-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Rionga

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.10.2010
Записей: 665
Комментариев: 27
Написано: 862


Маленькая поэтическая дуэль А.С.Пушкина и Митрополита Филарета

Пятница, 27 Мая 2011 г. 09:41 + в цитатник
Цитата сообщения Leonsija Маленькая поэтическая дуэль А.С.Пушкина и Митрополита Филарета

История появления на свет трех связанные между собой стихотворений А.С.Пушкина и святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского (в миру Дроздова Василия Михайловича) относится к 1830 году. 26 мая (6 июня по новому стилю) 1828 года, в свой День рождения, Александр Сергевич напишет грустное стихотворение-размышление о смысле жизни. В 1830 году оно будет напечатано в одном из литературных журналов и с ним ознакомится Митрополит Филарет, которого строки поэта приведут чуть ли не в ужас и он в ответ напишет свои мысли о ценности жизни, изложив их тоже в поэтической форме.

Гау В.И. Портрет митрополита Филарета 1854

А.С.Пушкин

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

1828

Митрополит Филарет

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

1830

 

О личности Митрополита Филарета как-то не принято было упоминать в положительном ключе до последнего времени. Во многих исторических исследованиях о нем идет речь исключительно как о реакционере, хотя на самом деле он был человеком очень разносторонним, оставившем яркий след как в православии, так и истории русской светской культуры. В частности считается, что именно благодаря Митрополиту Филарету А.С.Пушкин был похоронен с соблюдением всех христианских обрядов. Существовавший тогда закон считал дуэли преступлением не только светским, но и православным. Дуэлянтов легко могли отлучить от Церкви, что и требовали сделать некоторые иерархи того времени с А.С.Пушкиным. Но стоит вернуться к поэзии: существует еще и третье стихотворение - это ответ А.С. Пушкина на стихотворное послание Митрополита Филарета. Оно известно нам как "Стансы"... Кто победил в этой "дуэли"? Пожалуй это чистая "ничья", т.к.оба противника оказались достойными друг друга.

2158834_71460 (365x500, 51Kb)

Архимандрит Зинон (Теодор) А.С.Пушкин и святитель Филарет
Миниатюра. Псков, 1990

В ответ митрополиту Филарету "Стансы" А.С. Пушкин

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

1830

Рубрики:  Литература/Поэзия и поэты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку