М.Шагал: иллюстрирование Библии |
МАРК ШАГАЛ:
ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ БИБЛИИ
Представляется невежеством взгляд на творчество Марка Шагала вне религиозного контекста.
"Сон Иакова". 1954 - 1967
Тем не менее, сам художник заявлял, что ни в церковь, ни в синагогу он не ходит, постов не соблюдает, молитв не читает… "работа - вот моя молитва" - пояснял свою позицию Марк Захарович на журналистских допросах. Религиозность была у Шагала в крови.
"Тора". 1959
И это врожденное озаренное состояние сознания вернее было бы назвать служением тем светлым силам, которые были несомненны для художника, и посыл которых он с детской непосредственностью выражал в своей работе.
"Моисей получает Десять Заповедей". 1956
Поэтому именно библейская тематика явилась лейтмотивом творчества Шагала.
"Царь Давид на розовом фоне". 1963
В середине 20-х годов эмигрировавшему во Францию Шагалу местный книгоиздатель и культурный деятель Амбруаз Воллар предлагает сделать иллюстрации к Книге Книг. Воодушевленный полученным предложением, художник не считает возможным принять его как коммерческое.
Чтобы начать работу ему необходимо "притронуться сердцем" к тому, что спрятано за древним текстом. Так пророку из книги Иезекииля, желающему всецело постичь Писание, предстоит съесть свиток.
"Сарра и ангелы". 1960
В 31-м году художник совершает вояж: Сирия, Египет, Палестина становятся его странами-вдохновительницами.
"Давид с лирой". 1956
На протяжении 30-х и 40-х годов Шагал создает 105 черно-белых офортов и ряд живописных работ к Ветхому Завету, иудейскому Пятикнижию, текстам Исайи. Иллюстрации так и не были изданы, сами же офорты увидели свет в 50-годы, спустя несколько лет после смерти Воллара.
"Рай". 1960
В 1956 году Шагал открывает для себя цветную литографию, и эта техника становится наиболее близкой художнику. Эстампный метод изображения с добавлением цвета представляется художнику наиболее подходящим для того, чтобы расширить свою аудиторию, стать ближе к людям; ведь оттиск можно повторять практически бесконечное количество раз.
"Моисей со Скрижалями Завета". 1956
Яркие и праздничные, "Библейские сюжеты" Шагала до наивного просты в исполнении: словно бы ребенок рисовал серьезную взрослую книжку. Но с какой первозданной стихийной мощью организованы эти линии и пятна!
"Рай". 1960
С такой радостной непринужденностью и вместе с тем внимательною серьезностью Бог, должно быть, создавал мир…
Песня Песен III. 1960 г.
Этот живописный ансамбль из семнадцати картин создан Шагалом в 1954-1966 годах.Руководствуясь при создании своих Библейских сюжетов опытом мастеров Возрождения - Караваджо, Ребрандта, Гойи - Шагал нашел собственный неповторимый и во многом антиклассический изобразительный язык.
"Иеремия". 1956
Феномен же "мастера из Витебска" искусствоведение усматривает в том, что этой формой художественной речи Шагал выразил те незыблемые, холодом вечности отдающие темы, к которым не прикоснулся ни один авангардист.
1962 г.
Библия ожила, тронутая его кистью. Древние иудейские писания засверкали новогодним огнем воскресшего таинства. Возможно, именно благодаря своему древнему происхождению и врожденному чувству национального мистицизма Марку Шагалу удалась эта сложнейшая задача.
http://www.marc-chagall.ru/bible.php
См. также пост
Шагал в Хайфе: "Модернизм и Библия"
http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post259563251/
Рубрики: | ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА/живопись |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |