Вспоминая Великого скрипача ЯШУ ХЕЙФЕЦА |
Вспоминая Великого скрипача
ЯШУ ХЕЙФЕЦА
(02.02.1901 - 16.10.1987)
Детство Яши, как детство любого вундеркинда, было наполнено событиями удивительными и в привычные мерки не укладывается. В три годы он учился игре на скрипке сначала у отца, а затем у преподавателя вильнюсской музыкальной школы Элиаса Малкина. Его успехи поражают воображение. Уже в шесть лет малыш выступает с концертом, на котором исполняет скрипичный концерт Мендельсона. С этого момента Яша ведёт совершенно не детский образ жизни, не ходит, как обычный ребёнок в школу (Хейфец, как и, скажем, чемпион мира Роберт Фишер, так никогда и не учился общим предметам), а ведёт концертную деятельность, выступая в разных городах России. В 1909 году произошло счастливое для мальчика событие - в город к своему знакомому заезжает профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр. Он услышал игру юного Хейфеца и делает его родителям предложение, от которого трудно отказаться - зачислить восьмилетнего мальчика (в этом же возрасте поступил в консерваторию Венявский!) в свой скрипичный класс. Предложение заманчивое, но трудно выполнимое. Во-первых, еврею для проживания в Петербурге нужно было получить специальное разрешение градоначальника. Это относилось и к самому Ауэру (венгерскому еврею), но у него такое разрешение имелось.
.
Во-вторых, 8-летний Яша должен был жить в северной столице с кем-то из родителей, для которых тоже нужно было такое разрешение. Да и денег на съём квартиры не было. В-третьих, в консерватории можно было учиться только с 12 лет.[
Выход помог найти директор консерватории композитор Александр Глазунов, которого за помощь многим талантливым потомкам Авраама называли «царём иудейским». Александр Константинович официально зачислил студентом отца Иосифа, Рувима и добился у градоначальника разрешения на их проживание в городе. Позже Глазунов содействовал тому, что в Петербург переехала вся семья - мама и две сестры. И ещё один невероятный момент: все материальные проблемы со снятием квартиры и проживанием в Петербурге решал юный скрипач, давая сольные концерты, как в России, так и в Европе. Эта необычная ситуация, когда расходы семьи оплачивает 8-9 летний мальчик, создавала определённые семейно-педагогические проблемы. Во всяком случае, современники вспоминают, что папа и мама разговаривали с Яшей более уважительно, чем разговаривают родители со своими детьми в таком возрасте. Не исключено, что подобные отношения, способствовали развитию строгого и властного характера Иосифа Рувимовича. Кроме того, гениальный скрипач был человеком замкнутым и не склонным к фамильярности. Двоюродная сестра Яши рассказывала: «Он ненавидит шум, толпу, ужины после концерта и однажды даже вежливо отклонил приглашение поужинать короля Дании».
Михаил Казиник о Яше Хейфеце
Международную известность 13-летний Хейфец получил после концерта в Берлине в 1914 году, где он выступал с симфоническим оркестром под управлением Артура Никиша. Именно на этом концерте замечательный скрипач Фриц Крейслер сказал облетевшие мир слова: «С каким удовольствием я разбил бы сейчас свою скрипку!».
Летом 1917 года, незадолго до октябрьского переворота, (неизвестно как сложились бы обстоятельства, если бы скрипач в это время оказался в России), 16-летний мальчик со всей семьёй едет на гастроли в США через Сибирь и Японию. На первый концерт 16-летнего Хейфеца в Карнеги-холл собралась вся музыкальная элита Нью-Йорка. На другой день один из рецензентов написал: «Он играл как Бог весь скрипичный виртуозный материал». Такого невероятно фурора Америка, пожалуй, ещё не знала. Известный скрипач Миша Эльман сказал сидевшему рядом не менее известному пианисту Леопольду Годовскому: «Ты не находишь, что здесь становится жарко?». На что тот ответил: « Для пианиста, нет».
Первый же концерт в США сделал фигуру Хейфеца легендарной и загадочной. С этого дня и на всю жизнь за Иосифом Рувимовичем укрепилась слава лучшего скрипача мира. О том, что Хейфец был совершенно особенный скрипач, ни на кого не похожий, хорошо написал музыкальный критик Николь Гирш: «…стоит увидеть Яшу Хейфеца, появляющегося на эстраде, как сразу понимаешь, что он действительно возвышается над всеми остальными. Хейфец с нежностью держит свою скрипку Гварнери 1742 года. Он никогда не разыгрывается (как Паганини - Л.М.) перед выходом на сцену… Он держится как принц и царит на эстраде. Он никогда не улыбается залу. Он едва смотрит туда. Зал замирает, сдерживая дыхание, любуясь этим человеком».
Узнав о том, что власть в России захватили большевики, Хейфец решил остаться в США. В 1925 году он получил американское гражданство. Довоенные годы - счастливое время для скрипача. Его приглашают выступать в лучших концертных залах cлучшими оркестрами мира, его исполнение записывают на пластинки, о нём снимают кино. В эти годы великий скрипач выступает не только в Европе и Америке, но и в странах Ближнего Востока, Японии, Австралии. В 1934 году Хейфец принимает приглашение наркома иностранных дел СССР М.Литвинова выступить на бывшей Родине и, одновременно, категорически отказывается от предложения Геббельса сыграть в погружающемся в фашизм Берлине.
Концерты в Москве и Ленинграде проходят с триумфом. Рецензенты пишут о классической точности выражения», «…монументальной строгости и виртуозном блеске». В Ленинграде Хейфец встречается со своими товарищами по классу Ауэра и замечательными скрипачами - Мироном Полякиным и Львом Цейтлиным, и, вспоминая прошлые годы, долго сидит один в аудитории, где работал его учитель.
Кто Вы, Яша Хейфец?
О личной жизни Хейфеца мало что известно. Он не любил давать интервью, ненавидел светские тусовки, отстранённо-царственно, держался на сцене, крайне редко приглашал гостей на свою прекрасную виллу в Калифорнии, близ Голливуда. Может создаться впечатление, что это нелюдим, человек холодный и высокомерный. На самом деле всё не так. Просто лучший скрипач мира не любил демонстрировать свои чувства широкой публике. Как писал один рецензент: «В лице его холод, но внутри бушует пламя». Из редких публикаций о Хейфеце-человеке перед нами предстаёт совсем другая личность: скромный, даже застенчивый, добрый (скрипач активно занимался благотворительностью), любитель розыгрышей.
Рассказывают, как однажды Хейфец разыграл импресарио Мориса Данделло. Он позвал его в артистическую до концерта и попросил уплатить гонорар. «Но артисту не платят до концерта, - удивился Данделло. «Я настаиваю» «Ах, оставь меня в покое», - импресарио бросил конверт с деньгами на стол. Когда он через час пришёл пригласить Хейфеца на сцену, комната была пуста. На столе лежала записка: «Морис, никогда не плати артисту до концерта. Мы пошли в кино». Данделло был в ужасе. В это время лакей, служанка и сам скрипач спрятались за занавеской и наблюдали за шокированным импресарио. Потом не выдержали и громко рассмеялись…
В жизни Хейфец человек остроумный и находчивый. Когда он выступал в Москве, журналисты спросили:
- Что Вы можете сказать о Давиде Ойстрахе?
- Это второй скрипач в мире.
- А кто первый?
- Первых много.
Яша отказался поужинать после концерта с датским королём, но зато охотно встречался с двумя-тремя близкими друзьями и угощал их лично приготовленным цыплёнком. «Он открывает бутылку шампанского, - пишет Гирш, - и чувствует себя счастливым человеком». За столом с друзьями Яша, что называется, «душа компании». Иногда он, подыгрывая себе на аккордеоне, любит попеть, в том числе, свои песни. Одна из его песен: «Когда ты занимаешься со мной любовью» была в Америке популярной в 30-40-е годы.
Несмотря на то, что Хейфец нигде не учился, он владеет несколькими языками, отлично знает литературу, поэзию, в частности, любит Пушкина. Поэму «Евгений Онегин», например, он знал наизусть. Иосиф Рувимович был отличным спортсменом - отлично плавал, не только сам водил машину, но и любил её чинить (даже изобрёл электромобиль), хорошо играл в теннис.
Что касается музыкальных интересов, то великий скрипач предпочитает классическую музыку. Если Венявский был в музыке романтик, то Хейфеца рецензенты называют представителем «высокого классицизма». Имеется в виду искусство возвышенное, суровое, а, главное, идущее не столько от эмоций, сколько от интеллекта. «…если в его исполнении, - пишет Л. Раабен, - есть огонь страстей, то это огонь Прометея». Кроме классики Яша также увлекался джазом (правда, терпеть не мог рок-н-ролл), собирал марки. Его марочная коллекция - одна из лучших в мире. Хейфец не только скрипач, но и отличный дирижёр, талантливый композитор (у него есть несколько собственных произведений для скрипки), хороший педагог. Среди его учеников известные скрипачи Рудольф Кулман, Пьер Амуайель, Эрик Фридман. Эрик в 1966 году стал лауреатом международного конкурса им. Чайковского в Москве.
Я.Хейфец и Р.Кулман, 1965г.
Хейфец горячо приветствовал образование государства Израиль, неоднократно приезжал с гастролями, которые всегда проходили с триумфальным успехом, в еврейское государство. В 60-е годы на деньги скрипача в Хайфе была построена консерватория и концертный зал. Но был и неприятный инцидент. В одном из выступлений в Иерусалиме скрипач включил в программу пьесу Рихарда Штрауса, композитора популярного в нацистской Германии. Когда устроители концерта попросили исключить это произведение из программы, Хейфец отказался, заявив, что «музыка выше политики». На другой день многие израильские газеты осудили позицию скрипача, а один молодой человек встретил его возле отеля и ударил железным прутом по руке.
Несколько слов о личной жизни великого скрипача. Первой женой Яши была известная американская актриса Флоренс Видор. От неё у Хейфеца двое детей - сын, Роберт и дочь Жозефа. Дочь стала пианисткой и композитором и иногда сопровождала отца в гастролях в качестве аккомпаниатора. В 1945 году Хейфец разводится с Видор и женится на Франциске Шлиссенберг. У них рождается сын Иосиф.
В 1975 году Яша переносит операцию на плече и больше не может играть. Умер лучший скрипач планеты, ХХ века, 16 октября 1987 года в Сан-Франциско. Как завещал Хейфец, не было никаких похоронных церемоний и речей. Прах «императора скрипки» развеяли над Тихим океаном.
С 2001 года на родине Хейфеца в Вильнюсе проводится международный конкурс скрипачей имени Яши Хейфеца.
ПЛЕЙЛИСТ. 9 ВИДЕО
Источник:http://berkovich-zametki.com/2013/Zametki/Nomer7/Madorsky1.php
Рубрики: | ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА/музыка ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |