Вероника Франко-честная куртизанка |
Куртизанка Вероника Франко Veronica Franco.
Годы жизни: 1546 - 22 июля 1591.
Вероника Франко - знаменитая венецианская куртизанка эпохи Возрождения, любовники которой желали ее общества чаще, чем ее тела, что является крайней редкостью во все времена. Поэт и философ, женщина, которая провела ночь с Генрихом III, королем Франции, когда он гостил в Венеции.
Появилась на свет в Венеции, известной самыми лучшими, образованными и красивыми куртизанками, способным соперничать с куртизанками Древних Афин.
Единственная дочь из 4-ех детей в небогатой семье, ее отец – Агостино Франческо Франко, благородного происхождения купец, имеющий собственный герб.
Ее мать - Паола Ваноцца Фракасса (Paola Fracassa), одна из самых дорогостоящих куртизанок Венеции.
Семья Франко входила в cittadini originari – профессиональная каста, составляющая религиозные братства и правительственную бюрократию Венеции. Воспитание Вероники проходило в атмосфере свободных нравов, обучение - на уроках частных преподавателей для 3-х ее братьев.
Салон куртизанки Ваноцци Фракасса посещали выдающиеся люди эпохи Возрождения: великие мыслители, писатели и художники, за которыми наблюдала юная Вероника. Они участвовали в ее образовании, помогали писать сочинения по французскому, латыни, учили держать арфу и кисть изящно и твердо. Уже к 14 годам дочь Ваноцци владела прекрасными манерами, этикетом, языками и науками, писала стихотворения, играла на спинете и лютне.
Великий художник Якопо Тинторетто приходил в салон Ваноцци. Однажды Вероника вошла в зал и скрылась, когда гость был уже готов уединиться с ее матерью в спальне.
Восхищенный красотой Вероники Тинторетто ушел, отказавшись от ласк Ваноццы и пожелав написать портрет ее дочери.
Вероника прекрасно позировала, и Тинторетто быстро написал ее портрет «Женщина, приоткрывающая свою грудь».
После этого эпизода Ваноцца сделала все, чтобы поскорее избавиться от дочери, в которой почуяла опасную конкурентку, ведь куртизанке стукнуло 33 года, почтенный возраст для дамы XVI века.
Ее муж, синьор Франко, нашел дочери жениха – Паоло Паницца, богатый врач с широкими связями, пациентами которого была венецианская аристократия.
Увидев 45-тилетнего, толстого, плешивого, нечистоплотного и патологически скупого будущего супруга, Вероника испугалась. Но ее родители был непреклонны: - Или под венец, или в монастырь! Брак их был недолгим, записи свидетельствуют, что к 18 годам Вероника Франко рассталась с мужем, потребовав свое приданое и будучи беременной (завещание 10 августа 1564 года).
Вероника обратилась за помощью к матери, быстро обучилась и стала профессиональной куртизанкой элитарной категории cortigiana onesta, любовницей высокопоставленных чинов, вместе с матерью живущая на Кампо-Санта-Мария-Формоса открытой публичной жизнью.
Веронике Франко не исполнилось и 20-ти лет, когда в 1565 году ее внесли в «Перечень всех основных и наиболее уважаемых куртизанок Венеции» (Il Catalogo di tutte le principale et più honorate cortigiane di Venezia). Ее доходы позволяли содержать большой дом, прислугу, ходили слухи, что при смене места жительства «переезд дома Вероники напоминал переезд королевы».
У Франко родилось от разных мужчин шестеро детей, трое из них умерли еще младенцами, двое сыновей Эней и Ахилл. Отцом одного был купец из Рагусы (Дубровник), Джакомо де Бабалли, однако сама куртизанка не была в этом уверена. Отцом другого - Андреа Трон, патриций из Венеции.
Долгое время Вероника была возлюбленной великого художника Тинторетто, в своем салоне она принимала знаменитых выдающихся литературных и политических деятелей своего времени Франции, Италии и Германии, среди них Бернардо Тассо, Челио Маньо, Спероне Сперони. Гости Вероники Франко общались и сплетничали, развлекались, вели светские беседы, декламировали друг другу свои стихи, слушали музыкантов, сами играли и пели, заводили любовные интриги.
Благодаря помощи верных покровителей она публиковала свои письма и стихи, откровенно сексуальные. Образование и искусство заметно возвышало Франко над женщинами ее профессии, подрывая традиции видения женщины как бессловесного объекта любви, недосягаемого и далекого, утверждая диалог и взаимодействие в отношениях.
Творчество Вероники Франко отражало и оспаривало клишированный стиль Петрарки, восхваляло эротичность и женскую сексуальность. В ее поэзии отмечается влияние Пьетро Аретино («Стихи», «Сатир»). В ее произведениях прослеживаются полемические интонации. В сочинениях, посвященных ее врагам, она защищает себя и всех женщин.
С 1570-х годов куртизанка посещала литературный салон бывшего сенатора Венеции, консультанта некоторых женщин-литераторов (Модерат Фонте, Туллия д’Арагон). Доменико Веньер давал Веронике щедрое содержание и подарил немаленькое собрание книг, предмет зависти большинства интеллектуалов современников. Также Вероника посещала самые престижные литературные круги Венеции, участвуя в спорах, ее произведения включены в различные сборники.
Король Генрих III в июле 1574 года по пути из Польши во Францию заехал в Венецию. Один из 40 аристократов в венецианском королевском эскорте порекомендовал высокому гостю посетить знаменитую куртизанку Веронику Франко. Это был Андреа Трон, отец ее сына. После ночи, проведенной с королем, куртизанка посылает ему свой портрет, письмо, где сравнивает его с Юпитером и два сонета собственного сочинения.
Мишель Монтень в «Дневниках путешествия по Италии» за 1580 - 1581 годы, упоминает о Веронике, что она выразила ему свое почтение и прислала копию ее «Писем».
Европу в 1575 году охватила эпидемия чумы и Франко покинула Венецию. В 1577 году она вернулась, но ее хозяйство было полностью разорено и разграблено, многие родственники и друзья умерли. Ей пришлось обеспечивать не только своих детей, но и выживших племянников, оставшихся сиротами.
По доносу наставника сына Франко - Ридольфо Ваннителли, 8 октября 1580 года инквизиция предъявила Веронике обвинение в колдовстве, происходящем в её доме. Ее блестящая страстная речь в свою защиту, участие Доменико Веньера помогли снять обвинение перед трибуналом.
Однако репутация куртизанки была испорчена, а с 1582 года, когда скончался ее покровитель Доменико Веньер, жизнь Вероники Франко пошла на спад. Считается, что с той поры Вероника оставила карьеру куртизанки.
Некоторые современные исследователи и Эммануэль Чиконья (Emmanuele Cicogna) приписывают ей авторство двух анонимных писем городскому совету с предложением построить дома-приюты для бедных женщин, которыми она готова управлять. В 1580 году такой дом Casa del Soccorso основала некая венецианка, но фактов, подтверждающих, что это Вероника Франко, не найдено.
С 1580 года сведения о куртизанке противоречивы – одни свидетельствуют, что Вероника доживала свой век в нищете среди обездоленных проституток около церкви Сан-Самуэле, и умерла в бедности. Другие документы гласят, что куртизанка не бедствовала, но последние годы провела в покаянии. Скончалась Вероника Франко в 45 лет, проведя свои последние 20 дней в горячке от неизвестного вируса.
Литературное творчество Вероники Франко охватило 1570-80 годы, две книги она выпустила при жизни, ее сонеты вошли в антологии поэзии.
В 1575 году после кончины графа Эктора Мартиненго ей пришлось взять на себя обязанности составителя-редактора сборника сонетов на его смерть различных авторов и 9 ее сонетов: «Rime di diversi eccellentissimi autori nella morte dell’Illustre Sign. Estor Martinendo Conte di Malpaga».
В 1575 году было опубликовано самое знаменитое собрание Вероники Франко «Terze Rime» (посвященное герцогу Мантуанскому Гильельмо Гонзага). Главная тема «Terze rime» - взаимоотношения женщины и мужчины, отвергающие идеал женской покорности и целомудрия, утверждающее женское превосходство над мужчинами.
«Terze rime» включает capitoli: 18 посланий, написанных терцинами, и 7 от мужчины-анонима. Возможно, им был Марко Веньер, которому приписывают любовь с Вероникой; подписанные его именем некоторые «мужские стихи». Его родственник, племянник Доменико Веньера, Маффио Веньер, осмеял куртизанку в резких сатирах «Veronica, ver unica puttana». По иной версии, «мужские стихи» также написаны Вероникой.
В 1580 году вышли «Lettere di cortegiane» или «Lettere familiari a diversi» (написанные в юности сочинения), включающие 50 писем, 2 сонета, посвященные королю Франции Генриху III (с которым Вероника провела ночь 6 лет назад) и посвятительное письмо для кардинала Луиджи д’Эсте.
Письмо № 1 для короля Генриха III, письмо № 21 для Якопо Тинторетто (благодарность за ее портрет). Самое знаменитое из писем Lettere familiari a diversi №22 – в нем Вероника дает совет одной женщине разрешить стать куртизанкой своей дочери, вместо того, чтобы выдать ее силой замуж, и дает описание жизни куртизанок.
Остальные письма посвящены важности и необходимости образования, гражданским и семейным идеалам, женской добродетели, литературным проектам, мыслям о придворных обычаях и нравах, повседневной жизни. В текстах Вероника Франко защищает свое интеллектуальное превосходство, престиж, право рассуждений на социальные темы и советов. Она уверяет, что, не являясь добродетельной, способна видеть в предметах добродетель. В сонетах к французскому королю Вероника Франко превозносит добродетели монарха и описывает дарение королю ее портрета.
В 1992 году писательница Маргарет Розенталь издала биографию Вероники Франко, события происходят в 1583 году.
По этой книге Маршалл Херсковиц в 1998 году снял фильм «Dangerous Beauty» («Честная куртизанка» в России), покоривший зрителей всего мира. Британская актриса Кэтрин Маккормак сыграла роль куртизанки Вероники Франко.
Портрет Вероники Франко, 1575 год, Доменико Тинторетто Веронезе, хранится в Вустерском музее искусств. Массачусетс
Рубрики: | ЖЗЛ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |