-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Евреи-полководцы Античности

Среда, 29 Августа 2018 г. 00:00 + в цитатник

1.png
Бар-Кохба, иллюстрация Артура Шика, 1927 год. Источник: en. wikipedia.org 

Андрей Зелев

1) Абба Саккара (Сикра) — один из вождей восстания евреев против римлян (66–70 н.э.). Согласно Талмуду, он принимал весьма видное участие в восстании, будучи главой иерусалимских зелотов (борцов за свободу Иудеи). А. был племянником известного р. Иоханана б.-Заккаи, стоявшего во главе мирной партии. Когда зелоты уничтожили запасные магазины, что явилось ближайшей причиной голода в осажденном городе, р. Иоханан б.-Заккаи обратился к нему с вопросом: "Зачем вы так поступаете? Вы хотите изморить нас голодом?" – "Что же мне делать? – возразил ;., – если бы я им сказал это, они бы меня убили". После этого р. Иоханан стал убеждать его, чтобы он нашел для него способ выйти из города, дабы он мог хотя что-нибудь спасти из общего крушения. А. уступил его просьбе, и Талмуд очень подробно описывает план, посредством которого он дал своему дяде возможность бежать к римлянам. Историческая достоверность подробностей этого рассказа подлежит сомнению, тем более, что Иосиф Флавий ничего не знает об ;. как вожде зелотов. Впрочем, сам по себе факт, что Флавий не упоминает об ;., нельзя еще считать достаточным свидетельством против талмудического рассказа, так как Флавий не упоминает также Иоханана б.-Заккаи, одного из наиболее значительных и влиятельных людей эпохи разрушения второго храма. Возможно, что чисто личные мотивы побудили тщеславного историка игнорировать как дядю, так и племянника. До нас дошло одно предание, дающее возможность предположить существование по крайней мере зерна правды в этом рассказе. В Мидраше Kohel. rabba, VII, 11 мы читаем: "Был в Иерусалиме некий Бен-Батиах, племянник Иоханана б.-Заккаи; ему было поручено заведование запасными магазинами, которые он сжег". Этот рассказ совершенно независим от приводимого в Талмуде, отличаясь от него не только именами фигурирующих в нем лиц, но и своим содержанием: в то время как талмудический рассказ утверждает, что р. Иоханан бежал из Иерусалима с помощью своего племянника, в Мидраше повествуется, что он избежал лишь смерти от рук своего племянника. Можно, однако, предположить, что существовал третий, более древний источник, откуда почерпнуты обе версии – Талмуда и Мидраша, – и что с течением времени эти предания подверглись некоторым изменениям. 

***
2) Авнер (Абнер; Авенир) — двоюродный брат (или дядя) царя Саула и его военачальник. Вместе с Саулом преследовал Давида. После смерти Саула Авнер провозгласил царём сына Саула Иш-Бошета (Иевосфея). Однако колено Иехуды отказалось признать Иш-Бошета и избрало царем Давида, после чего началась война между Израилем и Иехудой. Военачальник Давида Иоав (см.) обратил Авнера и его войско в бегство, во время которого Авнер, спасаясь от преследования, убил юного брата Иоава Асаэля. Вскоре Авнеру удалось убедить Иоава прекратить войну. Установив отношения с Давидом, Авнер обещал объединить вокруг него весь народ. Однако Иоав заманив Авнера в Хеврон, убил его, избавившись таким образом от соперника и отомстив за смерть брата. 



***
3Азария — военачальник в армии Иуды Маккавея, оставленный вместе с Иосифом бен Захарией (см.), командовать иудейской армией (165 г. до н.э.), когда Иуда и Ионатан находились в Гилеаде, а Симон в Галилее. А. было приказано оставаться пассивным и не вступать в битву до возвращения вождей. Однако А. не давали покоя слухи о подвигах, совершенных другими, и он вступил в бой с врагами при Ямнии (Ябне). Сирийский полководец Горгий принудил его отступить с потерей 2000 человек. 

***
4) Александр, Тиберий Юлий — римский полководец 1 в. н.э. Он был сыном алабарха (главы евреев Александрии Египетской) Александра, который дал ему имя "Тиберий", вероятно в честь императора Тиберия, сам же он присоединил к своему имени имя "Юлий" в знак уважения к правящему дому Юлиев. Александр, будучи племянником или двоюродным братом Филона, оставил веру своих предков и достиг высокого общественного положения. В 46 Клавдий назначил его прокуратором Иудеи. Своё двухлетнее управление в Иудее он ознаменовал гонениями на иудейских патриотов; он казнил двух сыновей зелота Иуды Галилеянина. Впоследствии Нерон дал А. звание римского всадника и назначил на должность префекта Египта; Агриппа поспешил из Иерусалима – где только что вспыхнуло восстание – в Александрию, чтобы поздравить Александра. Назначение отступника от иудейства на пост префекта было роковым для александрийских евреев: когда они начали борьбу за свои права с александрийскими греками, Александр вывел римский легион и опустошил населенный евреями квартал, Дельту, перебив около 50 тысяч человек. Во время борьбы Веспасиана и Вителлия за императорский престол ;., получив письмо от Веспасиана, заставил (1 июля 69) египетские войска принести присягу на верность последнему. Это было сделано, вероятно, по наущению Береники, которая была родственницей А. В награду за эту услугу А. был назначен сопровождать Тита во время Иудейской войны в качестве префекта претории – "начальника войска"; вероятно, это была самая высокая военная должность, которой когда-либо достигал еврей. На военном совете под Иерусалимом А. подал голос за сохранение храма. В 1838 в Араде была найдена надпись, в которой совет и население Арады выражают уважение одновременно Плинию Старшему и Александру. В этой надписи перечисляются следующие титулы Александра: вице-прокуратор, "эпарх еврейского войска", "правитель Сирии", "эпарх 22-го египетского легиона". Камень с этой надписью был привезён в Париж в 1864.

***
5) Александр Зелот — один из вождей политической партии зелотов в Иудее, около 50 г. н.э. Предводимая им и его товарищем Элеазаром бен-Динаи (см.) вооруженная толпа евреев напала на город Самарию, безжалостно убивая стариков, женщин и детей и сжигая их жилища. Мотивом этого кровавого дела была месть за убийство в самарийской деревне Геме (Гинее) большого числа галилейских евреев, которые отправлялись на паломничество в Иерусалим. Римский прокуратор Куман немедленно отправился для преследования зелотов. Александр, по-видимому, спасся невредимым, тогда как многие из его сообщников были или убиты, или отправлены в Рим.

***
6) Александр Яннай — иудейский царь из династии Хасмонеев. Родился в Галилее около 126 г. и был третьим сыном Иоанна Гиркана I от второй его жены. Отец, не желая иметь его наследником, воспитывал его в Галилее, вдали от столицы. Когда после смерти Гиркана I воцарился его сын от первой жены, Аристобул I, Aлександр Яннай был брошен в темницу, как опасный соперник, вместе с другими двумя братьями. От заточения избавила его через год ранняя смерть Аристобула I, когда вдова последнего, Александра-Саломея, освободила заточенных царевичей и провозгласила старшего из них, Александра Янная, царём Иудеи и первосвященником. По-видимому, она стала его женою, так как и жена его, царствовавшая после его смерти, называлась Александрой-Саломеей, что можно объяснить лишь тем, что он женился на вдовствующей царице. Если это так, то это был левиратный брак, который лишь впоследствии был запрещен первосвященникам; возможно, что этот брак состоялся еще до принятия новым царем первосвященнического сана. По Флавию, Александр Яннай тотчас же по вступлении на престол умертвил одного из своих братьев, который был властолюбив, а другого, далекого от политической жизни, осыпал милостями.

Александр Яннай был крайним выразителем завоевательной политики, начатой его отцом и дедом: подобно им, и он стремился к расширению пределов Иудеи до границ «Палестины» и к восстановлению царства Давида; прежде всего он заботился о завоевании независимых приморских городов «Палестины». С этой целью он отправился в поход против приморского города Птолемаиды (Акко), пограничного с недавно завоеванной иудеями Галилеей. Сирийские цари не могли оказать помощь жителям Птолемаиды, т.к. в это время оспаривали престол друг у друга (Антиох VIII Грип и Антиох IX Козикен), а потому призвали на помощь египетского принца Птолемея Латура, которого мать его, Клеопатра, лишила престола и заставила бежать из Египта. 

Птолемей, бывший тогда правителем Кипра, поспешил на зов, но тем временем жители Птолемаиды одумались и, боясь присоединения города к царству Птолемея, закрыли ворота перед его войском. Появление враждебной армии заставило Янная прибегнуть к хитрости: он снял осаду Птолемаиды и повёл с Птолемеем переговоры о заключении союза; но одновременно он тайно отправил послов к Клеопатре и просил её помощи против сына. Как только Птолемей узнал об этой измене, он двинул свое войско в Галилею, взял там город Асохис, откуда увёл несколько тысяч пленных и много добычи; затем он напал на близлежащий город Сепфорис, но потерпел неудачу и направился против Александра Янная. 

При Асофоне на Иордане оба войска встретились; сначала победа клонилась в сторону иудейского царя, но он совершил стратегическую ошибку, дав войску Птолемея под предводительством Филостефана перейти Иордан в надежде потом уничтожить переправу через реку и сделать врагу отступление невозможным. Но Филостефан налёг на одну часть иудейского войска и, принудив её к отступлению, тем самым обратил в бегство всю перепуганную иудейскую армию. Войско Птолемея принялось жестоко преследовать бегущих; чтобы внушить иудеям особенно сильный страх, оно, захватив деревни, переполненные оставленными женщинами и детьми, стало резать детей и бросать в кипящие котлы. Птолемей завоевал между тем Птолемаиду и Газу, и всей Иудее грозила опасность потери столь дорогою ценою купленной независимости. 

Но тут в дело вмешалась Клеопатра, которая опасалась, что сын её, став всемогущим в Палестине, пойдет и на Египет; она выслала против него флот и армию — последнюю под предводительством двух военачальников-евреев, Хелкии и Ханании. Войско Клеопатры взяло приступом Птолемаиду. Царица по совету некоторых приближенных уже помышляла о том, чтобы вернуть Египту потерянную им 100 лет тому назад провинцию — Иудею, уничтожив её политическую независимость. Но против этого восстал военачальник Ханания, этнический еврей, доказавший царице, что этим она восстановит против себя не только палестинских, но и египетских евреев, которые были опорою её престола. Тогда Клеопатра согласилась заключить союз с Александром Яннаем в Скитополе и вернулась в Египет (ок. 98 г.).

Евреи не могли, конечно, быть довольными затеей своего царя, которая подвергала опасности всё, что приобрели его предки благодаря героическим усилиям всей нации. 

Александр Яннай попытался возместить потери на севере «Палестины» завоеванием города Гадары и сильной крепости Амата на северо-востоке «Палестины», в Заиорданье. 

Но комендант Амата, некий Теодор, напал на иудеев из засады и убил, по словам Иосифа Флавия, 10.000 человек, захватив обоз иудейского царя. Последний, не смутившись этой неудачей, предпринял новый поход против побережья, взял Рафию, Антедон и, наконец, после почти годичной осады также Газу, которую он вместе с её храмом Аполлона предал пламени и грабежу за то, что жители её призвали Птолемея (96).

Но и победы не примирили иудеев с их царем. Народ, возмущённый глумлением царя над постановлениями фарисеев, кричал, что Александр Яннай сын военнопленной и, таким образом, недостоин сана первосвященника, т.е. ему бросили в лицо то же обвинение, которым фарисеи некогда оскорбили отца его, Иоанна Гиркана. Разгневанный царь приказал своим наёмным солдатам, писидийцам и киликийцам, напасть на народ и убивать без пощады кого попало. И в этот день было убито, по словам Иосифа Флавия, около 6.000 человек. Кроме того, он приказал оградить место алтаря и священников деревянной стеной. — Бунт был подавлен силою. Но иудейский народ не мог простить Александру Яннаю возмутительную резню невооруженных людей в святой праздничный день и только выжидал удобного момента, чтобы отомстить своему жестокому царю.

Удобный момент скоро представился. Александр Яннай покорил моавитов и галаадитов и разрушил уже раз завоеванную им, а затем утерянную крепость Амат; но, вовлечённый в войну с арабским (набатейским) царём Обедом, он попал в узкое Заиорданское ущелье, потерял всё своё войско и спасся бегством в Иерусалим. Тут его ожидало открытое народное восстание: многочисленными противниками его, с фарисеями во главе, было использовано постигшее его на поле битвы поражение. Началась ожесточенная война между народом и царём, которая длилась целых 6 лет и стоила иудеям, по словам Флавия, 50.000 человек. В эти годы бразды правления часто захватывали, по-видимому, главари фарисеев, среди которых выделялись Иуда бен-Табай, Симон бен-Шетах и Иошуа бен-Перахия.

Царица, которая, по Талмуду и Мидрашу, была сестрой Симона бен-Шетаха, стояла на стороне фарисеев. Так как последние имели на своей стороне большинство народа, то у них нашлось достаточно солдат, чтобы воевать со своим собственным царём. Но и царь, пользовавшийся наемным войском, имел в армии значительное число иудейских солдат, оставшихся верными ему. Война царя с народом превратилась в гражданскую междоусобицу, которая пожирала все силы молодого государства. Яннай, утомлённый борьбой, неоднократно пытался примириться с народом, но безуспешно. Когда он наконец обратился к противникам с вопросом, что может примирить их, он получил в ответ: "Твоя смерть!" — Боясь беспощадности царя после такого ответа, народ призвал на помощь сирийского царя Деметрия III Эвкера (ок. 88 г.). Народ с фарисеями во главе дошел до того, что предпочел восстановление сирийского ига политической независимости под скипетром жестокого царя из династии Хасмонеев; призывая Селевкида, вожаки восстания совершили государственную измену. 

При Сихеме к войску Деметрия присоединилось иудейское народное ополчение. Но и Александр Яннай имел гораздо больше иудейских солдат, чем наёмников. Так как войско Деметрия было многочисленнее, победа осталась за ним, и Александр Яннай был вынужден бежать в горы. Но тут произошло нечто неожиданное: иудеи одумались, пожалели своего царя и свою независимость, и 6000 из иудейских союзников Деметрия перешли на сторону Александра Янная. Тогда сирийский царь счёл нужным удалиться, не полагаясь более и на оставшихся в его войске иудеев. Но последние сами выступили войной против Александра Янная. Они потерпели поражение и спаслись бегством в город Бетоме или Бемеселис; царь взял этот город приступом и увел забранных оттуда в плен воинов в Иерусалим. Здесь он, по рассказу Флавия, совершил неимоверную жестокость: он велел распять на городской площади около 800 пленников, среди которых, по-видимому, находилось много ученых фарисеев, и, пока они еще были живы, велел зарезать на их глазах жен и детей их; предание прибавляет, будто во время этих казней царь весело пировал с любовницами. 

Эта неслыханная жестокость навела такой панический страх на противников царя, что в ту же ночь 8.000 из них бежали из Иудеи и не смели вернуться на родину прежде, чем Яннай умер. Среди беглецов были Иуда бен-Таббай, быть может, Иошуа бен-Перахия, которые бежали в Александрию, и несомненно Симон бен-Шетах. 

Подавив революцию, Aлександр Яннай снова взялся за укрепление и расширение Иудеи. Но это было нелегко после того, как междоусобные войны расшатали всё иудейское государство. Когда Антиох XII Дионис, направляясь против арабов (набатейцев), хотел пройти через Иудею, царь попытался воспрепятствовать ему, соорудив укрепленный деревянными башнями высокий вал и прорыв глубокий ров от Яффы до Кефар-Сабы. Но Антиох сжёг башни и засыпал ров и беспрепятственно прошёл через Иудею в Аравию, где пал в войне против арабского царя.

С тех пор вместо сирийцев Иудея имела дело с арабами, которые стали проявлять завоевательные стремления под начальством своего царя Арета. Этот последний напал на Александра Янная и нанёс ему поражение при Адидпе, а потом заключил с ним мир, конечно — не очень выгодный для Иудеи. 

Вскоре Сирия стала добычей армянского царя Тиграна (83—69), и этим воспользовался Яннай, который в течение 3-х лет (около 83—80 гг.) завоевал в Заиорданье эллинизированные города Пеллу, Диум, Герасу, Гавлану, Селевкию и сильную крепость Гамалу. И когда он вернулся в Иерусалим, народ на этот раз торжественно встретил царя-победителя, во-первых, потому, что все преклонялись перед его успехом, а во-вторых, потому, что он все завоеванные им города иудаизировал. Иосиф Флавий рассказывает, что Пеллу Александр Яннай разрушил за то, что жители её не хотели принять Иудаизм.

В последние годы своей жизни царь, невоздержный в употреблении вина, тяжко страдал от хронической лихорадки; выздоравливая, он искал забвения в новых войнах. При осаде крепости Рагабы, в Заиорданье, он умер на 49-м году жизни после 27-летнего царствования (76 г. до н.э.). 

Перед смертью он назначил правительницей государства свою жену и посоветовал ей сделать фарисеям всевозможные уступки и даже представить на их усмотрение погребение тела ненавистного им царя; после этого фарисеи, в великодушии своем забыв о жестокостях царя и указывая народу лишь на его заслуги, устроили ему в Иерусалиме весьма торжественные похороны. Талмуд сохранил одно изречение, которое доказывает, что Яннай не был абсолютным противником фарисеев: "Царь Яннай сказал жене своей: не бойся ни фарисеев, ни нефарисеев, а лишь лицемеров, которые поступают, как Зимри, и требуют вознаграждения, как Пинхас".

Александр Яннай не только удержал, несмотря на частые поражения, все завоеванные его предками области, но и расширил границы Иудеи, т.ч. они почти совпали с границами «Палестины». На юге она достигала границы Египта (Рипокорура), включая и Идумею. На севере территория Иудеи доходила до Селевкии. Почти всё побережье Средиземного моря от Египта до Кармела (за исключением, быть может, Аскалона) было в руках иудейского царя, который, т.о., владел почти всеми значительными гаванями «Палестины». Это способствовало обогащению страны во всех отношениях (торговля, дань и ввозные пошлины). К Иудее было присоединено и Заиорданье от Генисаретского озера до Мёртвого моря, и, т.о., ей были подчинены многие центры греческой культуры, как Гиппос, Гадара, Пелла, Диум, не считая Рафии, Газы, Антедона, Азота, Ямнии, Яффы, Аполлонии, Абилы, Филотерии и др. Эти города были более или менее иудаизированы, т.е. заселены отчасти иудейскими колонистами, отчасти коренными жителями, принявшими Иудаизм. Последнее — обстоятельство первостепенной важности: благодаря ему стала иудейской почти вся «Палестина», а не только маленькая область её, домаккавейская Иудея. В этом отношении Александр Яннай, как и отец его, имел громадные заслуги.

***
7) Асинай и Анилай — еврейские братья-разбойники, жившие в I в. в вавилонском городе Негардее и создавшие небольшое еврейское государство. Мать-вдова отдала их в учение к ткачу, которого братья, однако, вскоре убили за жестокое с ними обращение. Боясь наказания, они бежали затем в болотистые низины у Евфрата, где к ним присоединился разный сброд. 

Образовав огромную шайку разбойников, братья занялись грабежами проезжих купцов, наложили дань на окрестных пастухов и вскоре настолько усилились, что основали собственную маленькую республику, наводившую трепет не только на вавилонских евреев, но и на парфянского царя Артабана III (10-40 гг.). Последний предпринял в 32 г. поход против существовавшей уже 15-й год республики, но неудачно. Пораженный беззаветной храбростью братьев, Артабан заключил с ними союз и даже поручил им охрану вавилонской границы.

Однако войны с парфянскими полководцами и насилия над зятем Артабана, Митридатом, подвергшимся позорному поражению со стороны Анилая, а затем, в свою очередь, разбившего его, положили предел хозяйничанью братьев-разбойников. Смерть братьев не лишена романтизма: Асинай погиб от отравы, поданной ему женой брата, Анилай пал по проискам жены Митридата.

***
8) Антигон — хасмонейский князь (родился, по-видимому, в 135 г.до н. э. – убит в 104 г. до н.э.), сын Иоханана Гиркана и младший брат Иехуды Аристобула. Узурпировав престол, Аристобул заточил в тюрьму мать и младших братьев; однако Антигона он назначил предводителем войска и своим помощником в управлении страной. Иосиф Флавий утверждает, что Аристобул, опасаясь предательского убийства, запретил входить во дворец с оружием. Впоследствии, когда Антигон вернулся из похода против итуреев, он был убит стражей на пути к дворцу, куда отправился в своих новых доспехах (по другим сведениям, Аристобул казнил Антигона). 

***
9) Антигон II — последний царь династии Хасмонеев (правил в 40–37 гг. до н.э.). Второй сын Аристобула II. Был отвезен в Рим вместе с другими членами царской семьи после взятия Иерусалима Помпеем (63 до н.э.). Антигон старался убедить Юлия Цезаря оставить его царем Иерусалима, но Цезарь предпочел Антипатра II, отца Ирода, уже фактически распоряжавшегося в Иерусалиме, и назначил его правителем Иудеи. После убийства Цезаря (44 до н.э.) Антигон несколько раз пытался захватить Иерусалим и наконец вступил в союз с парфянами, став, таким образом, заклятым врагом Рима. Парфяне официально провозгласили Антигона II царем и первосвященником в 40 до н.э., а римляне объявили царем Ирода. Последовала междоусобная воина. Разбив парфян, римляне оказали активную помощь Ироду, и после долгой осады Иерусалима, Антигон потерпел окончательное поражение. Он был казнён в Антиохии по приказу Марка Антония.

***
10) Аттай — военачальник из колена Гадова, пришедший с воинами на помощь к Давиду, когда последний находился в Циклаге.

***
11) Баана бен Риммон — военачальник Ишбошета, младшего сына царя Саула, из города Беерот, вениамитянин. Б. со своим братом Рекабом составили заговор против царя израильского Ишбошета. Тайком пробравшись во дворец Ишбошета, они убили его и голову отнесли к Давиду в Хеброн, надеясь получить за эту услугу богатые дары. Надежды их не оправдались: разгневанный Давид велел их казнить, голову же Ишбошета похоронить в одной могиле с Абнером (см.).

***
12) Бар-Гиора, Шим‘он — еврейский военачальник, участвовавший в войне с Римом в 66–70 гг. н.э., во время I Иудейской войны. 

Впервые он выдвинулся своей физической силой и бесстрашием в сражении с Цестием Галлом при Бет-Хороне (66 н.э.), в котором евреи нанесли сокрушительное поражение римлянам. После бегства Цестия Бар-Гиора собрал отряд и выступил против сторонников примирения с Римом и стал опустошать Идумейскую провинцию возле Акрабаттены. Высланное умеренным правительством Иерусалима войско заставило Бар-Гиору укрыться в Масаде.

Через некоторое время он, однако, возобновил свои партизанские нападения, постепенно увеличивая число своего войска, под конец насчитывавшего уже несколько тысяч «сикариев», борцов за независимость Иудеи. Укрепив Наин, Бар-Гиора расположился лагерем в долине Паран. Ему удалось с помощью сторонников восстания среди идумеян занять Идумею (Эдом) и захватить Хеврон. 

В апреле 69 г. он вступил в Иерусалим и стал фактически властителем большей части города. Это случилось так. Местные коллаборационисты устроили здесь засаду и захватили его жену и некоторых его воинов; но Бар-Гиора заставил иерусалимцев отдать их обратно. В Иерусалиме тем временем возник конфликт между идумеянами и зелотами (апрель 68 г.); потерпевшие поражение идумеяне призвали Бар-Гиору в город. Хотя Маттатия, тогдашний первосвященник, способствовал призванию Бар-Гиора, последний все же впоследствии убил его; с этих пор он стал смотреть на себя, как на властителя города, постоянно ведя кровавые споры с Иоанном (Иоханан, см. ниже) Гискальский, вождем зелотов, неистовства которых были далеко превзойдены действиями сикариев, сторонниками Шим‘она. Идумеяне примкнули к Бар-Гиору, несмотря на то, что он их раньше притеснял. Из своего сильного укрепления у Фазелиса, где он поместил 10 тысяч воинов, Бар-Гиора мог властвовать над Иерусалимом. 

Когда войска Тита (будущий римский император, который, интересно отметить, сам чуть не женился на еврейке Беренике) подступили к Иерусалиму (апрель 70 г.), Бар-Гиор заключил мир с Иоанном и зелотами и в многочисленных вылазках причинил серьезный урон римлянам, но преимущество римской армии оказалось подавляющим. 

После взятия римлянами почти всего Иерусалима и сожжения ими Храма (9-е Аба) Бар-Гиора и другие сепаратисты удалились в верхнюю часть города и оттуда стали вести переговоры с Титом. Они соглашались покориться и поклясться больше не пользоваться своим оружием против римлян, если им дадут свободный пропуск. Римляне отказались, и вновь началась борьба. 8 Элула верхний город также пал жертвой огня. Иоанн Гискальский сдался, но Бар-Гиора бежал через подземные ходы. Голод, однако, заставил его выйти из своего убежища. Бар-Гиора был взят в плен и казнён в Риме во время триумфальных празднеств в честь императора Веспасиана и его сыновей.

***
13) Бар-кохба, Шим‘он — предводитель евреев в восстании против римлян при императоре Адриане, в 132-135, во время III Иудейской войны. 

Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэлъ (`князь Израиля`). 

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания. 

Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана, проведшего 129–132 в «Палестине» и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117. 

Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы.

Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. 

Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. 

Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». 

Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и «казалось, что весь мир пришёл в неистовство». По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. 

В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в т.ч. войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась 3 с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чём свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни. Так, дата одного из этих документов — «3-й год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей. 

Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мёртвого моря. В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. 

Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим — Бет-Гуврин. Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере…» Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл‘азаром из Моди‘ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл‘азара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия. 

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира. 

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. 

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между 2-м и 4-м годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шим‘она Бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) — мир». В одном из писем к военачальнику Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа, граничащем с Иудейской пустыней. 

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иехуде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арбаа миним) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот, и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кохенам и левитам, исполнение праздничных обрядов. 

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населённых пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

***
14) Барак бен Авино‘ам — воин и помощник Деборы (см.) во время борьбы израильтян с ханаанеянами. Дебора призвала Б. из его родного города – Кедеша Нафталимского, и приказала ему от имени Иеговы собрать на горе Табор десять тысяч воинов. Здесь, как и предполагала Дебора, Б. был атакован войсками Сисеры, главного военачальника ханаанейского царя Ябина, но благодаря храбрости израильских воинов Б. нанёс им полное поражение. Во всей этой войне Б. занимал второе после Деборы место и считался как бы зависимым от нее. Так, напр., когда она отправляла его на гору Табор для встречи с Сисерой, Б. соглашался принять начальствование над израильскими воинами, только если и она пойдет с ним. Вместе с Деборой победную песню пел и Б.. Из 15-го стиха той же главы выводится, что Б. принадлежал к Иссахаровому колену. Имя "Барак" встречается также в сабейских и пальмирских надписях. Пуническое (карфагенское) имя знаменитого полководца Гамилькара, "Barcas" — то же, что еврейское, и означало "молния". На ассирийском языке есть множество имен, в состав которых входит слово "birka"; в вавилонском Талмуде один только раз встречается имя "Baroka".

***
15) Гиксосы («цари пастухи», либо греческая трансформация египетского hekau khoswe – `владыки чуждых стран`) — ХV и XVI египетские династии (1785–1580 гг. до н.э.) еврейского происхождения.

В период хаоса, ознаменовавшего конец Среднего царства (ок. 1720), гиксосы произвели неожиданное нападение с востока, египтяне не успели собраться с силами и оказать сопротивление. Они фактически контролировали весь Нижний Египет, Ханаан и Сирию до Евфрата. Предметы, принадлежавшие одному из их правителей, были обнаружены даже на Крите и в Месопотамии. Разрушение нескольких «палестинских» городов в XVI в. до н.э., свидетельствует о египетской военной кампании, последовавшей вслед за изгнанием гиксосов из Египта. Власть гиксосов в Ханаане сопровождалось значительным экономическим расцветом, возникли крупные города с мощными оборонительными сооружениями, были введены в употребление боевые колесницы, новый тип мечей и боевых топориков. Значительного размаха достигла держава гиксосского царя Хиана, находки с именем которого сделаны в Кноссе и в районе Багдада. Около 1570 гиксосы были изгнаны из Египта и оттеснены на юг Ханаана, где их власть просуществовала ещё несколько десятилетий. По книге Манефона (ум. в III в. до н.э.) "Египтик", они были финикийцами из Иерусалима. «Сати» (жители восточной Сирии) египетских памятников, они поклонялись богу пустыни и зла – Сету, что напоминает тогдашнее название евреев – суту, сутии. Столицей гиксосов был сначала Мемфис, затем Аварис (на востоке дельты Нила). Были отрыты некоторые укрепления гиксосов и стела или монумент, сооруженный при Рамсесе II в память о 400-летней годовщине основания города гиксосским правителем. Стела была возведена в 1320–1300, значит, город был основан в 1720–1700. Манефон называет гиксов людьми мужественными; они сжигали города, разрушали храмы, жестоко и надменно обращались с туземцами. «Не-известно, за что прогневался на нас Бог: явились с востока неожиданно люди неизвестного происхождения. Дерзко пошли они против нашей страны и легко покорили её без би-твы. Одолев князей страны, они беспощадно сожгли города и разрушили храмы. Со всеми местными жителями они обращались крайне неприязненно: одних убивали, других с жёнами и детьми обращали в рабство…» Данные археологии подтверждают эти разрушения. Восстановлением разрушенных храмов гордилась царица Египта Хатшепсут. Вообще они принимают именно египетскую культуру, а не пытаются навязать свою. По словам Манефона, первый из этих царей-гиксов назывался Салатисом, что по-финикийски означает "властелин", а это доказывает, что гиксосы – финикийцы. Поводом к войне явилась религиозная реформация, задуманная гиксом Апепи (Апофис), принуждавший египтян отказаться от своих богов и поклоняться Сутеху (Сету). Война продолжалась три царствования: Разекенен I Тааа и Разекенен II Тааа успешно начали её, Разекенен III Тааа Победоносный изгнал гиксов из Дельты и заставил их запереться в Аварис, откуда изгнал их, в количестве 240 тысяч, первый царь следующей XVIII династии, Аагмес I (описание этой войны сохранилось в надгробной биографии и адмирала Аагмеса, участвовавшего в ней). Гиксосы оставили после себя в Египте самую светлую память и в текстах они называются именами вроде: "бичи", "язва", "злодеи" и т.п., хотя Апопифис и признается законным фараоном. Этот Апофис – фараон, в правление которого, по данным древних писателей, патриарх Иосиф Прекрасный прибыл в Египет и который, возможно, жил в XVI в. Иосиф Флавий считает его 2-м, Юлий Африканский же – 6-м царём XV династии (гиксов). Памятники, впрочем, объясняют это разногласие: оказывается, что существовало 2 правителя гикса этого имени с царскими титулами 'A-knon и 'А-userr;, очевидно соответствующими 2-му и 6-му правителям династий гиксов. Его правление продолжалось, согласно памятникам, по крайней мере, 33 года, а по свидетельству Манефона – 49 лет, приблизительно до 1570. Могилы гиксосов очень напоминают могилы, обнаруживаемые в южной части Израиля. После изгнания, сообщает Манифон, гиксосы поселяются в Иерусалиме и Иудее. Христианская традиция ангела Самаэля (Шмуэль = Шем-эль) отождествила с Сатаной. Обнаруживается и тождественность словообразования: Сим (Шем) и Сим-Эль (Самаэль), с одной стороны, и египетское название бога гиксосов Сет с добавкой ан – Сетан («бог Сет» или Сатан, по-еврейски Шетн, Сатана»), или Сатн, Сатурн, с другой стороны. Строго говоря, имя библейского патриарха не Сим (Шем), а Шет, или, как переведено в Септуагинте, – Сиф, от которого и произошёл Ной. С. Лурье признавал в гиксосах евреев.

При гиксосах продолжали процветать египетское искусство и литература. Знаменитый математический папирус датирован 33-м годом Апопи I; от этого же царя дошел до нас хранящийся в Берлинском музее письменный прибор, пожалованный им писцу Ату. К эпохе гиксосов относится и известный нам папирус Весткар. Написанный несколько позже медицинский папирус Эберса не мог быть составлен, если бы эпоха гиксосов была временем перерыва и застоя. Наконец, сохранившаяся нижняя часть колоссальной статуи Хиана и найденные в гробнице царя Камоса (предшественник Яхмоса) золотые барки принадлежат к лучшим произведениям египетского искусства. Скарабеи Хиана также выгодно выделяются из оставленных гиксосами. Важным наследством гиксосов были лошади и колесницы, которых египтяне Среднего царства не знали. Имя лошади в египетском языке семитское. Т.о., появляется конница и, вместе с тем, новая грань между сословиями. Египтяне заимствовали у гиксосов и крылатый сфинкс (мотив, присущий искусству Месопотамии – образ Шедду).

Существует мнение, что гиксосы ознакомили египтян с изготовлением железа. Считается, что «пастухи овец и коз (hик(у) амеу)» занесли в Египет новый ткацкий станок и новые ирригационные методы (плотины практиковались на великих реках Месопотамии). Древнеегипетские мастера переняли и некоторые строительные приёмы, присущие Месопотамии. Обнаружена зависимость египетской системы мер и весов (приспособленной к десятеричной системе исчисления) от шумерской, – двенадцатеричной. От них же египтяне заимствовали лошадей, колесницы, ханаанские серповидные мечи и кольчугу. "Пастухи" занесли в Египет также гранатовые и оливковые деревья и яблони (оседлые жители Ханаана).

***
16) Гиркан I Иоанн (Иоханан) — первосвященник и правитель из дома Хасмонеев; род. около 175 г., ум. в 104 г. до н.э. Он был мудрым и справедливым правителем и искусным полководцем. Молодым человеком он отличился в качестве полководца на войне против сирийского полководца Кендебея, которого разбил. Существует предание, которому Грец и некоторые другие придают историческое значение, что Иоанн получил прозвище Г. за эту победу. Когда его отец, Симон Маккавей, был убит в Иерихоне своим зятем Птолемеем, Иоанну удалось скрыться от посланных Птолемеем убить также его. Из Гадары, где он жил в то время, Г. поспешил в Иерусалим, и там народ радостно принял его как преемника Симона (в 135 г.). Он никогда не принимал титула царя, довольствуясь первосвященническим.

Начало его правления не было счастливым. Ему не удалось отомстить убийце своего отца, так как Птолемей, которого он запер в крепости Дагоне, подвергал мать Г. жестоким пыткам на стене крепости всякий раз, как сын пытался атаковать Дагон. Г. поэтому после нескольких месяцев снял осаду, несмотря на то, что мать переносила мучения с геройской твердостью и ободряла его наказать убийцу. В конце концов, однако, она была умерщвлена, вероятно вместе со своими находившимися в тюрьме двумя сыновьями [по I Макк., 16, 16, они были убиты еще раньше вместе с их отцом Симоном], сам же Птолемей бежал в Раббот Аммон (Филадельфию; 135 г. до н.э.). — Еще большая опасность грозила Г., когда сирийский царь Антиох Сидет выступил против Иерусалима с огромным войском и осадил его. Осажденные страдали от недостатка пищи, осаждавшие от недостатка воды. Г. был принужден совершить явную жестокость, выгнав из города всех неспособных носить оружие. После безуспешной в продолжение всего лета осады города Антиох решил ввиду грозившей ему с востока опасности вступить в переговоры ; мире. Г. просил перемирия на семь дней в течение праздника Кущей, на что и получил согласие. Будучи в очень тяжелом положении, Г. охотно принял условия мира. Евреи должны были сдать свои знамена и заплатить дань за Иоппу и некоторые другие города, которые формально принадлежали Сирии. Вместо того чтобы держать сирийский гарнизон в Иерусалиме, Г. предпочел дать заложников (в числе которых был его собственный брат) и обязался уплатить 500 талантов серебра, из которых 300 были потребованы сразу. Говорят, что он взял эту сумму из сокровищницы в гробнице Давида. По другому условию, зубцы на стенах Иерусалима были разрушены. В 130 году Г. в качестве вассала сирийского царя выступил против парфян. Антиох Сидет пал в битве или (согласно Аппиану, De rеbus syriacis, гл. 68) лишил себя жизни вследствие позорного поражения в 129 году. Его брат Деметрий II вторично вступил на престол, но удержался на нем лишь короткое время. Г. воспользовался слабостью Сирийского царства для расширения границ Иудеи до тех пределов, какие они имели во времена расцвета. Для того чтобы сбросить сирийское иго и расширить свои владения, он решил заключить союз с римлянами. С этой целью он последовал примеру своего предшественника и отправил посольство в Рим. Однако относительно этого посольства и постановления сената по поводу его царит полная путаница. Г., за которым римляне утвердили владение важной морской гаванью Иоппой, подчинил также многие другие сирийские города, например Берею (Алеппо). Он отправился против крепости Мадабы на берегах Иордана, всегда бывшей враждебной Хасмонеям, и взял ее после шестимесячной осады; он покорил также город Самаю (Самегу) на Галилейском озере, очень важный по своему географическому положению. Затем Г. пошел против самарян, которые всегда действовали заодно с врагами евреев. Он покорил Сихем, один из главнейших городов Самарии, и разрушил храм на горе Геризим (21-го Кислева, декабря, около 120 года). Блестяще окончив войну с самарянами, он отправился покорять идумеев, представлявших постоянную опасность для южных частей его владений. При помощи денег, которые он, по преданию, взял из гробницы Давида, Г. нанял иноземные войска, срыл стены Адоры и Мариссы, идумейских крепостей, и заставил идумеев принять еврейскую религию и обрезание.

Это первый в еврейской истории пример принудительного обращения. В данном случае рвение Г. заставило его сделать шаг, ; котором ему впоследствии пришлось пожалеть, так как к идумеям принадлежал дом Иродиан, положивших конец династии Хасмонеев. Самаряне, удержавшие за собою свою сильно укрепленную столицу Самарию и часть Изрееля, оставались враждебными евреям. Вследствие этого Г. возобновил нападения на них. Он двинулся на Самарию во главе большого войска, но, так как его присутствие в Иерусалиме было необходимо, он предоставил осаду первой своим сыновьям Аристобулу и Антигону. Война неожиданно затянулась благодаря вмешательству сирийского царя Антиоха IX, а после поражения его Аристобулом на помощь сирийцам был призван египетский принц Лафир, сын Птолемея Фискона. Аристобул и Антигон не только подчинили всю равнину Изрееля, в особенности важный город Бетсан (Скифополь), в июне 110 или 111 года, но через 5 месяцев (25 Хешвана — ноября) взяли также крепость Самарию. Последняя была совершенно разрушена, и в городе были сооружены рвы, по которым потекла вода от горных потоков, так что город совершенно провалился. Г. восстановил иерусалимские стены, сохранил независимость Иудеи и поставил ее в одинаковые условия с соседними государствами. В его правление различные религиозные секты — фарисеи, саддукеи и ессеи — окончательно упрочились в стране. Г., бывший учеником фарисеев, долго оставался их верным приверженцем, хотя имел друзей и среди саддукеев. Многие из религиозных постановлений Г. обнаруживают его симпатии к фарисеям; так, например, он велел исключить из богослужения в храме Псалом XLIV ввиду того, что его антропоморфические выражения могут быть поняты неправильно; затем он приказал, чтобы животным, предназначаемым для алтаря, раны не наносились ранее самого жертвоприношения. Но после того, как Г. отнял всякую религиозную власть у фарисеев, любовь, которой он пользовался, сменилась ненавистью, которая стала теперь проявляться открыто. На большом празднике, на который он пригласил вождей фарисеев и саддукеев, он дружески спросил у фарисеев, довольны ли они его поведением и не имеют ли они что-нибудь против него; на это некий Элеазар попросил его ограничиться светской властью и сложить с себя диадему первосвященника, так как мать Г. будто бы была пленницей Антиоха Епифана и поэтому Г., как сын пленницы, не может быть первосвященником (Иосиф, "Древн.", XIII, 10, 5) [согласно талмудическому источнику, имя этого дерзкого фарисея, так глубоко оскорбившего Г., было Иегуда б.-Гедидим, а Элиезер б.-Поэра — имя того саддукея, который возбуждал Г. против фарисеев и который у Флавия носит имя Ионафана (Кид., 66а); надо, кроме того, отметить, что Г. в данном случае назван Яннаем, именем, которым талмудисты часто называют всех правителей из дома Хасмонеев]. Г. назначил следствие и утверждение относительно его матери оказалось неверным. Тогда он потребовал от синедриона казни клеветника, однако синедрион постановил ограничиться бичеванием. После этого Г. присоединился к саддукеям, не преследуя, однако, фарисеев, как утверждают некоторые. Он отменил фарисейские законы и сделал установления саддукеев решающими для толкования закона. — Гиркан, получивший, по выражению Иосифа, три золотых дара — светскую власть, первосвященство и дар пророчества — умер после тридцатилетнего правления. Его смерть положила конец могуществу молодого Иудейского царства.

***
17) Дебора — судья и пророчица эпохи Судей, вдохновительница и руководительница войны против ханаанского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200–1125 гг. до н.э.); считается автором Песни Деборы. Как в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деборы Дебора предстает как народная предводительница, «судья Израиля» и «мать в Израиле». 

Война против Явина являлась, по-видимому, последней кампанией израильских племён против ханаанеев. Согласно библейскому повествованию, войско Явина под командованием Сисры включало 900 колесниц – средство, которым не располагали евреи и которое обеспечивало ханаанеям контроль над равнинами; опираясь на военную мощь «900 железных колесниц», Явин «жестоко угнетал сынов Израилевых 20 лет» (Суд. 4:3). Призвав к себе Барака бен Авино‘ама, см., Дебора приказала ему собрать десятитысячное войско из колен Нафтали и Звулуна и выступить против ханаанеев; по настоянию Барака сама Дебора также присоединилась к войску. Еврейское войско расположилось на горе Тавор; Сисра во главе колесниц и пешего войска двинулся к долине реки Кишон. Несмотря на то, что войско противника находилось на значительном расстоянии (около 25 км), Дебора приказала Бараку немедленно атаковать ханаанеев, рассчитывая, что разлившийся Кишон помешает действиям колесниц. Сражение произошло в Та‘анахе, у вод Мегиддо; расчет оказался правильным: колесницы Сисры увязли в болотистой почве, и ханаанейское войско было полностью разгромлено. Сам Сисра бежал с поля боя, бросив колесницу, и, преследуемый израильтянами, пытался укрыться в шатре кенита Хевера, где был убит женой Хевера Я‘эл. 

Победа израильтян сломила могущество царя Явина, угрожавшего израильским племенам; не будучи способно более оказывать эффективное сопротивление, Хацорское царство впоследствии пало под неослабевающим военным давлением израильтян. 

Песнь Деборы представляет собой гимн победе Деборы и Барака и благословение Я‘эл. По мнению исследователей, Песнь Деборы является одним из наиболее ранних образцов еврейской героической поэзии. Наличие в Песни Деборы множества женских образов говорит в пользу того, что ее автором была женщина. В синагогальном ритуале Песнь Деборы читают как хафтару в заключение к разделу Бе-Шаллах, содержащему Моисееву Песнь моря, которая по духу, стилю и содержанию имеет много общего с Песнью Деборы. Влияние Песни Деборы видно в псалме 68.

***
18) Езекия, мученик (Зелот) — отождествляемый некоторыми учеными с Хизкией б.-Гарон Талмуда (см. Хизкия Зелот). Он сражался за свободу евреев и во имя евр. закона в то время, когда Ирод был правителем Галилеи (47 до н.э.). После того как царь Аристобул, попав в плен к римлянам, был отравлен приверженцами Помпея, Езекия собрал остатки войска Аристобула в горах Галилеи и во главе их начал партизанскую войну с римлянами и сирийцами, выжидая удобного случая, чтобы предпринять более серьезное возмущение против Рима. Благочестивые жители Галилеи видели в Е. мстителя за честь и свободу родины. Чтобы выслужиться перед римлянами, Ирод, не уполномоченный на то царем Гирканом, выступил против Е. и, взяв его в плен, без суда обезглавил его; вместе с тем он перебил также много приверженцев Е. Этот поступок вызвал возмущение всех патриотов, и Е. с его товарищами были признаны мучениками, погибшими в борьбе за свободу Иудеи.

***
19) Зеновия Септимия Августа (Зенобия, Бат Заббаи) — царица Пальмиры (267–73), жена царя Пальмиры Одената. 

В 267–268, после того как её муж был убит, малолетний сын Зенобии – Вабаллат был объявлен царём и даже римским императором, а она – регентшей. 

Фактически она и управляла страной, тем более, что нисколько не уступала военными талантами своему мужу, которого сопровождала во всех его походах. Она наследовала от Одената власть над значительной частью римского Востока и составила план завладеть и западной половиной империи и подчинить себе Рим; эти планы находили поддержку и у её приближенных, между которыми находился знаменитый критик Лонгин. При этом она всячески пыталась показать свою лояльность Риму. 

Зинобия приняла титул Августы и основала город своего имени на расстоянии 3 дней пути от города Киркезия, недалеко от Евфрата. 

Одним из первых подвигов её была полная победа над отрядом римского войска, посланным императором Галлиеном на Восток. Воспользовавшись тем, что преемник Галлиена, Клавдий, был занят войной с готами, она (и полководец Забдас) захватила Аравию и Египет, в т.ч. Александрию (269). Причём, её войска угрожали Халкедону, отделённому от Византии проливом. 

В 270 императором стал Аврелиан. Покончив с алеманнами, готами, вандалами, в он 273 направился против Пальмиры и захватил Апамею, Лариссу и Арефусу. Войско Зенобии, доходившее до 70 тыс. человек, отступило и в кровопролитной битве при Эмессе Зенобии удалось обратить в бегство римскую конницу, но легионы, всё же победили. 

Зенобия, укрылась за стенами Пальмиры. Аврелиан предложил ей сдаться в обмен на жизнь, но Зенобия ответила, что предпочла бы, как Клеопатра, покончить жизнь самоубийством плену. Кроме того, она угрожала совместной коалицией персов, арабов и армян, идущих ей на помощь. Но она ошиблась: разными путями, Аврелиан склонил армян и арабов на свою сторону. Когда все бывшие в городе припасы истощились, Зенобия на верблюде бежала к Евфрату, чтобы спастись в Персию. 

В тот момент, когда она садилась на судно, её захватила конница Аврелиана и с торжеством доставлена в лагерь. Пальмира сдалась, и Зенобия, вместе с её сокровищами, была увезена в Рим. Пленённая царица украсила собой триумф Аврелиана и вскоре умерла в Тибуре, в подаренном ей императором поместье. 

Зенобия говорила на латыни, греческом, египетском и сирийском языках, знала историю Востока, окружила себя философами, учёными и художниками. Она отличалась красотой и мудростью, превозносимыми современными римскими писателями. 

Потомки Зенобии в Италии пользовались известностью. 

Христианские источники утверждают, что Зенобия была еврейкой. О тесных сношениях Зинобии с евреями имеются отрывочные сообщения в Иер. Тер., VIII, 46б. Евреи не были благорасположены к пальмирскому правительству (ср. Иеб., 16б, 17а; Кид., 72б), т.к. муж её Оденат был мясник-антисемит: еврейские источники (Шерира, "Малая Хроника", "Седер Таннаим") приписывают разрушение Нагардеи Папе бар-Нацор, – в 259 Оденат – 5 лет по смерти Самуила – разрушил академию Нагардеи, её место заняла Пумбадита. Зеновия же защищала евреев: восстановила разрушенную синагогу в Египте, а по надписи из Нижнего Египта, царица и царь (по Моммзену, Зеновия и её сын Вабаллат) повелели возобновить старую надпись, главное содержание которой заключалось в том, что царь Птолемей Эвергет объявил синагогу неприкосновенной, то есть гарантировал ей право убежища.

***
20) Иехошуа бин Нун (Иисус Навин) — предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана. Иехошуа бин Нун был ближайшим сподвижником Моисея: он сопровождал Моисея, когда тот восходил на гору Синай, охранял в отсутствие Моисея скинию, а также возглавлял израильтян в сражении с амалекитянами при Рефидим. Будучи одним из 12 соглядатаев, посланных осматривать Ханаан, Иехошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефунне возражал 10 остальным, испугавшимся силы противника; за твердость и веру в победу лишь Иехошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Ханаан, в Землю обетованную. Моисей назначил Иехошуа бин Нуна своим преемником, возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела её между коленами Израиля.

***
21) Иосиф Флавий (Иосеф бен Маттитьяху; ок. 38 – после 100) — еврейский историк и один из главных представителей еврейско-эллинистической литературы, полководец.

Когда разразилась Иудейская война I (66), Иосиф Флавий был послан Иерусалимскими властями возглавить силы повстанцев в Галилее — наиболее важном участке на первом этапе войны. Местные руководители, в первую очередь Иоханан Гисхальский, не желали подчиняться Иерусалимскому эмиссару, и конфликты между ними продолжались до прибытия Веспасиана (в 67 г.). 

Повстанцы, застигнутые врасплох началом военных действий, не сумели взять инициативу в свои руки: галилейские города, укрепленные Иосифом Флавием, могли защищать лишь себя, не образуя единой оборонительной системы, действующей по общему плану. Сопротивление в Галилее было окончательно подавлено, когда после шестинедельной осады 1 таммуза 67 г. пала Иотапата (Иодфат). Иосиф Флавий, возглавлявший оборону города, укрылся в пещере вместе с 40 другими повстанцами. По рассказу самого Иосифа Флавия, когда повстанцами было принято решение умертвить друг друга, чтобы не попасть в плен к римлянам, он, искусно бросая жребий, сумел хитростью оказаться одним из двух последних оставшихся в живых, а затем убедил своего соратника выйти из пещеры и сдаться на милость победителя. Веспасиан заключил Иосифа Флавия в оковы, однако сохранил ему жизнь, очевидно, намереваясь казнить руководителя повстанцев по завершении кампании во время своего триумфа в Риме. 
Стремясь сохранить жизнь и обрести свободу, Иосиф Флавий использовал широко распространенные в Иудее и на Востоке и небезызвестные римлянам мессианские пророчества, что владыка мира выйдет из Иудеи, и адресовал смысл этого пророчества Веспасиану. Когда в легионах Веспасиана после смерти Нерона начали высказываться о кандидатуре императора, Иосиф Флавий, выступив со своим «пророчеством», оказал Веспасиану огромную пропагандистскую услугу, о которой тот не забыл впоследствии. После провозглашения Веспасиана императором в Кесарии с Иосифа Флавия были сняты оковы. Когда Тит сменил отбывшего в Рим отца на посту главнокомандующего, Иосиф Флавий присоединился к нему и во время осады Иерусалима несколько раз обращался к защитникам города с предложением сложить оружие; во время одного из таких обращений к повстанцам он был ранен. После взятия Иерусалима Тит разрешил Иосифу Флавию спасти из руин города, что тот пожелает, и Иосиф Флавий спас свиток Торы.

Взамен конфискованного римлянами имения неподалеку от Иерусалима Иосиф Флавий получил от Тита земли в Изреельской долине. После окончания войны Иосиф Флавий поселился в Риме, где ему было даровано римское гражданство, пожаловано денежное содержание и предоставлено право жить при дворе императора; он больше никогда не посещал родины. Отношения Иосифа Флавия с евреями были крайне напряженными: ненавидя Иосифа Флавия за предательство во время восстания, евреи пользовались всяким удобным случаем, чтобы навредить ему и подорвать его положение при дворе. 

Иосиф Флавий – автор ценнейших исторических трудов: «Иудейская война», «Иудейские древности», «Против Аппиона», «Жизнь».

***
22) Иоаб (Иоав) — еврейский полководец. Сын Церуи, сводной сестры Давида. Впервые упоминается в качестве предводителя иудейского войска во время войны с Иш-Бошетом и Абнером. Весьма вероятно, что Иоаб примкнул к Давиду ещё в то время, когда последнего преследовал Саул; как родственник Давида, он бежал к нему от преследований Саула. Его брат Абишай действительно упоминается уже очень рано в качестве сподвижника Давида. В этой борьбе с Абнером Иоаб достиг больших успехов, имевших позже весьма важные последствия, а именно — присоединение десяти колен к Иудиному и Вениаминовому коленам и возникновение Всеизраильского царства. 

В этой войне Иоаб коварно убил полководца Абнера, отчасти мстя ему за смерть брата Асаила, а также видя в его лице конкурента на занятие поста главнокомандующего при армии Давида. Это убийство возбудило в душе Давида сильный гнев, и он проклял Иоаба и весь его род. 

Согласно I Хрон., 11, 6 Иоаб получил за выдающуюся храбрость, проявленную им во время взятия крепости Иебусеев, пожизненное звание главнокомандующего всех войск Давидовых. Он неоднократно упоминается в качестве наиболее близкого сподвижника и соратника Давида. Как таковой, он ведёт удачную войну с аммонитами и сирийцами, принимая на себя тяжелые обязанности и опасные поручения, исполненный одного только желания доставить славу своему царю и господину. По этой причине он зовёт Давида взять приступом столицу аммонитян, чтобы победа принадлежала не ему, а Давиду.

 ПОЛНОСТЬЮ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ:
https://sem40.co.il/304488-evrei-polkovodcy-antichnosti.html

Рубрики:  ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ДРЕВНИЙ МИР
Метки:  

Процитировано 4 раз