Композиция и дети - 04 |
Дробление поверхности
Рисование можно представить, как процесс дробления поверхности. Нарисованная форма разбиваенся на отдельные цветовые элементы.
К этому можно отнестись педантично, используя ограничения, которые помогают определить стилистику рисунка.
Закономерность в разбивки поверхности.
Членение поверхности: параллельными прямыми, пересекающимися прямыми, лекальными кривыми не пересекающимися (ограничения).
“Меандр” - один из самых известных орнаментов Древнего мира. Для меня он интересен свойством симметричного делния ленты на две равные полосы ломанными и лекальными линиями своих завитков. Возможность разделить поверхность на равные площади одной кривой линией для детей весьма неожиданна. Они всегда с интересом выполняют эти задания, находя, прой, весьма неожиданные решения.
Масштаб
Контрастный масштаб создает контраст количественного соотношения деталей (многое рядом с малым).
Выделение
Нам постоянно приходится что-то выпячивать, а что-то прятать в работе над композицией. Чаще всего мы это делаем, используя тональные соотношения фона и объекта.
Силуэт виден предельно отчетливо, если фон предельно контрастен к нему.
По мере уменьшения контраста между фоном и силуэтом, видимость силуэта ослабевает.
Ступенчатая градация тона
Ступенчатая градация, это всё тоже дробление поверхности.
Градации тоновых шкал могут различаться количеством промежуточных тонов и закономерностью изменения плотности каждого тона. Плотность может изменяться равномерно, а может и равноускоренно. Закономерности может и не быть, тогда шкала определяется произвольно. Плотность средней ступени светлотного тона, сдвигаясь в сторону, может находиться в союзе с одним из крайних тонов или сохранять нейтралитет, оставаясь в центре.
Проще говоря, у нас есть выбор. Рисунок можно выполнить в плавных переходах тона или в ступенчатых переходах. Можно применить два тона, а можно десять ступеней.
Таблицы
Не знаю как обозначить этот материал, но мне он часто помогал в минуты неопределённости перед началом занятий с детьми.
Рисование таких почеркушек помогало осмыслить прошедший урок. Из них и оформились таблицы. Возможно, кто-то сможет разобраться в этой мозаике, и использует темы в своей работе.
Любой рисунок можно выполнить в разной степени сложности.
Степень сложности рисунка отражает возрастные особенности ребенка и
уровень его подготовки.
От единичного объекта к нескольким.
Обогащение рисунка простыми деталями, соответствующими содержанию образа.
Можно сказать, рисунок содержит простейший сюжет.
Изучение различных принципов организации подобных объектов.
Подобие изобразительных элементов стилистически организует рисунок в единое целое.
В основе рисунка используется один вид геометрической фигуры - прямоугольник, круг или треугольник.
В основе рисунка используются три основных вида геометрических фигур - прямоугольник, круг и треугольник.
Обогащение рисунка простыми деталями.
Комбинирование и наложение друг на друга различных силуэтов (одушевление деталями).
Способы организации последовательностей.
Человек из любой формы.
Поиск движения образа с помощью структурной схемы.
Знаки зрительной ориентации в детальной характеристики образа созданного на основе простых геометрических тел.
У детей не было заданий нарисовать лето или зиму в лесу. После предварительной беседы о каком-либо техническом или композиционном приёме, каждый рисовал то, что ему было интересно. Мне хотелось, чтобы они научились осознанно применять в своей практике холодные и тёплые цвета, контраст, подобие, пространственные планы. На этом и строился наш процесс обучения.
Надеюсь, читатели с юмором и пониманием отнесутся к моим заморочкам, к моему болезненному стремлению всё разложить по полочкам, Я знаю, искусство не любит рассчёта, но в учёбе и, тем более, в преподовании он бывает полезен.
Как-то раз, я попытался в отдельных статьях завести разговор о композиции для детей более свободно и детально на человеческом языке, и мне это понравилось. При желании, просмотрите четыре странички в рубрикеу "Логика вне логики".
Ссылка на таблицы с графическими образами, созданными детьми -
1 - Графические идей детей
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post117445229
2- Графические идеи детей
http://www.liveinternet.ru/users/roman_frf/post117682522/
Рубрики: | Композиция и дети |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |