-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Л.Пастернак. "Давид и Саул" Рембрандта

Понедельник, 26 Августа 2013 г. 23:29 + в цитатник

Леонид  Пастернак 

"Давид  и  Саул"  Рембрандта

4638534_DavidplaystheharpbeforeSaul1600x120019222 (700x538, 265Kb)

Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Саул. Ок.1658 г.

 

Сюжет картины достаточно всем известен. Царь Саул восседает в своем дворце и слушает волнующую игру на арфе Давида. Невольно даже самая ограниченная фантазия тотчас рисует сие: царственные хоромы, блещущий роскошью дворец с несчетной колоннадой вычурной восточной архитектуры, пышный царский трон, в драгоценных камнях и пурпуре, фонтаны, струящие прохладу, величественно восседающего на троне героя-царя... Ничего этого и в помине нет у Рембрандта. Никакой помпы, никаких колоннад, ни дворцов, ни тронов! До крайности простая сцена взята близко, в упор зрителю, чтобы приблизить его к выражению человеческих чувств, к внутреннему миру представленных лиц. Перед нами в этой сцене нечто большее, то, что заставляет нас забыть про все эпизодические тонкости. «От Саула же отступил Дух Г-ВВВВВ­споден, и стал мучить его дух злой от Г-спода».   

С силой, свойственной не только высокому сану царя, но и простому мужу, чтобы не показать виду, Саул долго крепится и силится побороть душевное волнение, вызванное божественной игрой Давида. Злые демоны, рвавшие на куски душу его и дотоле владевшие Саулом, медленно укрощаются, и смятенная, истерзанная муками душа постепенно успокаивается: «Тогда свободнее дышал Саул, и ему было лучше, и отступал от него злой дух».

И в картине Рембрандта сидит не изнеженный в роскоши жизни, праздности и тлене безделья правитель: здесь зрелый муж, много испытавший на своем веку, трудовая и суровая жизнь которого сказалась в крепкой жилистой правой руке его, раньше времени стареющей... Но не царь Саул сидит здесь, как я уже сказал, хотя о том и говорит царская корона поверх чалмы, сидит здесь простой амстердамский еврей, быть может, шамес соседней синагоги, горе-труженик, и горе его – на лице его, и многострадальная жизнь народа его – на лице его. И знакомое выражение еврейского безысходного отчаянья глядит из единственно видного нам глаза, устремленного куда-то, полного горя и мук. Этот глаз плачущего зрелого человека потрясает вас!

А Давид? Это – тот самый еврейский подросток, который потом, глядь, стряхнув с себя все – и гнет, и позор веков – воспрянет гневным поэтом, или смело и гордо прозвучит его речь – еврейского трибуна. Или силою непреклонной воли стремясь к знанию и могуществу, выплывет вдруг в сознании единоплеменников как один из тех немногих, которые накопленными несметными богатствами своими и влиянием будут в силах осуществить реально почти сказочный возврат исторических прав Израиля на свою святую родину. О, этот Давид, этот невзрачный еврейский юноша, с типичным страстным ртом и толстыми губами, – он прославит тебя, еврейский народ! Разве в XX веке не подтвердили евреи эти слова многочисленнейшими примерами? Дай Б-г нашим детям и внукам точно так же идти по стезе успеха!

Откуда же Рембрандт взял этих Давидов, Саулов, Ревекк и Ленат? Откуда это проникновение в еврейскую психологию, неуловимый еврейский привкус, откуда у него это чутье самой сущности «иудаизма», его мироощущения и откуда это понимание основного духа Библии, превращающего силою народного гения простые очерки примитивного патриархального быта, чисто еврейского, в повествование общечеловеческое? Откуда так знакома ему эта нота мистического настроения и трагизма и эпическая красота библейского лирика? И невольно сам собою как бы напрашивается вопрос – не был ли Рембрандт евреем? Нет. Не был. Он родился, жил и умер религиозным кальвинистом. И не только талантом или гениальным прозрением ощущал и угадывал незнакомый еврейский мир великий Рембрандт. Именно в близком соприкосновении и в соседском, дружеском сожительстве с миром голландских евреев Амстердамского Judenviertel и находим мы разгадку того многого, что невольно нас тут интересует. 

 

Из монографии Леонида Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве»

 

http://www.e-slovo.ru/301/11pol1.htm 

 

Рубрики:  ИСКУССТВО и ЛИТЕРАТУРА/живопись
ИУДАИЗМ/библейские образы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Феникс_94   обратиться по имени Вторник, 27 Августа 2013 г. 00:11 (ссылка)
Рина,я только что опубликовала пост,возможно он Вам будет интересен:
http://www.liveinternet.ru/users/4703105/post288846984/
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Августа 2013 г. 00:15ссылка
Спасибо - посмотрела! Я обязательно завтра прочту и послушаю!
rinagit   обратиться по имени Вторник, 27 Августа 2013 г. 02:20 (ссылка)
rinarozen, Спасибо!Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Августа 2013 г. 08:41ссылка
Так проникновенно замечательный Леонид Пастернак пишет о еврейском у гениального Рембрандта - взгляд еврея и художника в одном лице.