-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Святые математики

Четверг, 10 Января 2019 г. 22:04 + в цитатник

В годовщину смерти моего любимого отчима, выдающегося математика и очень хорошего человека Роберта Адольфовича Минлоса, мне показалось важным вспомнить, какую роль занимала математика в жизни и сознании учителей иудаизма в старые времена, которые, в отличие от многих нынешних раввинов, вовсе не противились научному знанию.

Во время недавней попытки израильского правительства ввести преподавание «светских» дисциплин в ортодоксальных школах на стенах иерусалимского квартала Меа Шеарим, населяют который как раз ортодоксы, появился протестный плакат такого содержания: «Эвклид. Что это? Название лекарства? Нет, это имя греческого математика, которого вашего сына хотят заставить изучать вместо того, чтобы учить Талмуд и воспитывать в нём хорошие качества характера».

Авторы этого плаката, вероятно, считают себя крупными юмористами и большими защитниками веры отцов, но они, видимо, не в курсе, что раввины прошлых поколений не только хорошо знали Эвклида, но и занимались гораздо более сложными математическими задачами. И многим из них противопоставление математики и религии показалось бы подлинным кощунством.

 

 

Начнем с мудрецов Талмуда, которые отлично для своего времени ориентировались в математике. И уж точно знали её лучше, чем горе-агитатор, сляпавший этот плакат. Талмудические мудрецы вели весьма увлекательные рассуждения, связанные с вычислением площадей, как в случае с расчетом площади шалаша, строящегося накануне праздника Суккот, так и вычисляли объём, что требовалось при возведении ритуального бассейна.

Просто они были по своей профессии не математиками, а философами-законоведами, и результаты их вычислений носили лишь прикладной характер, потому и выводили они не точные, а приближенные формулы, облекая их в чеканные и легко запоминающиеся тезисы.

К примеру – что диагональ квадрата составляет одну целую и две пятых от длины его стороны. Это, кстати, отличается от точного значения всего на 1%. Другой пример – «окружность втрое больше ширины круга», говорили мудрецы, полагая таким образом число «пи» равным 3. Но кто в те времена знал более точную оценку, равную 3,1415..? К тому же эта погрешность не была важна для морально-юридических задач, стоящих перед мудрецами того времени – им важно было понимать принципиальное соотношение, и они его вычислили.

 

 

Несколько же столетий спустя знание математики евреями, проживающими в мусульманских странах, вышло вообще на принципиально новый уровень: раввины учили и свободно цитировали величайшие математические труды античности. И «светское» происхождение этих знаний их совсем не смущало.

«Относительно того, что можно доказать строго, неважно нам, написал это еврейский пророк или же кто-то из народов мира. Если есть доказательство – мы полагаемся на него», – констатировал в те годы великий еврейский ученый и раввин Маймонид. Иначе говоря – логически доказанная истина есть истина, и ее нельзя опровергнуть, ссылаясь на низкий моральный уровень автора доказательства.

Одним из величайших математиков того времени был раби Авраам бар Хия, на личности и деяниях которого хотелось бы остановиться чуть подробнее. Он родился в 1070 году в Барселоне – тогда еще исламском городе. В еврейских источниках его называют Авраам а-Наси, то есть Князь Авраам. В арабских величают – саиб аль-шурта, что означает – начальник гвардии. В европейских же источниках, как и в истории математики, он остался под именем Савасорда.

 

 

Он первым стал писать специально математические труды на иврите, хотя его предшественники в раввинской среде пользовались для этого раньше арабским, и тем самым фактически заложил математическую терминологию на святом языке.

Одним из его математических достижений был вывод формулы площади круга из длины окружности. Это доказательство было позже приведено мудрецами следующего поколения в комментарии на Талмуд, называемом Тосафот, и так стало широко известно среди евреев. Оно поражает своим изяществом: разделите мысленно круг на множество концентрических круглых же «слоёв» с общим центром. Теперь мысленно распрямите эти слои. У вас получится равнобедренный треугольник – самый наружный слой станет самым нижним в этом треугольнике, следующий «лежит» на нем и т.д., а самый маленький «слой» – уже почти точка. Поскольку основание этого треугольника – это длина исходной окружности, высота его – радиус её же, а площадь треугольника известна – основание умножить на высоту и поделить пополам, то значит – площадь круга равна длине окружности, умноженной на радиус и разделенной на два. Представить это доказательство можно на этом графике.

 

 

Из других понятных простому человеку вроде меня достижений Савасорда – он вывел общую формулу расчёта корней квадратного уравнения. Да-да, ту самую, которую все мы учили в школе. Правда, записал он её, конечно же, не в таком виде, поскольку до изобретения буквенного обозначения переменных пройдет еще несколько столетий, а выразил словами. Многие из его книг были переведены на латынь еще при его жизни и служили учебниками по геометрии, тригонометрии, астрономии и математическим основам музыки целым поколениям ученых христианских стран.

Помимо науки, Савасорда занимался еще и еврейскими общинными вопросами, был крупным раввином и одним из духовных лидеров евреев Барселоны. Среди его произведений есть не только научные труды, но и трактат об этике и раскаянии, а среди его учеников – знаменитый Авраам Ибн Эзра, один из величайших комментаторов Священного текста и основатель еврейской лингвистики.

 

 

Савасорда был не только ученым, но и проповедником научного подхода. На основе библейских слов «Я Г-сподь Б-г твой, научающий тебя полезному» Савасорда сделал вывод, что наука, как и всякое полезное знание, ниспослана свыше. И его искренне возмущали коллеги-раввины из соседних христианских стран, в том числе и Франции, не утруждавшие себя изучением геометрии. «Они же делят земли между наследниками на глаз, а не точно! – поражался великий Савасорда и делал однозначный вывод: – А это прямой грабеж!»

 

Меир Антопольский

https://jewish.ru/ru/stories/reviews/188362/

Рубрики:  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
ЕВРЕИ В МИРЕ/ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ДРЕВНИЙ МИР
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю