-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в roan4

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

"подольскглавшвеймашин" андрей вадимович макаревич воскресенский район гончаров классическая йога краеведение купаться лес медведи мёд радуга русская традиционная культура светлояр татьяна толстая теплоход "бородино" теплоход "фёдор шаляпин" традиционная одежда турист адекватный хомус черника

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 1092


Вот не удержусь

Понедельник, 01 Июля 2013 г. 19:34 + в цитатник

Не удержусь и процитирую Михаила Свечникова - настолько он прекрасен. Да я, можно сказать, практически в него влюблена. Вернее, в его эссе о йоге. Умеет же человек кратко, но ёмко писать о таких вещах и материях, о которых другие (типа меня :)), даже при относительном понимании предмета,  могут только косноязычно мычать и беспомощно шевелить пальцами в воздухе. А какой прекрасный язык, какие метафоры -  маленькие, но настоящие шедевры публицистического жанра.

Конечно, можно с умным видом усомниться: "Языком молоть (в смысле - по клавиатуре стучать) каждый может! А как у автора с практикой?". Я думаю, что с практикой у автора всё прекрасно. Потому что ясность изложения происходит от ясности мысли, а ясность и лаконичность мысли - только из собственного тщательно проанализированного опыта. Опыта, который бесценен для начинающих.

В общем, чего это я? Читайте сами! Всего лишь страница с небольшим текста - а, ей-богу, стоит целой книги.

Михаил Свечников
инструктор Школы йоги Виктора Бойко


О Раджа-йоге

В потоке информации, практик, организационных моментов, связанных с йогой, время от времени возникает смутное желание остановиться и в сотый раз задать себе «глупый» вопрос: а зачем, собственно, вся эта йога нужна и что она дает?

При всей кажущейся банальности вопроса (и множестве известных вариантов ответа) за ним стоит некое место в нашем сознании, которое можно назвать «царским престолом» и на котором основана «практика» раджа-йоги.

Слово «практика» взято в кавычки, поскольку эта «практика» заключается в посильном временном выключении абсолютно всех практик и занятий. Другими словами, внимание всерьез переключается на некое пустое место в сознании, где с непривычки не ощущается ничего, а с привычкой ощущается то, что именуют Присутствием.

В самом деле, что делает царь, или (в индийском варианте) раджа? Да собственно… ничего. Все дела совершают его «министры» – вритти (программы-клише) и гуны (варианты тонуса сознания). Раджа присутствует! и, когда это присутствие хозяина время от времени властно о себе напоминает, в доме-сознании постепенно устанавливается порядок. Прекращает быть вечная относительность идей, планов, проектов, появляется абсолютная точка отсчета, и – как прикладная перспектива – все больше верных решений в том же потоке «информации, практик, организационных моментов».

Поэтому Патанджали в своих Йога-сутрах сходу взял быка за рога, постулировав: йога есть подавление (ниродха) власти колебаний сознания (читта-вритти). К сожалению, великий риши не уточнил, как надолго и с какой частотой нужно совершать такое подавление (ниродха). И слава богу, что не уточнил, потому что ответ на это может дать только личная практика.

Поскольку все гениальное просто, любому нормальному человеку вполне посильно опробовать такую ниродху на свои 6-10-12 секунд (см., например «Практику дзен» С.Кацуки). Если же при этом еще понимать вышеизложенную схему сознания с престолом раджи, такая практика обретает ощутимый смысл. Навык регулярных свиданий с «престолом», или (если угодно), краткие, но ощутимые пребывания в пустоте ума, позволяют начать расти внутреннему сознанию (пратьяк-четана на санскрите) или привычке обуздывать, строить вритти, парить над ними, отслеживать состояния-гуны, подстраиваться под них и по возможности регулировать их.

Ниродха-подавление может совершаться как в мягком режиме (допустим, через расслабление тела), так и напрямую. Нужно пробовать, выбирать и варьировать, то есть не лениться заниматься тем неотъемлемым компонентом практики йоги, который именуется свадхъяйя (самоизучение).

Наверное, первое, с чем можно столкнуться в такой практике, это уяснение того, что практика временами не идет вообще, к ней даже трудно подойти. Обычно это связано со слишком большим разгоном гуны раджас (активного, деятельного, эмоционального состояния), либо с накатом неодолимой лени и сонливости (гуны тамас («томность»)). С тамасом все довольно просто (против лома нет приема): надо отдохнуть или выспаться. (Хотя период такого отдохновения может затянуться). А вот раджас («раж») может гнать человека до полного изнеможения и нервных расстройств.

Чтобы хотя бы повернуться в сторону раджи (пустоты ума), нужно этот раджас сбросить. Патанджали в этой связи использует забавный термин «праччхардана», который обычно переводят как «мягкий выдох», но на самом деле он означает… «сблёв» (vomiting в санскрито-английском словаре Монье-Вильямса). Этот «сблёв» (или «сброс»), пожалуй, лучше понимать не буквально, а широко, как целый класс сбрасывающих излишнее напряжение техник, обычно работающих с телом.

В частности, такую последовательную и систематизированную телесную праччхардану образует Хатха-йога. Более того, именно в неподвижных и удобных асанах создаются условия для систематических проблесков «присутствия раджи». Конечно, в свете вышесказанного выражение «нет Раджа-йоги без Хатхи» звучит слишком категорично. Нет никаких проблем в том, чтобы, находясь в здравом уме и твердой памяти сразу на несколько секунд ощутить пустоту ума. Но! Глубокое и регулярное переживание Присутствия вряд ли возможно без регулировки тела и избавления его (в частности, с помощью Хатхи) от ненужных болячек и проблем. Как всегда, из этого правила есть исключения – люди, которые у Патанджали именуются «видехами», и тело им, как правило, не помеха для их самадхи.

А вот вторая часть афоризма «нет Хатха-йоги без Раджи» (без царя в голове) глубоко верна, ибо работа с телом легко может стать (и становится!) просто дурной бесконечностью акробатических или силовых вариаций. Необходимо понимание общей схемы сознания (с раджой-пустотой-присутствием), перспектив работы с телом и, главное, границ и необходимых объемов такой работы.

Конечно, отдельное сознание, пусть со своим внутренним планом (пратьяк-четаной), пусть с раджой и порядком, не существует само по себе и для себя. Оно коммуницирует с другими сознаниями, с внешним миром, оно часть чего-то большего. Один вид коммуникации, привычный, происходит благодаря стереотипным программам-вритти. Другой же основан на культивировании «престола раджи», который представляет собой, в сущности стабильный «разъем» для возможности подключения к другим источникам впечатлений, например, к карма-ашайе (хранилищу карм) или к тому «чистому прото-сознанию», которое именуется в индийской традиции Пурушей.

Не обязательно думать, что пустота ума лежит в сознании где-то в углу отдельным куском. Она подобна фону, который тренированное внимание может «деконцентрировать» (термин О.Бахтиярова) или просто учитывать как реальное Присутствие, при котором разворачиваются любые события-вритти. В последнем случае состояние сознания в принципе не захватывается целиком этими событиями и мыслями-настроениями. Возникающая в таком случае непрерывность (обозначаемая термином самапатти) имеет различные (четыре у Патанджали) градации, переживается как несказанное блаженство и квалифицируется как сабиджа-самадхи (самадхи семенем).

Доступно ли все вышеизложенное пониманию и релизации средним практиком йоги? Думаю, да – особенно если учесть, что мы сами создаем себе проблемы и непонятки, которые, если не подвергнуть их процессу праччхарданы, не дадут нам возможности регулярно проходить к престолу нашего внутреннего раджи.

12.06.2011

Другие эссе в книге М.С.Свечникова "Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги" - скачать по ссылке или  даже купить.

 

 

Серия сообщений "злостная пропаганда С.А.Р.":
http://www.realyoga.ru - школа йоги Виктора Бойко
Часть 1 - Доброе утро
Часть 2 - Добро пожаловать в САР!* :))
...
Часть 12 - Злобная пропаганда САР. Очередная вылазка.
Часть 13 - Современная йога - откуда ноги растут?
Часть 14 - Вот не удержусь


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку