-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rodich2007

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2007
Записей: 10014
Комментариев: 6798
Написано: 20835


Как это все начиналось - стетсон

Суббота, 14 Мая 2016 г. 08:36 + в цитатник

0-0c (700x451, 86Kb)

Когда мы говорим слово "шляпа", возникают ассоциации с классической мужской шляпой, с соломенной шляпкой, шляпкой-"менингиткой" и, конечно, с ковбойской шляпой. Вот о последней мы сегодня и поговорим.

Романтичная широкополая ковбойская шляпа давно стала одним из символов мужественных покорителей американских просторов. Смотря многочисленные вестерны, мы не можем представить себе ковбоя без этой шляпы. А как и когда она родилась? Удивительная вещь: в данном случае мы можем очень точно назвать и место "рождения", и время "рождения", и даже имя "родителя" этого головного убора. Место - Дикий Запад Америки, время - 60-е годы XIX века, "родителя" звали Джон Баттерсон Стетсон. И он так хорошо "постарался", что теперь ковбойские шляпы называют в Америке "стетсонами".

Понятное дело, что Стетсон свою шляпу не из головы выдумал, ее прообразом послужило мексиканское сомбреро. "Сомбреро" в переводе значит "тень", и нетрудно догадаться, что сомбреро изначально было придумано для работы в поле, чтобы крестьянам и скотоводам не так тяжело было работать под палящими лучами солнца.

Биография Стетсона поначалу довольно проста. Он родился в 1835 году в Филадельфии в семье шляпника, но к изготовлению шляп не имел никакого влечения, хотя отец с детства учил его азам ремесла. Слабый здоровьем, он заболел туберкулезом. Врачи посоветовали ему сменить климат - на Восточном побережье вечно шли дожди, дули влажные ветра и вообще было довольно прохладно. И Стетсон в 1859 году переезжает на Запад. Как он сам потом рассказывал, была только одна вещь, которую он ненавидел всем сердцем - стук дождевых капель по голове.

В 1860 году Стетсон мыл золото в Колорадо, и эта работа только ухудшила его состояние. Он был словно в ловушке в горах Колорадо, когда внезапно начинались то ливни, то злой ветер. Одежда постоянно промокала - вот тебе и долгожданный Запад! Но тут он заметил, что шкурки бобров, живущих в многочисленных реках, словно отталкивают воду. Он поставил силки, поймал несколько зверьков и сшил из их шкурок накидку. Накидка очень хорошо защищала от влаги.

Стетсон по натуре своей был экспериментатором, а также человеком, у которого руки, что называется, растут откуда надо. Он любил экспериментировать с различными материалами, в том числе и с шерстью и мехом бобра. Добывая шкурки зверей на охоте, Стетсон смешивал различную шерсть, волокна меха, обрабатывал вручную полученную смесь, вымачивал в кипятке, раскатывал, снова вымачивал... Догадались, что получилось? Нетканый валяный материал фетр. Мягкий, гибкий и послушный. Тоньше и гибче войлока. Однако приписывать Стетсону изобретение фетра не стоит, фетр был известен и до него. Равно как и производство из фетра шляп самых разнообразных форм. Производство фетровых шляп конкретно из меха бобра было основано в Голландии и Испании и датируется, по крайней мере, XIV веком, а первый войлок, равно как и более тонкий и нежный фетр, был известен еще с начала времен. К середине XVII века запасы европейского бобра иссякли, в результате чего Северная Америка стала основным поставщиком бобрового меха. Соединенные Штаты также стали крупным производителем шляп, хотя в Англии в 1731 году был принят "Шляпный закон", запрещающий экспорт шляп из США. В XVIII веке бобровый мех еще оставался предпочтительным материалом для головных уборов, но фетр из смеси меха бобра и шерсти становился все более популярным, поскольку позволял удешевить производство. В конце XIX века с появлением паровых машин изготовление шляп кустарным способом в небольших мастерских сошло "на нет" и заменилось промышленным производством. Однако и в настоящее время еще остались кустари-одиночки, изготавливающие эксклюзивные образцы шляп в лучших традициях старых мастеров.

Но это мы отвлеклись на историю шляп вообще, а наш рассказ о конкретной шляпе. Итак, Стетсон. "Придумав" фетр, Стетсон стал мастерить из него разные вещи. Однажды, отправившись с компаньонами на охоту, он показал им различные предметы туалета, сделанные без помощи иголки и нитки. Наибольшее впечатление произвела шляпа из фетра. Эту шляпу Стетсон сделал отчасти просто так, от нечего делать, отчасти для утилитарных нужд. Это было изобретение, что называется, три в одном: и на голове можно носить для защиты от ветра, дождя и солнца, и костер можно раздуть широкими полями, и даже в качестве веера использовать. И при этом она еще и неплохо выглядела. И тем не менее Стетсон сделал ее шутки ради, так как совершенно не стремился продолжать дело своего отца. Результат же был удивительный: шляпу по достоинству оценили все его друзья. И эта первая шляпа, изготовленная шутки ради, резко изменила его судьбу и впоследствии дала имя одной из самых громких легенд Америки. Конечно, и до появления Стетсоновской шляпы мужчины носили различные головные уборы, но в большинстве своем они были мало приспособлены к тяжелым условиям, в которых приходилось работать, осваивая новые земли.

Вскоре Стетсон совершил свою первую продажу - встретившемуся ему погонщику мула так понравилась новинка, что он купил ее за золотую пятидолларовую монету. Вдохновленный такой реакцией своего первого покупателя, Стетсон вскоре изготовил еще несколько образцов шляпы и направил их возможным продавцам на Западе страны. Чтобы заинтриговать покупателей, Стетсон постоянно носил свою шляпу - в любое время и в любую погоду. Это вызывало интерес, шляпу рассматривали, ею интересовались ковбои - им пришлась по вкусу эта оригинальная вещь. В итоге Стетсон очень скоро наладил изготовление шляп согласно собственным идеям и их продажу. Очень скоро стетсоновская шляпа стала для ковбоя не только головным убором, но и отличительной чертой героя Дикого Запада!

Помимо вышеперечисленных способов применения шляпы в ней можно было даже воды принести с ближайшего колодца - для этой цели служила непромокаемая подкладка. Это было сделано не случайно: Стетсон помнил уроки своего отца, но не уроки изготовления шляп, а уроки жизни. Отец часто говорил, что вода имеет жизненно важное значение в суровом климате. Вот сын и додумался сделать непромокаемую подкладку. Кстати, и сам фетр тоже воду не пропускает, точнее, пропускает, конечно, но не очень быстро. Сняв водонепроницаемую подкладку, количество воды можно было при случае удвоить. И эта особенность стетсоновской шляпы не раз и не два спасала жизни ковбоев. Да и их лошадей тоже. В этом случае она могла служить ведром. Это даже было зафиксировано на одном из первых рекламных плакатов фирмы Stetson.

Наверное, именно поэтому один из типов шляпы Стетсона получил прозвище "Десять галлонов". Хотя это, конечно, было поэтическим преувеличением: в шляпу можно было набрать лишь галлон воды. В любом случае - чрезвычайно практичная вещь! (В основном, шляпа "Десять галлонов" имеет особую популярность в штате Техас.)

А вот высокая тулья (по сравнению с другими шляпами той эпохи) была уже отголоском профессиональных уроков отца: тот учил, чтобы между макушкой головы и донышком шляпы всегда оставалась этакая воздушная прослойка, служащая своеобразным утеплителем - ведь известно, что если между телом и одеждой (в данном случае между головой и шляпой) имеется воздушная прослойка, то человеку будет теплее. Отец, видимо, так намерзся на родных просторах, что буквально бредил теплом. И хорошо, потому что ветреные степи и горы Запада тоже требовали утеплять голову.

Поначалу высота тульи и ширина полей делались разными. Высокая тулья привлекала повышенное внимание и много вопросов - это было непривычно. Но в конце концов так понравилась покупателям, что если высота тульи была меньше, покупатели начинали ворчать. В итоге было найдено оптимальное соотношение: высота тульи - шесть дюймов, ширина полей - семь дюймов.

Тулья, кстати, была поначалу исключительно круглой. Но ковбои в процессе носки, берясь за шляпу, делали характерные заломы, которые получали свои названия и даже были иногда отличительной особенностью какой-либо местности. Позже эти заломы стали делать сразу. Тулья шляпы украшалась различными деталями из конского волоса и кожи, кончосами - резными металлическими бляшками с узорами, когтями и клыками животных. По этим признакам можно было понять род занятий владельца ковбойской шляпы.

Знаменитые загибы полей ковбойских шляп вверх появились из-за транспортировки шляп. Для уменьшения объема поля шляп сгибались - чтобы шляпы влезали в коробки с меньшим объемом. Эти вынужденно появившиеся загибы полюбились некоторым ковбоям, и они стали носить шляпы, не разгибая поля. Другие посмотрели, посмотрели - и тоже стали так носить. А если поля были прямыми, сами их сгибали. Иногда так сильно, что края полей касались тульи. Иногда поля вообще не сгибали - это, что называется, дело вкуса.

Стетсоновская шляпа пришлась по сердцу не только ковбоям Дикого Запада, но и ранчерам, золотодобытчикам, а также техасским рейнджерам, которые сделали ее частью своей униформы. Забегая вперед, скажем, что частью своей униформы ее позже сделали и полицейские многих штатов. Она до сих пор очень популярна не только в Америке, но и в Мексике и Канаде, она даже присутствует на флаге канадского города Калгари.

Когда Стетсон увидел, что количество заказов растет с каждым месяцем, и вручную изготовлять шляпы у него просто не хватает времени, он решил основать собственную кампанию. В 1865 году он вернулся в родную Филадельфию, чтобы открыть свою первую фабрику по производству шляп. Он вложил все свои сбережения - сто долларов, снял крошечную комнату и купил инструменты. Впрочем, фабрика - это пока громко сказано: он был на своем предприятии единственным сотрудником. Но он снова носил шляпу все время, зная, что это вызовет интерес у окружающих. Буквально за год положение меняется, и на его предприятии работают уже много рабочих. (Через двадцать лет на его предприятии будут работать уже четыре тысячи рабочих!)

Стетсон очень большое внимание уделяет деталям. Он считает, что в его шляпе нет случайных элементов, использует только самое лучшее сырье. Стетсон по праву гордится своей продукцией: на подкладку нашивается специальная лента, на которой большими буквами написано название фирмы - "Stetson". Говорят, это название печаталось по принципу штампа с длинного 14-каратного золотого листа.

Стетсону же приходилось все увеличивать и увеличивать производство шляп - таким огромным спросом они пользовались. И это несмотря на то, что цена у них была отнюдь не маленькой: десять долларов, а то и выше! По тем временам это были очень солидные деньги, иногда бывало, что вся остальная одежда ковбоя вместе взятая стоила меньше. Однако ковбои шли на такие расходы, предпочитая сэкономить на чем-нибудь другом, они понимали, что качество головного убора важнее денег. А качество этой шляпы было превосходным! Ведь фетр, идущий на шляпы, был сделан из меха бобра или других животных - норки, нутрии, бизона или, в крайнем случае, кролика. Более дешевый вариант - из смеси этих мехов с шерстью. И самый дешевый вариант - чисто шерстяной фетр. Впрочем, Стетсон такой фетр не использовал. И даже имея возможность приобрести за пару долларов менее качественную шляпу из шерсти, многие ковбои, отдавая себе отчет в важности качества своего головного убора, покупали дорогие шляпы Стетсона. А он уже открыл специальный шляпный магазин для ковбоев.

Шляпы Стетсон делал разных цветов (белого, черного, разных оттенков бежевого и коричневого) и фасонов. Жители разных районов страны предпочитали разные фасоны. Так, жители юго-запада США предпочитали шляпы с высокой тульей и более широкими полями - чтобы легче переносить воздействие жаркого солнца, а в более северных районах Америки предпочитали шляпы с меньшими полями - чтобы не унесло ветром. Одна из самых популярных моделей того времени называлась "Хозяин равнин" ("The Boss of the Plains"), она стала символом американского Запада и помогла ковбоям превратиться в американскую "икону". Помимо имевшей оглушительный успех шляпы "Хозяин равнин" Стетсон предлагал и другие модели - "Carlsbad", "Buckeye", отличавшуюся огромными полями... Все эти модели стали настоящим хитом в городах Запада.

В дополнение следует отметить существование традиций, касающихся стиля, формы и размера ковбойских шляп. Несмотря на то, что все они являлись частью универсальной картины Дикого Запада, некоторые нюансы, касающиеся формы, размера и стиля, могли много рассказать о владельце, его окружении и происхождении или месте проживания. По этим признакам можно было определить, из северных ли он районов Невады, холмистых просторов Техаса, ветреных пастбищ Роки или пустынь Нью-Мексико.

Однако не стоит думать, что только Стетсон преуспел на поприще шляпного дела. Существовали и другие предприятия, которые изготавливали шляпы для повседневного использования. Так, например, в 80-е годы XIX века ковбои, жившие в юго-западных районах Америки, предпочитали головные уборы фирмы "Плензмен". Это были шляпы с низкой тульей и гибкими полями. И ничего удивительного, что имелись и другие фирмы - столь благодатное поле для бизнеса, как производство шляп, не могло остаться без должного внимания. Другие компании тоже внесли свой вклад в популяризацию этого головного убора. Так, более восьмидесяти лет шляпы марки "Resistol" являются выбором многих тысяч поклонников ковбойского стиля в одежде; компания "Wrangler", известная по всему миру своими джинсами, также представляет в ассортименте ковбойские шляпы.

Но вернемся к Стетсону. Спустя двадцать лет с момента основания компания Стетсона производила ежедневно почти две тысячи шляп, а в начале прошлого века - к 1906 году - объемы достигали двух миллионов (!) шляп в год, продаваемых по всему миру. К этому моменту производство шляп стало почти полностью механизированным, доля ручного труда значительно уменьшилась. Появились машины для механической обрезки полей, для формования тульи; повысилось и качество менеджмента. Кстати, Джон Б. Стетсон достоин упоминания не только как человек, придумавший ковбойскую шляпу и ставший на ней миллионером. Он был в числе первых магнатов США, которые задумались о жизни и здоровье рабочих. Видя, насколько тяжел труд рабочего, Стетсон ввел на своих предприятиях бесплатное медицинское обслуживание, позволил рабочим приобретать акции, а самым трудолюбивым и достойным даже дарил эти акции. Как филантроп, он основал Университет Стетсона в Деланде, штат Флорида, и построила больницу в Филадельфии. Сейчас именем Стетсона названы университет и юридический колледж во Флориде.

Кстати, о тяжелом труде рабочих. Именно в память о них в современных шляпах фирмы "Stetson" сохранена одна небольшая деталь, которая в настоящее время не играет практической роли - маленький бантик на задней стороне "подтулейки". Этот бантик символизирует скрещенные кости, это он - дань памяти старым мастерам-шляпникам, работа которых была сопряжена если не со смертью, то с болезнями, вызванными нитратом ртути, применявшимся ранее при изготовлении фетра для лучшего сцепления волокон шерсти.

У фирмы "Stetson" было два крупнейших взлета, когда она была лидером по производству "ковбойских" шляп - в XIX веке и в XX. В XIX веке все, включая золотодобытчиков, кто считал себя солидными людьми, покупали эти шляпы, дабы не ударить в грязь лицом. В ХХ веке новый взлет популярности фирмы "Stetson" случился благодаря кинематографу, точнее, ковбойским вестернам. В голливудских фильмах белые шляпы фирмы "Stetson" стали символом добра, а черные - символом зла.

Позже ажиотаж на ковбойские шляпы внезапно появлялся и также внезапно исчезал, но до сих пор ковбойская шляпа является популярным головным убором, и это несмотря на то, что сегодня большинству людей уже не приходится изо дня в день скакать на лошадях под проливным дождем. Их носят не только жители штата Техас, ковбои (которых никто не отменял и которые являются не кем иным, как пастухами), полицейские и рейнджеры, но и поклонники блюза и музыкального стиля кантри, знаменитости вроде режиссера Роберта Родригеса. Носили их даже президенты: Гарри Трумен, Линдон Джонсон, а из последних - 43-й президент США Джордж Буш-младший. Наверное, поэтому самая престижная и дорогая из современных ковбойских шляп носит название "President". Изготавливается она из пуха бобра. Эта шляпа белого цвета с серебряными пряжками, ее второе название - "Белый Стетсон".

Фирма "Stetson" и сейчас является одним из самых знаменитых производителей ковбойских шляп. Ассортимент современных шляп просто поражает. Теперь эти шляпы делают не только из фетра или шерсти, но и из кожи, замши, их даже плетут из соломы (хотя уважающий себя ковбой практически не носит кожаные шляпы, это прерогатива современных байкеров). Настоящие же фетровые шляпы стоят весьма и весьма недешево - до нескольких сотен долларов. И многие туристы, приезжающие из Америки, привозят такие шляпы в качестве сувенира. Только сувенир этот не из ряда тех, что поставил на полку или повесил на стенку - и забыл. Этот сувенир - очень "долгоиграющий" сувенир. Лично я знаю в Баку одного обладателя настоящей ковбойской шляпы. Это житель поселка Фатмаи, ему ее подарил товарищ, приехавший из Америки. Фатмаинский ковбой (он, кстати, на самом деле пастух) уже много раз получал предложения продать свой головной убор - за любые деньги. Но он гордо носит свою коричневую "ковбойку", продавать не собирается, потому что - по его словам - более удобной шляпы он просто не видел. Шляпа эта уже запылившаяся, засаленная, и была б на ее месте любая другая, я бы уже давно предложила ему ее почистить. Но ковбойские шляпы не чистят! Этот "обычай" уходит корнями еще во времена Дикого Запада. Тогда среди истинных ковбоев считалось дурным тоном стряхивать пыль со своей шляпы. Сегодня, если вы являетесь страстным ревнителем ковбойских традиций и хотите одеваться в ковбойском стиле, но на то чтобы основательно запылить свою шляпу, скакав по прериям и работав на ранчо (даже на таком близком, как Фатмаинское), как-то нет времени, то выход все-таки есть! Американские фирмы изготавливают - по желанию, конечно - ковбойскую шляпу со всеми присущими атрибутами, вплоть до следов от револьверных пуль и пятен запекшейся крови! В шляпном каталоге она будет значиться под именем "Pre-Soiled", что означает "предварительно загрязненная". И за эту загрязненность вам не сделают никакой скидки, за эту псевдо-кровь и псевдо-следы вы наоборот заплатите лишние тридцать-пятьдесят долларов (в отличие от совсем новенькой шляпы).

В принципе, современные американские фирмы и частные мастера творят подлинные чудеса, и новые шляпы практически неотличимы от тех, настоящих. Они также защищают своих владельцев от палящего солнца, дождя и ветров. Не смотря на то, что одни шляпы продолжают напоминать формой своих вековых предшественниц, а другие имеют уже свой оригинальный дизайн, все они являются признаком принадлежности к группе заинтересованных людей, для которых шляпы - это способ прикоснуться к истории. Каждая шляпа становится выражением индивидуальности каждого "пионера", готового пожертвовать жизнью за момент эйфории от покорения очередной новой цели.

Для тех же, кто загорелся идеей купить себе ковбойскую шляпу, в заключение несколько советов, как ее выбирать и как потом за ней ухаживать. Когда берешь в руки ковбойскую шляпу и смотришь на маркировку, в глаза бросается буква Х. Х - это процентное соотношение в фетре, из которого сделана шляпа, меха бобра, так как именно бобер считается самым ценным мехом для фетра. Увидев на шляпе маркировку 100Х, будьте уверены, что она сделана полностью из бобрового фетра. Но так было не всегда, до середины ХХ века отсчет Х начинался с 3-х и ограничивался 10-ю, что служило своеобразным калькулятором для определения стоимости шляпы: 3Х - 30 долларов, 4Х - 40 долларов и так далее, вплоть до 100Х. В нынешнее время отсчет ведется с 2Х и стоит это уже от 150 долларов, 10Х - от 350 долларов, 30Х - от 750 долларов, а 100Х - от 1000 долларов. Вот такие вот цены, господа ковбои! Кстати, количество Х-ов показывает не только цену, но и то, в каких условиях и как можно сию шляпку эксплуатировать. Если написано 5Х, то это стандарт, означающий, что шляпа предназначена для периодического ношения в условиях, близких к идеальным (каковых, как известно, не бывает...). Если написано от 10Х, то предполагается систематическое ношение шляпы при кратковременном воздействии неблагоприятных условий (дождь, снег и пр.). А вот если от 100Х, то эксплуатировать ее можно в экстремальных условиях, что называется, "и в хвост, и в гриву". Но и 100Х вовсе не означает, что в День независимости в ней можно купаться в бакинских фонтанах, с ее помощью заливать воду в закипевший радиатор любимого "Мерса" или в самовар в том же Фатмаи. Даже такая шляпа требует бережного ухода.

Что касается ухода, то уход что за ковбойской, что за любой другой фетровой шляпой одинаков. Шляпу не кладут полями вниз. Это приведет к выпрямлению полей и потере их формы. Для хранения в домашних условиях используйте оригинальную упаковку, либо приобретите Hat Box. Для хранения шляпы в автомобиле существует специальный зажим. Никогда не кладите шляпу на капот автомобиля, на радиатор в доме - чтобы просушить, в плохо проветриваемый шкаф. Постарайтесь не хвататься за тулью, особенно жирными руками. Это правило, конечно, не действует, если вы приобрели шляпу "с предварительным загрязнением". Тогда хватайтесь за нее сколько хотите, можете даже использовать вместо салфетки в кябабной. Ей уже хуже не будет!

А вот если вы купили новенькую фетровую шляпу, то беритесь только за края полей и только чистейшими пальчиками. А если посадили все-таки пятно, удаляйте его с помощью талька или детской присыпки. Если возникнет необходимость удалить грязь, удаляйте ее, начиная с левой стороны вашей шляпы, и аккуратно протирайте ее против часовой стрелки. Почему именно в этом направлении? По одной простой причине: технология производства предусматривает как направление нитей соломенной косички в случае соломенной шляпы, так и направление ворсинок фетра именно в этом направлении - по спирали.

Закончить хочется правилами ношения и тоже ассоциациями - как и в начале. При вопросе: "С чем у вас ассоциируется ковбой?" - 70% отпрошенных людей ответили, что с ковбойской шляпой. Именно шляпа придает ковбою (или предпочитающему ковбойский стиль) законченный цельный образ покорителя Дикого Запада. Поистине, все дело - в шляпе!

Текст отсюда http://echo.az/article.php?aid=17046

0-1-0 (440x699, 175Kb)

0-1a (429x699, 189Kb)

0-1b (443x699, 211Kb)

0-1c (432x699, 241Kb)

0-1d (435x699, 221Kb)

0-1e (700x436, 308Kb)

0-1ee (700x441, 197Kb)

0-1f (700x434, 250Kb)

0-1ff (700x437, 212Kb)

0-1g (700x438, 234Kb)

0-1h (438x699, 177Kb)

0-1i (432x699, 153Kb)

0-1ii (435x699, 175Kb)

0-1j (699x442, 230Kb)

0-1k (500x699, 201Kb)

0-1l (451x699, 167Kb)

0-1m (429x699, 210Kb)

0-1n (443x699, 163Kb)

0-1o (438x699, 167Kb)

0-1p (431x699, 213Kb)

0-1q (700x540, 272Kb)

0-1r (431x699, 207Kb)

0-1s (432x699, 264Kb)

0-1t (430x699, 215Kb)

0-1u (441x699, 179Kb)

Рубрики:  Как это все начиналось
Шляпки


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку