Альтруизм в обычной жизни интерпретируется как идея не более реальная как понятие абсолютной свободы. Анализируя эти категории, прослеживается их прямая взаимозависимость. То, что в нашем желании наполниться переживается как запрет, в отдаче преобразуется в дополнительный источник свободы. Альтруизм как бескорыстная забота о благе других людей или иначе свобода от внутреннего давления к обязательному наполнению желания, предоставляет возможность безусловного управления потребностями. Не имея над собой понукающего господина, непрестанно требующего всё больших наслаждений и никогда не насыщающегося, человек приобретает возможность определять какое желание и каким образом наполнить вне связи с собственным получением. То есть любое движение, действие, произведённое человеком, совершается без малейших помех со стороны, без обязанности перед кем бы то ни было. Альтруист, ввиду своего бескорыстия, абсолютно свободен. Проблема только в том, каким образом можно вырваться из-под довлеющего эгоизма. Оглашаемые призывы к отказу от себялюбия и даже расписанная подробно система нравственных ценностей, всевозможные декларации мало в этом помогают.
Осознанная необходимость - 64.3%
Воспитание и образование - 21.4%
Всем голодным - по завтраку! - 4.8%
Подать нищему - 4.8%
Подобрать бродячую собачонку - 4.8%
Перевести бабушку через дорогу - 0%
Можно говорить себе: "Ты обязан сейчас, с сегодняшнего дня и далее быть праведником, альтруистом, любить всех". Ну, люби... Что из этого получится? Ты сможешь только вызывать в себе такие состояния, которые приведут к совершенно ложным, показным действиям.
Вся природа, кроме человека на его мыслительном уровне, функционирует по альтруистическим законам. Человечество подходит к осознанию тупиковости эгоистического развития, неизбежности отрицательных последствий дисгармонии с внешней средой. Подобие природе является условием выживания.
Человечество должно перейти из эгоистической к альтруистической схеме взаимодействия. Все должно измениться. С "дай" на "на".
Отец укладывает спать сына, рассказывает сказку. Отец: "... был на свете богатый мужик. Купил он себе самый крутой пентиум и купил себе кучу лицензионных программ". Сын: "Пап, а как это лицензионных?" Отец: "Спи, сынок, я же сказал, это сказка".
Вороне как-то бог послал еще один кусочек сыра. Прибежала Лиса. - Ворона, - сказала Лиса, - что вчера было помнишь? Ворона покрепче сжала клюв. - Я очень виновата перед тобой, - призналась Лиса, смахнув слезу. - Я солгала тебе. В корыстных целях. Ты вовсе не так хороша. У тебя совершенно заурядные перья. Нос каких тысячи. Глаза, честно говоря, глуповатые. А уж голос твой: даже не знаю: не стоит, право: - Лиса замолчала. - Нет уж, договаривай! - хрипло каркнула Ворона.
Солнце не ждет, чтобы его просили уделить часть
своего света и своей теплоты. Точно так же делай
и ты все зависящее от тебя добро, не ожидая,
чтобы тебя об этом попросили.
Каждый из нас, живя в обществе, оказывается связанным с этим обществом множеством связей. И практически любым нашим поступком мы делаем выбор: между собой и каким-то другим человеком. А.В.Суворов в сильной форме назвал это: "человечность по отношению к себе за счет бесчеловечности по отношению к другому, или человечность по отношению к другому за счет бесчеловечности по отношению к себе" [289, c.28]. Издавна приоритет Себя (своей выгоды) в межличностных отношениях при полном игнорировании интересов Другого человека назывался эгоизмом. В психологическом словаре эгоизм определяется как "ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп" [243, с.453].
Термин альтруизм введен известным французским философом О. Контом как противоположность понятию эгоизм. Альтруист в своем социальном поведении ориентирован на другого человека, иногда даже в ущерб своим собственным интересам; альтруист приходит на помощь даже в тех ситуациях, когда ему ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходится. Центральным мотивом и критерием нравственной оценки альтруиста являются интересы другого человека или социальной общности.
Природа, кроме человека, альтруистична и потребляет лишь необходимое для существования. Человек, напротив, эгоистичен и желает иметь сверх необходимого для существования в пище, сексе, физическом комфорте и в особенности в желаниях присущих только ему - в погоне за богатством, властью, почестями, славой, знаниями.
Происходят выборы мирового лидера и Ваш голос - решающий. Краткие характеристики кандидатов:
а) Связян с политиками, уличенными в мошенничестве, постоянно консультируется с астрологом, имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день 8-10 мартини.
б) Дважды вышибали со службы, имеет привычку спать до полудня, в институте был уличен в употреблении опиума, каждый вечер выпивает бутылку виски.
в) Герой войны, вегетарианец, изредка пьет пиво, не курит, ни в каких матримониальных связях не замечен.
Кого же Вы выбираете? Ответили?
Тогда еще два слова о кандидатах.
а) Уинстон Черчилль
б) Фрэнклин Д. Рузвельт
в) Адольф Гитлер
Отец с сыном идут, и сын спрашивает: "Папа, что такое этика?". Папа говорит: "Представь себе, идет по дороге человек и роняет кошелек." "Ага, — говорит сын, — значит, нужно подобрать кошелек и отдать его." "Нет, — говорит отец, — кошелек, нам самим пригодится. Но есть какая-то минуточка, когда хочется отдать кошелек владельцу. Вот эта минуточка и есть этика."
Был советский анекдот о том, как этика вызывают на партком за неморальное поведение и говорят ему, что как же так, вы - этик, а ведете себя не морально, на что он отвечает - а орнитологи тоже не летают.
Множество данных самых различных областей знания говорят о том, что альтруизм – это не просто этический термин или нравственный принцип.Сама история применения этого термина, введенного Огюстом Контом, основателем позитивной социологии, логика расширения его значения, распространение его на все большее число процессов живой природы, говорит не просто о невозможности изобрести для этих процессов другие обозначения. Все это, как нам кажется, говорит о том, что альтруизм, как тип взаимоотношений элементов живых систем есть не более не менее как один из самых ключевых принципов, лежащих в основе не только поддержания жизни в природе, но и ее развития.Все это, или почти все, можно сказать и о его антиподе – эгоизме. Эгоизм может быть нравственным понятием, философским принципом, но при этом признается, что он является порождением природного инстинкта самосохранения. Расширение же его значения на основы функционирования «дискретного элемента» живой системы дало возможность ученым углубить понимание этого феномена как необходимого условия существования элемента.И все же, - несмотря на все достоинства эгоизма, - так как человек, по определению древних – животное социальное, поэтому мы избрали темой нашей рассылки именно альтруизм как явление несравненно более актуальное для жизни социума.
Тысячелетия человеческие племена проходили отбор на выживаемость; и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к альтуистической взаимопомощи.
Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость; и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способно
Альтруизм заложен в системе природы, поэтому человек, общество могут извлечь из окружающей его природы мораль альтруистического поведения. Вначале человек не понимает языка природы, но по мере накопле
Кто виноват в неудачах мировых и конкретного человека? (в твоих неудачах и неудачах глобального характера)? Правительство? Общество? Ты сам? А может быть, мы просто не соответствуем некоему закону при
Альтруизм (франц. altruisme, от лат. alter — другой), бескорыстная забота о благе других людей. Термин введён О. Контом как противоположный по смыслу термину «эгоизм».