Чердачные размышления |
Материальную культуру 18 века Останкинская усадьба представляет блеском множества памятников прикладного искусства, мебелью, драпировками, архитектурным декором и светильниками. Музей выхватывает пласт культуры лицевой стороны жизни, и забывает о другой, мало известной широкой публике, которая и не подозревает о её существовании. Она совершенно недоступна посетителю музея, мало понятна ему и потому не интересна. Я говорю о материальной культуре, созданной из под топора, о той, где на первый план выходит функциональность, а не внешняя мишура в позолоте.
Графическая обработка документальных фотографий
Если бы только паршивое качество?! Есть какая-то закономерность в том, что этот снимок на официальном сайте музея опубликован жмотского размера и... кверху ногами! Мог бы подумать, что кто-то старательно вредит мне, если бы не знал, что обо мне там вообще никто не думает. После долгого мытарства понял, снимок не той ориентации! Но изучать его в деталях при таком качестве печати, даже в правильном положении нет сил. И всё же, это лучше, чем ничего, хотя бы какое-то представление о пространстве над сценой, скрытым расписным холстом, мы уже имеем.
Вернёмся к делу. Перед нами подвесной потолок сцены в момент её трансформации после спектакля в танцевальную залу. Этот момент застыл в вечности. Театр графа умер, и нам досталось его покалеченное и забальзамированное тело. Вид с одной из боковых рабочих галерей, откуда и сделан снимок.
Здесь показан только переходной подвесной мостик, соединяющие правую и левую галереи. Если кулисные машины расположены на сцене в пяти планах, то и мостиков должно быть пять.
Схема коробки сцены современного театра
Чтобы иметь правильное представление о имеющемся в Останкинском театре сценическом оборудовании и о рабочем пространстве сцены, надо взглянуть на театр наших дней.
По терминологии музея, здесь показано верхнее машинное отделение, его второй уровень.
Вращающийся вручную вал наматывал на себя канат подвесной люстры зрительного зала. Люстру, в притянутом к потолку положении, обслуживали через открывающийся рядом люк. Как я понимаю, через люк выносили и отражатель для направления света свечей в сторону сцены. Одна мало заметная деталька огромного значения обнаружена мною слева внизу. Мы видим единственное изображение блока, которых в машинном отделении должно быть множество! В данном случае через него был переброшен канат люстры в барабану ворота. Как видим, тупая прорисовка тёмной фотографии может дать свои плоды.
Барабан с валом, как и всё содержимое чердака, не предназначался для обозрения его знатной публикой. Именно этим мне и дороги работы крепостных плотников, которые ни чем не отличаются от современных изделий в русских деревнях. Не пытайтесь сравнивать наш топорный "дизайн" с Западным, у которого всё выполнено с иголочки для привлечения туристов. У нас свой мир, своя родная и понятная нашему сердцу кривизна жизни.
А это тот самый люк, прорубленный в потолке зрительного зала для обслуживания люстры.
Сразу обратите внимание на вертикальный вал с рычагом машины грома на заднем плане. Она расположена на отдельном помосте, который и громыхает над зрителями. А ворот люстры стоит между люком и "Громом".
Здесь машину грома и её помост можно рассмотреть в деталях. Диски колёс имеют следы токарной обработки, зубъя колёс ручной работы. У верхнего края вала просматриваются щербатые деревянные подобия зубчиков шестерни. Железные штыри осей упираются в балки стропил.
Очень ценный вид. Я выудил его из телерепортажа и обработал в графике. Здесь можно определить расположение лестницы, ведущей на чердак, и далее на бельведер с ротондой. На планах она нигде не обозначена. Справа видим барабан машины ветра. Принцип его действия прост, вал вращается за рукоятку, и он издает шуршащий завывающий от неравномерного вращения звук при трении его о ткань, охватывающую барабан полотняным хомутом.
Машина грома в новом ракурсе, который помогает рассмотреть противоположную лестнице часть чердака. Помост перед ремонтом чем-то укрыт.
Честно скажу, назначение этой конструкции мне не известно. Автор фото утверждает, что она связана со страховочными канатами летающих актёров (или я не так его понял). Слева я вижу доску-фиксатор, которая вошла в паз колеса, и это напоминает мне делительный механизм в станках (окружность детали при её обработки делится на равные части). На заднем плане барабан от машины ветра. Для меня куда важнее разглядеть на полу кругляк, за который держится изогнутый металлический прут, уходящий к сцене. Это может объяснить систему крепления подвесных элементов.
Тот же механизм на чистом фоне. Согласитесь, есть какое-то очарование во всей этой кривизне
точности.
Последний и не расшифрованный мною вид. Фото. Верхнее машинное отделение. Первый уровень (ниже второго, рассмотренного ранее). Взято с официального сайта, с того, откуда я взял и первое фото в перевёрнутом виде.
Оба снимка низкого разрешения и качества, и проработать графику всего пространства мне оказалось не по силам.
Если вы вернётесь к показанному ранее чертежу сцены Западного театра, то узнаете этот многоступенчатый барабан. Смысл в том, что вращаясь одновременно, каждая ступень с канатом опускает или поднимает декорации с разной скоростью (на большой вал за один оборот намотается верёвка длиннее, чем на малый).
Взглянув на упрощённый макет дома в не привычном для глаз ракурсе, реально почувствовал его "громадъё"!
Крыша, как и сам "Большой дом"(центральный корпус усадьбы), после первоначальной застройки расширялся, и это, на мой взгляд, не способствовало логической стройности конструкции чердачного пространства. Во всяком случае, мне не удаётся свести концы с концами в попытке моделирования её в 3D.
Серым фоном обозначен потолок верхнего уровня машинного отделения сцены. На стропила не обращайте особого внимания, у меня не было на них чертежа, и угадать, что там на самом деле я не смог (может, это вам и не нужно).
Вы можете посмотреть место размещения сцены среди множества помещений этого громадного деревянного дома .
Первый этаж здания служит постаментом для театра и его фойе.
Не знаю, как завершить страницу. Надеюсь, вам не покажется этот материал сумбурным и скучным, я действительно, хотел что-то объяснить, в чём-то разобраться сам. Много сил и времени ушло на графическую реконструкцию фотографий, а кто-то упрекнёт, зачем, лучше бы показали снимки. Многие снимки расположены на первой странице. Первые страницы, как я и говорил, отводились сбору фактического материала, теперь пробую этот материал анализировать. На документальное воссоздание не претендую, пытаюсь осмыслить увиденное и эстетически прочувствовать.
Спустя какое-то время, мне удалось воссоздать чердачное пространство и машины по документальным чертежам. Смотрите следующие страницы.
Серия сообщений "Останкинский театр":
Часть 1 - Хитрости театра - 01
Часть 2 - Хитрости театра -02
...
Часть 10 - Останкинский театр в макете-01
Часть 11 - Останкинский театр в макете-02
Часть 12 - Чердачные размышления
Часть 13 - Реконструкция зрительного зала Останкинского театра
Часть 14 - Чердачные размышления - 02
...
Часть 30 - Продольный разрез Останкинского театра (в деталях)
Часть 31 - Верховая машинерия Останкинского театра 18 века
Часть 32 - Театральная шкатулка
Рубрики: | Барочный театр |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |