Театр-воксал 18 века - 01 |
Предлагая вам очередную серию картинок, я не стану говорить, что они для специалистов. На этот раз рисунки для молодых читателей, которых я пытаюсь заинтересовать не только историей, но и устройством барочного театра 18 века.
Западная Европа гордится своими театрами барочной эпохи, многие из них действующие и находятся в прекрасной сохранности. Но вряд ли они обладают таким завораживающим очарованием домашней интимности, манящего таинства взаимоотношений между всемогущим графом и его крепостной актрисой, вряд ли они обладают той скрытой магией, какой славится театр Н. П. Шереметева в Останкино. Триумф и трагедия в роскоши храма искусств, вот, тот спектакль истории крепостной России, который обессмертил этот скромный, по Европейским меркам, театр.
Усадьба возведена в самом конце 18 века (окончание строительства и реконструкции в 1797 году), и расположена рядом с современным телецентром в Останкино. В 1797 году граф подписал «вольную» оперной солистке театра, своей фаворитке Прасковьея Ковалевой (Жемчуговой).
Бревенчатое здание отделано под камень, но относится к одному из трёх самых больших деревянных строений в мире.
Это был домашний театр графа, в нём играла труппа из крепостных актёров. Конструкция театра позволяла ему быстро трансформироваться в зал для бальных танцев («воксал»).
Спектакли домашних театров в Кусково и Останкино, в отличии от прочих домашних театров, устраивались регулярно — два раза в неделю. Вход в театр был бесплатным.
После смерти хозяина театр долгие годы бездействовал, это уберегло его от неизбежных реконструкций и обновления сценических механизмов.
В годы советской власти дворец национализирован, и существует в качестве музея-усадьбы, постоянно реставрируется и изучается.
На изометрических рисунках обозначены основные элементы барочного театра: зрительный зал, сцена, планшет сцены, ее трюм, кулисные машины, оркестровая яма и др. Но больше всего мне хотелось показать процесс трансформации театра в бальный зал. Давно замечено, кто бы ни говорил об Останкинском театре графа Шереметева, в первую очередь стараются упомянуть о возможности его чудесной трансформации, но ни разу я не встречал при этом какого-либо графического пояснения сказанному.
Для барочного театра характерно наличие кулисных машин по обе стороны сцены. Каждая кулиса несла свою часть живописной декорации, которые в целом создавали общую картину оформления сцены. Сами машины (тележки на колёсах) располагались под сценой в её трюме, а декорации выступали высоко над сценой в её прорезях. Весь фокус таких кулис был в том, чтобы поворотом одного вала с канатами можно было синхронно сменять один набор кулис на другой (был лес, а стала площадь шумного города).
Не менее важной особенностью для барочного театра был наклон планшета сцены в сторону зрителя. В Останкинском театре его не было, иначе трансформация театра в бальный зал была бы проблематичной. Полупрозрачная плоскость подчёркивает видимость наклона сцены на дальней половине сцены.
Верховое оборудование, как и оборудование трюма сцены, показать на одном рисунке не удалось. О нём поговорим отдельно.
На этом рисунке показана сцена без наклона. Идёт подготовка к спектаклю и бутафорские колонны сдвинуты в стороны. Балдахин центральной ложи не показан, но можно видеть парапет, который расположен на месте съёмной лестницы. Множество балясин у парапетов колоннады не показано, как и остальной декор интерьера. Попробуйте представить всё это по фотографиям. Зрительный зал отделён от сцены оркестровой ямой. По краю сцены устанавливаются рамповые светильники и суфлёрская будка.
Так можно представить планировку зрительного зала. Для зрителей он имел центральный вход и два боковых, рядом с оркестровой ямой, которая располагалась над полукруглым резонатором (стандартная конструкция). Ограждения между ярусами рядов я не стал показывать, они помешали бы обзору мест. Вместимость зала указывается разная, от 250 до 270 человек. Надо помнить, что под сводам потолка устроены арочные проёмы с местами для челяди (раёк).
Каждый может по разному представлять себе трансформацию зрительного зала. Не вдаваясь в детали, я изобразил ряды зрительских мест выдвижными из под пола (одну половину не тронул для сравнения). Источников на эту тему крайне мало. Не так давно мне по секрету сообщили, что судя по следам на каркасе остатков конструкции, такая операция проходила всего не более двух раз!
Фронтальный вид зрительного зала был показан на предыдущих страницах рубрики.
Два состояния театра показаны на одном рисунке. Хорошо видно, как зрительный зал накрывался временным помостом, а сцена украшена передвижными бутафорскими колоннами из картона. Так создавался после окончания спектакля бальный зал.
Зрительный зал без мест для зрителей. Видны проёмы дверей.
Как мы уже знаем, после спектакля, когда зрители возвращаются в фойе, рабочие сцены в течении 20-30 минут превращают театр в огромный бальный зал. Высокие места зрителей опускаются и накрываются дощатым настилом вровень с планшетом сцены. В это же время над сценой устанавливается подвесной живописный потолок, а по обеим её сторонам выдвигаются белые бутафорские колонны. Боковые карманы сцены за колоннами закрываются лёгкими раздвижными ширмами. В центре балкона, там, где между колоннами располагалась ложа графа, убирался балдахин и парапет, и на его месте размещали ступени центральной лестницы. По ней из картинной галереи зрители спускались в зал и поражались чудесному превращению. Думаю, у вас хватит воображения представить море свечей на люстрах и канделябрах, музыкантов оркестра, ливреи лакеев и, конечно же, роскошь нарядов гостей графа.
На переднем плане обозначен зелёный пол гримёрной актёров. По уровню он был выше сцены (вровень с балконом). Ранее в гримёрную вела лестница с нижнего этажа.
Надеюсь, всем понятно, что это моя версия реконструкции, которая не согласована с музеем-усадьбой Останкино.
Серия сообщений "Останкинский театр":
Часть 1 - Хитрости театра - 01
Часть 2 - Хитрости театра -02
...
Часть 15 - Родственные связи театра в Останкино
Часть 16 - Планшет сцены старинного театра в цифре
Часть 17 - Театр-воксал 18 века - 01
Часть 18 - Машинные уровни сцены Останкинского театра
Часть 19 - Театр-воксал 18 века - 02
...
Часть 30 - Продольный разрез Останкинского театра (в деталях)
Часть 31 - Верховая машинерия Останкинского театра 18 века
Часть 32 - Театральная шкатулка
Серия сообщений "Театральный макет":
Часть 1 - Останкинский театр в макете-01
Часть 2 - Останкинский театр в макете-02
...
Часть 7 - Сцена Малого театра - 04
Часть 8 - Театральный макет В. Шестакова
Часть 9 - Театр-воксал 18 века - 01
Часть 10 - Театр-воксал 18 века - 02
Часть 11 - Театр-воксал 18 века - 03
...
Часть 25 - Цвет на сцене с куклами
Часть 26 - Бумажный театр на столе-01
Часть 27 - театральный макет для педагогов на пальцах!
Рубрики: | Барочный театр |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |