевых играх в «дочки-матери» или «семью» происходит конкретизация и развитие многих компонентов материнской сферы. Особенно важно, чтобы девочка принимала на себя роль матери (то есть, игра с куклой-младенцем, или другими детьми, которые берут на себя роль ребенка). Игры с куклой-младенцем обязательны в «Эдиповой фазе» (3-5 лет), они позволяют «примерить» на себя роль родителя, переживать соответствующие эмоции. Неудовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, создать чувство собственной неадекватности.



«Проживание в роли состояний своего персонажа( идентификация с ним, моделирование в игровых ситуациях реальных событий из жизни дает возможность «отработки» не только мотивационных основ, но и операционального состава материнской сферы. С этой точки зрения сюжетно-ролевая игра в дочки-матери не может быть заменена режиссерской (например, с Барби).

Условность игрушки позволяет свободно разыгрывать различные ситуации, наделять куклу разными свойствами и способностями, помогая формировать свой собственный образ младенца и способы взаимодействия с ним. Усиление конкретности в образе куклы, наделение ее определенными свойствами (движения, звуки и т.п.) обедняют собственную фантазию ребенка и «клишируют» игровые действия по обыгрыванию именно этих свойств. Приближенность образа к реальному младенцу и богатство атрибутики предпочтительна для детей старшего дошкольного возраста, однако только при условии полноценного развития игры с более обобщенной игрушкой.
В игре с куклой участвует и отношение взрослых как к самим куклам, так и к играм девочки».

(Филиппова Г.Г. Психология материнства.)



Желательно, чтобы кукла стала максимально обобщенным образом – мы помним, чем меньше «продумана» игрушка, тем лучше развивается фантазия ребенка. Самое лучшее, если мама делает игрушки (и куклы) сама, да еще вместе с ребенком устраивает кукле «хозяйство» и «гардероб». Материалы, конечно, нужно выбирать натуральные, приятные на ощупь. Кукла должны быть мягкой и податливой, чтобы ее легко было тискать и обнимать, изменять ей позу – этим условиям лучше всего удовлетворяют тряпичные куклы. Выражение лица куклы – нейтральное, чтобы ребенок «изменял» ее эмоции по игровой ситуации. Глаза и рот лучше обозначить символически, не прорисовывая детально.
Вальдорфская кукла отвечает не только этим требованиям, но также и особенностям набивки. Голова должна быть значительно плотнее, нежели тело – эта разница набивки головы и туловища не соблюдается в остальных куклах. Текстильные куклы обычно полностью мягкие, пластиковые – полностью твердые. Ведь у человека голова значительно «тверже» тела. У Барби же пропорция обратная: мягкая резиновая головка и твердые пластиковые конечности.
Недолговечность материалов, из которых изготавливается вальдорфская кукла, побуждает ребенка бережно с нею обращаться. Это не значит «не ломать игрушку, потому что она дорогая» или «мама так старалась шить, а ты не ценишь». Мы помним, что кукла для ребенка – живое существо, и он обращается с нею так, как будет относиться к своим близким.

Некоторые писали о том, что девочки любят мыть кукол, и для этой цели лучше подходят пластиковые. Но ведь тряпичные куклы просто дольше сохнут, их тоже можно «постирать».

Облик куклы не должен иметь:
• неправильные пропорции («Братц» или «Барби» и аналоги),
• сексуальность (те же куклы),
• дырку во рту или другие «дефекты» (кукла-младенец с вынимающейся соской), зажатые в руках предметы (такие куклы остались в одной ситуации и их нельзя «перенести» в другие),
• застывшее раз и навсегда выражение лица (например, плачущее или смеющееся; лучше спокойное, нейтральное).
Для детского восприятия и психики совершенно не подходят куклы с вынимающимися внутренностями (есть такие «пособия по изучению анатомии для детей»), с половыми органами, отдельные головы или головы с торсом (куклы-манекены для игры в парикмахерскую и пр.). Так называемые «интерактивные» куклы, умеющие производить различные действия (плакать, говорить, пить и пИсать) останавливают не только фантазию девочки, но и диктуют собственные условия игры, определяют круг обязанностей «хозяйки».

Как верно заметили отвечавшие на вопрос о куклах, девочки постарше (после десяти лет) играют уже не с куклами-младенцами, а во «взрослую жизнь» - выдают кукол замуж, и т.п. Но и для этих сюжетов Барби не подходит – она слишком оторвана от жизни, в ее мир нельзя проникнуть, его можно только наблюдать со стороны. В младшем подростковом возрасте нас смену игре в «семью» и «дочки-матери» приходит режиссерская игра – управление сюжетом, помощь в игре младшим. Особенно хороша драматизация, театральные или бумажные куклы (лучше, если их рисует сам ребенок). Вместо использования Барби и прочих «модных» кукол лучше научить девочку изготавливать куклы-марионетки, куклы из термопластика (на шарнирах, с гнущимися конечностями), театральные куклы. Также для старшего возраста (после семи лет) подходят этно-куклы, изображающие людей различных национальностей.


Негативное влияние «Барби»:
- ранняя сексуальность;
- «культ красоты» и материальных ценностей;
- стремление к позиции потребителя;
- низкая самооценка (обычные девочки никак не подходят под «эталон Барби», отчего начинают чувствовать себя неполноценными, некрасивыми);
- отсутствие возможности «проживать» родительские роли – Барби совсем не похожа на маленькую девочку, о которой надо заботиться;
- игрушка «управляет» игрой, а не ребенок. Барби – потребительница, ей нужно покупать дорогие аксессуары, а также «бой-френдов» и «подруг».
Играть Барби в «дом» и «семью» попросту невозможно. Она провоцирует совершенно другие игры (сексуальное содержание, отсутствие реальной деятельности – ведь Барби не ходит на работу и не ухаживает за детьми). В Барби невозможно вселить какой-либо образ, она бездушная вещь, предмет, а не «живой человек», которым, конечно, для девочки предстает кукла.


http://www.igrograd.ua/article/983;jsessionid=F3A9F3B0BE508991EDF954864FD20D88
«Психологи и социологи отмечают огромное влияние, которое Барби оказала на современное общество. Мы обязаны ей современным стереотипом сексуальной женщины (все без исключения топ-модели несут на себе отпечаток ее образа) и невероятным развитием фитнесс-индустрии. Тяжелее всего приходится тем женщинам, конституция которых не позволяет достичь этого образа. Часто у них развивается депрессия или другие расстройства психики. Например, анорексия, которой чаще всего болеют девушки-подростки. Они отказываются от пищи, боясь пополнеть. Больные доводят себя до сильного истощения, но при этом считают себя полными — у них отсутствует адекватное восприятие собственного тела.
Причины булимии те же, но психические отклонения иные: такие больные не могут ограничить потребление пищи и сильно комплексуют из-за этого, нередко впадая в депрессию. Их жизнь похожа на чередование приступов обжорства с глубокими депрессивными эпизодами. В отличие от анорексии, болезнь редко заканчивается смертью.
Покупая своему ребенку Барби, мы менее всего задумываемся над последствиями этого шага. А ведь Барби прежде всего — потребительница, для нее важнее всего — быть хорошо одетой, окружить себя модной мебелью, модными и красивыми вещами. Она не читает книг и практически не ведет иных разговоров, кроме как об одежде, — полистайте на досуге детский журнал «Барби».»
Барби и анорексия:

http://old.rbbw.ru/8/txt/anor.htm
http://www.vn.ru/13.08.2003/society/27992/
Существует такой тест – рисунок человека. Интересно, кто рисовал эскизы кукол «Братц» или «Барби»? Такое нарушение пропорций в рисунке – весьма неприглядная клиническая картина! Барби или Братц невозможно любить. Они слишком независимы. Их нельзя взять с собой в постель и нашептывать на ушко сказки, их невозможно считать своим родным ребенком (а это первая и важнейшая роль куклы!), их не удастся подчинить своей воле и сюжету игры – они сами управляют и указывают, что с ними делать. Слишком откровенные наряды, макияж, свойственный «женщинам легкого поведения», странная жизнь, оторванная от всех бытовых и семейных проблем – такую куклу не включить в игру.
Лучше не экспериментировать – как повлияет Барби или другая «модная» фабричная кукла на вашего ребенка, будут «отрицательные» последствия, или нет.

Статья отсюда: http://aksik.livejournal.com/290983.html

По ссылке еще много ссылок по теме.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку