-Метки

Masks corel draw Маски академический рисунок акварель векторная графика графика графический дизайн детские фломастеры дизайн маски книжная графика книжная иллюстрация книжная миниатюра композиция композиция в дизайне кукольный театр лепка марионетка методика методика работы с детьми механика театральной куклы миниатюры мистер и кот музей-усадьба останкино настольный театр останкинский театр педагоги изобразительного искусства перевод письма к начинающему художнику подмакетник поэзия рисунки детей рисунок рисунок эскиз самодельный станок по дереву самоедство скульптура слова создание эскизов театральных кукол стихи сцена театра 17-18 веков театр в останкино театральная кукла театральные куклы театральный макет токарный станок по дереву точение дерева учебный рисунок храпковский михаил цифровая графика

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Roman_FRF

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) -OGRANKA
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) -OGRANKA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 24480


Чердачные размышления

Четверг, 13 Октября 2011 г. 16:20 + в цитатник

Материальную культуру 18 века Останкинская усадьба  представляет  блеском множества памятников прикладного искусства, мебелью, драпировками, архитектурным декором и светильниками. Музей выхватывает пласт культуры лицевой стороны жизни, и забывает о другой, мало известной широкой публике, которая и не подозревает о её существовании. Она совершенно недоступна посетителю музея, мало понятна ему и потому не интересна. Я говорю о материальной культуре, созданной из под топора, о той, где на первый план выходит функциональность, а не внешняя мишура в позолоте. 

Во многих странах, да и у нас кое-где существуют целые сообщества мастеров, увлечённых изготовлением старинных вещей. Кто-то делает доспехи, кто-то корабли и мебель. И главное, они используют в работе инструменты и технологию изучаемой ими эпохи, они по крохам собирают малейшие свидетельства старинного ремесла. 
Попробуйте посмотреть на театр с изнанки, загляните в его подвалы и чердаки, всмотритесь в мелочи и они раскроют вам следы рук и мыслей  крепостных плотников, создавших Останкинский театр в  те далёкие годы. 
Хорошо сказать, попробуйте! У меня на это “попробуйте” ушло больше месяца, и то я не уверен, что распробовал всё верно, без ошибок. Рисунки, которые вы здесь увидите, являются попыткой реконструирования содержимого невразумительных фотографий. Не все они мной одинаково проработаны (устаю), но это лучше, чем ничего.  

 

Чердак - наименее доступная часть театра. Если  подвал, полностью скрыт от глаз посетителей, и не обещает каких-либо сохранившихся чудес, то содержимым чердачных помещений в последнее время нас стали время от времени дразнить, показывать его в кулачке, и как бы намекая на существование чего-то более  существенного. Я имею ввиду те редкие фотографии, на которых можно видеть скрытое от глаз посетителей пространство чердака и его содержимое. Они были  представлены на первой странице рубрики. 

Понять значение сохранившихся деталей машинного оборудования, расположенных на чердаке дворца, можно, если изучить аналогичный театр по рисунку-реконструкции одного из западноевропейских театров 18 века. 

3291865_21 (700x637, 372Kb)
 

Иллюстрация из книги «Очарование сцены: европейская театральная машинерия эпохи Барокко». Авторы: К.-Д.Ройс, Л.Маркус.
Дворцовый театр Дроттнингхольм – одна из лучших исторических сцен, сохранившихся в Европе с XVIII в. Швеция.

Над сценой показан механизм подъёма и опускания декораций и падуг, подвешенных на штанкетах. 
Несколько витков каната охватывают большой центральный барабан, закреплённый на продольном валу чердачного помещения. Концы этого каната проходят через блоки к вертикальному кабестану (вороту), расположенному под сценой. Рабочие сцены вращают ворот, чтобы на смену одних падуг пришли другие. Именно падуги скрывают от зрителя верхнюю часть коробки сцены. 
Соотносить увиденное с нашим музеем буквально нельзя. Известно, что конструкция стропил Останкинского театра была не достаточно прочной, и даже слегка проседала от тяжести бельведера. Это вынуждало крепостного плотника Пряхина отказаться от центрального вала, и заменить его двумя боковыми.


