Лирика романса |
Не дубравушка шумит -
То мое сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит;
Извела меня кручина,
Подколодная змея!
Догорай, моя лучина,
Догорю с тобой и я!..
Не житье мне здесь без милой.
С кем теперь идти к венцу?
Знать, судил мне рок с могилой
Обручиться, молодцу.
Расступись, земля сырая,
Дай мне, молодцу, покой,
Приюти меня, родная,
В тесной келье гробовой.
Мне постыла жизнь такая,
Съела грусть меня, тоска...
Скоро, скоро ль гробовая
Скроет грудь мою доска?
(С.Стромилов, 1840)
Последний куплет песни почти никем не поется, вместо него повторяется первый. Об авторе стихов этой песни ничего достоверно неизвестно, кроме разве что имени, которое тоже далеко не все указывают точно: иногда - Семён Иванович Стромилов (что правильно), иногда - Семён Николаевич Стромилов. Сам поэт печатался под псевдонимом «С.С.», что, наверное, и внесло невнятность в его имя.
|
Без заголовка |
Кроме времени колыбельные песни были тесно связаны с местом (9). Одни песни пелись среди маленьких деревянных избушек и шумящих лесов, другие – среди больших деревянных хором под свист ветра, летящего со студеного моря, третьи – там, где на ровной ладони степи раскинулись расписные белые хаты, окруженные подсолнухами и пахучими фруктовыми садами. Северянину было непонятно южное веселье, южанину – северная печаль. Если колыбельные песни южан часто несли в себе комичное, смешливое содержание, то все северные песни были серьезны, неулыбчивы, и, вместе с тем, мудры.
Сравним северную и южную колыбельные песни. Вот – Архангельская (1):
Баюшки-баю,
Не ругаю, не браню,
Лю-лю, люлю-лю.
Не ругаю, не браню,
Все желанничком зову,
Баю-бай, баю-баю-бай.
Баюшки, в лесе серы заюшки,
Баю-бай, баю-баю-бай,
В лесе заюшка бобочет,
Не над чем дитя хохочет,
Лю-лю, лю-лю, лю-лю-лю!
Дальше сюжет развивается до слов о восходе солнца.
А вот пример южной колыбельной песни из Белгородчины (7):
А барыня
В избу вошла
И спрашивать у ней стала
А баю бай
Бай ба-и бай бай
Какие прибаюточки
Какие поешь деточке,
А баю бай
Бай ба-и бай бай,
А я тебе не служаночка
А я тебе
Родна мамушка
А баю бай
Бай ба-и бай бай.
Встречаются и очень необычные, кажущиеся даже кощунственными колыбельные песни. Таких песен, надо заметить, слагалось весьма много в разных краях Руси. В них совершается – ребенку желается смерть:
«Бай да бай,
Поскорее помирай!
Помри скорее!
Буде хоронить веселее,
С села повезем,
Да святых запоем,
Захороним, загребем,
Да с могилы прочь уйдем»
***
«Спи, вороти —
Мне недосуг!
Сегодня усни,
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют,
К сырой земле предадут»
***
«Бай да побай,
Хошь сегодня помри»
***
«Бай, бай да люли!
Хоть сегодня умри.
Завтра мороз,
Снесут на погост,
Мы поплачем, повоем, —
Да могилу зароем»
***
«Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить.
В большой колокол звонить»
«Ай, люли, люли, люли.
Хоть сегодня же помри.
В среду схороним,
В четверг погребем,
В пятницу вспомянем,
Поминки унесем»
Как видим, тема смерти и похорон здесь раскрыта красочно, со многими подробностями. У современного человека от таких слов может пойти мороз по коже. Ведь он выгнал смерть за пределы своей каждодневной жизни, зато встреча с нею для него – жуть. Для наших предков смерть была вещью вполне обыденной, и какого-то особенного страха (в наше время иногда и переходящего в свою противоположность – извращенно тонкое смакование) они не испытывали. «Даст Бог – живы будем, даст Бог – помрем», говорили они. Но расставаться до самой своей смерти с дитем они, понятно, не хотели, и потому своеобразно обманывали смерть. Ведь она, как известно, любит являться туда, где ее менее всего ждут, где к ней не готовы, а туда, куда ее зовут, она являться повременит. Вот так и появились эти пожелания смерти при внутреннем стремлении ее наоборот отогнать, обмануть. Видно, это средство действовало, если такие песенки прожили много-много лет и дошли до наших дней.
Близко к колыбельным стояли хресьбинские песни – песни, исполняемые на крещение. Крещение – главное событие человеческой жизни, ведь это – духовное рождение человека, которое куда как важнее рождения биологического (последнее есть и у животных). Смысл этих песен был связан со всей дальнейшей жизнью крещеных. В отличии от колыбельных такие песни были, как правило, радостными. Они не оберегали человека от злых духов (зачем, когда совершено самое значимое, самое оберегающее из всех таинств – крещение!), а выражали радость и иногда напутствовали на будущие годы. К сожалению, таких песен дошло до наших дней очень мало, гораздо меньше, чем колыбельных
|
о колыбельной |
Кроме времени колыбельные песни были тесно связаны с местом (9). Одни песни пелись среди маленьких деревянных избушек и шумящих лесов, другие – среди больших деревянных хором под свист ветра, летящего со студеного моря, третьи – там, где на ровной ладони степи раскинулись расписные белые хаты, окруженные подсолнухами и пахучими фруктовыми садами. Северянину было непонятно южное веселье, южанину – северная печаль. Если колыбельные песни южан часто несли в себе комичное, смешливое содержание, то все северные песни были серьезны, неулыбчивы, и, вместе с тем, мудры.
Сравним северную и южную колыбельные песни. Вот – Архангельская (1):
Баюшки-баю,
Не ругаю, не браню,
Лю-лю, люлю-лю.
Не ругаю, не браню,
Все желанничком зову,
Баю-бай, баю-баю-бай.
Баюшки, в лесе серы заюшки,
Баю-бай, баю-баю-бай,
В лесе заюшка бобочет,
Не над чем дитя хохочет,
Лю-лю, лю-лю, лю-лю-лю!
Дальше сюжет развивается до слов о восходе солнца.
А вот пример южной колыбельной песни из Белгородчины (7):
А барыня
В избу вошла
И спрашивать у ней стала
А баю бай
Бай ба-и бай бай
Какие прибаюточки
Какие поешь деточке,
А баю бай
Бай ба-и бай бай,
А я тебе не служаночка
А я тебе
Родна мамушка
А баю бай
Бай ба-и бай бай.
Встречаются и очень необычные, кажущиеся даже кощунственными колыбельные песни. Таких песен, надо заметить, слагалось весьма много в разных краях Руси. В них совершается – ребенку желается смерть:
«Бай да бай,
Поскорее помирай!
Помри скорее!
Буде хоронить веселее,
С села повезем,
Да святых запоем,
Захороним, загребем,
Да с могилы прочь уйдем»
***
«Спи, вороти —
Мне недосуг!
Сегодня усни,
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют,
К сырой земле предадут»
***
«Бай да побай,
Хошь сегодня помри»
***
«Бай, бай да люли!
Хоть сегодня умри.
Завтра мороз,
Снесут на погост,
Мы поплачем, повоем, —
Да могилу зароем»
***
«Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить.
В большой колокол звонить»
«Ай, люли, люли, люли.
Хоть сегодня же помри.
В среду схороним,
В четверг погребем,
В пятницу вспомянем,
Поминки унесем»
Как видим, тема смерти и похорон здесь раскрыта красочно, со многими подробностями. У современного человека от таких слов может пойти мороз по коже. Ведь он выгнал смерть за пределы своей каждодневной жизни, зато встреча с нею для него – жуть. Для наших предков смерть была вещью вполне обыденной, и какого-то особенного страха (в наше время иногда и переходящего в свою противоположность – извращенно тонкое смакование) они не испытывали. «Даст Бог – живы будем, даст Бог – помрем», говорили они. Но расставаться до самой своей смерти с дитем они, понятно, не хотели, и потому своеобразно обманывали смерть. Ведь она, как известно, любит являться туда, где ее менее всего ждут, где к ней не готовы, а туда, куда ее зовут, она являться повременит. Вот так и появились эти пожелания смерти при внутреннем стремлении ее наоборот отогнать, обмануть. Видно, это средство действовало, если такие песенки прожили много-много лет и дошли до наших дней.
Близко к колыбельным стояли хресьбинские песни – песни, исполняемые на крещение. Крещение – главное событие человеческой жизни, ведь это – духовное рождение человека, которое куда как важнее рождения биологического (последнее есть и у животных). Смысл этих песен был связан со всей дальнейшей жизнью крещеных. В отличии от колыбельных такие песни были, как правило, радостными. Они не оберегали человека от злых духов (зачем, когда совершено самое значимое, самое оберегающее из всех таинств – крещение!), а выражали радость и иногда напутствовали на будущие годы. К сожалению, таких песен дошло до наших дней очень мало, гораздо меньше, чем колыбельных
|
собаки |
|
ГОНСАЛЕС |
И такой моя любимая акварель бывает, не совсем легкой и прозрачной, но все равно прекрасной.
|
|
панно «В гостях у бабушки» |
|
пуговицы в японском стиле из веточек клёна |
АВТОР Озеленитель
Клён ясенелистный (Acer negundo) — это фактически московский бамбук :) Растёт очень быстро, сорничает везде, где только возможно, самостоятельно заполняет пустоши и овраги, но случается, его даже сажают. Стрижка газонов — единственное мероприятие, ограничивающее его присутствие в черте города. Древесина Acer negundo малоценная, дерево недолговечное, ветровальное. Но эта самая древесина оказалась незаменима для хэндмейда, в частности, для изготовления пуговиц. Пуговицы наши будут в японском стиле, не круглые, а полукруглые (бамбук же) и асимметричные (Япония ведь). Итак, срезаем в ближайшем дворе ветки Acer negundo, какие только способен безболезненно перекусить Ваш секатор. Расчленяем ветки на брёвнышки, свободно плавающие в кастрюльке для варки. Варим 3 - 4 часа, снимаем кору, помогая себе тупой стороной ножа, и режем секатором на пенёчки нужного размера.
|
Цветы из мешковины |
Автор мастер-класса: Марина Лисаева
|
Шьём бандану |
Серия сообщений "Шьём головные уборы":
Часть 1 - Женская шляпа своими руками
Часть 2 - Шьём кепку своими руками
...
Часть 7 - Панама своими руками
Часть 8 - Повязки и шляпки из Бурды
Часть 9 - Шьём бандану
Часть 10 - Выкройка ковбойской шляпы своими руками
Часть 11 - Бандана из старой кофты за 25 минут
...
Часть 21 - Платок-капюшон "Wolka" от Екатерины Волковой
Часть 22 - Кокошник, коруна, кичка - технология изготовления
Часть 23 - Шапка бини из прямоугольника ткани
|
Мы на своей земле! Для тех кто не знаетемле! |
Серия сообщений "история":
Часть 1 - Исчезающий степ
Часть 2 - Приметы и обычаи на 1 мая
...
Часть 23 - Холокост - только факты
Часть 24 - Древнерусская посуда
Часть 25 - Мы на своей земле! Для тех кто не знаетемле!
|
Заготовки из вишни |
Вы приятно удивитесь многообразию, изысканности и при этом простоте в приготовлении рецептов консервирования плодов вишни! А оригинальные рецепты дадут прекрасную возможность "поиграть" с продуктом и своей фантазией!
|
Я есть, потому что МЫ есть |
Серия сообщений "изменить свой мир":
Часть 1 - Создание доброй энергетики дома
Часть 2 - Кармический код вашей жизни
...
Часть 22 - СПИСОК МЫСЛЕЙ, НЕСУЩИХ СИЛУ И ИСЦЕЛЕНИЕ
Часть 23 - 112 законов вселенной, повод задуматься
Часть 24 - Я есть, потому что МЫ есть
|
Английcкий caмoyчитeль для тex, ктo ничeгo нe знaeт |
|
Cамые проверенные рецепты приготовления кетчупа |
|
Пэчворк,аппликация,квилтинг |
|
Иногда и сил нет. И не знаешь, куда идти. |
|
Серия сообщений "Анна Кирьянова":
Часть 1 - Когда надо идти в гости, а когда надо совесть иметь.
Часть 2 - Если вас неблагодарно оттолкнули в ответ на помощь, вы спасены.
...
Часть 41 - Любовь продлевает жизнь!
Часть 42 - Пустые голодные души питаются другими гостями.
Часть 43 - Иногда и сил нет. И не знаешь, куда идти.
Часть 44 - Зачем нужны чёрные волны в жизни.
Часть 45 - Что делать, если вам причинили зло, а вы не смогли защититься.
|
>Что делать, если вам причинили зло, а вы не смогли защититься. |
|
Серия сообщений "Анна Кирьянова":
Часть 1 - Когда надо идти в гости, а когда надо совесть иметь.
Часть 2 - Если вас неблагодарно оттолкнули в ответ на помощь, вы спасены.
...
Часть 43 - Иногда и сил нет. И не знаешь, куда идти.
Часть 44 - Зачем нужны чёрные волны в жизни.
Часть 45 - Что делать, если вам причинили зло, а вы не смогли защититься.
|
Если вас неблагодарно оттолкнули в ответ на помощь, вы спасены. |
|
Серия сообщений "Анна Кирьянова":
Часть 1 - Когда надо идти в гости, а когда надо совесть иметь.
Часть 2 - Если вас неблагодарно оттолкнули в ответ на помощь, вы спасены.
Часть 3 -
Часть 4 -
...
Часть 43 - Иногда и сил нет. И не знаешь, куда идти.
Часть 44 - Зачем нужны чёрные волны в жизни.
Часть 45 - Что делать, если вам причинили зло, а вы не смогли защититься.
|
Зачем нужны чёрные волны в жизни. |
Серия сообщений "Анна Кирьянова":
Часть 1 - Когда надо идти в гости, а когда надо совесть иметь.
Часть 2 - Если вас неблагодарно оттолкнули в ответ на помощь, вы спасены.
...
Часть 42 - Пустые голодные души питаются другими гостями.
Часть 43 - Иногда и сил нет. И не знаешь, куда идти.
Часть 44 - Зачем нужны чёрные волны в жизни.
Часть 45 - Что делать, если вам причинили зло, а вы не смогли защититься.
|
Помидоры на зиму. |
|
Фаршированный перец - разнообразные рецепты этого блюда |
|
Рыбные фрикадельки в сливочном соусе |
Ингредиенты:
Фарш рыбный — 250 г
Лук репчатый — 1 шт.
Сухари панировочные, молотые — 3-4 ст. л.
Сливки (30%) — 300 мл
Сыр тертый — 50-100 г
Брокколи (опционально) — по вкусу
Соль — по вкусу
Белый перец — по вкусу
Приготовление:
1. В рыбный фарш прокрутить или очень мелко нарезать небольшую луковицу. Добавить молотые сухари (ориентируйтесь по густоте фарша, если фарш жидковат, положите чуть больше сухарей), соль и белый перец по вкусу.
2. Слепить фрикадельки (величину выбирайте в зависимости от объемов формы, в которой будете запекать).
3. Разобрать брокколи на небольшие соцветия. Можно обойтись и без брокколи.
4. Фрикадельки выложить в порционные формочки или в большую форму и отправить в духовку буквально на 5 минут при 200 °С, чтобы фрикадельки немного "схватились".
5. Приготовить соус: в миску вылить сливки, добавить тертый сыр, соль, перец по вкусу.
6. Достать формочки из духовки, между фрикадельками выложить брокколи (по желанию).
7. Залить фрикадельки соусом и отправить в духовку при 180-190 °С еще на 20 минут.
|
Уроки Музыки 1-4 класс часть 2 |
|
Пастила |
|
Квадратные образцы в копилку со схемами |
|
Идеи для украшений |
|
перчатки |
|
Вяжем шапочку для малыша |
Для вязания нужно взять 7 чулочных спиц толщиной 2-3 мм и кольцевые спицы такой же толщины. Кроме того, понадобится ещё 100 см узкой сатиновой ленты в тон пряжи.
Размер шапочки рассчитан на окружность головки грудничка приблизительно 38 см.
Плотность вязания: 26 петель х 42 ряда = 10 х 10 см.
Описание работы
Вязание шапочки начинаем с донышка, которое выполняется по кругу. Нужно набрать 12 петель и распределить их на 6 спиц (по 2 петли на каждую спицу) для кругового вязания. Седьмой спицей пользуемся, как рабочей.
Вяжем по кругу: первый ряд лицевыми петлями, а затем 26 рядов по схеме «А». Схема приведена для петель на одной из 6-ти спиц, то есть для одного клина. На ней показаны только нечётные ряды. В чётных рядах все петли и накиды провязываем лицевыми. После провязывания рядов по схеме «А» на спицах получаем 90 петель.
Затем вязание продолжаем следующим образом: 15 петель из одной спицы переснимаем на держатель для петель, или толстую нитку, а остальные 75 петель продолжаем вязать на кольцевых спицах узором «В», который начинаем с изнаночного ряда.
Описание узора «В»:
1-й ряд (изнаночная сторона работы): лицевые петли;
2-й и 3-й ряды: изнаночные петли;
4-й ряд: кромочная, *2 петли провязать вместе лицевой, накид — повторять от *. В конце ряда 1 лицевая и кромочная;
5-й ряд: все петли и накиды провязать изнаночными;
6-й ряд: изнаночные петли;
7-й ряд: лицевые петли.
Узором «В» провязываем один раз 7 рядов. Затем провязываем 1 ряд лицевыми петлями, 1 ряд изнаночными петлями и далее вяжем 36 рядов узором «С» по приведённой схеме, то есть повторяем 3 раза 12 рядов, показанных на схеме (все чётные ряды вязать изнаночными петлями).
Затем провязать ещё раз 7 рядов узором «В» и закрыть все петли.
Теперь нужно подобрать петли для вывязывания кулиски, в которую продевается лента. Для этого на кольцевые спицы из боковой кромки набираем 32 петли, затем с держателя 15 снятых петель и снова 32 петли из боковой кромки – всего 79 петель.
На набранных петлях провязываем 7 рядов узором «В» (начинаем первый ряд на изнаночной стороне работы) и закрываем все петли.
В образовавшиеся дырочки продеваем ленту, которая будет служить для завязывания шапочки.
Вот и всё, шапочка готова, и никакого сшивания не требуется.
Серия сообщений "вязание для детей":
Часть 1 - для внучки
Часть 2 - Кофточка, жилетки, свитерок детские
...
Часть 27 - Платье Merry-Go-Around от Anna & Heidi Pickle
Часть 28 - Универсальная модель жилетки
Часть 29 - Вяжем шапочку для малыша
|