-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Тайна первого авто

Воскресенье, 04 Ноября 2018 г. 19:55 + в цитатник

Считается, что первый в мире автомобиль изобрел Карл Бенц. Но был человек, сделавший это раньше. Не оценив потенциал своего изобретения, Зигфрид Маркус не запатентовал его. Этим воспользовались нацисты: стерли из истории все упоминания о еврейском гении.

Зигфрид Самуил Маркус родился в 1831 году в крохотном городке Мальхин – в маленьком, но гордом Великом герцогстве Мекленбург-Шверин на севере Германии. Отец мальчика был старейшиной еврейской общины. В 12 лет Зигфрид стал учеником механика, а два года спустя отправился в Гамбург, где работал, как сказали бы сегодня, наладчиком ткацкого станка.

В 17 лет он переехал в Берлин и устроился в только что основанную компанию Siemens&Halske, которая в том же году проложила первую в Германии телеграфную линию от Берлина до Франкфурта-на-Майне. Поговаривают, что юный Маркус был помощником самого Вернера фон Сименса, но проверить это крайне сложно. А вот то, что именно Зигфрид создал систему телеграфных реле, считается доказанным фактом.

 

В 1852-м Маркус осел в Вене. Там он – один из помощников императорского придворного механика Карла Эдуарда Крафта и одновременно ассистент профессора Карла Людвига в Венском университете. Кроме того, Зигфрид стал полномочным представителем Siemens&Halske в Австрии, ведь именно он считался ведущим специалистом в области телеграфных технологий. Индикаторы Маркуса были установлены на первой телеграфной линии между Веной и Берлином, он же организовал телеграфную службу Дунайского пароходства. Вскоре у талантливого самоучки появилась своя мастерская, а потом и конструкторское бюро на Марияхильферштрассе.

В 1860-е известность Маркуса была столь велика, что его пригласили давать уроки кронпринцу Рудольфу – единственному сыну императора Австрии Франца Иосифа I. Тогда же Маркусу поручили установить электрический звонок в спальне императрицы. Изобретатель был представлен при дворе, встречался с кайзером и был впоследствии жалован запонками с бриллиантами и топазами.

 

Диапазон инноваций Зигфрида до сих пор поражает. Сейсмограф, микрофон, громкоговоритель, оборудование для полиграфии, регулятор газовой горелки, предохранительный клапан для паровых котлов – все это его ноу-хау. Дистанционный взрыватель, оружие со скорострельностью 30 выстрелов в минуту, электрические предохранители для подводных мин – это тоже Маркус. В общей сложности 131 патент в 16 странах – совсем неплохо для человека, не получившего регулярного образования и до всего доходившего своим умом.

Не запатентовал он лишь одно свое изобретение, главное – самодвижущийся экипаж. Автомобилем эту деревянную повозку с двигателем внутреннего сгорания, конечно, назвать нельзя. И тем не менее. Еще в 1864-м он получил патент на магнитоэлектрическое зажигание, год спустя – на карбюратор. За эти изобретения ему выдали серебряную медаль на Парижской выставке 1867 года. В том же году император Франц Иосиф наградил Маркуса Золотым крестом за заслуги.

 

Затем он создал бензиновый двигатель мощностью в одну лошадиную силу – весил он при этом почти 300 килограммов. В 1870 году Зигфрид Маркус представил в Вене свою моторную повозку. Сохранилось фото этого чуда техники с подписью ее творца и датой: 3 сентября 1870 года. «Машина» не имела сцепления, поэтому, чтобы запустить двигатель, задние колеса должны были быть приподняты над землей. Двигалась эта конструкция со скоростью 3–4 километра в час и производила сильный шум, что раздражало горожан – недаром в дневное время обкатка диковинки была запрещена. В конце концов разочарованный тест-драйвом Маркус разобрал экипаж.

Прошли годы, пока Маркус представил второй свой автомобиль. На этот раз похожий на настоящий: четырехтактный двигатель внутреннего сгорания, сцепление, двухступенчатая трансмиссия, рулевое управление и тормоза, раздельные места для водителя и пассажиров. Современные исследователи склоняются к тому, что произошло это не раньше 1888 года, в то время как Карл Бенц получил патент на свой Motorwagen 29 января 1886-го. В 1888-м Бенц уже приступил к массовому производству, после того как его жена Берта тайком от супруга совершила на авто поездку с детьми из Мангейма в Пфорцгейм, доказав, что безлошадный экипаж – не бесполезная игрушка.

 

Однако есть мнение, что Маркус просто создал свой второй автомобиль куда как раньше – просто не запатентовал его, потому что так и не оценил огромный потенциал нового средства передвижения. Однажды автомобильный клуб Австро-Венгрии пригласил конструктора на одно из своих публичных мероприятий. Тот пришел и заявил, что не видит смысла в совершенствовании автомобилей. Впрочем, был он тогда уже тяжело болен. Как бы то ни было, у машины Маркуса было четыре колеса, в отличие от трехколесного экипажа Карла Бенца, и – впервые в мире – в нем использовалось электрическое зажигание.

Зигфрид Самуил Маркус скончался 1 июля 1898 года. В 1925-м в его честь была названа улица в Вене, а в 1932-м муниципалитет удостоил его памятника на Карлсплатц – он был демонтирован нацистами после аншлюса в 1938-м. Нацисты разбили и памятную доску изобретателю-еврею на здании Венского университета. А в 1940-м специальной директивой Министерства народного просвещения и пропаганды Третьего рейха было предписано во всех энциклопедиях и справочниках указывать создателями первого автомобиля исключительно Даймлера и Бенца. Тогда же из архивов исчезли все документы двух патентоведов, регистрировавших изобретения Маркуса.

 

Нацисты старательно зачищали все, что свидетельствовало о «еврейском» приоритете. Так, из Венского автомобильного клуба изъяли и уничтожили фотографии обоих автомобилей Зигфрида Самуила и даже все экземпляры брошюры 1924 года, где воспроизводились оригинальные фото. Следующим шагом должно было стать уничтожение второго автомобиля Маркуса, который хранился в Техническом музее Вены. Тогда сотрудники решили спрятать бесценный экспонат. Машина – не иголка, но находчивые музейщики замуровали авто в отдельную комнатку, заложив вход в нее кирпичом. Там раритет и пережил войну. Освобождал его из «заточения» бывший советский военнопленный Павел Тараненко, работавший механиком на автомобильном заводе Steyr и освобожденный Красной армией. Павлу повезло – СМЕРШ не стал глубоко копать, его снова призвали и, как владеющего немецким языком, использовали в контактах с муниципальными властями. Когда бургомистр Вены обратился к советскому командованию со странной просьбой – разобрать стену в Техническом музее и извлечь оттуда старинный автомобиль, – выбор пал на сержанта Тараненко.

В 1950 году машина была приведена в рабочее состояние, а 16 апреля 1951-го даже участвовала в параде, проехавшись по улицам Вены со скоростью 5 километров в час. В 50-ю годовщину смерти изобретателя – 1 июля 1948 года – его имя вернули улице в Вене. Тогда же был восстановлен и памятник Маркусу. На монументе высечено: «изобретателю бензинового автомобиля». Между прочим, до Второй мировой в Австрии это была едва ли не общепринятая точка зрения, изложенная в школьных учебниках.

 

Сам автомобиль, как и множество других изобретений Маркуса, хранится сегодня в Техническом музее Вены, улицы его имени появились в Зальцбурге, Шверине и других городах Австрии и Германии. В его родном Мальхине в 1992 году одна из школ была переименована в Siegfried Marcus Realshule, там же открыт небольшой музей, посвященный изобретателю. В 1998-м в Австрии было основано общество имени Зигфрида Маркуса, призванное «публично исправить несправедливость по отношению к гениальному изобретателю автомобиля», а в 2000-м Австрийский союз инженеров и архитекторов учредил премию его имени. Иными словами, как ни старались нацисты стереть память о человеке, чьи достижения опровергали миф об арийском превосходстве, им это не удалось. А машина, им созданная, сегодня едва ли не самый старый автомобиль в рабочем состоянии!

Михаил Гольд

 

https://jewish.ru/ru/people/business/187658/?fbcli...aMvKhfCIEYO-ymWhy1p-fMcR6swmV0

Рубрики:  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
ЕВРЕИ В МИРЕ/ВКЛАД ЕВРЕЕВ В МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю