Продолжение.
АНАТОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК
![](//s43.radikal.ru/i102/1101/45/581fa488fc77t.jpg)
Эта миниатюра, на которой показано влияние созвездий на человека, логично завершает календарный цикл Роскошного часослова. Впрочем, для часослова того времени эта тема вполне традиционна. Возможно, что она навеяна сходными изображениями из старинных книг по медицине. В этой связи особенно примечательна иллюстрация одного из еврейских медицинских манускриптов, переписанного в XIV веке в Провансе (позднее он попал в собрание Людовика XIV и ныне хранится в Парижской национальной библиотеке). На иллюстрации представлено анатомическое изображение человека, у которого все части тела соотнесены со знаками Зодиака. В нашей миниатюре примечательно то, что человеческая фигура изображена дважды и отличается изяществом и грацией. Обе фигуры - кажется, что они парят в космосе, -окружены мандорлои, которая вновь включает
в себя двенадцать изображений и названий знаков Зодиака на синем фоне, окантованных рамками, миндалевидными по очертаниям. На внешней окружности располагается шкала, где каждому созвездию отведено 30° (в цифрах и делениях) - место, которое оно занимает в череде других созвездий, в течение года проходящих мимо солнца. На шкале внутренней окружности зафиксированы количество дней в каждом месяце и принадлежность их к определённому знаку. Астрономический текст, сопровождающий миниатюру, располагается в четырёх углах и в каждой части комментирует сочетания трёх знаков Зодиака, демонстрирующие: 1. два из четырёх природных свойств - горячее, холодное, сухое, влажное; 2. мужской или женский характер; 3. один из четырёх темпераментов и 4. одну из четырёх сторон света.
Даже по своим размерам это изображение сильно отличается от всех предыдущих миниатюр календарного цикла, значительно превосходя их по длине и ширине. Конечно, эта миниатюра создавалась по заказу герцога Беррийского, поскольку помечена его гербом (три золотые лилии на синем фоне с красной окантовкой) и сплетающимися буквами монограммы УЕ (возможно, это первая и последняя буквы имени «Ursine»). Авторство братьев Лимбург также кажется небесспорным. Следует задаться вопросом, предназначалась ли вообще эта миниатюра в качестве иллюстрации к часослову. Во всяком случае, она была написана на отдельном листе и, возможно, не принадлежала к тем разрозненным «тетрадям», которые после смерти герцога были найдены в одной коробке. Создателем её является мастер, которого Р. Казель называет Лимбург С; Маисс узнает в ней манеру Поля и Жана.
![](//s12.radikal.ru/i185/1101/b4/dafb24aca6e0t.jpg)
Пока всё. Далее будут выборочные фрагменты репродукций и мои восторги.
В сети по этой теме много публикаций. Поверьте, картинки достойного качества только здесь. Меня это утешает, а то, как-то обидно стало, думалось, зачем столько работы, если в интернете всё уже есть.
Серия сообщений "Книжная миниатюра":
Часть 1 - Книжная миниатюра - 1
Часть 2 - Книжная миниатюра - 2
...
Часть 19 - Роскошный часослов герцога Беррийского - 11
Часть 20 - Роскошный часослов герцога Беррийского - 12
Часть 21 - Роскошный часослов герцога Беррийского - 13
Часть 22 - Семидеус - миниатюры о военном мастерстве
Часть 23 - Книжки-малышки - 01
...
Часть 40 - РЕЙМСКИЙ МИССАЛ-01
Часть 41 - РЕЙМСКИЙ МИССАЛ - 02
Часть 42 - РЕЙМСКИЙ МИССАЛ - 03