-Метки

Masks corel draw Маски академический рисунок акварель векторная графика графика графический дизайн детские фломастеры дизайн маски книжная графика книжная иллюстрация книжная миниатюра композиция композиция в дизайне кукольный театр лепка марионетка методика методика работы с детьми механика театральной куклы миниатюры мистер и кот музей-усадьба останкино настольный театр останкинский театр педагоги изобразительного искусства перевод письма к начинающему художнику подмакетник поэзия рисунки детей рисунок рисунок эскиз самодельный станок по дереву самоедство скульптура слова создание эскизов театральных кукол стихи сцена театра 17-18 веков театр в останкино театральная кукла театральные куклы театральный макет токарный станок по дереву точение дерева учебный рисунок храпковский михаил цифровая графика

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Roman_FRF

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) -OGRANKA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 24480


О шарнирах кукол

Суббота, 21 Мая 2011 г. 02:31 + в цитатник

 

О шарнирах, как элементах конструкции театральной куклы
 
Размышляя над темой, долго не мог понять, что может стать её логическим стержнем. Ответ нашёлся в самом вопросе, -“стержень”, тот самый стержень, который является в механике осью вращения, соединительным стержнем в конструкциях шарниров и механизмов. 
На первый взгляд, показываю пустяковые вещи, можно сказать, из разряда маленьких хитростей. Не обманывайтесь. Маленькие, не маленькие, а без них в кукольном деле далеко не уедешь, по себе знаю. Молодой и нахальный слышу совет бывалого старика и думаю, а что тут хитрого, я и сам бы до этого додумался, и что он старый лезет куда его не просят. Если вы сегодня так же обо мне подумаете, мне будет приятно с вами улыбнуться. 
 
Красивые и непонятные слова, “конструктор театральных кукол”! Что это такое в театре, чем же он занимается? Сразу и не объяснишь. Начнём с мелочи, с простенького подвижного соединения двух элементов куклы. 


3291865_01 (700x480, 92Kb)

 


Даже простая конструкция плоской куклы из бумаги, а они используются не только в работе с детьми, может озадачить новичка в этом деле. Как сделать соединение деталей легко подвижными? 
 
Не удивляйтесь, но этот тип соединения, что вы видете на моём рисунке, я обнаружил в патентной библиотеке. Американцы умудряются стричь деньги с чего угодно. Картонные детали плоской куклы-марионетки вырубаются на станках, к ним прилагаются “оси” шарниров, для сборки в домашних условиях (игрушка “сделай сам”). 


3291865_02 (700x462, 10Kb)


Иногда, для подвижного скрепления двух листов достаточно толстой лески с оплавленными и приплюснутыми концами (свеча, паяльник). А для более серьёзных деталей из фанеры или дерева, сгодится прочный пластмассовый стержень. Концы  оплавляются паяльником. 



3291865_03 (700x617, 104Kb)

 

3291865_04_1_ (609x700, 115Kb)

 

Плоские подвижные куклы могут быть очень эффектными, если уделить внимание их декорированию (роспись, фактура, коллаж). Бумага, не самый лучший материал, попробуйте тонкие деревянные или пенопластовые пластины, кожу или что-то другое.  

Однажды я использовал для изготовления шарниров пластмассовые счётные палочки и кнопки с большими цветными шляпками. Палочку обрезал в размер, а кнопки вбивал в отверстия этих палочек.  


 

3291865_11_1_ (444x293, 43Kb)

 

Шарниры из медной пружинистой спиральки для кукол-перекладок мультипликации.
Вторая деталь накалывается своим отверстием на установленную ось первой детали, после чего ось скручивается. Напомню, на ватман наклеивается "БФ" ом пищевая тонкая фольга и чёрная бумага.  Куклы рисуются и расписываются на белом ватмане. Фольга не даёт бумаге коробиться под акварелью, а чёрная бумага с изнанки предотвращает отблеск фольги на стекле съёмочного стола. Потом детальки вырезаются для соединения их шарнирами в куклу-перекладку, но не все. Часть деталей раскладывается на съёмочном столе для свободной их перекладки с места на место при покадровой съёмке. Сразу скажу, большинство кукол не плоские бумажки, а полуобъёмные зделия из акрила или дерева.    


 

3291865_05 (637x700, 234Kb)

 

Не пренебрегайте и обычными пуговицами, даже портновскими кнопками, для получения шарнирного соединения. Пуговицы бывают очень декоративны: деревянные, металлические, цилиндрическими. Само-сабой, применяются промышленные клёпки для одежды, люверсы и пр. 


3291865_09_1_ (472x218, 84Kb)

 

Количество шарниров не обязательно равно количеству суставов человека.


