Ню и тактика работы с моделью |
Самый существенный фактор, определяющий конечный результат, — выбор модели. Модель должна иметь атлетическое сложение. Эротические фотосессии моделей с пышными формами возможны, но это требует столь тонкого чутья, опыта и вкуса, что справится даже не всякий профессиональный фотограф. С этой мысли Клаус Фишер начинает свою книгу «Фотография обнаженного тела» — единственный переведенный на русский язык учебник по съемке ню.
Но в наши дни с этим мифом никак нельзя согласиться. Если начинающий фотограф думает о том, как «должно быть», как делают другие, то вряд ли эта тропа приведет его к славе и почету. Истинный художник никогда не работает в соответствии с теми правилами, которые описаны в учебниках по композиции и свету. Не ошибается зарубежный автор в том, что подчеркивает важность работы с моделью. Этот аспект съемки в данном направлении фотоискусства первичен.
Центральная проблема жанра ню — вопрос дозволенности. Умело пользуясь физической обнаженностью с целью обнажения духовности, Александр Шахабалов до сих пор избегает обвинений в распространении детской порнографии и заслуженно считается одним из самых «тонких» ню-фотографов. Искусство, как и сексуальные отклонения, есть нечто, что проще узнать, чем определить.
С начала развития фотографии съемка обнаженного тела была одним из главных направлений, что неудивительно, так как фотография всегда обнажает истинные мотивы людей, даже когда перед ней не стоит такой задачи. В первых фотографиях обнаженной натуры было мало искусства, но много восхищения появившейся возможностью полноценного отражения реальности. В начале 1850-х немало фотографов работали в этом жанре: Auguste Bellocq, Bruno Braquehais, Jean-Louis-Marie-Eugene Durieu, F. Jacques Moulin, Louis-Camille d’Olivier.
Старые эротические фотографии могут показаться намного более физиологичными, чем современные. Если на секунду забыть про ретроантураж, начинаешь замечать детали, которые обычно стараются скрыть современные фотографы.
На начальных этапах съемка обнаженной натуры не имела внутренних различий. Намного позже, в начале 60-х годов XX века, наметилось четкое разграничение трех жанров этого искусства:
Разграничение, конечно, весьма условно. Скажем, если зрителю преподносится не вся обнаженная модель в полный рост, а шея или изгиб ноги — результат иногда можно отнести сразу к трем этим «направлениям». Но от этого он не станет лучше или хуже.
Знаменитый французский психоаналитик Жак Лакан утверждал, что желание настолько глубоко интегрировано в систему познания окружающего мира, что мы видим лишь то, что хотим. Несомненно, в отношениях фотографа и модели этот тезис приобретает особое значение. В вопросе можно выделить два подхода:
Иными словами, либо вы «выключаетесь» на время съемки, либо стараетесь найти такую форму взаимодействия, чтобы сексуальная энергия шла на пользу искусству. Но и в этом случае нужно что-то в себе поменять, ведь еще необходимо найти «ключик» к моделям. Хельмут Ньютон — пожалуй, самый знаменитый фотограф ню — свои лучшие снимки делал на раннем этапе творчества, до женитьбы. Впрочем, и после он умело использовал бурлившую внутри энергию секса, фотографируя даже столетнюю Лени Рифеншталь в образе желанной и сексуальной дамы.
Существует несколько типичных методов мотивации моделей, которые не заинтересованы в съемке, но представляют интерес для фотографа:
Все эти методы, кроме последнего, эффективны далеко не на 100%. А последний в наши дни работает очень эффективно, но можно сразу разориться! Поэтому лучше непрофессиональной модели не говорить, что ей предстоит съемка ню, но попробовать ненавязчиво обнажить ее непосредственно в процессе фотографирования.
Съемка обнаженной натуры является постановочным жанром. Необходимо приобщить модель к созданию фотографий, заблаговременно в подробностях обсудив план съемки. На предварительной встрече фотограф должен объяснить модели, что он хочет получить, как этого добиться. 100-процентное понимание процесса съемки даст уверенность обоим сторонам, исключит конфликты.
Модель должна заранее понять, что на съемочной площадке командует фотограф. Нельзя позволять модели просто ждать, пока вы нажмете кнопку затвора. В то же время модель является активным участником съемки. Она должна вжиться в созданный совместно с фотографом образ и достоверно играть роль, избранную в соответствии с намеченным сюжетом.
В коммерческой фотографии, к сожалению, блестящие идеи встречаются нечасто. Чаще фотографы исходят из принципа «приходи, что-нибудь поснимаем». Результат — как правило, это однообразные снимки, сделанные согласно социальным штампам. Удивительно, но соответствие штампам (например, студийное фото) многими видится как признак профессионализма фотографа. Безусловно, чтобы генерировать идеи, нужно посмотреть на чужие работы, дабы от них отталкиваться. Именно для этой цели, не для копирования, есть смысл держать под рукой альбомы великих фотографов и художников прошлого, а также посещать выставки.
Создать «правильное» настроение необходимо не только модели, но и себе. Внушение по отношению к другим работает лишь тогда, когда ты и сам искренне веришь в истинность своих слов и действий. Основная проблема начинающего фотографа — суетливость и спешка. Трудно сразу перестроиться и начать неторопливо рассматривать объект съемки, искать сюжет, оставив настройки выдержки и диафрагмы на откуп подсознанию. Для съемки ню просто необходимо соответствующим образом настроиться и поймать кураж. Как его поймать?
Можно вспомнить что-нибудь приятное, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку (агрессивную, спокойную, классическую). Каждый фотограф вырабатывает свой собственный метод «нагнетания». Но необходимо понимать, что модели передается уверенность фотографа. А еще лучше — подкрепить это внутреннее состояние висящими на стенах студии фотографиями обнаженных девушек, дипломами известных фотоконкурсов.
Даже позируя одетыми, непрофессиональные модели напрягаются и выглядят скованно. Что уж говорить о том, когда на этих же моделях отсутствует одежда? Существует три основных метода воздействия на модель:
Во многих случаях есть смысл просто увеличить продолжительность съемки и постепенно разоблачить модель. Признаки стеснительности на фотографии в умеренных количествах идут только в плюс. Еще одна проблема может быть связана с тем, что модель не всегда уверена в своем внешнем виде, и обнаженность многократно усиливает это ощущение. Осыпая модель комплиментами, вы можете только усилить ее негативные ощущения. Поэтому необходимо тщательно дозировать количество лести, делая небольшие паузы и демонстрируя модели некоторые снимки. Важно, чтобы модель не успевала отвлекаться на несущественные детали и не теряла «нить» съемки.
Рубрики: | Фото |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |