Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передаёт команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.
Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нём расположены речевые центры, и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. В левом полушарии не один центр речи, а несколько. Есть центр, ответственный за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. При его поражении ребёнок (или взрослый) понимает речь, может читать (но не вслух) и писать, но не может говорить. Губы не слушаются его, когда он хочет что-то произнести. Другой центр речи ответственен за понимание речи. Больной с дефектом этого центра может много, но совершенно бессвязно говорить, правильно строить совершенно бессмысленные предложения.
Левое полушарие как бы дробит картинку мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая всё то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картинку мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно действует быстро.
Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.
Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!», параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют ещё эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление. Отсюда следует, что интуиция – это не что-то второстепенное, второсортное, а результат огромной работы мозга, ход которой скрыт от нас.
Итак, наши полушария неравноценны. Они действуют совместно, «рука об руку», но у каждого свои «излюбленные приёмы». Это даёт нам огромные преимущества, позволяя решать разнообразнейшие задачи. Но одни из нас, левополушарники, «охотнее» пользуются «услугами» левого полушария, а другие – правого.
Можно ли узнать о стратегии работы мозга конкретного человека?
Почти каждый человек имеет ведущую уху, глаз, ухо, и т. д. Если ведущим является правый парный орган, это говорит в пользу преимущественной регуляции связанного с ним вида деятельности (моторной, зрительной, слуховой), с левым полушарием, и наоборот.
Опираясь на три важнейших показателя – «рукость», «глазость», «ухость», исследователи условно выделяют несколько типов функциональной асимметрии мозга.
Праворукие с ведущим правым глазом и ухом условно можно считать левополушарниками.
Праворукие с ведущим левым глазом и ухом – это, скорее, правополушарники.
Праворукие с несовпадающими ведущими глазом и ухом – смешанный тип.
Левши заняли особое место. Это малочисленная группа обычно ярких правополушарников с особым характером функциональной асимметрии.
Ведущие рука, глаз, ухо и тип функциональной асимметрии мозга
Праворукие с ведущим правым глазом и правым ухом, как правило, левополушарники («мыслители»).
Праворукие с ведущим левым глазом и левым ухом, как правило, правополушарники («художники»).
Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом относятся к смешанному типу функциональной асимметрии мозга (смешанный тип).
Праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом относятся к смешанному типу функциональной асимметрии мозга (смешанный тип).
Высокая степень праворукости прямо связана с повышенной левополушарностью. Низкая степень праворукости может указать на повышенную активность правого полушария. По этой причине группы право- и левополушарников могут распадаться на группы с разными свойствами.
Леворукие составляют особую группу. Можно предположить, что, как и в случае с праворукими, она распадается на несколько типов. Однако малочисленность леворуких пока не позволила собрать материал, достаточный для такого деления. Так что пока говорим о группе леворуких только в целом и называем их просто левшами. Как правило, левши – ярко выраженные правополушарники.
text>
Определение степени праворукости
1. Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).
2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
3. Отвинтить гайку, накрученную на болт.
4. Погладить игрушечную зверюшку, держа её в руке (ведущая рука глади).
5. Вдеть нитку в иголку (для малышей – палочку в колечко).
6. Показать, как зажигают спичку.
7. Открыть (отвинтить) пробку на пузырьке.
8. Проделать движение игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).
Проводя эти тесты, необходимо придерживаться определённых правил.
Желательно как можно меньше показывать самому. Предметы располагаются таким образом, что их одинаково удобно взять и правой, и левой рукой. Малышей тестируют в игровой форме. Подростки не должны догадываться об истинной цели эксперимента или, по крайней мере, не должны задумываться о ней. Следует говорить: «Покажи, как ты зажигаешь спичку», но не «Какой рукой ты чиркаешь спичкой о коробок?» Последняя формулировка недопустима!
Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ребёнку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребёнка.
Для определения ведущего уха, ребёнка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часики должны лежать или висеть перед ребёнком строго по центру. Для подростков тест необходимо маскировать под другое задание. (Например, без часов: «Проверим ваше воображение. Представьте, что на столе лежат крошечные часики. Не беря их в руки, наклонитесь и представьте, что слышите, как они тикают».)
Ведущая рука, глаз, ухо, степень рукости – это лишь отражение того, как устроен мозг человека. Настойчивая, чрезмерная тренировка левой руки у правши (как правой у левши) не выработает желаемых качеств и может нанести ущерб ребёнку, нарушив координацию совместной работы рук.