 

 

3291865_06 (600x700, 112Kb)

 
 
Ось шарнира в виде вбитого в деталь гвоздя со шляпкой. Проще шарнира не бывает. 

 

3291865_07 (600x700, 107Kb)

 

3291865_08 (700x450, 17Kb)

 

    С двух сторон детали в отверстие туго вставляются деревянные оси со шляпками. Получаем каталку на колёсиках.


 

3291865_22_1_ (377x371, 38Kb)

 

3291865_21_2_ (377x528, 59Kb)

 

Это тоже марионетка-игрушка. Электролобзиком такие вещи делаются моментально. Если технология отлажена, деревянные оси под рукой, дело за росписью. Она съедает основное время идущее на изгодовление куклы.


 

3291865_09 (700x611, 106Kb)

 

Когда у оси нет шляпки, используют шпильки или клинья. Клинья предпочтительней.


 

3291865_10 (550x700, 155Kb)

Работа электролобзика. Импровизация для неожиданных именин сотрудницы заняла 20 минут.


 

3291865_05_1_ (467x319, 78Kb)

 

Простейший вариант паркетной куклы описан в дневнике на странице "Кукла маска".


Понятно, что с бумажками и игрушками многого не достигнешь, рано или поздно вы схватитесь за мягкие набивные формы. Кукла сможет свободно дрыгать ножками-ручками, болтать головой по сторонам, если вы её хорошенько растормошите. Можно пришить к затылку лямку для управления головой, шарики-глаза на лицо, можно закрепить короткие трости к рукам. Понятно, что ткань должна быть праздничная, весёлая, тогда кульки с набивкой и без костюмов изобразят куклу. Создайте движение, и возникнет браз.

Не буду повторять очевидные вещи, просто напомню о разъёмных соединениях таких кукол, а они не обязательно игрушки, в театре эта технология активно используется. Взять ту же паркетную куклу, её тело. Конечно, я говорю о небольших куклах, не станете же вы бегать по сцене с матрацом.  
 
Мне нравятся разъёмные соединения, они сами по себе смотрятся добротно и эффектно, особенно, если подобрать подходящие элементы (карабинчики, ремешки, цветные толстые шнуры, молнии, огромные пуговицы), а главное, они позволяют из одних и тех же деталей собирать на сцене разных кукол. Оцените совет, драпируйте по разному одну и ту же сшитую куклу, цепляйте к ним платочки с пряжей волос, самодельные плоские бумажные маски.  Ваш театр должен превратиться в настоящее безобразие для детей!
 

Я не буду здесь ничего рисовать, всё и так понятно. Пора переходить к деревяшкам.  


 

3291865_Podveska (440x700, 135Kb)

Показаны рыболовные карабинчики. Иногда,покупная безделушка становится очень полезной штучкой.


 

Разновидностей шарниров море, но большинство из них отличается друг от друга только технологией изготовления. Театр требует надёжности и простоты в изготовлении, возможности быстрого ремонта или замены деталей конструкции на новые. 

 
3291865_11 (616x700, 153Kb)
 
Даже в таких примитивных шарнирах должна присутствовать ваша конструкторская мысль. Две палки на сыромятном ремне или на шнуре. Ремень или шнур, их толщина, ширина зазора между палками, форма торцов палок с ремнём, эти вопросы нужно решать в каждом случае индивидуально. Если ремень вклеить с гвоздями, то это один шарнир, если концы ремня свободно будут вращаться в пазах дерева (на гвозде), это другой шарнир. Надо ли вводить ограничения в амплитуду движения или оставить всё как есть, это зависит от того, где применяется шарнир. Локти, колени - с ограничителями, голова может и свободно болтаться. 

 

3291865_12 (700x237, 9Kb)

 

Один из самых простых и надёжных способов соединения подвижных деталей куклы.  Кольцевые крючки нужного размера легко сделать самим  из проволоки, но проще купить шурупы с колечками в салонах, где торгуют рамками. Шея головы и плечи у марионеток, практически, все соединения паркетных кукол, и многое другое, сцепляется такими крючками. 

 

3291865_13 (479x700, 90Kb)

 

3291865_Podveski06 (421x538, 113Kb)

 

Ляльки собраны на булавках с колечками, и на шпагате (в плечах и ногах). 


 

3291865_14 (700x419, 72Kb)

 

Металлические петли можно заменить сложенным в двое ремешком, который прибивается гвоздиками к дереву. Такая петля не лязгает металлом. 


 

3291865_15 (700x320, 54Kb)

 

 

Шарнирная петля всем хорошо известна, как известны квартирные двери или створки окон и шкафов. Подвижная привязка одной детали к другой по линии оси вращения требуется в конструкции механики кукол постоянно. Вспомните работу челюсти на петле, локти рук или колени ног. 
 
Конструктивно такие шарниры выполняются различными способами. Наиболее востребованный, витая пружина и ось в паре с ней.
 
3291865_16 (700x436, 98Kb)
 

3291865_17 (700x512, 85Kb)
 
Существует много приспособлений для получения из проволоки пружины. 
Остановимся на самом допотопном, не требующим таких приспособлений. 
В тисках зажимаем стержень подходящего диаметра (я использую набор свёрл разного диаметра для такого выбора) с концом проволоки так, как показано на рисунке. Придерживая рукой конец стержня, накручиваем виток за витком пружину нужной длинны. 
Для свободной петли-шарнира берётся медная проволока, а для тугой работы шарнира берём стальную пружинистую проволоку. Если требуется более тугое движение шарнира, концы её пружины разверните в противоположные стороны перед креплением к детали (пружина слегка сжимается в диаметре, закусывая ось). 

 

3291865_18 (555x700, 98Kb)

 

 

Подобные шарниры отличаются множеством способов установки в них оси. 
 
Простой и надёжный способ изготовления осей шарниров, это забивание в просверленные отверстия проволочной стальной оси в виде скобки. Такая ось сама не выскочит из шарнира во время спектакля.

 

3291865_19 (621x700, 111Kb)

 

Шпильки полукруглого сечения согнутые колечком по центру очень удобны в работе. Они быстро и легко фиксируются в шарнире круглогубцами, и так же просто снимаются при ремонте куклы. 


 

3291865_20 (463x700, 124Kb)

 

 

Хочу проиллюстрировать тему шарниров конструкцией типичной рыночной марионетки (Германия). Здесь всё предельно унифицировано, что позволяет запустить изготовление куклы на поток. Элементы шарнирных пластин с отверстиями для осей-шпилек вырубаются штампом из листового винипласта толщиной в 1,5 - 2 мм. Ноги и руки из деревянного кругляка, на каркас туловища монтируется пенопласт. Понятно, что всегда можно варьировать пропорциями куклы. Размер в пределах 50 см. Шьётся приличный костюм, в законченном виде на голове куклы укладывается парик, делается роспись. 
Партия состоит из персонажей к определённому спектаклю. Заказы при чётком разграничении труда распределяются в разных точках. Заготовки конструкций делают одни мастерские, сборку другие, пошивочные работы распределяются среди надомников.  Можно не стесняясь поучиться у немцев “мелкому” предпринимательству. О сбыте продукции молчу, ничего в этом не смыслю. 
 
Забыл сказать, вагу для кукол этого типа можно найти в дневнике (немецкая). 

3291865_21 (345x700, 91Kb)

 

Марионетка-игрушка. С точки зрения технологии, предельно рациональная конструкция. Всё подчинено заботе о минимальной себестоимости изготовления. Видно, что детали скреплены текстильным чулком при помощи стиплера. Очень своеобразны "шарниры"! Аскетичность конструкции куклы скроет яркий костюмчик-распахайка.



3291865_22 (681x700, 156Kb)

 

Небольшой пример из области технологии. Бруску на станках в столярке придают нужный профиль , чтобы потом нарезать из него множество одинаковых деталей таза куклы. Дёшево и сердито! 


 

3291865_23 (409x700, 82Kb)

 

Популярны, и в пакетных и в тростевых куклах не менее простые “шарниры” в виде верёвки. Смотрится так же дёшево и сердито, как и чулок на деревяшке. Под свободным костюмом такие упрощения допустимы. 


 

3291865_24 (515x700, 95Kb)

 

Типичная горизонтальная вага для детей. Руки и ноги подвешены к съёмной передней рейке. 


 

3291865_25 (621x700, 108Kb)

 

Латунные стержни для шариковых ручек используют в шарнирных соединениях кукол. Из них делают оси, либо их плотно вгоняют в отверстие для спасения стенок от износа. Если у вас есть трубочки подходящено диаметра, то стержни можно выкинуть. Концы такой оси развольцовывают или сплющивают один конец для впрессовки его в отверстие.


 

3291865_26 (700x565, 86Kb)

 

3291865_27 (627x700, 101Kb)

 

 

От профиля деревянных деталей шарнира зависит степень его подвижности и внешний вид конструкции куклы. 
 
В данном случае у шарнира нет специальных ограничений подвижности, свободная “дверная петля”. Когда кукла в мешке костюма, нет смысла тратить время на эстетику деревяшек.  

 

3291865_28 (700x670, 104Kb)

 

Скруглив углы шарнира, мы сокращаем зазоры между деталями.


 

3291865_29 (700x472, 65Kb)

 

Шарнир с ограничением амплитуды движения (локти, коленки) требует особого внимания. Тут много времени занимает подгонка профиля деталей друг к другу. 


 

3291865_30 (700x390, 52Kb)

 

Если конструкция куклы не скрывается костюмом и видна зрителям, приходится трансформировать её в “скульптуру”.  Самое пакостное занятие, трудоёмкое и долгое. 


 

3291865_31 (691x700, 105Kb)


 

3291865_32 (700x412, 55Kb)

 

3291865_33 (580x700, 100Kb)



 

3291865_34 (700x689, 152Kb)

 

Удобный в работе шарнир. Он относительно прост в изготовлении и полезен в талии кукол, не даёт одежде заминаться в щель при наклонах .  


 

 

Дверная петля допускает движение деталей вокруг соединяющей их оси,  шаровая опора позволяет детали плавно менять наклон вращающейся во всех направлениях оси этой детали. За свою уникальную подвижность он оказался самым популярным у конструкторов театральных кукол и, особенно, у конструкторов кукол мультипликации. 
 
Традиционная кустарная технология предпочитает делать деревянные шарниры на токарных станках. Слово “кустарная” в данном случае используется, как почтительное отношение к традициям народного ремесла. 
 

3291865_35 (700x691, 19Kb)

 

 

Нам известен принцип работы  шарнира, но не определена его конструкция. Что это значит. Это значит, что шарнир должен быть адаптирован к конкретным условиям. 
Конструктору надо определиться с видом пружины, продумать способы крепления её концов, проще говоря адаптировать его форму к требованиям своей куклы.

 

3291865_36 (700x298, 69Kb)

 

Очевидно, что сферическая деталь должна в любом положении притягиваться к центру шаровой детали. Вкручиваем шуруп с колечком для крепления одного конца пружины в центр шара.


 

3291865_37 (700x340, 14Kb)

 

Если красное называется головкой с носом, то мы смотрим на работу головки в виде шаровой опоры.


 

3291865_38 (700x584, 105Kb)

 

3291865_39 (700x585, 108Kb)

 

3291865_40 (700x464, 99Kb)

 

Шар усечённый с двух сторон (прямоугольник в плане). Таким был корпус Железного дровосека в поясе.


 

 

3291865_41 (700x576, 116Kb)

 

 

3291865_42 (700x218, 37Kb)

 

Конструктивное решения приходится искать каждый раз новое. Пока это очень похоже на головку гапита.
 


 

 

Точка соединения двух тяжей должна быть неподвижна, как бы пружина не была натянута. 
В гапите с шаровой опорой детали стянуты сыромятным ремнём. Отсюда и желание проделать отверстие в трости, которое, в принципе, не нужно. Посмотрите на следующий вариант конструкции с кольцевым шурупом в центре шара. 
 
 
3291865_43 (700x576, 115Kb)

 

Более рациональное решение.



Шаровые шарниры для кукол мультипликации. 

 

3291865_44 (589x700, 109Kb)

 

3291865_45 (658x700, 118Kb)

 

3291865_46 (447x700, 87Kb)


 

3291865_47 (700x359, 63Kb)

 

Ось вращения конструктивно можно всегда превратить в точки вращения.



На прощание маленькая хитрость.

3291865_48 (700x383, 14Kb)

 

Пластмассовое колечко от рыболовной оснастки раскалывается пополам (в отверстие вбивается отвёртка подходящего размера) и половинки приворачиваются проволочкой к внутренней поверхности папье-маше головы куклы. В отличие от медных колечек с микроцарапинами, сквозь которые обычно протягиваются лески механики, пластмассовые кольца не перетирают  в работе леску. 


О деталях механики головы надо делать отдельную страницу. 

 

Серия сообщений "Механика куклы":
Часть 1 - 4. ТЕХНИКА ТЕАТРА КУКОЛ
Часть 2 - 5. ТЕХНИКА ТЕАТРА КУКОЛ
...
Часть 12 - Тростевая театральная кукла
Часть 13 - Кукла "Графиня"
Часть 14 - О шарнирах кукол
Часть 15 - Куклы на веревочках, сидящие в театре
Часть 16 - Ищи опору в возвышенном!
...
Часть 21 - Механика глаз в деталях для театральной куклы - 03
Часть 22 - ЗДРАВСТВУЙ КУКЛА! -04
Часть 23 - ляльки фотосессия

Метки:  

Процитировано 32 раз
Понравилось: 3 пользователям

Наталия_Таран   обратиться по имени Суббота, 21 Мая 2011 г. 02:42 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 02:44ссылка
А спать когда будем?! :)
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 08:59ссылка
Roman_FRF,
Да с таким материалом не до сна, вот!
Рад был встретится со старыми знакомыми из разных конструкторов и сам пост очень понравился содержанием!
Спасибо за хитрости и общение!
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:03ссылка
Вы ещё подглядываете за мной? Думал забыли! :)
Спасибо.
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:09ссылка
Roman_FRF,
Такой "злодей" как я разве забудет хорошего человека?
Не в жисть!
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:12ссылка
Спасибо, буду исправляться, а лучше, сами подсказывайте, когда и что у вас новое всплывает! :)
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 11:01ссылка
Станица дополнена картинками. :)
Доброе утро!
Seitch   обратиться по имени " Раздача СЛОНОВ " ? : ))) Суббота, 21 Мая 2011 г. 08:58 (ссылка)
Самый низкий Вам поклон, Roman FRF, такой Обстоятельности в изложении Бесценного для нас
материала можно только позавидовать. Ну и Память у Вас !!! Цитирую, с Вашего позволения, СПАСИБО!))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:00ссылка
Спасибо, на вашу аудиторию и рассчитана страница.
Я её редактирую, вставлю несколько картинок.
Seitch   обратиться по имени Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:19 (ссылка)
А в какой-такой Программе Вы эти Супер-Чертежи чертите ? Или... секрет ?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:38ссылка
Посмотрите рубрику "Corel Draw", секретную, конечно.
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:40ссылка
Я внёс дополнения в эту страницу, лучше обновить цитату.
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 10:00ссылка
Чтобы обновить цитату надо... что ?)
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 10:02ссылка
Ну, уж нет, в рот сами положите! :)
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 10:04ссылка
Ладно, разбэрэмося...)))
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 10:08ссылка
Чего там разбираться, выбросите старое, вставьте новое! :)
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 10:27ссылка
Получилось !))))
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 09:54ссылка
Посмотреть-то я посмотрю... (( Не всё сразу . )))
cateandreone   обратиться по имени Суббота, 21 Мая 2011 г. 10:49 (ссылка)
замечательная статья
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 11:27ссылка
А вам-то какой интерес в этих заморочках, ни бронзы, ни гранита с мрамором! :)
Спасибо. Не было оповещения о вашем комментарии, что-то в настройках надо проверить.
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 12:04ссылка
не надо меня загонять в рамки :)
1. я хочу подготовить курс по куклам в следующем году в центре где обучаю дамочек рукотворчеству.
2. все девочки мечтают об идеальной кукле, и я не исключение. А значит надо ее создать
3. как и все прикладники люблю узнавать секреты и секретики мастерства
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 12:10ссылка
Хорошо, что всё обошлось без подпуктиков.
Не пугайте меня порядком своих мыслей! :)
Я правильно понял, в следующем году все дамочки будут ваши, а не наши?
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 12:19ссылка
хихи структурированность мыслей для меня большая редкость
насчет следующего года... боюсь загадывать, дамочки они не предсказуемы в массе своей
songmeili   обратиться по имени Суббота, 21 Мая 2011 г. 11:36 (ссылка)
Сколько премудростей.Некоторые взяла на вооружение))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 11:45ссылка
С тобой теперь страшно воевать, Марина! :)
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 12:11ссылка
Нет,Роман ,не страшно.Вооружиться,ещё не значит победить!
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Мая 2011 г. 12:14ссылка
Но распугать, это уже 50% победы! :)
Хорош,что мы союзники!
eRaccoooon   обратиться по имени Среда, 25 Мая 2011 г. 11:11 (ссылка)
Roman_FRF, большое спасибо! Очень полезный материал, все понятно :)
С вашего позволения, сохраню в своем дневнике.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Среда, 25 Мая 2011 г. 11:54ссылка
Вам спасибо за труд и желание делиться опытом :)
malischka   обратиться по имени Вторник, 30 Августа 2011 г. 14:00 (ссылка)
Извините за беспокойство но в теме я к сожалению полный Ноль, поэтому хотелось спросить совета профессионала : Скажите а какие шарниры лучше использовать для вязанных игрушек?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 30 Августа 2011 г. 14:13ссылка
Вязаные игрушки в шарнирах не нуждаются. Шарнир предполагает наличие жёсткой основы. Вам можно попробовать на низать все детали на резинку, которая поможет фиксировать задаваемые позы игрушки.
Спасибо за внимание. :)
Перейти к дневнику

Среда, 31 Августа 2011 г. 23:56ссылка
Спасибо, буду пробовать!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку