-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_anthropology_ru

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.08.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 50




Некультурная антропология - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/anthropology_ru/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anthropology-ru.livejournal.com/data/rss??aa112ce0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Про тюркского богатыря Коловрата

Четверг, 15 Февраля 2018 г. 00:07 + в цитатник
Собрался я с силами и посмотрел на днях новый российский блокбастер - "Легенда о Коловрате". Как и ожидалось, фильм произвел на меня тягостное впечатление. И дело даже не в отсутствии какого-либо историзма в нем, а в полной сумбурности и нелогичности сюжета. И это не говоря о тотальном кинематографическом плагиате, мне кажется, там собрано буквально все, что я видел в мировом историческом кино за последние 20 лет.

О фильме "Коловрат" не писал только ленивый, поэтому я не буду утруждать себя разбором бесконечных ляпов этого "шедевра", а там "прекрасно" буквально все - от видов старой Рязани, взятых с полотен В. Иванова о "Ведической Руси", до облика Бату-хана, скопированного из фильмов про японских гейш. Хоть как-то оправдывает авторов только их чистосердечное признание в том, что "Легенда о Коловрате" не является историческим кино.
Честно признаюсь, что предыдущий "шедевр" российского кинематографа о русской истории - фильм "Викинг", понравился мне намного больше, поэтому год назад я его разбирал более детально в одной из своих статей.

Сейчас, я, как и многие, решил рассказать о настоящем Евпатии Коловрате, именно такой заголовок можно увидеть у многочисленных статей в интернете, посвященных этому персонажу - "настоящая легенда о Коловрате", "правда о Коловрате", "каким он был на самом деле" и т.д.

Вот и я поведаю своим читателям всю правду "о Коловрате".




Итак, как известно, имя Евпатий Коловрат упоминается только в одном древнерусском литературном памятнике - "Повести о разорении Рязани Батыем", это произведение было написано примерно в 16 веке. Есть предположение, что в "Повесть" были включены отрывки из не уцелевшей Рязанской летописи. Сюжет повести о Евпатии Коловрате хорошо известен, там русский богатырь проявляет чудеса храбрости в битве с монголами и гибнет вместе со своим отрядом. Доказать или опровергнуть подлинность истории о Коловрате на данный момент невозможно, так как других упоминаний об этом подвиге русских воинов нет.

Особый исследовательский интерес представляет имя Евпатия, вернее его прозвище - Коловрат. Если проследить упоминания этого слова и его примерную этимологию, можно выяснить многие ранее неизвестные детали. К сожалению, этому термину уделяют мало внимания, более того, в авторитетном этимологическом словаре М.Фасмера слово "коловрат" вообще отсутствует.
Но, значение данного термина дает словарь Даля.

"Коловорот, коловрат м. ворот, шпиль, стоячий вал с рычагами, для подъема груза, тяги невода и пр. баран, бочка, навой. | Сверло. | Изгиб, извилина реки, твер. пск. | Человек коловерт, в знач. бестолковый, изменчивый, непостоянный.
Коловратный, кружащийся, вертящийся, обращающийся вокруг; | *изменчивый, переменный, непостоянный. Коловратность ж. свойство или сост. коловратного. Коловратничать, быть шатким, нерешительным, изменчивым, непостоянным. Коловатничанье ср. действ. это. Коловертный тамб. скорый, проворный, ловкий, расторопный, бойкий; | легкомысленный, непостоянный".

Как видим, в русском языке термин "коловрат", связан со словом коло (круг) и движением. В древнерусских письменных памятниках коловратами называли спусковые механизмы самострелов (арбалетов).
Вполне возможно, что прозвище Коловрат русский герой получил за личную ловкость и подвижность. И естественно это слово не несет того смысла, который в него вкладывают современные неоязычники - никакой связи с солнцем и свастикой у этого термина нет, ибо не существует ни одного упоминания в источниках об этом. Но общее представление о языческой сущности прозвища "Коловрат" у современных неоязычников может быть верным. Об этом чуть ниже.

Представляет интерес частота упоминания термина "коловрат" в виде личного имени, прозвища или топонима. Создается впечатление, что прозвище Коловрат на Руси имел только один персонаж "Повести о разорении Рязани Батыем". Что само по себе странно, так как ловких и подвижных людей на Руси несомненно было много, но о русских Коловратах почти ничего неизвестно.

Если расширить круг наших поисков, то выяснится, что Коловраты в приличных количествах существовали (и существуют) у западных и южных славян. В Чехии мы без труда найдем аристократический род Коловратов и одноименный район в Праге, видимо, названный в честь этой семьи, возможно первое упоминание данного рода можно отыскать в "Славянском именослове" М. Морошкина в форме Colovrathih - оно засвидетельствовано в 1206 г. в Моравии.
Также мы найдем горный хребет Коловрат в Словении. Там же в Словении, Коловрат - название села и средневекового замка. Также подобные топонимы можно найти в Боснии, Сербии и Болгарии.

И тут возникает закономерный вопрос. Если термин "коловрат" общеславянский и обозначает нечто кружащееся, то почему он так плотно выявляется только у западных и южных славян. Разве на Руси не было своих колес, вращающихся предметов, ловких и проворных людей? Почему у нас только один известный Коловрат?
Может быть есть нечто, что могло бы объяснить массовое присутствие коловратов на западе и юге славянского мира?

И выясняется, что есть. Ибо еще на заре формирования славянства термин "коловрат" уже массово употреблялся.

Мы находим похожие термины у тюрок, создавших Аварский каганат и Первое Болгарское царство, эти государственные образования находились как раз там, где сейчас проживают западные и южные славяне.

Это военные и жреческие титулы, которые можно найти в надписях протоболгар, написанных по-гречески в форме κουλουβρος, κολοβρος, κολοβρον, κολαβρα (в авар. Βοοκολαβρα, κολοβρα, βουκολοβρα). На русском языке эти термины звучат как колобор, коловор, коловр и обозначают жрецов, шаманов, магов, волшебников и т.д. О ранних болгарских титулах можно прочитать здесь (болгар. язык)



Как ни странно, но болгары не пытаются выводить этимологию данных терминов из славянских языков. Ближайшие аналоги находят или в тюркских, монгольских, или в иранских языках. Например, интересна версия про участников религиозной процессии холовырах (хулабыр, холовыр) в Северо-Западном Китае (Потанин 1905, 378–379).
Хотя, мне кажется, что и славянское происхождение данного термина тоже может быть убедительным. Ведь, коловращение, вращение по кругу может быть свойством именно шамана, жреца.

Вывод о жреческих функциях коловоров был сделан на основе анализа упоминаний этого слова в "Житии Иоанна Златоуста" и текста "Истории" византийского писателя Феофилакта Симокатты. Симокатта писал об аварском жреце, который прославился тем, что переспал с женой самого кагана:

"Был некий скиф, носивший прозвище Боколабра (если кто хочет совершенно ясно понять это прозвище, то я сейчас истолкую это имя, переведя его на греческий язык. Переделав скифское слово на эллинский язык, мы получим толкование: маг, что то же самое, что священнослужитель)"

Прозвище Боколабр (Bookolabrax) возможно проистекает из совмещения двух терминов, где боо- обозначает шамана в монгольских языках, а колабр - это уже шаман у тюрок или славян.

В надписях Первого Болгарского царства титул коловр, коловор чаще упоминался не самостоятельно, а вместе с другими должностями, например, багатур-коловор (богатырь-чародей), кан-боил-коловор (буквально, хан-боярин-чародей)
Надпись болгарского хана Пресиана (правил с 836 по 852 год):

"Пресиан, от бога архонт многих болгар, отправил Исбула, кавхана, дав ему войска и ичиргу боила и хана боила колобора против смолян"

В Первом Болгарском царстве, как и в других каганатах того времени (Хазарском, Аварском и Русском каганате) существовало двоевластие, где главным был кан сюбиги/канасубиги (предположительно, великий хан), а его заместителем выступал кавхан ( и кан, и кавхан близки по звучанию к титулу каган). Поэтому смысл надписи, что выше - хан Пресиан отправил своего заместителя кавхана Исбула против славянского племени смолян с войсками, и вместе с ним в поход должны были идти ичиргу боил (внутренний, ближний боярин хана) и хан-боил-коловор/колобор (видимо, начальник над жрецами, главный шаман, буквально, хан-боярин-жрец).

У протоболгар титул коловор мог носить не только главный жрец, но и люди ниже статусом. Видимо "коловоров" было много. Например, некий богатырь-боярин-чародей-коловор упоминается в поминальной надписи от лица хана Маламира (831—836) :

Надпись № 69
"Канасубиги Маламир (говорит): Чепа, багатур-боила колобор был моим сотрапезником, но он разболелся и умер".

Также коловоры присутствуют в протоболгарских надписях и без воинских титулов. Поминальная надпись от лица хана Омуртага (814 — 831):

"Канасубиги Омуртаг (говорит). Колобор, ичиргу (ближний) колобор был моим сотрапезником, но заболел и умер".



Есть упоминания и о простых багатурах-колоборах, это может свидетельствовать о том, что коловоры протоболгарских надписей - это необязательно именно жрецы, т.е. те, кто приносили жертвы и управляли религиозными обрядами. Возможно, это чародеи в более широком смысле, например, воины, проявившие некие "волшебные" качества в бою.

В сущности, именно такие сверхъестественные качества демонстрирует русский боярин Евпатий Коловрат в бою с монголами.

Теперь главный вопрос - как западные и южные славяно-тюркские коловоры-коловраты могли попасть в текст русской "Повести о разорении Рязани Батыем"?

Вполне возможно, что это заимствование, русский книжник, писавший "Повесть" в начале 16 века, взял из западнославянской литературы понравившееся ему прозвище "Коловрат", которое, как он знал, обозначало храброго воина, владеющего невероятными способностями. Совсем необязательно думать, что русский книжник представлял себе весь языческий смысл этого слова. К этому времени этот смысл мог уже полностью повсеместно утратиться. Но по сути, как видим, оно ему подходило, ведь Евпатий Коловрат - это воин, проявляющий просто чудеса храбрости.

Но, возможен и второй вариант - титул коловор, коловрат мог существовать и непосредственно на Руси, особенно во времена существования Русского каганата. Он мог быть заимствован русами вместе с другими тюркскими титулами - каганом, боярами, богатырями и т.д. Просто в силу своей языческой сущности это прозвище очень редко употреблялось. Например, всем известное слово "богатырь", заимствованное у тюрок и монголов, стало активно применяться в древнерусской литературе только после татаро-монгольского нашествия, при этом нет никаких сомнений, что тюркский титул батыр-багатур был известен русским людям и раньше.
Возможно, здесь может быть интересно слово куловер в значении раскольник, еретик, а когда-то может быть и язычник из словаря Даля.
КУЛОВЕР м. южн. бранное раскольник (коловер, около?) Словарь В.Даля.
Звучание и смысл здесь похожи на протоболгарские образцы, к тому же употреблялось это слово больше на юге России.

М. Пресняков. Евпатий Коловрат


Мои статьи об истории каганатов в Восточной Европе:

О священных каганах Руси и Хазарии
Живописная история Болгарии
О том, как славяне штурмовали города
Про то, как славяне создали всю европейскую рыцарскую конницу
На кого был похож князь Святослав - на болгарина или хазарина?
Тюркские короли Балтики
Про польских каганов, съеденных мышами
Русский каганат в Пруссии
Хазарское солнце

https://anthropology-ru.livejournal.com/712904.html


Метки:  

Понравилось: 43 пользователям

Тюркские амазонки

Понедельник, 05 Февраля 2018 г. 02:06 + в цитатник
Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется. Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов, имеющих много общего с иранским зороастризмом.

В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний, которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус, чем у народов земледельческих. Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами.

Плано Карпини, "История монгалов"
"Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно".

Анналы Бертонского монастыря (Annales Burtonenses) о монгольской армии:
"Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые".




Сейфи Челеби (XVI век) "Таварих" (Хроника)
"После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи" .

Татарские женщины, как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский (1200 — 1268 гг.).

Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита"
"Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь".

Иоганн Шильтбергер, "Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год".
"В бытность мою у Чакры перед ним и Едигеем предстала одна татарская дама по имени Садур-мелик, со свитой, состоящей из 4 тысяч девиц. Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля. Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне (лошади или седла) по мечу и луку.

Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила!". Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец".

Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей. Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии.

"Книга моего деда Коркута" (Китаб-и деде Коркуд)
Рассказы о Бурла-хатун жене Казан-Бека:
"Сорок стройных дев на коней посадила, вороного жеребца привести велела, сама верхом села, мечом опоясалась и [на поиски сына] отправилась…
"Высокорослая Бурла-хатун разрубила мечом черное знамя гяуров, сбросила (его) на землю"

Кадры из турецкого сериала "Эртогрул".


Интересно, что в 17 веке участник немецкого посольства в Персию Адам Олеарий оставил описание могил Казан-бека и его жены Бурла-хатун в Азербайджане, он даже отметил необычную длину ее гробницы, ведь не даром Бурла-хатун имела постоянный эпитет "высокорослая")

Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию"
"Царь Кассан, умерший позже своею смертью, похоронен у Тавриза при реке Аджи. Там и теперь можно видеть эту гробницу. Место погребения его супруги, царицы Бурлэ, показывают у крепости Урмия. Говорят, что могила в 40 футов длиной. Жители утверждают, что эта прежняя нация отличалась людьми гораздо более высокими и сильными, чем нынешние"

Хивинский историк 17 века Абу-ль-Гази отмечает, что жена Казан-бека из племени салор (Салор-Казан-алп) имела высокий рост и была одной их семерых женщин захвативших власть в тюркском государстве (иль), видимо речь опять идет о Бурла-хатун.

Абу-ль-Гази (1603—1664) "Родословная туркмен"
"Знатные люди и бахши из туркмен, сведущие в истории, рассказывают: семь девушек, подчинив себе весь огузский иль, много лет были беками. Первая из них — Алтун-Гозеки, дочь Сундун-бая и жена Салор-Казан-алпа, она была высокого роста"

"Выстрел", художник Булат Гильванов.


"Книга моего деда Коркута" (Китаб-и деде Коркуд)
Повествование о невесте тюркского героя Кан-Туралы Сельджан-Хатун:

"Кан-Туралы глаза приоткрыл, поднял ресницы, видит невеста его на коне, и конь и сама в броне, с копьем в руке, не царевна, а царь-девица!"

О боевых действиях Сельджан-хатун:
"Как увидела это Сельджан-хатун, внутри ее зажегся огонь; как сокол влетает в стаю гусей, она пустила коня на гяуров; с одного конца сокрушив гяуров, она вышла на другой конец".

"Тут Сельджан-хатун пустила коня, нанесла поражение ( врагам ); бежавших она не преследовала, просивших пощады не убивала. Она подумала, что враг разбит; с лезвием меча в крови она пришла в шатер".

Более чем вероятно, что основа женского головного убора у туркменских племен - гупба, имеющее форму верхушки боевого шлема, действительно, является его декоративной копией, призванной оставить память о том, что когда-то тюркские женщины носили защитное вооружение.
Это татарское женское украшение стало основой для российской Шапки Мономаха, я делал об этом специальный пост.



Отрывки из каракалпакского поэтического сказания "Сорок девушек" ("Кырк Кыз") Поэма рассказывает о борьбе богатырши Гулаим и ее женской дружины с джунгарами и персидским Надир-шахом в 18 веке. Само представление о женщинах-воинах несомненно более древнее и восходит к 9-10 вв. - времени сложения тюркских этносов в Средней Азии. Один из вариантов эпоса "Кырк Кыз" можно прочитать здесь.

****
Повела за собой подруг

На широкий зеленый луг,

Завязала потешный бой.

Кони быстрые горячи,

А в девичьих руках - мечи.

На своих подруг дорогих

Гулаим глядит, весела,

Ободряет и учит их

Выбивать врага из седла,

В боевом наряде мужском

По-мужски сражаться с врагом,

Тонкий стан стянув кушаком,

Без ошибки владеть клинком;

Учит их искусству, каким

Настоящий храбрец-батыр

В грозный час удивляет мир.

Картины Булата Гильванова из цикла "Алтынчеч и сорок девушек"


****
"Кырк Кыз"

Наши силы, как луки, напряжены,

Кони наши откормлены и сильны,

Древки доблестных копий у нас в руках

Позолоченной сталью оснащены.

Ты за дело взялась, как прямой батыр.

Ты готовишься к битвам, хоть любишь мир.

Чтоб клинки не заржавели, ты в ножны

Терпеливо втираешь смолу и жир.

Ты подругам вручила мечи, уча

По-мужски нападать и рубить сплеча,

Чтобы дорого враг нашу кровь купил,

Не ушел от девического меча.

https://anthropology-ru.livejournal.com/712679.html


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Кокошник и шапка мономаха как неизвестный восток

Понедельник, 15 Января 2018 г. 01:29 + в цитатник

Метки:  

Китайский музей раскритиковали за фотовыставку зверей и африканцев со схожими эмоциями

Вторник, 17 Октября 2017 г. 19:17 + в цитатник

Китайскому музею после обвинений в расизме пришлось закрыть выставку фотографий, в которой сопоставлялись изображения диких африканских животных с чернокожими людьми. Как пишет газета The New York Times, в разделе «Это Африка» в Музее провинции Хубэй в Ухане были представлены фотографии животных и людей с похожими выражениями морд и лиц. Так, например, одну пару составляли мальчик и воющий шимпанзе, другую – человек и лев и человек и бабуин. Как заявили кураторы выставки, экспозиция фотографа Юй Хайпина была закрыта после жалоб африканцев, в том числе студентов, проживающих в Китае. Источник.

Наводка от hitman_23 в pro_negrov.

https://anthropology-ru.livejournal.com/712151.html


10 странностей, которые считаются сексуальными у разных народов

Суббота, 09 Сентября 2017 г. 04:31 + в цитатник

Был ли Конан-Варвар женщиной?

Понедельник, 21 Августа 2017 г. 17:52 + в цитатник
Оригинал взят у maximus101 в Был ли Конан-Варвар женщиной?
Я достаточно много писал о Конане-Варваре на страницах своего журнала, но почти всегда только вскользь, ибо сей персонаж весьма сложен для понимания, история киммерийцев до сих пор плохо изучена.
Сейчас я хотел бы продемонстрировать читателям то, как он мог выглядеть. Хотя конечно почти все знают о внешности Конана и так, ведь всем известно, что это такой здоровый мужик с длинными волосами и бритым лицом, еще он всегда изображается с разного рода холодным оружием. Все это так и есть, ведь почти все смотрели фильмы о Конане, особенно он хорош в исполнении Шварценеггера.

Но все же несколько исторических изображений не помешают. В 1998 году на юго-востоке Турции в городе Хаккари были найдены 13 каменных антропоморфных стел, которые существенно отличались по стилистике от любых человеческих изображений в Передней Азии.



На стелах были изваяны воины неизвестного племени, они имели бритые лица (т.е. не имели бороды, характерной для жителей этого региона) и были увешаны грудой оружия. В общем, выглядели так, как и должен выглядеть настоящий Конан-Варвар. Лица на стелах из Хаккари были похожи на изображения скотоводов из Северо-Восточной Азии III-II тыс. до н.э., прежде всего на каменные изваяния чемурчекской культуры. Отсутствие местных переднеазиатских аналогов свидетельствует в пользу пришлого характера культуры оставившей после себя стелы в Хаккари. Датировать данную культуру можно примерно I тыс. до н.э., так как на этих стелах присутствует изображение всадника, уверенно сидящего в седле, а как известно всадничество стало активно развиваться только в железном веке.

Подобными всадниками и были киммерийцы - это была волна ираноязычных кочевников обрушившихся в VIII веке до н.э. на Переднюю Азию. Киммерийцы были родственны скифам, поэтому как и у последних, их культура была сформирована в районах Южной Сибири и Восточного Туркестана, где прослеживаются каменные изображения подобные стелам из Хаккари. О связи изваяний из Хаккари и культур Северо-Восточной Азии более детально можно прочитать в статье Л.А. Соколовой "Антропоморфные стелы Хаккари (Юго-Восточная Турция) в историческом контексте".

Именно так и выглядел настоящий Конан-Варвар. Он имел широкие плечи, голое лицо, на голове нечто похожее на тиару. Также он носил характерный гульфик, интересно, что его пленные (заткнутые за пояс) и поверженные враги тоже имели подобные гульфики.


Особый интерес представляют бритые лица воинов на стелах из Хаккари, дело в том, что в образе кочевников без бороды древнегреческие художники изображали легендарных амазонок. В связи с этим, эти изображения могут приобретать двоякий смысл, их можно трактовать и как образы реальных киммерийцев, активно воевавших с греками в VII веке до н.э. в Малой Азии. Уже давно высказываются предположения, что амазонками греческих авторов могли быть многие племена из Анатолии с характерным обликом, например, хетты, которые также брили лица, или пришлые кочевники из Южной Сибири. Эти народы также имели развитые традиции различного женского доминирования - равные права царя и царицы у хеттов, женщины-воительницы у кочевников, что могло сказаться на их "женском" облике в глазах греков.



Греческие авторы часто прямо называют безбородых варваров амазонками. Например, подобное мнение можно найти у Палефата в его труде "О невероятном":

"И про амазонок я утверждаю следующее: это были не воинственные женщины, а мужчины-варвары, которые носили хитоны до пят, как фракиянки, на головах — митры, а бороды сбривали, как и теперь патариаты, живущие у Ксанфа. Поэтому враги и звали их бабами. Вообще же амазоны были племенем доблестным в сражениях. А чтобы когда-нибудь существовало женское войско, невероятно, и сейчас нигде такого нет".

Или в схолиях (комментариях) к Илиаде Гомера:
"Некоторые говорят, что выступавшие в поход были не женщины, а мужчины-варвары: они носили длинные до земли хитоны, волосы повязывали повязками, а также брили волосы, и поэтому враги называли их женщинами. Они были из племени амазонов ('Αμαζονες) и храбры в бою. Невероятно, чтобы когда-нибудь был женский поход: ведь и ныне их нигде не бывает".

Можно заметить, что воины на камнях из Хаккари соответствуют описанию "женоподобных" варваров у Палефата - у них голые лица и высокие головные уборы (митры). Так что на каменных менгирах из Хаккари мы видим изображения амазонок и Конана-Варвара одновременно)





https://anthropology-ru.livejournal.com/711640.html



Понравилось: 1 пользователю

Эмпатия, черствость и наши страны

Понедельник, 21 Августа 2017 г. 17:51 + в цитатник
Читал блог некой ирландки, которая поехала работать в Латвию. В смысле "в какое гадкое место я оказалась".
Да мнение не уникальное. Недавно посматривал её страницу, чтоб поделится ссылками.
https://expateyeonlatvia.wordpress.com/
Иначе некоторые издалека не понимают и удивлятся, как можно не любить такое место. И натолкнулся на научное исследование, про эмпатию в разных странах.
http://rus.lsm.lv/statja/analitika/analitika/samie-cherstvie-lyudi-na-planete-zhivut-v-baltii-i-v-vostochnoy-evrope-v-celom.a205656

Эмпатия, согласно Википедии — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.




Какая страна самая недружелюбная в мире:

53. Россия (3,44)
54. Румыния (3,38)
55. Чехия (3,37)
56. Латвия (3,37)
57. Словакия (3,35)
58. Финляндия (3,33)
59. Болгария (3,33)
60. Польша (3,32)
61. Эстония (3,27)
62. Венесуэла (3,26)
63. Литва (3,15)



Ну да, не самая лучшая компания. Кстати, Финляньдия богатая страна. Но почему некто туда не уежает, таки предпочитая следующие страны:


22. Германия (3,61)
...
38. Ирландия (3,52)

44. Норвегия (3,47)
...
47. Великобритания (3,47)
...
49. Швеция (3,45)


И самые человечные:

1. Эквадор (3,97)
2. Саудовская Аравия (3,89)
3. Перу (3,77)
4. Дания (3,76)
5. Объединенные Арабские Эмираты (3,76)
6. Ю.Корея (3,74)
7. США (3,72)
8. Тайвань (3,71)
9. Коста Рика (3,69)
10. Кувейт (3,68)





Эмпатия понятие западное и научное. А возможно только американское. Хотья и в юдаизме говорится, что всю тору можно редуцировать на слова: "не делай другим, то что не хочеш, чтоб дели тебе." А потом и в христианстве. Так что мож монотеистическое. И возможно, что в других культурах всё иначе.

А в Индии имеется понятие кармы. Её не как не перевести, хотя самая демистифицированая версия - наступать на одни и те же грабли, поколениями. А по другой версии - грех. Изобрели бы индусы социологию, измерали бы свою хохму, кармическость, приверженость дхарме и так далее. А на русском статью перевели как "Самые черствые люди на планете живут в Балтии и в Восточной Европе в целом". Но и черствость может быть несколько иным понятием. По этому и провели международное исследование.


И тут же скажут, да все они тупые, нечего не знают, а я то знаю, что на самом деле всё не так. Но всё сходится. За недостатком эмпатии как на личном так и на государственном уровне следует заниженная самооценка, неудовлетворённость жизню, меньшая совестливость и покладистость:


Общая закономерность, выявленная исследованием — население стран с большим уровнем эмпатии также демонстрировало и более выраженную склонность к коллективизму и просоциальному поведению, а также тяготение к совестливости, покладистости, эмоциональности и одновременном более высокие самооценку и удовлетворенность.

«Полной уверенности у нас нет. Мы сумели, однако, связать с уровнем эмпатии несколько факторов: так, в странах с более коллективистской традицией эмпатия выше, как и в более эмоционально экспрессивных странах, и в странах с более счастливым населением. На личностном уровне в странах с большей покладистостью и совестливостью больше и эмпатии. Сейчас трудно делать точные оценки для отдельных стран, однако, экономическая и политическая история могли оставить свой отпечаток. Возможно, и эти факторы относятся к эмпатии».


Просоциальное поведение - помощ, алтруизм, от выручки ближнему до благотворительности и волонтёрства. Совестливость - сколько совестно выполняет труд, взятый на себья долг, организованность. Покладистость - вежливость.


Здесь я остлушался про некий народ страдалец с большой болью. Только кто страдает по настоящему, не сирийцы ли? А здесь рационализация - обьяснение своих душевных страданий. Но страдания, что такие гады, не сравнимо с страданием в Сирии.

У нас на одной улице у всех домом повесили чёрные таблички, "тем, кто в 1941-ом ушёл и не вернулся." Мрачновато как то. Не хотел бы жить под похоронными табличками.

Скопировал с оргинала:
http://jcc.sagepub.com/content/early/2016/10/11/0022022116673910


Empathy is associated with a wide array of intrapersonal and interpersonal outcomes. Empathy is positively related to life satisfaction, emotional
intelligence, and self-esteem. More empathic people not only have larger and more fulfilling social networks compared with less empathic people, but they are
also more prosocial: They volunteer more, donate more to charity, and are more likely help others
in need, for more altruistic reasons.

blablabla... an emotional component of empathy (e.g., “I
often have tender, concerned feelings for people less fortunate than me”). ... a person’s tendency to imagine others’ points of view, and represents a cognitive or intellectual component of empathy (e.g., “I sometimes try to
understand my friends better by imagining how things look from their perspective”).

In samples of primarily North American college students, research finds that higher empathy is
consistently associated with higher levels of agreeableness and conscientiousness.

Agreeableness — the degree to which people are kind, gentle, and generous—is considered to be a primary interpersonal
trait. More agreeable people behave more prosocially, are less aggressive,
and score higher on other-oriented traits such as compassion compared with less agreeable people. (e.g., “I see myself as someone who is considerate and kind
to almost everyone”.)

Conscientiousness — the tendency toward being reliable, organized, and dutiful—often translates
into a better awareness of others and a greater consideration for others’ needs. (e.g., “I see myself as someone who does a thorough job”).


Prosociality. Three measures of country-level prosocial behavior were taken from the World Giving
Index, whether they had undertaken each of three charitable acts in the past month: donated money to an organization, volunteered
time to an organization, and helped a stranger or someone they did not know who needed
help.


Another interesting question we address in this article is the extent to which cross-cultural
levels of empathy covary with cross-cultural levels of self-esteem. Although excessively high
self-esteem may be detrimental to interpersonal relationships, in general, higher self-esteem enables people to care more about others because their own
needs are taken care of and satisfied. This idea is reflected in the robust
positive correlation between self-esteem and engagement in prosocial and community activities.

Moreover, studies have also linked higher levels of trait empathy to higher subjective wellbeing,
and prosocial behavior is often hypothesized to help cultivate happiness. This observation led to the hypothesis that trait empathy would
be associated with higher subjective well-being at the country level.


In both academia and popular culture, empathy is perhaps most known for its link to prosocial
behaviors. The most prototypic and commonly observed prosocial correlates of trait empathy are
charitable donations, volunteerism, and helping.

To test whether empathy was related to prosocial behavior, we regressed country-level charitable
donations, volunteerism, and helping separately onto country-level means for Empathy, weighting for each country’s sample size. As hypothesized, volunteerism and helping
were consistently positively related to Total
Empathy. Charitable giving was unrelated to any of the empathy scales, contrary to our
hypotheses.




As hypothesized, agreeableness and conscientiousness
were consistently positively related to Empathy across all cultures. Thus, we can conclude that empathy is
related to psychological characteristics at the country level in a similar way as it is at the individual
level.

We regressed country-level self-esteem, emotionality, and subjective well-being separately onto
country-level means of empathy from our sample while weighting for each country’s sample
size.
As hypothesized,
self-esteem and emotionality were positively related to Empathy across cultures. Also, as hypothesized, life satisfaction was positively related
to Total Empathy across cultures.



The current study represents the first large-scale examination of cross-country variation in dispositional
empathy. Evidence from 63 countries reveals that collectivistic countries were higher in
empathy compared with individualistic countries, and that country-level empathy was positively
associated with country-level agreeableness, conscientiousness, self-esteem, emotionality, subjective
well-being, and prosocial behaviors.
Many of these associations between empathy and personality, well-being, and prosocial
behavior are consistent with previous samples consisting mostly of North American college students.
To our knowledge, this study is by far the largest examination of cultural differences in
empathy, with respect to both the number of individuals and the number of countries represented.


We also found that countries with higher levels of empathy reported higher levels of volunteerism
and helping, but empathy was unrelated to charitable donations. There may be several
reasons why empathy was not associated with charitable donations. Worth noting first is the
considerable variability in how countries demonstrate prosocial behavior. Each country has its
own unique way of acting prosocially. In Liberia, only 8% of the population
reported giving to a charity in the last month. However,
76% of the population reported helping a stranger in the last month, one of the highest percentages
in the world. In this example, prosocial behavior is indeed high in Liberia, but is not necessarily
reflected in charity.
Next, charitable donations may be more closely related to individuals’ personal wealth and
resources rather than only their prosocial tendencies.

Future research can examine the mechanisms that give rise to cross-cultural variability in empathy. For example, are individuals with a particular set of psychological characteristics (e.g., high Empathic Concern) more likely to move to certain areas
(i.e., selective migration)? Or do the social/cultural characteristics of an area exert their influence
on individuals to make them more empathic (i.e., social influence)? How long does an individual
have to live in a particular culture before they assimilate?

Future research can examine the
conditions under which cultural differences in empathy emerge and how migration and socialization
pressures exert their influence on individuals over time. Extant work on examining
the origins of collectivism would be a useful avenue for future research in this regard.

One major limitation of the current study is that the survey was administered in English to all
participants, which may be problematic in studies of self-reported psychological characteristics.
For example, when students are randomly assigned to complete a survey in English (compared
with their native language), their scores tend to reflect English students’ psychological characteristics.

One common critique with studying cultural dimensions is that many of these indices correlate highly
with the development of a country (e.g., its standard of living, access to education, and life expectancy;). In a supplementary analysis, we found that empathy was unrelated to the Human Development Index, suggesting that empathy’s associations with individualism/collectivism are not subsumed
by considering the development of a country.



Лучше, читать не трёхкратный перевод журналистов а оргинальных публикаций. Тогда и вопросов не будет, если, конечно, можно понять, о чём. Но они в основном в закрытых журналах.
Я всецело против пиратства, и решительно его осуждаю. И по этому так же осуждаю Sci Hub - первый в мире пиратский научный сайт. В окошке пишеш название стати, и скачиваетя публикация. Что я тоже решительно осуждаю.
Но если бы журналюги перед перепечатыванием текстов из новостных агенств про очередные исследования "Британских Учёных", посмотрели и оргинальные исследования, мож и не появились бы "Британские Учёные".



А вообще, возможно это с одной стороны какая то региональная черта. Навешиваем ярлыки, и всё уже становится понятно, да это же фино-угры. Но черствость концентрируется вокруг Восточной Прусии, которой уже давно как нет. Прибалтийские фины сюда, но не в первых рядах двоечников. А угры, так вообще, среди отличников по человечности.

Но с другой стороны, бытовая история и строй могли оказать влияние на человечность. Возможно, злокачественные изменения в обществе произошли во времена эпохи стагнации. Ранние советские фильмы какие то более живые чем поздние.
А потом прошла приватицация, криминальная революция и Дарвиновское "выживает сильнейший". Что впрочем, не как не относится к Финляньдии.

А строй в Прибалтике традиционально индивидуалистический, хутора в лесу и рыбацкие деревни.

Так что скорее всё вместе.

Да и русский народ хоть и один, но не одинаковый. Подозреваю, что русский север похож на Прибалтику. Или даже еще своеобразнее, возмущались что беженцы с Донбаса громко разговаривают. И он постепенно пустеет. А юг наполняется людми. Мож и климат, но Норвегия наоборот, наполняется приежими.

Да и сама Прибалтика не однородна. И этническая история очень запутанная.
Возможно берег отличается этими чертами. Все Латвийские националисты, и русские и латышские родом из одного города - Лиэпаи. Они там в основном похожие, только языки разнятся. Там до восточной Прусии было рукой подать, а в 1945-ом образовался Курляндский Котёл, который здался только после капитуляции Германии. Только некаких "чёрных" там нет и небыло, так что воевали между собой. А на юго востоке же население постепенно переходит в белорусов.

Но с другой стороны, во времья террактов Питер оказался очень "просоциальным". Такие особенности моглы сложится во времья блокады. И тем питерцы похожи на армян. Ну или датчан.

Культурные особенности навернека влияют и на ежедневный уклад жизни и принимаемые решения. Так латыши приняли преамбулу к конституции, где написали, что существует некий государственный этнос, и что "каждый за себья". Что по западному - антисоциальность.

"Вот хорошо в Австралии. Рассказали, там пошол в гос завадение. Так ему сказали, у вас до пенсии отсалось пол года, и вряд ли вы за это времья найдёте работу. Так что мы дадим вам сразу." Но это только для себья, для своей категории, не уверен что другим групам он желал так же.

Так что непеонятное научное слово эмпатия можно заменить на человечность.

Причины политических плюмбаций, исходящих из Польши и Литвы, надо искать в социальном строе. Там не далеко не единный блок, а весма тяжкие отношения. Латвийский телевизор чаще показывает про Эстонию, или даже Беларусь. Хотя официально закреплён праздник, "день единство Балтов", латышей и литовцев.
"Литовцы на наш порт рельсы убрали, знем мы их, и европейский райл балтик до нас недотянут".
Но самые тяжкие отношения внутри "Республики обоих народов", Польша и Литва между собой конфликтует постоянно. Только времья от времени собираются на крестовый поход демократии.

Недавно из Киева кричали:
- Мы не хотим жить как в Казахстане, мы хотим жить как в Польше!
- Да что вы говорите, так и поляки не хотят жить в Польше.

Забавно, что украинские вожди этого не заметили. Говорят, в Британии понаехали "polish plumbers". И британцы уже твердят, что наш Лондон град нерезиновый. А ТВ эксперты всё времья ставять Польшу как пример успешных реформ. Хотя причина эмиграции может быть в другом, а с ВВП на душу всё в порядке.

Культурные особенности вещ изменчивая. Чтоб восточноевропейские страны стали нормальными, по моему следовало бы искоренить три порока:
- Нищету. На нищих даже производители алкоголя не могут заработать.
- Всё что попадает под расширенным понятием воровства.
- Антисоциональные культурные особенности.

п.с.
В РФ черты, упомянутые в связи с эмпатией, в последнне времья спускаются с верхов. А главное благотворительное организация - сухопутно галактические силы.

https://anthropology-ru.livejournal.com/711310.html


Цивилизация и межполовые отношения

Среда, 28 Июня 2017 г. 23:25 + в цитатник
Оригинал взят у redpill_ru в Цивилизация и межполовые отношения


Существование и процветание любой цивилизации основано на существонвании стимула для бета-самцов (а это большинство мужского населения, см. ниже) производить больше ресурсов, чем им нужно самим и одновременном контроле гипергамии у женщин. Последнее особенно важно: если гипергамию не контролировать, то, в частности, дети будут лишены опеки, воспитания и защиты со стороны своих биологических отцов. Одна из главных социальных задач любой религии заключается в том, чтобы поощрять конструктивное поведение и сотрудничество у представителей обеих полов, в то же время наказывая их за неспособность контролировать примитивные животные инстинкты. Договор, в рамках которого реализуется вышеописанная программа, называется браком. Общества, в которых поощрялся , а зачастую - насаждалася силой моногамный брак, с одной стороны гарантировали каждому бета-мужчине жену, а с другой - этим самым стимулировали в нём созидательный инстинкт. Женатый бета-самец обязан произвести достаточно ресурстов для содержания не только себя, но и своих жены и потомства.

В доисторическую эпоху у бета-самца такого стимула не было. Согласно результатам исследований, проведенных учёными-генетиками, в доисторическую эпоху примерно 80% женщин производили потомство, в то время как 40% становились отцами, откуда следует, что только лучшие из мужчин участвовали в воспроизводстве потомства в условиях полигамии, а у 60% оставшихся (низкоранговых) мужчин совсем не было доступа к сексу с женщиной. В свою очередь это означает, что женщины предпочитали "делить" между собой альфа-самца, чем "наслаждаться" обществом моногамного беты.

Ввиду вышесказанного, будет естественным разделить всех мужчин на альф (примерно 20%), бет (60%) и оставшисхя 20% - омег. Последних мы рассматривать не будем, поскольку для омег секса с женщиной практически не существует. 40% отцов в доисторическом обществе состояли из альф и более высокоранговых бет.

Исследования горилл, шимпанзе и первобытных гомо сапиенс подтверждют, что для мужчин естественны полигамия и неразборчивость в половых связях, что, собственно, не должно удивлять принявшего "красную таблетку". В то же время, женщинам также свойственна не моногамия (как это многим кажется), а - гипергамия. Это в свою очередь означает, что женщина в каждый отдельный момент времени, действительно, может находить привлекательным только одного мужчину, но поскольку статус мужчин в обществе далеко не статичен, её внимание может перейти от мужчины теряющего свой статус к мужчине, находящемуся "на подьёме". В среде альфа-самцов существует определённая и довольно значительная "текучесть кадров", о которой женщины хорошо осводомлены, калибруя свои поведение и выбор соответственно.

Так обстоят дела в доисторическом обществе, к которому мы постепенно возвращаемся. А тепрерь давайте опять вернёмся в цивилизованное общество. Итак, при системе "каждому бета-мужчине - по одной женщине", женщина, в свою очередь, получает защитника, кормильца и статус "замужней женщины" - более высокий, чем у незамужней женщины, проживающей, как правило, в бедности. Когда в рамках этой системы перестраивается всё общество, не выходе мы как раз и получаем "цивилизацию".

Именно такой была социальная организация практически всех великих государств, оставивших в истории неизгладимый след, одаривших человечество величайшими достижениями и существовавших на протяжении столетий. Отметим, что система "каждому бета-мужчине - по одной женщине" является необходимым условием величия государства, но не достаточным. Вообще, это удивительно - насколько схожими во всех этих государствах были традиции моногамного брака - вне зависимости от религии, культуры и исторической эпохи. В то же самое время, общества, которые отказывались от этой системы, быстро приходили в упадок (например, современная Швеция). Вышеописанный договор между полами (т.е., "каждому бете - по одной женщине") выгоден для бета-мужчин, женщин в возрасте за 35 и детей, но крайне невыгоден для альфа-самцов и молодых и красивых женщин. К счастью, вторая группа (альфы и молодые женщины) намного меньше первой (беты, женщины за 35 и дети). Для доисторического общества (к которому мы постепенно возвращаемся, наблюдая при этом неотвратимый коллапс цивилизации) было нормой, когда альфа-самцы монополизировали одновременно 3 и более молодых и красивых женщин, меняя их постоянно на более молодых (так, примерно, ведут себя некоторые российские олигархи), в то время как беты сраждались между собой за оставшихся молодых (и, как правило, некрасивых женщин), а также женщин в возрасте (бывших жён альф) с потомством. Такая система была хаотичной и нестабильной, лишая бет (т.е., большинство мужского населения) стимула к созидательному труду, а матерей в возрасте, брошенных альфами, и их потомство - комфортной жизни (вам это ничего не напоминает?).

В заключение, ещё раз отметим, что "каждому бета-мужчине - по одной женщине" является необходимым условием величия государства, но не достаточным. Что это значит? Это значит, что если общество/государство является сильным, то в остновании его социальной структуры находится именно моногамный брак. И наоборот, если моногамного брака, при котором каждый бета имеет одну жену, нет, общество ждёт неминуемый коллапс.

https://anthropology-ru.livejournal.com/711001.html


Метки:  

Эволюция человека неостановима

Понедельник, 12 Июня 2017 г. 23:28 + в цитатник
Посматривал статьи на сайте эелементы. ру. Пишут учёные, и скорее для учёных.
Там была статья, что в Исландии провели обширное исследование, как гены влияют на образование и что с ними происходит.
http://elementy.ru/novosti_nauki/432918/Geny_sposobstvuyushchie_polucheniyu_khoroshego_obrazovaniya_otseivayutsya_otborom

Многорукость символизирует многозадачность:


Нашли кучку генов, которые влияет на успеваемость. Они так же корелирует с здоровием и продолжительностью жизни. Но оказалось, что за последние сто лет их становилось всё меньше. Чему все любители науки в комментариях сильно возмущались, типа человечество деградирует.

Надо упомянуть, как проводят исследования. Берут подборку кучки людей, чем больше, тем лучше. Выявляет гены, а так же исследуюмые харектеристики, как, образование и продолжительность жизни. А потом засовывает всё это в математический апарат, и смотрит, что с кем совпадает - корелирует.

Исландия для такого рода исследований подходит великолепно, разве что после войны немкам нехватало мужчин, и некоторые в Исландию перебрались.


Гены здесь как характеристики. И ген в этих исследованиях не столько, что с ним вырстут рога, а скорее, насколько они активны, например, какая длина рогов, или сколько будет адреналина. Разные варианты гена - алели. И естественный отбор в условиях современного мира отсеивают скорее некие алели характера.



Можно спомнить комедийный сериал "Теория Большого Взрыва", где по доброму но таки издеваются над самими передовыми американцами. Или культовый научно фантастический сериал "Стар Трек", с интересными но плоско односложными сьюжетами.
Споминая их, кажется что отбор предпочитает благородное расп-тво: спонтаность, многозадачность, способность совмещать несколько вещей. А отличныки в это не вписываются и отправляются к динозаврам.

Вообще так более приспособленными могут отказатся народы, которых в северной Европе считают варварами, но которые тысячилетиями жили при городской цивилизации. Кроме китайцев, в Сингапуре и Японии они еще более европейцы.

Эволюция один из законов мироздания. Но не надо её путать с понятиями добра и зла. В развитие рака большую роль играет мутации и эволюция неправильных клеток. Его отрицать бессмыслено. Только нравственности здесь нет, и явно что зло.
А Дарвин давно устарел. В групе одних генов становится болшьше, других меньше, без какого то "выживает сильнейший."





Учение еще нашли, что по сравнению с зверьми у человека очень быстро эволюционировали гены не только мозга но и мыщц.
Давно хотели сравнить с обезьянами, кто кого, но не как не получалась зделать соревнование. Пока учёные не взяли молодых особей. Так как их старшее поколение интересует только как нажратся. А молодого поколение можно было заинтересовать. Человечество в этих серевнованиях представляли не сами учёные или умные студенты "наши не очень физически развиты", а спортсменов, которые, кроме отстаивания чести вида еще хотели серевноватся.

Но всё равно человечество опозорилась. Получилось, что при одинаковом размере, мыщцы у шимпанзе и бабуинов в два раза сильнее чем у человека.
Учёные обьяснить этого не смогли. И всплывает их первая мысль, что одни умные а другие сильные. И что мозг отнимает много ресурсов, которые не достаются мускулам. Но мышцы много не требует.

Наверное всё не так. В природе, повышая одну характеристику, утрачивается другая. Спортсмены из народов западной Африки хорошо бегут короткие дистанции. Жители гор Кении и Эфиопии, а так же песков Сахары же побеждают в длинных дистанциях.
Но преобрели взамен силы скорее не выносливость, а точность и ловкость.
Если цепная собака хочет дотянутся до кости, то лапой орудует крайне неуклюже. Но и шимпанзе, которая может использовать палки и кидатся камнями, делает это очень не элегентно, как бы левой ногой.

https://anthropology-ru.livejournal.com/710804.html


Альгебра, альгорифми, алькоголь и Ровшан и Джамшид

Вторник, 30 Мая 2017 г. 20:33 + в цитатник
Наша Раша - сериал запрещённый для показа на територии Таджикистана. Что не удивительно. Так как Равшан и Джамшут образы несколько не толерантные по отношению к гастербайтерам.



Но смотрел про мусульманских учёных. И самими великими исламскими учёными были таджики. Вокруг 800-тых жил и работал (в доме мудрости - байт аль-хикма) учёный Аль Хорезми. Что на арабском означает, с Хорезма.



Он написал труд, который назывался Аль Джебер. От неё происходит названия того, чем всех школьников мучают, альгебра. А слово "алгорифмы" латинское переделка его имени, аль Хорезми. Латинский перевод книги начинался словами «Dixit Algorizmi» (сказал аль-Хорезми). От куда и возникли альгорифмы.

В Хорезме были знакомы с индийской математикой. Цыфры, которые мы пользуюмся, называются арабскими. Но родом они с Индии. Аль Хорезми популяризовал использование той индийской цыфры 0. (Типа 10 или 100). А до начала XVIII в. в России использовалась кириллическая система счисления. О которой мы нечего не знаем. Но где использовались числа "тьма" и "легион".

По мнению запада же величайшим исламским учёным был Авиценна. Авиценна от Авшана, городок близ Бухары. Говорят, что он перс, но персы в Средненй Азии таджики. Там как Россия и Украина. Они исторически перешли на персидский язык.

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Наверное просто наука медицины человеку ближе, по этому его ставят выше.

Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов явись ослом примерным:
Ослиных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Персонаж довольно известный. В 2013 году вышел фильм «Лекарь: Ученик Авиценны», основанный на художественном расказе о неком англичанине, который притворяется евреем и проникает на восток, где учится врачебному делу у Авиценны.

Плохо, когда сожалеть о содеянном станешь,
Прежде чем ты, одинокий, от мира устанешь.
Делай сегодня то дело, что выполнить в силах,
Ибо возможно, что завтра ты больше не встанешь.

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия. Да это было где то в 1000-ом году.

Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
С подобным другом впредь не должен я дружить:
Беги от мотылька, когда он с гадом был!

И так и хочется закрычать, да в это же времья русские ходили в шкурах, обнимались с медведями и пили водку. Да еще в ватниках они ходят. Но специально для благоверных Авиценна написал трактат «О пользе и вреде вина» - «Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих». А процес дестиляции изобрели не русские учёные и даже не британские учёные мусульманские. Перегонка эфирных масел и перегонка браги, процесс похожий. И даже само слово аль-коголь а арабское.

https://anthropology-ru.livejournal.com/710650.html



Понравилось: 1 пользователю

Небольшая заметка о религиозном сознании

Понедельник, 29 Мая 2017 г. 05:22 + в цитатник

... Но категорически неверно было бы пытаться объяснить землетрясение в Японии грехами одних лишь японцев. Причинно-следственные связи в духовном законе воздаяния могут быть настолько сложными, что в каждом конкретном случае их точно знает только Господь, Сам безвинно принявший страдания за чужие грехи. Об одном лишь можно сказать с уверенностью: в силу органичной взаимосвязи всего сущего, каждый из нас своими грехами может «внести свой вклад» в любое стихийное бедствие, даже если оно происходит на другой стороне земного шара". Кирилл Владимиров.

Наш коллега по сообществу прекрасно, просто классически и лабораторно, продемонстрировал то, о чём говорил А.В.Марков в своих интервью:

"Если верующие считают, что наводнение в Крымске является карой Божьей за грехи, то это вполне может потянуть на объяснение в рамках причинности: допускается существование высшего разума, который следит за нашей нравственностью и устраивает (в данном случае) наводнение, потому что произошло нечто, за что этот разум решил нас покарать. С причинностью все в порядке. Осталось определить, действительно ли существует Бог как высший разум, который создал эти законы и может их нарушать, когда ему вздумается. Часто говорят: ни доказать, ни опровергнуть существование Бога наука не в состоянии. Мне кажется, это не совсем так. Мы не можем, строго говоря, доказать отсутствие чего бы то ни было во Вселенной. Мы не можем даже твердо доказать, что на Земле нет огнедышащих драконов — а вдруг где-то в толще земной коры один дракон все же отыщется? Но доказать, что Бог есть, мы вполне могли бы, если бы получили какой-то внятный материал для исследования: скажем, если бы Бог постоянно совершал чудеса, которые описаны в Библии и других священных книгах (а там чудеса описываются сплошь и рядом), все, вопроса бы не было".

***

"Первоначально различные верования, которые появились у первобытного человека, выполняли функцию простого объяснения непонятных ему явлений. Например, ударила рядом молния. Тогда человек, конечно, не мог ничего знать об электричестве и процессах, которые к разряду молнии привели, объяснить это было невозможно. Поэтому человеку, чтобы снизить беспокойство, оказалось легче придумать какую-то сказку. О Зевсе, например. Человек просто не хочет мириться с тем, что он не контролирует ситуацию. Нам нужен контроль или хотя бы иллюзия контроля, и мы настойчиво ищем закономерности в случайных событиях.

Поэтому очень легко формируются всякие приметы, талисманы, верования, бессмысленные суеверия. Совпадет какое-то явление с чем-то удачным для нас, и мы начинаем это действие повторять – это называется ритуальным поведением.

Человек очень падок на такие вещи: поиск закономерностей там, где закономерностей нет. Это, по-видимому, происходит из желания как можно лучше контролировать окружающий мир, чтобы у нас не возникало чувства беспомощности и бессилия".

/Выделения в тексте - мои/.

Резюме: читая научную и научно-популярную литературу по теме, можно легко разобрать религиозное поведение homo по косточкам, по запчастям. Тогда все их "таинственные", "духовные", "непостижимые", "неисповедимые" аргументы становятся понятными и легко объяснимыми. Как бы не обидно и неприятно это было слышать нашим божественным друзьям.

https://anthropology-ru.livejournal.com/710399.html


Древнейшие гоминиды могли жить в Европе

Вторник, 23 Мая 2017 г. 18:18 + в цитатник
Антропологи из университета Тюбингена в Германии изучили зубы европейских ископаемых приматов, известных под названием грекопитеков, и пришли к выводу, что грекопитеки могли быть первыми гоминидами — представителями семейства, к которому принадлежат и современные люди.



Главным аргументом немецких антропологом стало строение нижнего премоляра грекопитека (Graecopithecus freybergi) с двумя частично сросшимися корнями: это характерно для гоминид и не встречается у других приматов. Чтобы взглянуть на форму корней зубов грекопитека, учёные сделали компьютерную томографию единственной хорошо сохранившейся челюсти грекопитека. Результаты предыдущих исследований свидетельствуют о том, что количество и форма корней премоляров задаётся генетически и мало зависит от воздействия среды, поэтому по этому признаку можно сделать осторожный вывод о принадлежности животного к гоминидам.

Результаты исследования группы антропологов под руководством Йохена Фусса (Jochen Fuss) опубликованы в журнале PLOS ONE.

Предполагается, что первые гоминиды появились 6 — 8 миллионов лет назад. Если предположение о том, что грекопитеки были гоминидами, подтвердится, они окажутся древнейшими известными представителями этого семейства; до сих пор самыми древними гоминидами принято было считать африканских сахелантропов или орроринов, останки которых были найдены в Чаде и Кении, соответственно. В отличие от них, грекопитеки обитали в Европе: их останки находили на территории континентальной Греции и в Болгарии. Владелец «болгарского» зуба жил около 7,25 миллионов лет назад, а возраст нижней челюсти, найденной под Афинами, составляет 7,175 млн лет.

Ничего, кроме челюстей и зубов грекопитеков у антропологов нет, поэтому гипотеза о принадлежности этих ископаемых приматов к гоминидам остаётся гипотезой. Неизвестно, передвигались ли они на двух или на четырёх конечностях, и даже о размере их черепа судить сложно. «Первые гоминиды могли с равной долей вероятности появиться и в Европе, и в Африке», — считает один из соавторов исследования, антрополог Бернард Вуд (Bernard Wood) из университета Торонто.

http://www.popmech.ru/science/365552-drevneyshie-gominidy-mogli-zhit-v-evrope/

https://anthropology-ru.livejournal.com/709893.html


Метки:  

Поиск сообщений в rss_anthropology_ru
Страницы: [10] 9 8 ..
.. 1 Календарь