Сенсорное развитие (слух, зрение, обоняние. осязание, вкус).
Игрушки для развития зрительного восприятия и внимательности наиболее актуальны для детей с проблемами со зрением. У ребенка с нарушениями зрения обычно есть какая-то способность видеть, и очень важно научить ребенка максимально использовать имеющееся зрение. Старайтесь стимулировать зрение ребенка.
Почему черно-белые игрушки?
Вот ответ на этот вопрос, выдержка из книги Сары Брюэр "Суперребенок"
ЗРЕНИЕ
Для нормального развития зрение очень важно. Именно видя предметы, ваш ребенок захочет узнать, как они называются. Стремление тянуться к предметам, переворачиваться, ползать и ходить тоже происходит от любопытства и желания исследовать все, что он видит вокруг.
При рождении поле зрения ребенка более ограничено, чем ваше собственное. Скорее всего он будет смотреть на предметы, которые находятся не дальше 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу и на расстоянии не более 90 см от тела. Когда он лежит на сгибе вашей руки и сосет грудь, он естественным образом может фокусировать зрение на предметах на расстоянии 17 - 20 см. Обычно к 2 неделям он начинает узнавать лицо матери и отца. Его зрение на 10 - 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. Новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета. Новорожденные предпочитают прямые или ломаные линии кривым или волнистым. Кроме того, их привлекают простые изображения лиц.
К б неделям ребенок может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться. Его особенно привлекают изображения лиц и концентрических кругов. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Между 2 и 4 месяцами количество синапсов начинает резко расти и увеличивается не менее чем в 10 раз. Именно в это время зрение вашего ребенка резко улучшается, и он уже может следить за предметами глазами или поворачиваться в направлении звука. Ему начинают нравиться более сложные рисунки (4 концентрических круга, а не два) и кривые линии и формы, а не прямые или ломаные. Кроме того, его поведение показывает, что он помнит увиденное.
Многие дети к 2 месяцам начинают различать цвета, потому что в сетчатке начинают работать колбочки. Но до 3 месяцев, возможно, они не видят синий цвет так же хорошо, как красный или желтый.
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах. Ему очень нравится наблюдать за вами и за другими людьми, особенно детьми. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. Кроме того, у него появляется чувство объема, и к 4 - 5 месяцам он начнет тянуться к предметам, которые видит. К 7 - 8 месяцам ему будет удаваться хватать предметы и засовывать их в рот.
При выборе игрушек мы можем руководствоваться данными знаниями, начиная показывать простые картинки, постепенно переходя к более сложным. Ребенок с плохим зрением также как и новорожденный лучше всего видит на близком расстоянии.
Наиболее отчетливо дети видят с расстояния 20-25 см. И что примечательно, - это именно расстояние от его глаз до глаз матери при кормлении грудью. Постепенно это расстояние можно увеличивать. Такие детки различают свет и тьму, видят очертания предметов и проявляют больше интереса к предметам небольшого размера и причудливой формы. Движущуюся игрушку, даже очень яркую, ребенок также не замечает, пока она не приближается к нему, поэтому используйте большие игрушки. Мелкие игрушки трудны для зрительного и тактильного восприятия. Игрушки для малышей должны быть ярких контрастных цветов с хорошо различимыми деталями. Больше всего внимания привлекают игрушки красного и оранжевого цвета. Основные цвета- это синий, жёлтый, красный, и зелёный- различают хорошо даже детки с ослабленным зрением. Выбирая игрушки, помните об этом. Ребенок, окружение которого визуально обогащено, обычно более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции. Следите за тем, чтобы ребенок играл в светлом, хорошо освещенном помещении.
Если ваш ребенок не видит одним глазом -например, из-за врожденной катаракты, - необходимо хирургическое вмешательство. В противном случае мозг перестроится и перестанет принимать сигналы от сетчатки пораженного глаза. Если катаракту убрать позже, зрение глазу уже не вернуть, несмотря на то, что функционально он будет здоров. Это называется мозговой слепотой. Впрочем, если катаракта возникает в более поздний период, нормальное зрение может вернуться.
Следующие предметы также могут стимулировать зрение ре-бенка и его интерес к окружающему:
1. Наше зрение работает на контрастах: начните с черно-белых игрушек. Чёрно -белые геометрические рисунки способствуют развитию зрения. Рисунки развешивают на расстоянии 20-25 см от глаз ребёнка. Эти объекты необходимо время от времени менять, чтобы они не надоели малышу. ГЛАВНОЕ КОНТРАСТНОСТЬ.
Оригинальные черно-белые-картинки от Антоновой Татьяны выложены здесь. Черно-белые восточные орнаменты также можно использовать для работы.
http://www.forum.littleone.ru/archive/index.php/t-193333.htmlhttp://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=220872 http://www.sleepingbaby.net/jan/Baby/mobile.html нажать на black and white Черно-белый мобиль
http://moi-malish.livejournal.com/34778.html http://depositfiles.com/files/cs3msxy0v Можно распечатать простые черно-белые картинки (геометрические фигуры, орнаменты, причудливые линии и узоры, лица, животных) и повесить на кроватку и стены в зоне видимости малыша и периодически менять. Можно из подносить к малышу ближе- дальше, с разных ракурсов и называть- например- собачка- ав-ав. Постепенно малыш их начнет узнавать и показывать вам своим поведением и звуками какие картинки ему наиболее интересны. Я рисовала подобные карточки еще 8 лет назад, когда родился мой сын и у него были очень большие проблемы с глазками, особенно птоз - мне посоветовала врач из городского глазного центра. И именно эти картинки заставляли его самому открывать глазки - просто некоторые врачи тут же рекомендовали приклеивать открытые глазки к верхнему веку скотчем, что казалось мне кощунством. Считаю, что черно-белые очень нам помогли! Вот сделали наши черно-белые картинки.
Ребенок действительно на них смотрит... дольше, чем на предметы обстановки или игрушки.
Пока только одного размера. Все картинку двусторонние: одна сторона с черной картинкой на белом фоне, другая с белой на черном. Поскольку я предполагаю их дальше в других играх использовать есть повторяющиеся (но не одинаковые) картинки. Охвачены темы: домашние животные и птицы, дикие животные-рептилии-пресмыкающиеся-насеком
ые, транспорт (очень по простому пока), погода, времена года. Есть еще один человечек - уже для ролевых игр с картинками. Размер карточек 9.5х9.5 см.
Из обрезков сделала карточки с цветами, на обратной стороне геометрическая фигура того же цвета.
В первый день, доча была так рада, она смотрела на них и улыбалась, говорила "УУУУ"!
Теперь каждое утро я ей показываю рожицы, они ей больше всего понравились - она смотрит, а я говорю: "Доброе утро, Улечка!", отвечаю за нее: "Доброе утро, девочка!"; "Как дела, Улечка?", "Хорошо!"; "Пока, Улечка!", "Пока, девочка!"
Очень инетересно смотрть реакцию на ту или иную картинку, я заметила, что те картинки, что нравятся мне, ей тоже очень нравятся!
А это я сделала сама и повесила в файлики в ванной, доча купается, смотрит на них и смеется!
Морская-водная тематика
http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?f=1&t=1004&start=30