Слихот,читаемые перед Рош а-Шана |
Слихот - текст особой молитвы, которую читают перед утренней молитвой - чтобы вызвать в «высших духовных мирах» дополнительное снисхождение к еврейскому народу вообще и к данной общине, в частности.
Слихот читают в период траурных дней в память о разрушенном Иерусалиме и в другие «дни переживаний и тревоги.
Тексты слихот имеют много общего, но отличаются друг от друга - в зависимости от того, по какому именно поводу они произносятся.
Среди всех выделяется текст слихот, которые начинают читать перед Рош а-Шана и читают - до утра перед Йом Кипуром.
Слово слихот - форма множественного числа от слова селиха (ударение на последнем слоге), которое означает - «признание ошибки и просьба о прощении».
В дни, связанные с Рош а-Шана и Йом Кипуром текст селихот имеет следующую структуру:
1. «Ашрей» - фразы из книги Теилим (гл. 84, ст. 5; гл. 144, ст. 15 и глава - псалом - 145, полностью).
2. Небольшая поэтическая элегия (см. ниже).
3. Отрывок из Торы (о великой милости Всевышнего) - Шемот, гл. 34, ст. 5-7 (этот отрывок повторяется несколько раз, после каждого чтения дополнительных элегий).
4. «Видуй» - подробное перечисление ошибочного поведения человека (общий список, не индивидуальный, ибо все евреи - в ответе перед Небом друг за друга).
5. Перечисление описанных в Танахе событий - когда Всевышний спасал от великой беды или смерти.
Такова структура в целом, без некоторых деталей.
Следует отметить, что элегии, упомянутые в п. 2, написаны великими Учителями эпохи Талмуда (2-6 вв.) и более позднего времени. Назовем некоторых из них. Это - Раши (раби Шломо бен Ицхак - величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), рав Саадия Гаон (10-й век), рав Шломо ибн-Гевироль (Испания, 11-й век).
Сефардские евреи читают селихот, начиная со второго дна месяца Элуль и до Йом Кипура.У них текст селихот не меняется.
Ашкеназские евреи начинают читать селихот позднее - как правило, в субботу вечером (моцаей шаббат), перед началом недели, на которой празднуют Рош а-Шана.
При этом, каждый день некоторые элегии заменяются на другие, но начало и конец молитв остаются неизменными.
Утром перед Рош а-Шана текст селихот - особенно длинный, а утром перед Йом Кипуром - короткий.
url]http://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/otvet/q905.htm[/url]
***
Если у Вас есть сидур и Хумаш (Пятикнижие) с русским переводом, Вы, помимо указанных в том ответе текстов, можете читать Таханун — в сидуре его текст идет сразу же за утренней молитвой Шемоне Эсре. Если у Вас нет сидура, но есть Хумаш, читайте из него два отрывка: один — из книги Ваикра (гл. 26), второй — из книги Дварим (гл. 28). Можно, разумеется, объединить две эти рекомендации и читать и Таханун и отмеченные здесь фрагменты из Хумаша. Отмечу, что тот, кто не начал чтение селихот вовремя, может начать делать это в любой день — как только примет решение. Но только — до Йом Кипура.
|
Автор текста Элиягу Эссас
СЛИХОТ:ПРОЩЕНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ |
Рубрики: | ИУДАИЗМ/молитвы ПРАЗДНИКИ/РОШ А-ШАНА |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |