книга "Игры бессмертных".
Собравшись духом зачёл роман «Алмазная скрижаль» и роман «Звезда волхвов»* от Сергея Алексеева. Два в одном*: два романа в одной обложке.
Надо отметить, что первые романы автора мне в своё время понравились – писал метко и сурово. Потом, по всей видимости ударился в одну и разновидностей православия и писать стал со скоростью необыкновенной. Знание этой темы внушает уважение, как и слово, которым автор владеет.
В то же время, количество выпущенных романов за его авторством, в последние несколько лет впечатляет.
Чем дальше, тем больше в своих книгах автор развивает основную идею, что нынешняя страна, наследник всего великого и прародитель всего и вся.
У меня лично, складывается именно такое впечатление.
Последняя прочитанная мной книга от автора – «Волчья хватка», с интересной вроде бы темой, чтением которой у меня было отбито желание читать произведения автора в дальнейшем.
В закупке книги, основную роль, по всей видимости сыграл рефлекс и чтение рецензии, которая гласила:
«Спецслужбы неоднократно отправляли на Север экспедиции в поисках следов Гипербореи. Экспедиции искали Алатырь-камень – алмазную скрижаль с начертаниями 147 слов славянской тайнописи. По преданию, этот кристалл способен концентрировать и усиливать мысли людей. Он мог стать основой биологической цивилизации будущего. Волхвы, тайные учителя и отшельники столетиями берегли древнейшую письменную традицию «Златая цепь».
Вот так вот – интересно.
Второй роман – «Звезда волхвов» рассказывает о следующем:
«В романе»Звезда волхвов» во внутренних владениях монастыря, куда вход строжайше запрещён, обнаружена убитая девушка. Убийство с «загадкой» в канун монастырских торжеств может служить чёрной меткой… В подвалах монастыря и его окрестностей появляются загадочные знаки, похожие на пароль древней секты. Наследники русского язычества требуют возвращения святынь, и еретические настроения проникают сквозь стены обители. Церковные иерархи при этом хранят молчание…»
Что мне всегда в книгах Алексеева нравилось, так это умение закрутить интригу. Но её распутывание, от книги к книге происходит всё более и более вяло, как-то неправдоподобно.
Циничная логика и целесообразность действий противостоящих сторон в романах, всё более и более не вяжется с реальностью.
В тоже время отдельные диалоги выстроены с поразительной тщательностью и знанием темы.
Берут, если так можно высказаться, за «струны души»:
«- Ожидая высоких гостей, думал я об угощении, - издалека начал схимник. – Но словесный пир мой оказался омрачён горестью. Невольно пришли на ум слова Серафима Саровского о тяжких временах, когда даже многие архиереи отступят от чистоты православия… Долго молил Серафим об их прощении, но Господь ответил: «Не помилую их: ибо учат они учениям человеческим, и языком лишь чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня…»
-Но ведь это пророчество относится к двадцатому веку, к эпохе большевистских гонений, - решительно поправил старца владыка Валерий. -Минуло сие царство агарянское. Церковь возрождается и украшается. Народ тянется к вере… Видали ли вы, отче, как Россия молится? Люди в храмах стоят, лица светятся. Вот она, Русь святая, злобе неподсудная! Но есть и такие в наших монастырях умники, что своими речами клинья под церковь подбивают, смущают простаков, «числом зверя» пугают. Словно «зверь» тот в тёмном углу сидит, рожки выставляет. В нас он прячется, если изгоним из себя, негде ему будет притулиться, он и растает. Посмотрите, сколько тайных врагов, сколько продажных писак вокруг Церкви вьются, шельмуют священников, не щадят и высокий архиерейский чин…
Владыка Валерий привычно вёл свою «рапсодию», намереваясь двинуться в наступление, полагая, что уже достаточно выслушал отца Фёдора, но в горле внезапно заворочался колючий ком, и владыка вынужденно умолк.
- Напрасные страхи нагоняешь, сыне, - продолжил разговор схимник.
– Для церкви нет угроз во внешнем мире, а вот внутри… тут разверзаются целые пропасти и чёрные бездны. Оглянись, владыка: народ смотрит на нас внимательно. Святость нашей жизни должна руководить его к Богу, но, увы, на деле выходит обратное. Мы нисколько не уступаем мирским во властолюбии, с такой же жадностью гоняемся за почестями и достоинствами земными, стяжаем удобства и ищем плотского покоя. Наши души пусты, в них нет и следа веры, любви или иного тёплого чувства, зато есть место для других чувствований и упований, для жажды и мирских желаний. Горько мне, что не трудами иноков и скромными деяниями мирян прирастает обитель, а с неправды богатеет. Уже и воду Громового ключа продавать собрались, и участок под старым кладбищем сдали в аренду. Помощь спиртом и табаком принимаем…
- Так ведь не для себя трудимся, отче, а ради Господа… - владыка вновь умолк, словно ему перехватило горло.
- «Ради Бога», сын мой, это страшный и великий глагол! Им и прикрываются, но «Горе вам, лицемеры, что очищают внешность чаши, между тем как изнутри она полна хищения и неправды». Позабыли мы, что некогда Спаситель торгующих из храма изгнал…
Знаю я, что ты в Служебник изменения внёс. Поминаешь именем Господа нынешних «Благоверных и христолюбивых правителей их же оправдал еси правити на земли…». Это нынешние-то разорители России призваны Господом?
Изнутри моего каменного гроба мне многое видно и многое слышно. Знаю я, что на новых язычников управу ищешь, защиты от тоталитарных сект требуешь. Или пословицу позабыл: «Волка на собак в помощь не зови…»
Не участвуй в делах тьмы, владыка! Единственный способ борьбы с тьмою, самому быть светом, гореть, разгораться, сверкать. Видел ли ты, сыне, как на службе свечу от свечи зажигают? Человек – он та же свеча, а без фитиля, без тайного пламени – огарок он, испорченная вещь! Гореть – больно, но это то самое мученичество и исповедничество, которого требовал Иисус от учеников. Христианство – это пожар совести. Вероучители русские уходили в леса, облекались в вериги, заточали себя в суровую схимну и тем давали пример борьбы с пагубными страстями и дурными стремлениями. Душа народа потрясалась и получала могучий пример добровольного самоограничения, столь необходимого для здоровой жизни. Церковь то не в брёвнах, а в рёбрах…
- Молитесь за меня, отче, - прошептал владыка и стремительно покинул келью».
Впечатляет.
В целом же оба романа на мой взгляд – книги «проходные», для тиража.
В то же время, интересны отдельные моменты и факты, которые автор использует в своих произведениях. Видно глубокое знание темы.
Ради них, собственно, я и читаю его книги.
В «Звезде волхвов», в частности автор упоминает о гарроте. Теме интересной, и как всё связанное с узлами и галстуками меня интересующей:
«Странный галстук походил на удавку, вязанную из серебряной проволоки.
- Это настоящая сицилийская гаррота – пропуск в высшее общество. Там куда мы идём, надо быть при полном параде.» (стр.407)
«…недоверчиво окинув его с головы до ног, швейцар остановил взгляд на галстуке Егора и, значительно кивнув, пропустил. Похоже, именно этот узел на шее отделял князей от кметей, сюзеренов от вассалов, рыцарей от оруженосцев». (стр.410)
«- Зачем ты взяла меня на этот шабаш с пудреными девками, и нарядила, как цирковую лошадь?
- Мне нужно было твоё присутствие. По давней традиции на этих балах дамы появляются только с кавалерами.
- Чтобы вызвать ревность прежних кавалеров?
- Нет Просто есть древнее правило, вернее одна из традиций этого рыцарского ордена. Женщины допускаются только в присутствии спутников. Если женщина одинока, то спутника она приглашает или нанимает. В Италии в Средние века таких наёмников называли чичисбеями. Дама держала в руках розу, а её спутник шпагу. В те времена роза считалась символом женщины, эфес шпаги означал крест. Понимаешь?
- Почему же ты не вручила мне шпагу?
- Напоминанием о кресте служит гарота». (стр.418)
«- Постой, я сниму с тебя это! – чуть касаясь его шеи, она развязала узел гарроты.
Сжимая в руках колючую рабскую перевязь, он остался стоять на ночном шоссе, глядя, как гаснут вдали рубиновые искры». (стр.419)
Другими словами – «пища» для головы получена.
- Хайре!
P.S.
Относительно рекомендации для камрадов - читать или нет, отвечу – сильно на любителя.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*
«Игры бессмертных», А-Веста.
Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2008