Удивительная птица аист |
Аист — особо почитаемая птица, наделяемая человеческими свойствами, охранитель и очиститель земли от гадов и прочей нечисти.
Легенда, распространенная в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии, связывает происхождение аиста с человеком. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов и очищал от них землю. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь. По другой, украинской, легенде аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Поляки рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом спали штаны. Коса его превратилась в клюв, а с жилеткой сравнивают черно-белую окраску этой птицы. Говорят, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнят аиста, что он без порток, и выпрашивают у него жилетку. А женщины шутят, что концы от неровно дотканного полотна пойдут аисту на штаны.
Люди называют аиста человеческими именами: Иваном, Богданом, Адамом, Василием, Войцехом и др. Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что аисты имеют душу и «чувствуют сердце» человека, понимают его язык и сами раньше умели говорить, как люди. Клекот аистов принимают за молитву. Часто рассказывают о том, как аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к детям. В случае гибели одного из супругов другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Если самку заподозрят в супружеской измене, ее судят публично и убивают. Перед отлетом аисты собираются на совет и решают, кого они не возьмут с собой.
Родство аистов с человеком видят также в том, что они селятся рядом с людьми и не боятся их. Бывает, что они целой гурьбой стучатся в дом во время холодов, чтобы их впустили обогреться. Представление об аисте-человеке отражают и поверья о неведомой земле, куда эти птицы улетают на зиму. По болгарским и македонским представлениям, в этой далекой заморской земле аисты купаются в волшебном озере и становятся людьми. Весной, искупавшись в другом озере, они вновь приобретают птичий облик и летят назад. По польским поверьям, они становятся людьми, омочив свой клюв в крови, а когда омочат себя в воде, вновь становятся аистами. В польском Поморье рассказывают о другом способе, каким аисты возвращают себе птичий облик. Весной на берегу моря они хлопают в ладони, превращаются в птиц, перелетают море и возвращаются назад. Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он таким же образом может обратиться в аиста и перелететь в их землю.
С первым увиденным весной аистом связаны приметы. Летящий аист предвещает здоровье, резвость, урожай, замужество; неподвижный — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие; пара аистов — замужество или роды. При виде первого аиста бегут за ним, приседают, кувыркаются, чтобы не болели ноги; катаются по земле, прислоняются к дереву или плетню, чтобы не болела спина; завязывают узел, чтобы не видеть змей; бросают землю, взятую из-под ноги, в воду, которой кропят себя и дом, чтобы не было блох. На Волыни, в Полесье и в соседнем польском Подлясье на Благовещение пекут хлебцы с изображением ноги аиста, которые дети подбрасывают и просят аиста об урожае. У южных славян дети приветствуют аиста в надежде, что он принесет кошелек с деньгами.
Поверье, что Аист приносит детей, особенно распространено у западных славян. Аист вытаскивает их из болота, из моря, приносит в корзине, в лохани, в корыте, бросает в дом через дымоход. Или бросает в печную трубу лягушек, которые, проникая в дом через дымоход, приобретают человеческий облик. Детям говорили, что нужно поставить на окно тарелку с сыром, чтобы аист принес ребенка. Дети просили аиста принести им братика или сестричку, например: «Буську, буську, принеси менi Маруську!» В Белоруссии во время празднования родин в дом приходил ряженный аистом и поздравлял родителей с новорожденным. Согласно приметам, ребенка следует ожидать там, где кружит аист, или тому, к кому на поле часто прилетает аист. Если он встанет на трубу во время свадьбы, у молодых будет ребенок. Аист снится женщине к беременности или рождению сына. Представления об отношении Аиста к деторождению связаны с фаллической символикой его клюва, которая проявляется, в частности, в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он клюет своим клювом девушек.
Гнездо для аиста устраивают на доме или возле жилья, используя для этого старую борону или колесо, которые, как считают в некоторых местах, должен втащить холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо аиста на крыше дома — счастливая примета. Оно оберегает дом от молнии и пожара, от града, от злых чар и духов, способствует прибыли в хозяйстве и обогащению хозяина. Дом, который аист избегает, считают проклятым. Отсутствие гнезда аиста на доме или в селе сулит пожар, а уход аиста с гнезда — запустение дома или смерть кого-либо из домашних. В предчувствии попадания молнии или пожара аист покидает гнездо и переносит птенцов.
Нарушение запрета разорять гнездо аиста, уничтожать птенцов и особенно убивать аиста считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье, смерть, смерть его матери или сына, телесные уродства, слепоту, глухоту у детей, ущерб в хозяйстве, молоко с кровью у коров. Наиболее распространенное наказание — пожар: считается, что аист мстит обидчику, высекая огонь клювом или принося в клюве головню или уголь, которыми поджигает крышу.
Мотив высекания огня отражен и в закличках, обращенных к аисту: «Дядько Михаль, выкраш агню, закурым люльку!», «Барыс, дай закурыть!» Существует легенда, что в аиста Бог обратил курильщика. Многие наказания за вред, причиненный аисту, относятся к области метеорологии: считают, что будет засуха, наводнение, продолжительный ливень (говорят, что убитый Аист три дня после смерти «плачет»), что аист навлечет страшную тучу, ударит молния или налетит ураган. Болгары считают, что аист — предводитель градовой тучи. Поляки считают, что аист разгоняет градовые тучи, когда кружит высоко в небе, а клекот его служит предвестьем ливня и бури. В польской легенде аист дает человеку красный платок, усмиряющий бурю на море. В белорусском Полесье жницы просят аиста:«Иванько, Иванько, зашли нам трохи витру, бо не здюжим жаты».
В античной мифологии аист является символом детской любви к родителям. По древней легенде, аист – единственная птица, которая остается рядом с родителями, молодой аист кормит своего отца.
На востоке аист является одним из символов долголетия.
В Китае до сих пор аиста почитают и видят в нем пример медитации и созерцательности, за его мерную поступь, и способность долгое время неподвижно стоять на одной ноге.
Старо-немецкое название этой птицы – «Adebar», что является производным от устаревшего глагола «bern, bero» (носить, приносить) и существительного «od» («владение» или «дыхание»), именно поэтому аиста называли либо приносящим дары, либо приносящим дыхание — жизнь, детей.
В христианстве аиста рассматривают как счастливый символ, во многом благодаря тому, что аисты истребляют змей. По аналогии с Христом и его апостолами, аист уничтожает порождения сатаны. У христиан аист символизирует целомудрие, чистоту, почтительность, осмотрительность и бдительность. Как предвестник весны считается символом новой жизни.
В северных странах, к коим можно отнести и Русь, аист был символом возрождения, т. к. каждую весну аист возвращается в свое гнездо.
Наряду с орлом и ибисом, аист уничтожает зловещих рептилий и является потому солнечной птицей. Но, как существо, связанное с водой и рыбой, он ассоциируется с водами творения. «Приносимые аистом» дети в виде эмбрионов находятся в лоне Матери-Земли и в водах творения, где их и находят при ловле рыбы аисты. Аист символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. У китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, сыновнюю почтительность достойного, чуждого соблазнов, живущего в уединении отшельника.
У египтян олицетворял сыновнюю почтительность, так как считалось, что аист кормит своих родителей в старости. В греческих мистериях богиня аистов изображалась в виде женщины — подательницы жизни, кормилицы и являлась атрибутом Геры. У римлян аист символизировал почтительность, сыновнюю привязанность и считался атрибутом Юноны.
Символ почтительности к родителям (считалось, что молодые аисты во время продолжительного перелета несут на себе старых и ослабевших сородичей), нежности, привязанности к детям (по поверью, аист приносит детей в дома). Аист – сакральная птица в различных мифологических и оккультных традициях. Символизирует новую жизнь, приход весны, удачу. Название «аист» с иврита – «хасида» - дословно переводится как «набожность». В древности верили, что аисты кормят своих престарелых родителей. Предписание заботиться о родителях в Риме именовалось «Законом аиста». В христианстве аист символизировал чистоту, целомудрие, благоразумие, бдительность. Сам внешний вид летящих аистов напоминал ангелов. Аист также является эмблемой путешественника. В Древнем Риме посвящался Юноне, богине материнства, помогавшей роженицам. В Древней Греции посвящался Гермесу (в качестве покровителя путешественников). В ряде традиций выступает как символ долголетия, изобилия, плодородия, благой судьбы. В Египте ба, воплощение жизненной силы человека, первоначально изображалось в виде аиста.
У славян аист считался священной птицей..
В своих преданиях древние славяне наделяли белых аистов магической силой. В наше время все яснее раскрывается глубинное содержание образа этой удивительной птицы. Вместе с народом аист переживал тяготы войны, теряя гнезда и птенцов в пламени деревень, сожженных оккупантами. Он доверчиво подставляет грудь под удары и выстрелы нелюдей, забывших заветы предков. Он не выносит надругательства человека над дикой природой. Несмотря ни на что белый аист своим присутствием продолжает напоминать людям об их неразрывной связи с историей и природой России. Кажется, что эта птица - крылатая совесть нашей Родины. Говорят, что можно прожить без совести и даже без Родины, являясь "гражданином мира". Но разве это жизнь? Как нельзя любить все человечество, не обращая внимания на страдания ближних, так нельзя ратовать за сохранение биосферы, не имея кровной связи с природой своего края. Не об этом ли молчат величавые птицы?
http://udivitelnay-zhizn.mirtesen.ru/blog/43530192575/Legendyi-i-mifyi-o-ptitsah:-aistyi!..
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |