Цитата сообщения L_e_n_u_s_y_a
Обучение дошкольников
В сообщество пришло письмо от человека, который занимается разработками обучения дошкольников письму и счету. Думаю, многим будет интересно. Цитирую (внизу будут и ссылки).
Уважаемые родители.
Вы наверняка уже сталкивались с трудностями при обучении ребёнка чтению и счёту или слышали об этой проблеме.
Есть хорошая новость по этому поводу, - такой проблемы больше нет, она успешно решена.
Прочитайте, пожалуйста, всё, что написано далее, возможно на многое в обучении детей Вы станете смотреть по-другому.
Почему ВАМ так сложно научить ребёнка читать и считать.
КАК очень легко научить всему этому своего ребёнка.
КАК ребёнок ОБРАЗовывает понятия, представления, личный опыт, а, значит, - обучается? И почему он часто не обучается - ведь мы вроде бы всё для этого делали, старались, а результат совсем не тот, на который Вы рассчитывали ВМЕСТЕ с ребёнком?
КАК это обычно бывает практически у всех:
Мама начала учить с ребёнком буквы по кубикам с картинками или по книжке с картинками, или по модной сейчас магнитной Азбуке с картинками.
Нарисован Арбуз - буква А, нарисован Барабан - буква Б и так далее.
Сделав несколько удачных попыток связать в сознании ребёнка изображение буквы и образа нарисованного на кубике предмета, а затем, занеся всё это в память ребёнка в таком же виде, Вы добьётесь очень важного результата, а именно - Вы дадите ему в руки, образно говоря, КЛЮЧ.
КЛЮЧ - это психологическое понятие, означающее алгоритм или порядок действий в аналогичной ситуации.
Конкретно - Вы научите ребёнка тому, что всё, что он видит и ощущает вокруг, обозначается каким-либо словом и это слово начинается на какую-то букву. Причём - каждое слово на «свою букву». А поскольку ребёнок не понимает ещё разницы между понятиями «буква» и «звук» (а объяснять ему эту разницу в его возрасте всё равно бесполезно - он её не поймёт - это знания профессиональных лингвистов), то Вы вдруг обнаруживаете, что ребёнок довольно произвольно пользуется этими понятиями, отчего и происходит путаница в его голове и в его действиях.
Здесь Вы попадаете в первую психологическую и методическую ловушку. После нескольких удачно освоенных действий, когда ребёнок уверенно называет и показывает буквы на картинках, и он и Вы начинаете считать, что всё идёт хорошо, что Ваш ребёнок «умничка», и всё и дальше будет хорошо. И вдруг Вы попадаете в ситуацию, когда ребёнок не желает правильно называть букву, а вернее он называет её так, как САМ считает нужным! Ведь Вы же сами его этому научили! Вы дали ему «в руки» КЛЮЧ - все предметы вокруг начинаются на «свою букву». Ребёнок ЭТО элементарно понял, освоил и применяет!
Рассказ мамы.
Всё у нас шло хорошо, пока не дошли до буквы К.
Это был кубик с кошкой и с буквой К, которую дочка называла буквой МУ, потому что дома у них жила кошка Муся. А ведь ДО этого они казалось бы букву М уже «прошли» на кубике, где был нарисован МЯЧ. Это был тупик непонимания, море слёз и отказ учить буквы дальше.
Сколько угодно примеров, когда дети глядя на картинку, например с жуком и буквой Ж, говорят, что это буква Т, потому что нарисован Таракан, а показывая на картинку, где нарисован соловей и написано Соловей, и отдельно буква С есть, ребёнок говорит, что это буква П, потому что это Птичка.
Только поэтому дочка, пользуясь таким вот КЛЮЧЁМ, называет букву К на кубике, где нарисована кошка, буквой МУ. Она связывает образ нарисованной кошки с реальной кошкой Мусей и поскольку она усвоила, что всё, что её окружает, начинается на «свою букву», она и называет эту букву звуком МУ. Девочка намного умнее всех взрослых и уже ученых тётенек и дяденек, придумавших ТАКОЙ способ обучения грамоте.
Далее. Допустим, что Вам с малышом повезло, и вы вместе как-то избежали подобных проблем, - может картинки с буквами были не двусмысленные, может ребёнок Вас слушал и не спорил, может Вы что-то по ходу придумали, но вы вместе добились того, что малыш уверено называет, находит и показывает ВСЕ буквы, на которые начинаются слова на нарисованных картинках. Ура! Мы знаем весь алфавит!
Но, - в этом случае Вы с ним попадаете в ещё более худшую ловушку, которая становится уже методологической или системной. Потому что выбраться ребёнку из неё самостоятельно невозможно - она логически вытекает из таких вот и подобных методов обучения. Вам придётся учиться с ребёнком сначала и - в принципе по другой системе, по другой методике.
Почему так?
Потому что при обучении через образ (как раз наш случай!) все люди пользуются АССОЦИАТИВНОЙ памятью. А дети, в силу своего возраста, пользуются в основном этим видом памяти! При попадании в память ТАКИХ «знаний» и закреплении их там, образуются прочные ассоциации.
Что это означает? А это означает то, что при вспоминании, мы ВСПОМИНАЕМ ТОЛЬКО ТО, и ТОЛЬКО В ТАКОМ ЖЕ ВИДЕ, ЧТО и КАК ЗАПОМИНАЛИ, используя свои же АССОЦИАЦИИ!
Реально ДЕЛАТЬ что-либо с этими «знаниями» невозможно, а ребёнку тем более.
ДЕЛАТЬ в нашем случае означает, что он должен как-то складывать буквы, чтобы начать читать.
А вот и ловушка - АССОЦИАТИВНАЯ память на БУКВЫ в процессе чтения не участвует!
В процессе чтения участвует АССОЦИАТИВНАЯ память на СЛОВА!
И это ещё не всё!
«Знания» эти не только оказались бесполезными для ребёнка на ДАННОМ этапе, - они оказываются ещё и сильнейшим тормозом в дальнейшем обучении - ни Вы, ни ребёнок не понимаете - почему не получается читать слова? - ведь это так просто! - сложил буквы, которые хорошо уже знаем и прочитал СЛОВО!
Чтобы до конца понять неприемлемость ТАКОГО и подобных методов обучения, надо понять и принять ещё несколько важнейших закономерностей обучения ребёнка, а именно:
При ТАКОМ подходе вообще не работает мышление. Вернее оно работает не в том режиме, который требуется при обучении умению читать. А где ему там работать? Запомни, что тебе сказали и всё!
При ТАКОМ подходе в сознании и в памяти происходят не те процессы, которые требуются в дальнейшем при прочтения СЛОВА,
При ТАКОМ подходе не работает ни один закон обучения ребёнка, который должны работать при действительном обучении умению читать.
И, наконец, и Вы, и ребёнок попадаете в стрессовую ситуацию - вроде всё делали правильно, старались, а ожидаемого результата нет и, главное - непонятно, - почему всё так плохо!
Выход, как правило, взрослые находят один - начинают давить на ребёнка самыми разными способами и методами. Способы, которые изобрели взрослые для «вдалбливание» нужных знаний в голову ребёнка ни здесь, ни далее рассматриваться не будут. О них и так все знают и многие испытали на себе. Это не обучение и не развитее.
В итоге своего добиваются, но какой ценой и с какими последствиями?
Полюбит ли ребёнок чтение, да и вообще захочет ли дальше чему-то учиться - большой вопрос.
Это уже следствие. А где причина?
А причина в том, что Вы дали ребёнку неверный КЛЮЧ. Этим КЛЮЧЁМ он никогда самостоятельно не откроет дверь, на которой написано «ЧТЕНИЕ».
Причина в том, что Вы, сами того не замечая, незаметно для себя и для ребёнка заменили понятия - понятие «буква» на понятие «звук» и обратно.
Причина в том, Вы, сами того не замечая, по ходу обучения произвольно меняете установку, меняете цель, меняете требования и ожидания, меняете действия.
В итоге - ребёнок не понимает - «чего же Вы от него хотите?» - ведь он же старался и всё делал так, как Вы просили!
Выделенные в тексте слова - не просто слова – термины из психологии. Это то, от чего на 100% зависит - получите ли Вы то, что хотели или нет.
Вы с самого начала избрали неверный путь обучения умению читать. И пришли в тупик.
Как видите, ТО, ЧТО ОЧЕВИДНО И ПРОСТО ДЛЯ НАС С ВАМИ, НЕ ВСЕГДА ОЧЕВИДНО ДЛЯ РЕБЁНКА, А, ЗНАЧИТ, - И НЕ ПРОСТО!
Есть повод подумать над всем этим и попробовать посмотреть на всё это и на ребёнка другими глазами.
Вывод из всего выше сказанного - самое главное в обучении детей создать ситуацию, когда мышление ребёнка включается само собой на основе его желания, его интереса, его природной потребности ВСЁ ВРЕМЯ узнавать что-то новое.
Всё это и есть условие, которое гарантирует ребёнку обучение умению читать за считанные дни. Обучается он легко, без слёз и принуждения, а самое главное - ему это понравится и он САМ будет брать в руки книжку, чтобы почитать.
Все эти вопросы и проблемы решает методика обучения чтению, которую я разработал и предлагаю применять всем желающим. Метод обучения получил Патент Российской Федерации №70032 от 10.012010 г. , а также две золотых медали Международных выставок товаров для детей в номинации «Обучение и развитие ребёнка»
В чём ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ отличие моей методики от всех других официальных или просто известных и популярных. Отличие в принципиально другом подходе к решению проблем в обучении ребёнка.
Методика, как правило, предписывает всем одинаковые и строго регламентированные действия. А подход к решению проблемы предполагает гибкость действий - дети - то все разные!
ОРГАНИЗАЦИЯ процессов обучения, согласно биологических законов развития человека, - это, прежде всего, - КОНКРЕТНЫЕ и ЦЕЛЕнаправленные ДЕЙСТВИЯ в направлении к желаемому РЕЗУЛЬТАТУ. К тому же эти ДЕЙСВИЯ должны правильно организовывать работу процессов внимания, восприятия, мышления, речи и памяти ребёнка, - всё это основа нормального обучения без мучения.
В основе обучения должна лежать такая цель, которая в точности должна соответствовать тому, что мы хотим получить. Соответственно и ДЕЙСТВИЯ для достижения этой цели нужны не а бы какие, а целенаправленные. Метод обучения чтению, который я разработал, в полном объёме выполняет природные законы обучения и развития, и совершенно исключает действия, которые никаким образом не влияют на образования навыка чтения, а наоборот, как было показано выше, только запутывают ребёнка и тормозят обучение.
Пример для обучения чтению:
Если мы хотим, чтобы ребёнок с ходу читал слова, а затем и целые предложения, и без остановки, то и целью каждого занятия должны быть ДЕЙСТВИЯ, направленные на составление и немедленное прочтение целого слова. Только в этом случае он научится читать слова.
Если же Вы также поставите цель - читать слова, но будете заниматься другими ДЕЙСТВИЯМИ, например, - учить буквы, разбирать их на звуки, определять - какая из них гласная, а какая - согласная, какая - твердая, а какая - мягкая и т. д., и т. п., то он именно этому и научится, но никак не умению - «читать целые слова».
Создаётся впечатление, что авторы многочисленных «инновационных» обучающих и развивающих методик решили, что они смогли придумать что-то такое, что позволяет перехитрить биологические закономерности обучения и развития ребёнка.
Но, закон Природы - «Развивается только то, что тренируется!», ещё никто не отменил. Согласно этому закону ребёнок научится ТОЛЬКО ТОМУ, ЧЕМУ его учили. Если кто-то с этим не согласен, это его личное дело, которое не меняет ситуацию и не решает проблему.
Кстати, и все эти «знания про буквы и звуки» он всё равно не усвоит как положено, потому что «усвоить» - означает «понять». А понять эту галиматью 7-ми - 8-ми и, тем более 5-ти летнему ребёнку просто нереально, потому, что всё это условные и абстрактные для него понятия и знания. В этом возрасте подобные знания просто не усваиваются! Это знания профессиональных лингвистов.
Объяснение своих нецеленаправленных действий тем, что без полноценного изучения букв ребёнок не научится читать, есть заблуждение, основанное на том, что такой человек в принципе не представляет себе - чем на самом деле является обычный процесс чтения слов и текста и как этот навык образуется.
Такие, скажем так, неразумные и нецеленаправленные действия со стороны родителей абсолютно понятны и объяснимы, - кто, когда и где им объяснял - как заниматься с малышом? К тому же их и самих почти всех учили подобным образом. И очень многие так и говорят: «Ничего страшного не случилось с нами, - мы научились и детки наши научатся». Только вот как-то забылось со временем, - как они сами мучились с «этим чтением» и как с ними мучились. А забылось, потому что прошло лет 15, а то и больше с того времени, когда их самих учили читать. Также забылось, что читать раньше в школе учили, как минимум, - год. Сегодня же школа, где гласно, где негласно, но требует, чтобы ребёнок научился читать ещё ДО школы, иначе ему ОЧЕНЬ сложно будет всё успевать.
Может Программа обучения сейчас такая насыщенная и несовершенная, может время такое - 21 век идёт, но, ни Вам, ни ребёнку от этих объяснений не легче. Реальная ситуация такова, что для того, чтобы ребёнок хотя бы просто успевал за учительницей на уроке, а затем дома выполнил все задания, он должен прийти в школу уже умеющим читать на уровне, как минимум, 40 - 50 слов за одну минуту. Тогда у него будут все возможности к окончанию первого класса выйти на НОРМАЛЬНЫЙ уровень навыка чтения
Не меньшую, а часто и большую трудность для родителей представляет собой обучение ребёнка умению считать «в уме». Родители уверены, что научили ребёнка считать, когда он бойко пересчитывает предметы, которые видит и даже до 100 умеет считать! И искренне удивляются, когда ребёнок не может ответить на элементарный по их понятиям вопрос: «А вот скажи Димочка, - возле нашего дома стояло 5 машин, потом две красных и одна синяя уехали, а на их место приехала и встала одна чёрная, - сколько будет машин стоять возле дома?». А есть ещё проще вопросы, на которые дети 6 – 7-и лет отвечают неправильно, потому что у них полностью отсутствует математическое мышление. Математическое мышление, - это не умение считать и тем более пересчитывать предметы. Пример с машинами как раз относится к математическому мышлению, там ведь вообразить ситуацию и порассуждать надо. Формируется этот тип мышления в возрасте от 3 и до 8 лет, а далее ребёнок пользуется тем, что образовалось. Конечно, оно развивается и совершенствуется в дальнейшем, но, .... - только на той основе, что будет заложена до школы. И практически ничего Вы потом не сделаете, - решение задач по математике для ребёнка сразу станет проблемой, хотя числовые примеры он, может быть, будет решать хорошо. В итоге ребёнок невзлюбит математику, а Вы для себя решите, что математика не его профиль.
Точно так же, как в случае с обучением умению читать, есть простое и доступное для всех родителей решение этой проблемы. Это решение даже в чем-то легче, чем для чтения. Легче тем, что с ребёнком 5 – 7 ми лет во многих случаях сможет заниматься даже ребёнок 5-класник, лишь бы он сам умел хорошо считать «в уме». Тогда более старший научит считать «в уме» младшего, да и самому польза будет. Причём это не занятия в прямом смысле, а настольная игра, где ещё и выиграть надо! Понятно, что иногда без Вас не обойтись, - надо будет кое-что объяснять и показывать малышу, но в заданиях на игру настолько всё просто и пошагово расписано, что разберётся любой, кто сам умеет читать и считать.
Разработаны также для домашнего применения аналогичные по простоте и эффективности способы обучения красивому письму и грамотному письму без знаний правил грамматики.
Если у вас возникнут вопросы или предложения по этим темам, пожалуйста, заходите сюда
http://www.liveinternet.ru/users/chaplygin или сюда
http://babystudy.fo.ru и спрашивайте. Я автор этих предложений и с интересом пообщаемся на эти и подобные темы. Евгений_Чаплыгин