3291865_K20 (700x549, 284Kb)

 

Начинать исследование нужно было после знакомства со стропилами и их конструкцией. Тут надо сказать, что иногда я не могу удержаться от осторожного покусывания музейщиков “Останкино”, оправдывая себя скрытой к ним любовью. Мне начинает казаться нужным изучать и описывать не столько театр графа, сколько эпоху царствования самих музейных работников усадьбы. Их сосуществование с музеем “Останкино” может стать самостоятельной темой исследования. 
Если честно, то за публикацию подобного качества картинок мне хочется не покусывать, а стереть в порошок создателей официального сайта Музея!  
Картинка здесь отредактирована. 


Графическая обработка документальных фотографий

3291865_K01set (700x679, 347Kb)


Если бы только паршивое качество?! Есть какая-то закономерность в том, что этот снимок на официальном сайте музея опубликован жмотского размера и... кверху ногами! Мог бы подумать, что кто-то старательно вредит мне, если бы не знал, что обо мне там вообще никто  не думает. После долгого мытарства понял, снимок не той ориентации! Но изучать его в деталях при таком качестве печати, даже в правильном положении нет сил. И всё же, это лучше, чем ничего, хотя бы какое-то представление о пространстве над сценой, скрытым расписным холстом, мы уже имеем. 



3291865_K02set (700x534, 275Kb)


Вернёмся к делу. Перед нами подвесной потолок сцены в момент её трансформации после спектакля в танцевальную залу. Этот момент застыл в вечности. Театр графа умер, и нам досталось его покалеченное и забальзамированное тело.  Вид с одной из боковых рабочих галерей, откуда и сделан снимок. 



3291865_K03set (700x534, 160Kb)


Здесь показан только переходной подвесной мостик, соединяющие правую и левую галереи. Если кулисные машины расположены на сцене в пяти планах, то и мостиков должно быть пять. 



3291865_K04set (700x534, 173Kb)

Так бы выглядел плафон сверху без переходных мостиков.
Его холст натянут на секции деревянных подрамников, как я понимаю, четыре горизонтальные, а остальные наклонные. 


Схема коробки сцены современного театра 

Чтобы иметь правильное представление о имеющемся в Останкинском театре сценическом оборудовании и о рабочем пространстве сцены, надо взглянуть на театр наших дней.

3291865_K06a_set (700x658, 95Kb)
3291865_K06set (700x658, 201Kb)

 

 
В современной сценической коробке (А) верхним уровнем являются колосники (5), деревянная решётка сквозь отверстия которых пропускаются через блоки канаты для крепления подвесных декораций. Боковые галереи для работы монтировщиков и осветителей располагаются по периметру стен на нескольких уровнях,  и они имеют подвесные переходные мостики (6). 
Из боковых карманов, а они были равны ширине портала, выдвигаются фурки на которых смонтированы декорации картины (4). 
 
 
Останкинский театр имел боковые пространства сцены (прототип будущих карманов), равные только половине  ширины портала. Для кулисных декораций этого хватало.   
Имелась арьерсцена (задняя) и авансцена с колоннами  портала. Более того, планшет сцены с щелями для кулис имел наклон к зрителям. 
Колосников ещё не было, и канаты пропускали сквозь отдельные щели перекрытия чердака. Чего в Останкино точно не было, так это поворотного круга, изобретения более позднего времени. 

3291865_K07set (679x700, 176Kb)

Поперечный разрез. Зеркало сцены обозначено белым рисунком портала.
 
Рабочие сцены перемещались в скрытом от зрителей многоуровневом пространстве.
Прослеживается наличие нескольких рабочих уровней:
 
- верхний занимает всю площадь над сценой, какое-то подобие современных колосников;
- нижние галереи рабочего пространства сцены расположены по периметру сценической коробки над карманами сцены (в музее он называется первым уровнем верхнего машинного отделения); 
- нулевой уровень, сам планшет сцены; 
- нижний уровень, трюм под сценой. 
 
Рисунок условный, точных данных у меня нет, но принцип разделения на уровни отражён в достаточно понятной форме.

3291865_K08set (700x471, 113Kb)

 

Расположение подвесных переходных мостиков над живописным плафоном. 
Бутафорские колонны убраны.


3291865_K09set (700x471, 126Kb)

 

Здесь убран и плафон. Сцене придаётся лёгкий наклон на зрителя. Авансцена, ближайшая часть сцены, на которой и происходят основные действия актёров, обозначена фигурой манекена. Арьерсцена расположена в задней части сцены. Для своего времени планировка театра и габариты его сцены  отвечали всем техническим требованиям профессиональных сооружений Западной Европы. 

По терминологии музея, здесь показано верхнее машинное отделение, его второй уровень.

3291865_K12set (532x700, 171Kb)


Вращающийся вручную вал наматывал на себя канат подвесной люстры зрительного зала. Люстру, в притянутом к потолку положении, обслуживали через открывающийся рядом люк. Как я понимаю, через люк выносили и отражатель для направления света свечей в сторону сцены. Одна мало заметная деталька огромного значения обнаружена мною слева внизу. Мы видим единственное изображение блока, которых в машинном отделении должно быть множество! В данном случае через него был переброшен канат люстры в барабану ворота. Как видим, тупая прорисовка тёмной фотографии может дать свои плоды. 


3291865_K13set (530x700, 66Kb)


Барабан с валом, как и всё содержимое чердака, не предназначался для обозрения его знатной публикой. Именно этим мне и дороги работы крепостных плотников, которые ни чем не отличаются от современных изделий в русских деревнях. Не пытайтесь сравнивать наш топорный "дизайн" с Западным, у которого всё выполнено с иголочки для привлечения туристов. У нас свой мир, своя родная и понятная нашему сердцу кривизна жизни. 



3291865_K11set (700x534, 158Kb)


А это тот самый люк, прорубленный в потолке зрительного зала для обслуживания люстры.  
Сразу обратите внимание на вертикальный вал с рычагом машины грома на заднем плане. Она расположена на отдельном помосте, который и громыхает над зрителями. А ворот люстры стоит между люком и "Громом".



3291865_K16set (700x533, 200Kb)


Здесь машину грома и её помост можно рассмотреть в деталях. Диски колёс имеют следы токарной обработки, зубъя колёс ручной работы. У верхнего края вала просматриваются щербатые деревянные подобия зубчиков шестерни. Железные штыри осей упираются в балки стропил. 



3291865_K15set (700x450, 137Kb)


Очень ценный вид. Я выудил его из телерепортажа и обработал в графике. Здесь можно определить расположение лестницы, ведущей на чердак, и далее на бельведер с ротондой. На планах она нигде не обозначена. Справа видим барабан машины ветра. Принцип его действия прост, вал вращается за рукоятку, и он издает шуршащий завывающий от неравномерного вращения звук при трении его о ткань, охватывающую барабан полотняным хомутом. 



3291865_K14set (697x700, 170Kb)


Машина грома в новом ракурсе, который помогает рассмотреть противоположную лестнице часть чердака. Помост перед ремонтом чем-то укрыт. 



3291865_K17set (700x532, 181Kb)


Честно скажу, назначение этой конструкции мне не известно. Автор фото утверждает, что она связана со страховочными канатами летающих актёров (или я не так его понял). Слева я вижу доску-фиксатор, которая вошла в паз колеса, и это напоминает мне делительный механизм в станках (окружность детали при её обработки делится на равные части). На заднем плане барабан от машины ветра. Для меня куда важнее разглядеть на полу кругляк, за который держится изогнутый металлический прут, уходящий к сцене. Это может объяснить систему крепления подвесных элементов. 



3291865_K18set (700x426, 79Kb)


Тот же механизм на чистом фоне. Согласитесь, есть какое-то очарование во всей этой кривизне
точности. 



3291865_K19set (700x670, 267Kb)


Последний и не расшифрованный мною вид. Фото. Верхнее машинное отделение. Первый уровень (ниже второго, рассмотренного ранее). Взято с официального сайта, с того, откуда я взял и первое фото в перевёрнутом виде. 

Оба снимка низкого разрешения и качества, и проработать графику всего пространства мне оказалось не по силам.
Если вы вернётесь к показанному ранее чертежу сцены Западного театра, то узнаете этот многоступенчатый барабан. Смысл в том, что вращаясь одновременно, каждая ступень с канатом опускает или поднимает декорации с разной скоростью (на большой вал за один оборот намотается верёвка длиннее, чем на малый). 



Понятно, что по этим картинкам трудно составить верное представление о конструкции чердачных пространств театра, и всё же, хочется иметь в голове какой-то целостный образ, пускай и в схеме, далёкой от реальности. 
Надо же разобраться, что выше, а что ниже, понять взаимное расположение увиденного на фотографиях. Пока у меня нет точных данных, пытаюсь реконструировать пространство над сценой умозрительно (то есть, от фонаря). Очень скоро я понял, что без облика здания театра, хотя бы в общих чертах, чердак не построить. Так появились эти эскизные виды макета здания в 3D. 
 
3291865_Krisha18jpg (700x524, 134Kb)

Взглянув на упрощённый макет дома в не привычном для глаз ракурсе, реально почувствовал его "громадъё"!
Крыша, как и сам "Большой дом"(центральный корпус усадьбы), после первоначальной застройки расширялся, и это, на мой взгляд, не способствовало логической стройности конструкции чердачного пространства. Во всяком случае, мне не удаётся свести концы с концами в попытке моделирования её в 3D.  



3291865_Krisha12jpg (700x524, 133Kb)

Снимем крышку с бельведера и увидим пол. Я поленился показать круглые окна по периметру ротонды, и не знаю точной высоты обзора панорамы. Редкое фото этого помещения вы видели на первой странице рубрики. 


3291865_Krisha19jpg (700x524, 204Kb)


Серым фоном обозначен потолок верхнего уровня машинного отделения сцены. На стропила не обращайте особого внимания, у меня не было на них чертежа, и угадать, что там на самом деле я не смог (может, это вам и не нужно).



3291865_Krisha14jpg_1_ (700x524, 154Kb)


3291865_Krisha17jpg (700x524, 155Kb)


Вы можете посмотреть место размещения сцены среди множества помещений этого громадного деревянного дома . 



3291865_Krisha16jpg (700x524, 116Kb)


Первый этаж здания служит постаментом для театра и его фойе. 


Не знаю, как завершить страницу. Надеюсь, вам не покажется этот материал сумбурным и скучным, я действительно, хотел что-то объяснить, в чём-то разобраться сам. Много сил и времени ушло на графическую реконструкцию фотографий, а кто-то упрекнёт, зачем, лучше бы показали снимки. Многие снимки расположены на первой странице. Первые страницы, как я и говорил, отводились сбору фактического материала, теперь пробую этот материал анализировать. На документальное воссоздание не претендую, пытаюсь осмыслить  увиденное и эстетически прочувствовать.

Спустя какое-то время, мне удалось воссоздать чердачное пространство и машины по документальным чертежам. Смотрите следующие страницы.

Серия сообщений "Останкинский театр":
Часть 1 - Хитрости театра - 01
Часть 2 - Хитрости театра -02
...
Часть 10 - Останкинский театр в макете-01
Часть 11 - Останкинский театр в макете-02
Часть 12 - Чердачные размышления
Часть 13 - Реконструкция зрительного зала Останкинского театра
Часть 14 - Чердачные размышления - 02
...
Часть 30 - Продольный разрез Останкинского театра (в деталях)
Часть 31 - Верховая машинерия Останкинского театра 18 века
Часть 32 - Театральная шкатулка

Рубрики:  Барочный театр

Шунра   обратиться по имени Четверг, 13 Октября 2011 г. 16:31 (ссылка)
Ты-гений, к сожалению, не признанный, как многие гении.....Тема слишком редкая и узкая....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Октября 2011 г. 16:35ссылка
Лариса, я же давно сообщал о своей гениальности, сразу после встречи с Калиной, когда написал ей гениальные стихи. И не верят! Только ты. Спасибо, что зашла, сама понимаешь, пошли страницы, куда нормальные люди не заходят, и ты мне греешь душу. :)
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Октября 2011 г. 16:56ссылка
У меня что-то с настройками.....ничего не было, не было....и вдруг появилось!!!. И Марину в Израиле я всю пропустила......дай , думаю, посмотрю , что она молчит.... а она уже вернулась!!! Обиделась, наверное, на меня:(((((
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Октября 2011 г. 16:58ссылка
Ей не до обид, вся в хлопотах. ;)
safalla   обратиться по имени Четверг, 13 Октября 2011 г. 19:56 (ссылка)
Делаете вы все действительно СНОГСШИБАТЕЛЬНО!!! (ГЕНИАЛЬНО уже было) "Счастье - это когда тебя понимают"?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Октября 2011 г. 20:17ссылка
Даже, когда тебя вспоминают иногда, это тоже счастье! :)
Руанская_Дева   обратиться по имени Четверг, 13 Октября 2011 г. 21:30 (ссылка)
А что...о Гениальности уже говорили? Не повторяться? :)))
Ну тогда просто...Спасибо! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Октября 2011 г. 21:43ссылка
Да, гением меня уже успели обозвать, лучше не повторяться.
Спасибо за внимание. :)
Nathali   обратиться по имени Суббота, 15 Октября 2011 г. 00:00 (ссылка)
Прочла— как всегда,очень обстоятельно)) все-таки картинки мне больше нравятся)))в том смысле,что некоторые моменты из текста я не очень поняла
И отдельное большое спасибо вам,Роман, за многоступенчатый барабан.Применю при разделении пряжи надвое,а то все мозги уже сломала)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 15 Октября 2011 г. 00:07ссылка
Ладно, я же не писатель, чтобы мои тексты нравились!
С пряжей не горячитесь, что-то я сомневаюсь, что вы разобрались в барабане, а если получится, расскажите (я в доле).
Спасибо за встречу. :)
Перейти к дневнику

Суббота, 15 Октября 2011 г. 09:32ссылка
обязательно расскажу и покажу,если получится)))
inamay   обратиться по имени Вторник, 18 Октября 2011 г. 14:04 (ссылка)
Еще с детства, когда с родителями бывали в театре, я смотрела не само представление, а как, двигаясь, менялись на сцене декоры. Потом, когда мне случалось быть на сцене, не пропускала зайти за кулисами посмотреть на покрытые пылью механизмы... Сейчас мне кажется, что там живут как в сказке улетевшие слова актеров, качаясь то на люстрах, то на светильниках, то на канатах, продолжая ночью представления... а я , благодаря тебе, уже знаю их тайные места :) Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Октября 2011 г. 14:26ссылка
Праздник устроила для меня, решила неожиданно явиться миру!
Калина, переживаю за вас, погромы цыган, погромы всего, мне трудно представить Болгарию в гневе!
Спасибо. Пиши. :)
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Октября 2011 г. 14:56ссылка
Роман, не надо доверяться прессе! Были протесты, но они связаны с криминальным случаем и все прошло, как говорится, каждое чудо - три дня. Но тема про цыган остается открытой, там очень много политики.
Все с нами хорошо. Сегодня прекрасный солнечный день и мы с маленькой девочкой пойдем гулять в прекрасном осеннем парке. Яна ночью вернулась из Хорватии - коллектив камерной капеллы Полифония, где она поет, принял там участие в одном фестивале. Приветы от нее :) Больше - позже расскажу :)
Перейти к дневнику

Вторник, 18 Октября 2011 г. 14:57ссылка
Спасибо, жду!
Seitch   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2011 г. 19:12 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 19:26ссылка
Надеюсь, это тот палец, который даёт свободу гладиатору?! :)
Seitch   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2011 г. 22:56 (ссылка)
Это значит: "Нет слов."
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 23:01ссылка
Смотрю, обзавелись свежими колобками, удобные шарики. :)
Мне чудится, что вы так же хлопаете студентам по задницам!
Спасибо.
Seitch   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2011 г. 23:41 (ссылка)
Что Вы, их хлопать не за что, да и "задницы" разлетелись, только весточки шлют. Все при Должностях, их студенчество кончилось. На один семестр. Вернуться на Диплом- вот тогда и "отшлёпаю".
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Seitch   обратиться по имени Четверг, 20 Октября 2011 г. 23:53 (ссылка)
Спасибо. Про "контромарочку" не забудете? Или уже "все билеты проданы"? :))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 20 Октября 2011 г. 23:54ссылка
В моей памяти, помнится, вы не сомневались. :)
Seitch   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 00:35 (ссылка)
Тогда еще такой "очереди" не было... :) В любом случае- прорвемся! :))) УДАЧИ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Октября 2011 г. 00:36ссылка
Прорвались бы на следующую страницу! :)
Seitch   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 00:47 (ссылка)
Вы там на "антракт"намекаете...На долго? Или, все-таки, "без антракта"? :)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Октября 2011 г. 00:48ссылка
Какие намёки, открытым текстом сказано! :)
Seitch   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 01:01 (ссылка)
В тексте сказано: "Перерыв"... Отпуск, или передышка ? Там же самое интересное начинается...:))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 21 Октября 2011 г. 01:03ссылка
Да, детектив с убийством! Спать будем? :)
Seitch   обратиться по имени Пятница, 21 Октября 2011 г. 01:08 (ссылка)
Отбой. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку