Один из выдающихся мастеров итальянской оперной школы, Беллини, несмотря на раннюю смерть, оставил весьма значительное творческое наследие. Будучи младшим современником Россини и предшественником Верди, он создал свой стиль, отличающийся красотой мелодии, глубокой лиричностью, человечностью, искренностью. Его произведения, как и оперы Россини и Верди, отразили подъём национально-освободительного движения в Италии. Они проникнуты патриотическим пафосом, исполнены высокой романтики. С именем Беллини во многом связан расцвет вокального исполнительства в середине XIX в., так как партии его опер дают богатейший и благодарный материал для вокалистов.
Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года в Катании на острове Сицилия в семье потомственных музыкантов. Музыкальные способности проявились у него очень рано, и отец, бывший дирижёром и композитором, стал его первым педагогом. В 1819 году Беллини поступил в Неаполитанскую консерваторию, а к её окончанию стал автором первой оперы "Адельсон и Сальвини" (1825). После постановки второй оперы, "Бианка и Джернандо" (1826) он был приглашён в Милан, где в сотрудничестве с самым известным либреттистом Италии Феличе Романи написал оперу "Пират" (1827). Следующие два года приносят 3 оперы, в том числе "Чужестранку" (1829), "Капулетти и Монтекки" (1830). В 1831 году была создана "Сомнамбула", ставшая одной из вершин творчества композитора. В том же году появилось и его самое совершенное творение - "Норма". Последняя опера Беллини "Пуритане" (1835) на сюжет из английской истории, написанная для Парижа, по праву стоит в одном ряду с двумя предшествующими.
Беллини скончался 23 сентября 1835 года в Париже. В 1876 году его прах был перевезён на родину и захоронен в соборе Катании.
НОРМА.
Опера в 2 актах (5 картинах).
Либретто Феличе Романи.
Действующие лица:
Н о р м а, верховная жрица (сопрано);
О р о в е з, её отец, верховный жрец (бас);
П о л л и о н, римский военачальник (тенор);
Ф л а в и й, его друг (тенор);
А д а л ь д ж и з а, молодая жрица (сопрано);
К л о т и л ь д а, служанка Нормы (сопрано);
Д е т и Н о р м ы (два сына) (без речей);
Друиды, народ (галлы).
Действие происходит в древней Галлии в эпоху римского владычества.
И с т о р и я с о з д а н и я.
Опера была заказана композитору летом 1831 года для миланского театра Ла Скала. В поисках сюжета Беллини обратился к трагедии А.Суме и Ж.Лефевра "Норма, или Детоубийство", которая была показана в Париже в апреле 1831 года и имела триумфальный успех. Сюжет трагедии заимствован из истории Галлии времён её покорения Римской империей, но истоками своими восходит к "Медее" Еврипида и "Велледе" Шатобриана (идея отмщения неверному возлюбленному убийством собственных детей). Трагедия привлекла композитора волнующим содержанием, яркими страстями, силой характеров. Центральная партия требовала великолепной певицы, которая, кроме уникального голоса и безупречной техники, обладала бы незаурядными актёрскими, драматическими способностями.
Либретто "Нормы", как и других беллиниевских опер, начиная с "Пирата", писал Феличе Романи (1788 - 1865), которому удалось создать основу для подлинной музыкальной трагедии. Поскольку авторов беспокоило, что довольно распространённая фабула может вызвать у слушателей ассоциации с другими операми, в частности, "Медеей" Керубини и "Весталкой" Спонтини, Романи подверг существенным изменениям многие сцены и характеры французского оригинала. Музыку Беллини сочинял с сентября по ноябрь, премьера "Нормы" состоялась 26 декабря 1831 года в миланской Ла Скала.
Опера оказалась на грани провала, так как певцы устали от напряжённых репетиций, а многие новшества музыкального языка и драматургии насторожили слушателей. Однако, уже на следующем спектакле успех стал расти, и "Норма" начала триумфальное шествие по музыкальным театрам Европы. Способствовали тому и политические причины: в Италии, охваченной освободительным движением, призыв к восстанию, отчётливо звучащий в произведении Беллини, находил особый отклик в сердцах патриотов.
С ю ж е т.
Действие 1-е. В священном лесу верховный жрец Оровез молит богов, чтобы они устами прорицательницы Нормы открыли день и час восстания против римлян. Закончив моление, он удаляется, а в запретное для них место спешат римляне Поллион и Флавий. Поллион открывает другу свою тайну: уже несколько лет он - возлюбленный Нормы, преступившей ради него обет безбрачия. У них растут два сына. Но теперь он разлюбил Норму , его страстно влечёт к юной жрице Адальджизе. Издали доносятся звуки приближающегося шествия друидов - жрецов галлов. Римляне прячутся. Галлы собрались в священной роще, чтобы выслушать пророчество Нормы, однако мысли верховной жрицы грешны: она думает об отце своих детей, боится разлуки с ним и потому объявляет, что Рим должен погибнуть не от галлов, а от своих пороков. В знак мира Норма жнёт священную омелу, жрицы собирают её в корзины из ивовых прутьев, а Норма, воздев руки к Луне, возносит молитву. Она прорицает, что в священный лес больше не должен вступать человек. Если же бог возжелает крови римлян, верховная жрица призовёт к мести с вершины храма. Окончен торжественный обряд, на поляне остаётся одна Адальджиза в ожидании любимого. Поллион открывает ей, что с зарёй должен отправиться в Рим. Он уговаривает юную жрицу последовать за ним.
В укромном жилище с верной служанкой Клотильдой прячет Норма своих сыновей. Норма в отчаянии: она узнала о грядущем отъезде Поллиона, но сам он скрыл это от неё. Значит, он хочет бежать, оставив её и детей. Адальджиза робко просит позволения войти. Она пришла к верховной жрице с покаянием: сердце её охвачено любовью. Норма утешает её и своей властью разрешает от обета. Но не успевает Адальджиза назвать имя своего избранника, как в жилище появляется Поллион. Девушка с наивной гордостью указывает на него. Итак, Норма и Адальджиза соперницы. Страшный гнев Нормы изливается на изменника. Узнав правду, Адальджиза отказывается от любимого.
Действие 2-е. В покоях детей ночью со светильником и кинжалом появляется Норма. Она задумала убить их, чтобы отомстить неверному, но не в силах сделать это. Приказав Клотильде привести Адальджизу, Норма просит счастливую соперницу взять детей в Рим и быть для них доброй матерью. Но Адальджиза не может принять такой жертвы. Она пойдёт к Поллиону и убедит его вернуться к матери его детей. В измученной душе Нормы просыпается надежда.
В пустынном месте близ леса друидов, окружённом пропастями и пещерами, собрались галльские воины. Их призвал звон щита бога Ирминзула, возвещающий восстание.
Храм Ирминзула. Здесь, у жертвенника, находится щит, в который трижды ударяет Норма. Со всех сторон в храм сбегаются друиды, барды, жрецы и жрицы во главе с Оровезом. Норма призывает к битве, барды запевают военную песнь. В храме, в жилище юных прислужниц, схвачен Поллион, пытавшийся похитить Адальджизу. Её план потерпел неудачу: ещё более пленённый прелестью юной, молящей его девушки, римлянин отказался вернуться к прежней любви. Теперь он стоит перед Нормой, приговорённый к смерти. Жрица медлит. Она всё ещё надеется, но Поллион отвергает её. Готовится погребальный костёр, на котором погибнет виновный. Восходит на костёр сама Норма: она виновна, она нарушила обет безбрачия и должна понести заслуженную кару. Лишь об одном молит она Оровеза - пощадить невинных детей, взять на себя заботу о них. Потрясённый величием Нормы, силой её духа, Поллион идёт на смерть вместе с ней.
Norma - MARIA CALLAS;
Pollione - MARIO FILIPPESCHI;
Adalgisa - EBE STIGNANI;
Oroveso - NICOLA ROSSI-LEMENI;
Flavio - PAOLO CAROLI;
Clotilde - RINA CAVALLARI.
Coro e Orchestra del Teatro alla Scala, Milano.
Conducted by Tullio Serafin.
Recorded: 23.IV - 3.V.1954, Cinema Metropole, Milano.
http://tonnel.ru/index.php?l=music&alb=20839