-Метки

Masks corel draw Маски академический рисунок акварель векторная графика графика графический дизайн детские фломастеры дизайн маски книжная графика книжная иллюстрация книжная миниатюра композиция композиция в дизайне кукольный театр лепка марионетка методика методика работы с детьми механика театральной куклы миниатюры мистер и кот музей-усадьба останкино настольный театр останкинский театр педагоги изобразительного искусства перевод письма к начинающему художнику подмакетник поэзия рисунки детей рисунок рисунок эскиз самодельный станок по дереву самоедство скульптура слова создание эскизов театральных кукол стихи сцена театра 17-18 веков театр в останкино театральная кукла театральные куклы театральный макет токарный станок по дереву точение дерева учебный рисунок храпковский михаил цифровая графика

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Roman_FRF

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) -OGRANKA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 24480


Театр-воксал 18 века - 01

Среда, 11 Апреля 2012 г. 11:32 + в цитатник

 Предлагая вам очередную серию картинок, я не стану говорить, что они для специалистов. На этот раз рисунки для молодых читателей, которых я пытаюсь заинтересовать не только историей, но и устройством барочного театра 18 века.   


Западная Европа гордится своими театрами  барочной эпохи, многие из них действующие и находятся в прекрасной сохранности. Но вряд ли они обладают таким завораживающим очарованием   домашней интимности, манящего таинства  взаимоотношений между всемогущим графом и его крепостной актрисой, вряд ли они обладают той скрытой магией, какой славится театр Н. П. Шереметева в Останкино. Триумф и трагедия в роскоши храма искусств, вот, тот спектакль истории крепостной России, который обессмертил этот скромный, по Европейским меркам, театр.


Усадьба возведена в самом конце 18 века (окончание строительства и реконструкции в 1797 году), и расположена рядом с современным телецентром в Останкино. В 1797 году граф подписал «вольную» оперной солистке театра, своей фаворитке Прасковьея Ковалевой (Жемчуговой). 

Бревенчатое здание отделано под камень, но относится к одному из трёх самых больших деревянных строений в мире.

Это был домашний театр графа, в нём играла труппа из крепостных актёров. Конструкция театра позволяла ему быстро трансформироваться в зал для бальных танцев («воксал»). 

Спектакли домашних театров в Кусково и Останкино, в отличии от прочих домашних театров,   устраивались регулярно — два раза в неделю. Вход в театр был бесплатным. 

После смерти хозяина театр долгие годы бездействовал, это уберегло его от неизбежных реконструкций и обновления сценических механизмов. 

В годы советской власти дворец национализирован, и существует в качестве музея-усадьбы, постоянно реставрируется и изучается. 


На изометрических рисунках обозначены основные элементы барочного театра: зрительный зал, сцена, планшет сцены, ее трюм, кулисные машины, оркестровая яма и др. Но больше всего мне хотелось показать процесс трансформации театра в бальный зал. Давно замечено, кто бы ни говорил об Останкинском театре графа Шереметева, в первую очередь стараются упомянуть о возможности его чудесной трансформации, но ни разу я не встречал при этом какого-либо графического пояснения сказанному.  


1334128222_02 (700x624, 48Kb)

 

Для барочного театра характерно наличие кулисных машин по обе стороны сцены. Каждая кулиса несла свою часть живописной декорации, которые в целом создавали общую картину оформления сцены. Сами машины (тележки на колёсах) располагались под сценой в её трюме, а декорации выступали высоко над сценой в её прорезях.  Весь фокус таких кулис был в том, чтобы поворотом одного вала с канатами можно было синхронно сменять один набор кулис на другой (был лес, а стала площадь шумного города).  

Не менее важной особенностью для барочного театра был наклон планшета сцены в сторону зрителя.  В Останкинском театре его не было,  иначе трансформация театра в бальный зал была бы проблематичной.  Полупрозрачная плоскость подчёркивает видимость наклона сцены на дальней половине сцены.

Верховое оборудование, как и оборудование трюма сцены,  показать на одном рисунке не удалось. О нём поговорим отдельно.   

 

1334129122_10 (699x338, 37Kb)/3291865_10 (700x332, 142Kb)


 

1334128324_03 (700x624, 48Kb)

 

На этом рисунке показана  сцена без наклона.  Идёт подготовка  к спектаклю и бутафорские колонны сдвинуты в стороны. Балдахин центральной ложи не показан, но можно видеть парапет, который расположен на месте съёмной лестницы. Множество балясин  у парапетов колоннады не показано,  как и  остальной декор интерьера. Попробуйте представить всё это по фотографиям.  Зрительный зал отделён от сцены оркестровой ямой.  По краю сцены устанавливаются рамповые светильники и суфлёрская будка.


 

 

1334128484_05 (700x589, 59Kb)

Так можно представить планировку зрительного зала. Для зрителей он имел центральный вход и два боковых, рядом с оркестровой ямой, которая располагалась над полукруглым резонатором (стандартная конструкция). Ограждения между ярусами рядов я не стал показывать, они помешали бы обзору мест. Вместимость зала указывается разная, от 250 до 270 человек. Надо помнить, что под сводам потолка устроены арочные проёмы с местами для челяди (раёк). 


 

 

1334128423_04 (700x558, 52Kb)

 

Каждый может по разному представлять себе трансформацию зрительного зала. Не вдаваясь в детали, я изобразил ряды зрительских мест выдвижными из под пола (одну половину не тронул для сравнения). Источников на эту тему крайне мало. Не так давно мне по секрету сообщили, что судя по следам на каркасе остатков конструкции, такая операция проходила всего не более двух раз! 


 

3291865__2 (700x418, 139Kb)


Фронтальный вид зрительного зала был показан на предыдущих страницах рубрики.


1334128580_06 (700x624, 46Kb)

 

Два состояния театра показаны на одном рисунке. Хорошо видно, как зрительный зал накрывался  временным  помостом, а сцена украшена передвижными бутафорскими колоннами из картона. Так создавался после окончания спектакля бальный зал.


 

1334128622_07 (700x624, 47Kb)

 

Зрительный зал без мест для зрителей. Видны проёмы дверей.  


 

1334128684_09 (700x624, 40Kb)

 

Как мы уже знаем, после спектакля, когда зрители возвращаются в фойе, рабочие сцены в течении 20-30 минут  превращают театр в огромный бальный зал. Высокие места зрителей опускаются и накрываются дощатым настилом вровень с планшетом сцены. В это же время над сценой  устанавливается подвесной живописный потолок, а по обеим её сторонам выдвигаются белые бутафорские колонны. Боковые карманы сцены за колоннами закрываются  лёгкими раздвижными ширмами. В центре балкона, там, где между колоннами располагалась ложа графа, убирался балдахин  и парапет, и на его месте размещали ступени центральной лестницы. По ней из картинной галереи зрители спускались в зал и поражались чудесному превращению.  Думаю, у вас хватит воображения представить море свечей на люстрах и канделябрах, музыкантов оркестра, ливреи лакеев и, конечно же, роскошь нарядов гостей графа. 

На переднем плане обозначен зелёный пол гримёрной актёров. По уровню он был выше сцены (вровень с балконом).  Ранее в гримёрную вела лестница с нижнего этажа. 


 

1334128736_08 (700x624, 47Kb)


Надеюсь, всем понятно, что это моя версия реконструкции, которая не согласована с музеем-усадьбой Останкино. 

Серия сообщений "Останкинский театр":
Часть 1 - Хитрости театра - 01
Часть 2 - Хитрости театра -02
...
Часть 15 - Родственные связи театра в Останкино
Часть 16 - Планшет сцены старинного театра в цифре
Часть 17 - Театр-воксал 18 века - 01
Часть 18 - Машинные уровни сцены Останкинского театра
Часть 19 - Театр-воксал 18 века - 02
...
Часть 30 - Продольный разрез Останкинского театра (в деталях)
Часть 31 - Верховая машинерия Останкинского театра 18 века
Часть 32 - Театральная шкатулка

Серия сообщений "Театральный макет":
Часть 1 - Останкинский театр в макете-01
Часть 2 - Останкинский театр в макете-02
...
Часть 7 - Сцена Малого театра - 04
Часть 8 - Театральный макет В. Шестакова
Часть 9 - Театр-воксал 18 века - 01
Часть 10 - Театр-воксал 18 века - 02
Часть 11 - Театр-воксал 18 века - 03
...
Часть 25 - Цвет на сцене с куклами
Часть 26 - Бумажный театр на столе-01
Часть 27 - театральный макет для педагогов на пальцах!

Рубрики:  Барочный театр
Метки:  

Процитировано 3 раз

фибичка   обратиться по имени Среда, 11 Апреля 2012 г. 17:54 (ссылка)
ААА! как же ты это круто делаешь, просто полный восторг, такие макеты, такие редкие темы - это уже не книга у тебя, это что-то бесценное!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 11 Апреля 2012 г. 18:51ссылка
Привет Фигаро!
Просвети, что у нас ценнее книги? :)
Перейти к дневнику

Среда, 11 Апреля 2012 г. 19:29ссылка
я разве сказала ценное? я сказала бесценное! За книги деньги платят...
Перейти к дневнику

Среда, 11 Апреля 2012 г. 19:38ссылка
А, понятно. Бесценное, это когда за тебя ломаный грош не дадут! :)
alshmal   обратиться по имени Среда, 11 Апреля 2012 г. 17:58 (ссылка)
Хорошая работа, Роман
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 11 Апреля 2012 г. 18:49ссылка
Спасибо, старался.
Векторные файлы гораздо лучше смотрятся, с ними можно "играть", а здесь только их мертвые растровые копии.
timemechanic   обратиться по имени Среда, 11 Апреля 2012 г. 22:02 (ссылка)
ТВОРЕЦ!
( мне даже "мёртвые" файлы интересны ... )
Спасибо Роман!
Ответить С цитатой В цитатник
songmeili   обратиться по имени Четверг, 12 Апреля 2012 г. 17:30 (ссылка)
Роман,ты словно сказку интересную рассказываешь,ещё и с иллюстрациями.Театр-главное действующее лицо,причём одушевлённое)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 12 Апреля 2012 г. 17:50ссылка
Я не причём, это всё крепостные.
Правда, и я с ними стал крепостным! :)
Спасибо, Марина.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку