-Рубрики

 -Метки

12 колен анекдоты антисемитизм арабо-израильский конфликт архитектура библейские образы вклад евреев в мировую цивилизацию деревья древний мир душа евреи евреи в мире евреи в россии евреи в ссср евреи в сша евреи во время войны евреи на войне еврейская кухня еврейская мудрость еврейские женщины еврейские истории еврейские традиции еврейский образ жизни еврейское счастье живопись иврит идиш иерусалим известные люди о евреях израиль израиль сегодня израильтяне имена имена и фамилии искусство история в лицах история еврейского народа история современного израиля иудаизм йом ацмаут йом кипур каббала календарь кино краткая еврейская энциклопедия литература молитвы музеи музыка наука и техника недельные главы нобелевская премия новое и новейшее время одежда одесса основная символика песах песни песни на иврите посты поэзия праведники мира праздники предметы-символы природа природа израиля прогулки по израилю прогулки по израилю. тель-авив пурим раввин рош а-шана самоидентификация сельское хозяйство семья символика растений символика чисел симхат тора синагога скульптура средние века стена плача суккот театр теилим тора тора и наука ту би-шват фауна фольклор фото фото-свидетельства хайфа ханука холокост храм цахал цветы шаббат шавуот юмор

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
21:16 09.07.2012
Фотографий: 8

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rinarozen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2011
Записей: 7348
Комментариев: 6206
Написано: 14917


Еврейские символы

Среда, 19 Октября 2011 г. 14:53 + в цитатник


 

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


1.ГРАНАТ
2.ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ
3.ДРЕВО ЖИЗНИ
4.ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
5.ЗВЕЗДА ДАВИДА
6.ИЕРУСАЛИМ
7.КИПА
8.КОВЧЕГ ЗАВЕТА
9.КОВЧЕГ СВЯТЫНИ
10.ЛЕВ
11.ЛУЛАВ
12.МАЦА
13.МЕЗУЗА
14.МЕНОРА
15.РАЙСКИЙ САД
16.СВЯТАЯ СВЯТЫХ
17.СИОН
18.СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА
19.СТЕНА ПЛАЧА
20.ТФИЛИН
21.ХАМСА
22.ХАНУКИЯ
23.ХРАМ
24.ЦИЦИТ
25.ШАББАТ
26.ШМА ИСРАЭЛЬ
27.ШОФАР





1. ГРАНАТ (ивр. РИМОН)


Одно из семи растений – символов Эрец-Исраэль. Мидраш утверждает, что число семечек граната равно 613-ти, что соответствует количеству заповедей (мицвот) Торы. В дни покаяния евреи обращаются к Всевышнему с молитвой: «Пусть мои добрые поступки будут многочисленны, как семена граната».
Согласно преданию, корона царя Соломона была выполнена в форме граната, и на капителях Храма были изображены гранаты и лилии. На протяжении веков гранат был популярным мотивом в еврейском декоративном искусстве, изображался он и на древних монетах.
Навершия, украшающие стержни Торы, называются РИМОНИМ и часто имеют вид граната.

 



2. ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ


Потомки 12 сыновей патриарха Яакова. Каждому колену (племени) соответствовал свой символ, изображённый на знамени во время скитаний по пустыне, и один из драгоценных камней на нагруднике первосвященника:

Реувен - мандрагора, камень – карнеол;
Шимон – изображение г. Шхема, камень - зелено-
ватый топаз;
Леви – урим и тумим, камень – изумруд;
Иуда – лев, камень – рубин;
Иссахар – солнце и луна, камень – сапфир;
Зевулун - корабль, камень – алмаз;
Биньямин – волк, камень – яшма:
Дан – змей, камень – опал;
Нафтали – олень, камень – агат;
Гад - военный стан, камень – аметист;
Ашер – оливковое дерево, камень – хризолит.
Йосеф - камень – оникс, его колено было поделено на два полуколена: Эфраима (эмблема – бык) и Ме-наше (эмблема – единорог).




3. ДРЕВО ЖИЗНИ (ивр. ЭЦ А-ХАИМ)



Древо жизни, как и Древо познания, Б-г поместил в райском саду после сотворения мира. У того, кто пробовал плод Древа жизни, пробуждались стремление к духовности и любовь к Б-гу, у отведавшего плод Древа познания - стремление к материальному и желание грешить. Древо жизни принято считать оливой, стоящей в центре райского сада и отбрасывающей тень на весь Эдем. Вершину его покрывают семь облаков славы, плоды имеют 15 тысяч оттенков вкуса и аромата. Сама Тора, олицетворяющая «вечную жизнь, пребывающую среди нас», уподобляется Древу жизни для тех, кто следует ей. Деревянный шест, на который наматывается свиток Торы, тоже называют Древом жизни. Образ древа жизни, являющегося символом, как Торы, так и бессмертия в грядущем мире, стал популярным мотивом в украшении синагоги. Каббалисты изображали десять сефирот в виде дерева, символизирующего действия Б-га в духовных и физических мирах.


 

 


 


 

4.ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ


Лунно - солнечный, т.е. лунные месяцы привязаны к солнечному году. Месяцы состоят из 29 дней или из 30. Продолжительность месяца определяется периодом между новолуниями и составляет 29 дней 12 часов и еще 793/1080 часа. Первый день каждого месяца называется «рош ходеш» (глава месяца), и проводят его празднично.
 

ЕВРЕЙСКАЯ СИМВОЛИКА МЕСЯЦЕВ
 

Месяц

Буква

Проявление души

Знак Зодиака

Орган тела

Нисан

ה

Разговор

Овен

Правая нога

Ияр

ו

Мысли

Телец

Правая почка

Сиван

ז

Ходьба

Близнецы

Левая нога

Тамуз

ח

Зрение

Рак

Правая рука

Ав

ט

Слух

Лев

Левая почка

Элуль

י

Дело, поступок

Дева

Левая рука

Тишрей

ל

Супруж.  отношен.

Весы

Желчный пуз.

Хешван

נ

Нюх

Скорпион

Кишечник

Кислев

ס

Сон

Стрелец

Живот

         

Тэвет

ע

Гнев

Козерог

Печень

Шват

צ

Вкус

Водолей

Желудок

Адар

ק

Смех

Рыбы

Селезёнка

 


  



5.ЗВЕЗДА ДАВИДА (ивр. Маген Давид – Щит Давида)


Шестиконечная звезда из двух равносторонних треугольников, наложенных друг на друга. Олицетворяет 4 стихии: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, обращённый вниз, - воду и землю. В каббале Маген Давид отражает семь нижних сефирот (6 треугольников и центр).
По легенде этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. В Израиле он обнаружен на руинах древних синагог, в Италии – в еврейских катакомбах возле Рима. В 1354г. он появился на флаге евреев Праги.
На государственном флаге Израиля, напоминающем ТАЛИТ (молельный платок), Маген Давид изображён на белом поле в обрамлении двух голубых полос.
Жёлтые Маген Давиды пришивались как клеймо на рукавах евреев во время нацистской оккупации и стали символом Шоа (Холокоста).



 



6.ИЕРУСАЛИМ



Один из древнейших городов мира, возраст которого более 3500 лет, столица древнего
Иудейского царства и современного государства Израиль. Иерусалим более шестисот раз упоминается в Торе.
Здесь находились величайшие святыни еврейского народа – Храм Соломона, воздвигнутый на горе Мориа в 960 г. до н.э., а после его разрушения - Второй Храм, построенный вернувшимися из вавилонского плена иудеями.
Преданность своей столице евреи пронесли через тысячелетия изгнания. «Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня, десница моя», - сказано в молитве. Ежедневно верующие евреи несколько раз молятся о возвращении в Иерусалим, ибо воплощение еврейской истории, этот город чрезвычайно значим для еврейского народа.
Еврейская традиция говорит о мистическом «небесном» Иерусалиме, в котором будут царить добро, справедливость и законы Торы.




 



7.КИПА (ивр. СВОД, КУПОЛ)


Традиционный головной убор религиозного еврея - маленькая круглая шапочка, прилегающая к голове. Согласно традиции, ношение кипы символизирует смирение перед Всевышним. Рамбам писал, что еврейские мудрецы остерегались обнажать голову, ибо дух Б-жий парит над головой человека, охраняя его, и в час молитвы и благословения обнажать головы категорически запрещено.
Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы и реформисты – в синагоге и во время еды, светские евреи - во время религиозных о-рядов и в синагоге.
В Израиле по материалу, цвету и форме кипы можно судить о принадлежности к тому или иному религиозному направлению. Так, религиозных сионистов называются КИПОТ СРУГОТ («вязаные кипы»).



 



8. КОВЧЕГ ЗАВЕТ (ивр. АРОН ХА-БРИТ)



Ковчег, в котором хранились Скрижали Завета, - величайшая святыня еврейского народа, символ союза Б-га с народом Израиля, служивший свидетельством присутствия Б-га в его среде.
Ковчег вначале был установлен в переносном соборном шатре (Скинии) и сопровождал сынов Израиля в пустыне. Затем царь Давид перенёс его в Иерусалим, а Соломон после постройки Храма - в Святая Святых.
Ковчег был сделан из акации и покрыт золотом снаружи и изнутри. По обеим сторонам крышки находились два херувима, крылья которых как бы прикрывали Ковчег. Бог сообщил Моисею, что над Ковчегом между двумя херувимами он будет открываться ему и через него давать заповеди народу Израиля (отсюда второе название реликвии — Ковчег Откровения).



 



9. КОВЧЕГ СВЯТЫНИ, ИЛИ КИВОТ (ивр. АРОН ХА-КОДЕШ)


Шкаф для свитков Торы, имеющийся в каждой синагоге и являющийся символической заменой Ковчега Завета. Находится у стены синагоги, обращенной к Иерусалиму, а в самом Иерусалиме – у стены, обращенной к Храмовой горе.
Украшается искусно вышитым занавесом, символизирующем завесу (Парохет) в Иерусалимском Храме. Декор Арон ха-Кодеш и вышивки на занавеси обычно включают изображение Скрижалей Завета с двумя первыми словами каждой из десяти заповедей.
Врата Арон ха-Кодеш символизируют вход, ведущий к Торе и Богу. Кульминацией субботней и праздничной службы является вынос Торы из Ковчега под чтение библейских стихов: «Из Сиона выйдет Тора и слово Всевышнего из Иерусалима…» и др.


 



10. ЛЕВ

Символ Иерусалима, изображённый на городском гербе и напоминающий об истории еврейского народа. Лев был символом колена Иуды, получившего во владение Землю Иерусалима, а также символом царского дома Давида.
Пророк Исайи называл Иерусалим - Лев Божий, поскольку в нём располагался храм, напоминающий лежащего, затаившегося льва. В городе много скульптурных, рельефных и других изображений львов (внутри Города Давида, на площади Сафра и пр.). Четыре льва на Львиных Воротах - символ того, что Господь обратил свой взор на Иерусалим, повелев восстановить его из руин и хранить вечно.
Кроме всего прочего, лев – зодиакальный знак летнего месяца ав, имеющего исключительное значение в судьбе еврейского народа: 9 ава были разрушены оба иерусалимских храма, и, по преданию, в этот же день должен прийти Мессия и будет восстановлен Храм.


 



11. ЛУЛАВ (побег пальмовой ветви)


Используется в праздник Суккот вместе с ивовыми и миртовыми ветвями, а также цитрусовым плодом ЭТРОГОМ для благословения четырёх сторон света и живущих в них народов. Все эти четыре вида растений также именуются ЛУЛАВ, т.к. он самый высокий и значительный из них.
Мудрецы считали, что ЛУЛАВ символизирует единство разных частей еврейского народа. Этрог, имеющий вкус и запах, - это люди, в которых есть и Тора, и добрые деяния. Пальма имеет вкус, но не запах - это люди, в которых есть Тора, но нет добрых дел. У мирта есть запах, но нет вкуса, это те, кто совершают добрые деяния, но не имеют Торы. Верба без вкуса и без запаха символизирует людей, в которых нет ни Торы, ни добрых дел.
Один лулав, три ветви мирта, две ветви ивы и один этрог (всего семь единиц в связке) соответствуют семи небесам.


 



12. МАЦА


Тонкая пресная лепешка, испеченная из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы (на практике во всех еврейских общинах мацу делают из пшеничной муки0. При её изготовлении тщательно следят, чтобы ни зёрна, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцать минут. Заповедь есть мацу является центральной заповедью праздника Песах. Песах называют также Хаг ха-Мацот ("праздник мацы"), так как в этот праздник заповедано есть хлеб только из неквашеного теста в память о том, что евреи, в спешке покидавшие Египет, были вынуждены изготовить хлеб из не успевшего взойти теста. На протяжении всех дней праздника запрещено хранить в доме и употреблять в пищу хамец - хлеб и другие мучные блюда, при приготовлении которых в тесте произошел процесс брожения.


 

13. МЕЗУЗА (ивр. ДВЕРНОЙ КОСЯК)



Небольшой футляр, содержащий написанный на пергаменте двадцати двух строчный текст из книги ДВАРИМ (6:4-9, 11:13-21). На внешней стороне Мезузы принято писать שדי (ШАДАЙ - Всемогущий), или сокращенно одну букву ש.
Мезуза крепится в верхней трети дверных косяков, по правую руку от входящего, и с небольшим наклоном её верхнего конца внутрь помещения. В момент её прикрепления произносится благословение: «Благословен Ты, Господи... завещавший... нам укреплять Мезузу».
Прикрепляется Мезуза у входной двери любого жилого помещения и у двери каждой комнаты, где проживают евреи. В настоящее время Мезузы помещают и при входе в общественные здания и синагоги.
Мезузу следует периодически проверять (дважды каждые семь лет), чтобы удостовериться, что нанесённый на нее текст не имеет повреждений.



 



14. МЕНОРА (ивр.)



Золотой семисвечник, созданный в пустыне Бецалелем, согласно предписанию, данному Богом Моисею на горе Синай (Шмот. 25:9). Находился в Первом Иерусалимском Храме, а до этого, во время скитаний евреев по пустыне, - в Скинии Собрания. Горел всю ночь, и в книге Шмот (27:20), а также Вайикра (24:2–4) его пламя названо «нер тамид» (постоянный светильник). Символизирует древо жизни, известные в древности семь планет, а также Семь Дней Творения и семь небес.
Барельеф с изображением семисвечника сохранился на Триумфальной арке в Риме,
воздвигнутой Титом в честь завоевания Иудеи. Менора, подобная изображённой там, стала гербом государства Израиль. Наряду с Маген Давидом, это наиболее распространённый национальный и религиозный символ.



 



15. РАЙСКИЙ САД - ЭДЕМ (ивр. ГАН ЭДЕН)


Согласно книге БЕРЕШИТ (Бытие), Б-г насадил в Эдеме сад, в котором первоначально обитали Адам и Ева, - земной рай. Согласно преданию, в этом чудесном саду растут невиданной красоты деревья, на которых произрастают прекрасные плоды. За нарушение запрета Б-га есть плоды древа познания добра и зла, росшего посреди сада, Адам и Ева были изгнаны из Эдема. Райский сад (иногда его называют Олам а-Ба - Будущий мир) - обитель праведных душ после телесной смерти или конца мира.
Еврейские мудрецы считали, что есть нижний рай и верхний. В верхнем нет пищи, питья, телесных удовольствий. Там находятся праведники, наслаждающиеся божественным присутствием - Шехиной. «Рай символизирует радость единения с Богом, а ад — лишение вечной жизни», - считал Маймонид. О местонахождении Эдема до сих пор ведутся споры.


 



16. СВЯТАЯ СВЯТЫХ (ивр. КОДЕШ ХА- КОДАШИМ)


Отделённая завесой священнейшая часть Скинии Собрания, а затем и Иерусалимского Храма. В Святая Святых находился Ковчег Завета и Камень Основания - Краеугольный Камень, с которого Б-г начал сотворение мира. (Сейчас его покрывает мусульманский Купол Скалы).
В Святая Святых один раз в год, в Йом Кипур (Судный День), входил Первосвященник, который совершал здесь обряд воскурения, громко произнося имя Всевышнего (ШЕМ АМЕФОРАШ).
Над Ковчегом ему являлся Б-г для провозглашения своей воли и заветов еврейскому народу. Тут физически ощущалось божественное присутствие (Шехина).
Овеянное множеством легенд, сакральное место храма, Святая Святых, стало символическим  образом самого сокровенного в религии.


 



17. СИОН (ивр. ЦИЙОН)


Один из холмов в районе Храмовой горы в Иерусалиме, ставший символом этого города и Эрец Исраэль (ивр. ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ). До израильского завоевания Цийоном называлась стоявшая здесь крепость иевуситов, после взятия которой Давидом, Цийон получил еще одно название — Ир Давид (Град Давидов). Позднее название Цийон стало включать Храмовую гору и весь Верхний город Иерусалима.
На Сионе находится могила царя Давида, ряд еврейских и христианских святынь и культовых сооружений.
Слово «Сион» как символическое и поэтическое наименование Эрец Исраэль вошло в религиозный, литературный, исторический и политический словарь многих языков мира. С Сионом как символом древней родины Израиля связано понятие СИОНИЗМА - объединения и возрождения еврейского народа на его исторической родине.


 



18. СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА (ивр. – ЛУХОТ ХА-БРИТ)


Данные Моисею на горе Синай две каменные плиты, на которых были выбиты 10 заповедей, ставших основой союза между Израилем и Б-гом. Согласно Торе, скрижали были деянием Божьим, и письмена на них – письменами Божьими. Когда Моисей, увидев поклонение народа золотому тельцу, разбил скрижали, на новых, высеченных им, Б-г начертал те же слова, что были на первых. И разбитые, и новые Скрижали хранились в Ковчеге Завета в Иерусалимском храме. Царь Иошияху, предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег с разбитыми скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов.
Скрижали Завета называют также Скрижалями Свидетельства, т.к. они свидетельствуют о завете, заключённом Б-гом с народом Израиля. Изображение Скрижалей Завета – излюбленный еврейский символ, его можно увидеть на внутренних стенах синагог и на ковчегах, в которых хранят свитки Торы.



 



19. СТЕНА ПЛАЧА (ивр. КОТЕЛ МААРАВИ - Западная Стена)


Остаток западной стены, окружавшей Храмовую гору в Иерусалиме, - наиболее почитаемая иудейская святыня. На протяжении 2 тысяч лет она является символом веры и надежды многих поколений евреев. Согласно сказанию, поклялся Господь, что стена будет стоять вечно.
Со времени разрушения Второго Храма (70 г.н.э.) евреи приходят сюда молиться, скорбя о
гибели Храма, чем и объясняется христианское название - Стена Плача.
Возведена Стена была в правление Ирода (37–4 гг. до н. э.); длина её сохранившейся части – 485 м., высота достигает 18 м. Состоит она из 27 рядов гладко обтёсанных и ничем не скреплённых между собой камней. Ещё 19 рядов наиболее древней иродианской кладки находятся ниже современного уровня земли.


 



20.ТФИЛИН (от иврит. «молитвы»)


Прямоугольные чёрные кожаные коробочки с написанными на пергаменте отрывками из четырёх мест Торы, в которых говорится о Тфилин (Шмот, 13:1-10, 11-16, Дварим, 6:4-9, 11:13-21). При помощи продетых через основания коробочек кожаных ремешков Тфилин укрепляют на обнаженной левой руке напротив сердца - один, второй - на лбу. Наложение Тфилин считается одной из важнейших заповедей наряду с обрезанием и соблюдением субботы. Мужчины (с 13 лет) накладывают Тфилин каждый будний день к утренней молитве.
Тфилин является знаком памяти об исходе из Египта и о предписании помнить Закон, данный  Б-гом Израилю. Тот, кто не налагает Тфилин, сознательно совершает грех. Мудрецы сказали: «У кого тфила на голове, тфила на руке, цицит на одежде и мезуза на дверном косяке, тот защищен от прегрешения».


 



21. ХАМСА


На арамейском языке, на котором написан Талмуд, «хамша» означает "пятерня". Попав в арабский, это слово стало звучать как Хамса. Хамса представляет собой защитный амулет в форме ладони. Его назывют также Яд ха-Хамеш («Рука пяти») или «Рука Мирьям», по имени сестры Моисея и Аарона. Хамса защищает от дурного глаза (ивр. Аин ха-Ра).
В центре Хамсы могут быть помещены защищающие от сглаза символы: Звезда Давида, рыбы, глaз, слово «живой» - הי (одно из имён Б-га). Можно встретить и написанные на Хамсе защищающие молитвы: «Шма Исраэль», «Биркат ха-Байт» (Благословение жилища), «Тфилат ха-Дерех» (Молитва путешествующих). Поскольку считается, что синий и голубой цвета способствуют защите от дурного глаза, Хамсу зачастую украшают полудрагоценными камнями этих цветов.
Связывают Хамсу также с пятью книгами Торы.


 



22. ХАНУКИЯ


Восьмисвечник - символ праздника Ханука. Согласно преданию, после победы Маккавеев над греко-сирийскими завоевателями в 164г. до н.э. для освящения Храма нашёлся только один сосуд с маслом, которого могло хватить для горения светильника лишь на один день. Но случилось чудо, и светильник горел все восемь дней, необходимых для приготовления нового масла. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, зажигая в первый день одну свечу с правой стороны светильника и добавляя каждый вечер по одной свече слева от неё.
Свечи Ханукии служат источником духовного света и не предназначены для освещения помещения, поэтому для зажигания ритуальных свечей и освещения комнаты используется располагающаяся отдельно дополнительная свеча - Шамаш. Зажигание Ханукии символизирует духовную стойкость и победу святости над нечистотой, света над окружающей тьмой.


 



23. ХРАМ (ивр. БЕЙТ ХА-МИКДАШ)
 


Центр священнослужения еврейского народа, место проявления Славы Божией (Шехины), пребывающей среди народа Израиля, и место служения Б-гу. В Храме находился Ковчег Завета, символизирующий присутствие Бога, а сам Храм представлял собой прообраз мироздания.
Первый Храм, построенный царём Соломоном, простоял 410 лет и был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. Второй Храм, разрушенный римскими легионерами Тита Флавия в тот же день, что и Первый , 9 ава, просуществовал до 70 г. н.э., простояв 420 лет.
В еврейской традиции существует представление о том, что Храм будет восстановлен в будущем и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.


 



24. ЦИЦИТ (ивр. МАЛЕНЬКАЯ КИСТОЧКА)


Кисти из сложенных вдвое шерстяных или шёлковых нитей, прикрепляющиеся к четырём углам Талита – прямоугольного молитвенного покрывала.
Строго соблюдающие традицию евреи не расстаются с Цицит в течение всего дня, нося небольшой талит (талит катан) под верхним платьем и, согласно талмудическому постановлению, выпуская Цицит наружу.
Цицит с древних времен служил отличительным признаком соблюдающего традицию еврея, по нему евреи уже в талмудическую эпоху отличали друг друга в нееврейской среде. Форма кисти Цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и само слово Цицит (числовое значение 600) указывают на 613 заповедей Торы. Ношение Цицита призвано напоминать  еврею обо всех заповедях и тем подталкивать к их исполнению.


 



25. ШАББАТ (ивр. ОТДОХНОВЕНИЕ, СУББОТА)


Седьмой день недели – «святая суббота Г-дня», символ союза между Всевышним и народом Израиля. Четвертая из 10 заповедей воспрещает всякую работу в этот день, «ибо в шесть дней создал Г- дь небо и землю, моря и всё, что в них, а в день седьмой покоился. Посему благословил Г - дь день субботний и освятил его» (Шмот 20:9–11). Суббота - это память о сотворении мира и Исходе из Египта.
Еврейские мыслители с древности рассматривали первый в мире выходной день как день духовного обновления.
Т.к. евреи считают сутки от заката до заката, празднование ШАББАТА приходится на вечер пятницы: дома женщины зажигают не менее 2 свечей, семья собирается за праздничным столом, хозяин дома благословляет трапезу и преломляет 2 халы, одаряя присутствующих хлебом с солью; родители благословляют детей. Если есть возможность, к субботнему столу приглашают гостей. Синагогальная литургия в субботу следует особому порядку.


 



26. ШМА ИСРАЭЛЬ


Молитва, начинающаяся словами «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь един!» (Дварим 6:4). «Шма» декларирует верность единственному Богу, обязательство служить Ему и исполнять Его заповеди. Чтение этой молитвы было признано религиозной обязанностью еще в 3 в. н. э. Согласно Мишне (Там. 5:1), «Шма» звучала во время храмового ритуала вместе с Десятью заповедями.
Первую фразу молитвы, ставшую символом иудаизма, говорят в момент крайней опасности, а саму молитву – пять раз в день на каждой из еже-дневных молитв и дома утром после пробуждения, и вечером перед сном. «Шма» играет особую роль в жизни религиозного еврея: ее произносит умирающий, это первая молитва, которой учат ребенка, 2000 лет еврейские мученики шли на смерть со словами «Шма» на устах. Текст «Шма», написанный на листках пергамента, содержится в Мезузе и Тфилин.


 



27. ШОФАР (ивр. БАРАНИЙ РОГ)


Рог барана , в который трубят в синагогах в Рош ха-Шана (еврейский Новый год) и в Йом Кипур (Судный день). Рош ха-Шана даже называют «Днём Трубления».
В шофар трубили в день, когда Давид переносил Ковчег Завета, трубили при воцарении потом-ков Давида, царей Иудеи. В библейские времена его использовали также для сбора народа и войска или для устрашения врага. Уже в эпоху Второго Храма он был частью национальной символики.
Звуки шофара символизируют: коронование Творца Мира; пробуждение трепета перед Творцом; призыв к раскаянию; напоминание о жертвоприношении Исаака, о даровании Торы на горе Синай и о приходе Мессии. В каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления.

 

Использованные материалы.
 
Литература
 
1.Карманная еврейская энциклопедия. – Ростов н/Д: Феникс,2001. –
288с.
2.Меир натив: Энциклопедия иудаизма /Состав. Ариэль Ш.-З. –
Иерусалим,Тель-Авив: Массада, Амана, 1983. – 264с.

Источники Internet


 

 

Рубрики:  ЕВРЕЙСКИЕ СИМВОЛЫ /ОСНОВНАЯ СИМВОЛИКА
ПРАЗДНИКИ/Шаббат
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 4 пользователям