Лина Кавальери - сбывшаяся сказка |
Лина Кавальери родилась в 1874 году в бедной семье. В тринадцать лет впервые выступила как певица на сцене ресторана "Эзедра" в Риме, а в начале 90-х годов появилась еще совсем молоденькой девочкой в Петербурге. Жители столицы знали ее как исполнительницу неаполитанских песенок, легкомысленных куплетов, как грациозную танцовщицу, но, главным образом, как первую красавицу.
Фирма, выпускающая открытки, в лице одного из поклонников Лины, молодого фотографа, предложила мадемуазель Кавальери долгосрочный контракт, заключенный на весьма строгих условиях: Лина согласилась сниматься на открытках лишь в строгих вечерних туалетах, чтобы будущий жених ее не мог и минуты сомневаться в ее добропорядочности!
Это был весьма предусмотрительный шаг. И успех, известность, богатство были просто ошеломительными! Лину узнавали везде и всюду, открытки с ее изображениями раскупались за пару секунд, выстраивалась очередь за ее автографами, поклонники заваливали артистку - модель цветами, и как-то едва не сломали эстраду ресторана, во время ее очередного выступления!
Но, начав карьеру в шикарных кафешантанах, став любимой моделью лучших фотографов, Лина Кавальери мечтала об оперной сцене. Природа наградила ее посредственным голосом, средней музыкальностью, поразительной внешностью и гигантским трудолюбием, не забыв вложить в прелестную головку наполеоновские планы. Голос её был более, чем скромным, но профессор пения Марианна Мази сделала из него профессиональный оперный голос. К тому же Кавальери была потрясающе пластична, экспрессивна и грациозна, обладала врожденным драматическим талантом.
Дебютировала Лина Кавальери на оперной сцене Мадрида, затем Варшава и, наконец, Петербург.
Она поет в ансамбле с выдающимися певцами, элитой мировой оперы на лучших сценах мира. В России чаще всего Лина Кавальери выступала в операх "Травиата" Дж. Верди, "Манон" и "Таис" Ж. Массне, "Фауст" Ш. Гуно и "Богема" Дж. Пуччини.
Одним из первых, кто горячо принял её , был знаменитый русский певец Леонид Собинов. Он часто пел в составе итальянской оперы в Петербурге вместе с Кавальери. Время сохранило его восторженные отзывы: "Теперь восходит звезда... все в ней так трогательно чисто, так бесконечно свежо. Это чудный цветок, это нежная, благоухающая весной орхидея, и за ней нельзя не ухаживать, ее нельзя не холить. Вы, вероятно, уже сомневаетесь в моем беспристрастии, всем известно, что Кавальери очень красива. Пусть так, но ее красота в ее таланте только лишний штрих. Сколько ума во всех ее сценических движениях, сколько музыкальности и вместе с тем темперамента в ее фразах! Какая чудная у нее мимика. Прелестный, хотя и не поражающий какой-то феноменальностью голос, поддающийся легко колоратуре, кристальное "пиано", удивительный в речитативах грудной регистр. Да здравствует и расцветает этот чудный цветок!!! "
Ведущий тенор Императорских театров Леонид Собинов был неоднократно замечен в толпе восторженных поклонников певицы кричащим, свистящим и топающим от восторга. Однажды великий певец так вдохновился искусством примадонны, что перелез через ограждение и пробрался в оркестр, чтобы подобрать брошенный красавицей цветок.
Москва не отставала от Петербурга в выражении верноподданнических чувств королеве красоты. Этому способствовали многочисленные фотографии Лины в витринах магазинов и фотоателье, и "открытки с красавицами". Вот как об этом вспоминал И.И. Шнейдер: "Если вы покупали коробку конфет в кондитерской Абрикосова, то помимо обязательного приложения к ее содержимому в виде засахаренного кусочка ананаса и плиточки шоколада "миньон", завернутой в серебряную фольгу, в коробочке лежала еще небольшая толстенькая плитка шоколада в обертке из золотой бумаги с наклеенной на нее миниатюрной фотографией Шаляпина или Лины Кавальери. В любой табачной лавочке, имевшей, как правило, и писчебумажные товары, можно было найти открытки с изображением "первой красавицы мира" итальянки Лины Кавальери, заснятой в разных позах". И слух о том, что она к тому же оперная певица, показался москвичам уж совершенно невероятным.
В свете начали поговаривать о романе "представителя старинной дворянской фамилии" с кафешантанной "звездочкой". Газеты с завидным постоянством обсуждали это событие: то известие о браке объявлялось ложным, то сообщали, что Кавальери собирается купить особняк в Петербурге, чтобы «прочно утвердиться на берегах Невы» — Петербург ей так нравится, что она согласилась бы остаться в нем навсегда, но... «с условием изменения своей итальянской фамилии на русскую».
Утверждали, что "мальчишник" справили в Петербурге, а свадьбу намечено праздновать в Париже. Александр Владимирович Барятинский, выпускник Пажеского корпуса, офицер Нижегородского драгунского полка, блестящее образование соединял с "обворожительной наружностью". К тому же он — "потомок и наследник благороднейшей фамилии", был другом детства Николая II, адъютантом герцога Лейхтенбергского.
Кавальери уверяла, что через месяц после знакомства князь уже сделал ей предложение, и православный священник обвенчал их в домовой церкви Барятинских! Александр, якобы, возложил на ее голову княжескую корону, а она добровольно сложила с себя корону "королевы варьете" Этот, похожий на сказку, обряд вряд ли состоялся на самом деле. Документального подтверждения заключения брака не существует, но даже если его заключили тайно, то вскоре он был расторгнут, либо объявлен недействительным. Законный брак между, пусть даже чрезвычайно знаменитой кафешантанной певицей, и князем, потомком Рюрика, был абсолютно невозможен: кастовые предрассудки были слишком сильны, чтобы родные простили подобный брак — в те времена, если офицер женился на актрисе, он принужден был покинуть полк! Семья Барятинских была весьма и весьма могущественна и влиятельна. Родители Александра играли большую роль при дворе — его отец был воспитателем сыновей Александра III.
Лину тотчас объявили заморской femme fatale, околдовавшей бедного князя, пытавшейся заполучить его титул и состояние. К тому же стало известно, что Кавальери имела незаконнорожденного сына семи лет. Чтобы окончательно положить конец скандальной связи, его родители нашли ему более подходящую невесту — светлейшую княжну Юрьевскую, дочь Александра II от морганатического брака с Долгорукой. Высокая, стройная брюнетка с огромными темными глазами, княжна до странности походила на Кавальери. Стоит добавить, что княжна Юрьевская была весьма талантливой концертной певицей. Сходство становилось мистическим.
Выступления Кавальери никого не оставляли равнодушным. Взять хотя бы роль куртизанки Таис в опере Массне. В прессе того времени развернулась настоящая полемика о сценическом рисунке роли. Некоторые исполнительницы главной партии настаивали на том, что искусство должно максимально правдиво отображать реальную действительность, которая заключалась в том, что куртизанка из Александрии в силу специфики своей профессии не могла быть в жизни все время полностью одета. Последовали одна за другой скандальные постановки оперы с не совсем одетыми главными героинями, и произведение Ж. Массне сделалось необыкновенно популярным. В 1910 году "Петербургская газета" поместила на своих страницах заметку под названием "Модная опера", где пальма первенства в борьбе за реализм на сцене была триумфально присуждена Лине Кавальери: "Первой "разделась" в "Таис" г-жа Кавальери, показавшая красивую фигуру".
Жюль Массне увидел Лину Кавальери в главной партии своей оперы "Таис. После спектакля автор подошел к ней и сказал фразу, ставшую потом крылатой: "Ваша красота дает вам право иногда фальшивить".
Талант и природный ум госпожи Кавальери - Чендлер блеснул еще несколько раз спокойною и достойною звездою в ее книгах, посвященных секретам женской красоты. Все модницы того времени с живейшим интересом регулярно изучали "Наставления Лины Кавальери", где автором рассматривалась всегда животрепещущая проблема - "искусство быть красивой".
В 1944 году Кавальери тихо ушла из жизни. Уже мало кто помнил имя самой красивой в мире женщины, а когда-то... "Театр тысячью глаз следит за Кавальери, ловит улыбку ее и сам улыбается, радуется всякой удачной ноте. Дитя, изукрашенное бриллиантовыми бусами, отлично знает, что публика любит его, что за рампой, как одно живое, взволнованное существо, сидит чуткая и добрая публика и что это - русская публика. Кавальери - наше балованное, прелестное дитя"
Все материалы найдены в сети.
По материалам Светланы Макаренко, Е. Прокофьевой, Ольги Усовой
Большая часть фотографий Кавальери - в альбоме
Рубрики: | О них говорили и писали в прошлом Красавицы прошлых лет Звезда из прошлого |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |