А сначала не было так |
Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей
Эта запись была сделана не движима порывом к "заоблачным высотам" духа, но стремлением пробудить в себе (и по возможности в других) стремление самостоятельного нравственного мышления. Проблема не только в том, что многие люди (и я в том числе) не хотим жить жизнью нравственной, насколько это возможно, но и в том, что не хотим включать самостоятельное мышление, чтобы понимать что есть добро, а что зло. "Вот сказали, что это или это плохо, значит это плохо, а вот об этом, никто ничего не сказал, по этому я не знаю, плохо это или не плохо" или "значит это не плохо, если бы было плохо, то кто нибудь об этом да сказал". Вот в чем мне видится проблема. У большинства из нас нет искреннего внутреннего самостоятельного стремления к добру. В лучшем случае желание в писать себя в некие рамки определенной нормы, (если конечно не говорить о тех, кто и вовсе упивается своей безнравственностью бравируя тем, что "все относительно" и "никакого добра и зла нет").
Здесь проблема и риск в том, что человек, не имеющий собственного внутреннего нравственного произволения, уподобляется биороботу, и если сегодня ему скажут, что "убивать плохо" он не будет убивать, а если скажут, что убивать хорошо и правильно (или как это еще бывает, что сам Бог этого требует) то такой человек начнет убивать, потому что он не имеет внутренних ориентиров, а полагается только на внешние, на то, что где-то кто-то (какой нибудь авторитет) сказал, написал. Потому так важно стремится именно к тому, чтобы "слышать Голос Божий" как об этом сказал например Иисус: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною." и еще: "А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его, пребывающего в вас". Законничество, фарисейство, мертвая религиозность - все это рождается по причине стремления к некой "норме" основывающейся на внешних ориентирах, но не имеющего внутреннего понимания духовности. Потому Иисус постоянно позволял себе формально выйти за какие-то религиозные рамки (исцелять в субботу, или не запрещал своим ученикам есть колосья в субботу) у него внутри был нравственный ориентир от Духа Божия который раскрывал суть всех этих правил, и он имел понимание сути что есть "добро" относительно наивысшего закона любви, и что формальное исполнение религиозных установок ни к чему не ведет.
Как об этом сказал апостол "буква убивает, а дух животворит". Таким образом, человек должен стремиться к тому, чтобы иметь внутреннее различение добра и зла, как о том написано в Евангелии, чтобы понимать, что такое хорошо, и что такое плохо, даже не зная всех глубин религиозной литературы.
Если мы кого-то обижаем, то как правило понимаем это, и бывает неловко, если же сердце наше огрубевает, то мы можем даже не заметить того, что кого-то обидели. И это относится ко всему, когда мы делаем что-то не так, или понимаем, что конкретно в данной ситуации наиболее правильно будет поступить таким-то образом, исходя из внутреннего ощущения своего понимания о добре, которое самостоятельно должно развиваться в каждом человеке, иначе мы будем похожи на биороботов, которым нужен миллион руководств, инструкций, на каждую отдельную ситуацию. Мне кажется, придти к пониманию того, что причинять страдания кому бы то ни было, тем более без особой на то необходимости, не так сложно, если позволить себе мыслить самостоятельно, и при помощи простых принципов логики осознать это.
Животные имеют душу, чувства, эмоции, даже характер, видят сны, умеют бояться, испытывать боль, скучать, грустить, привязываться, любить. Все это можно заметить при желании. А осознав это, задаться вопросом, насколько корректно причинять таким беззащитным в отношении нас существам, страдания?
Я не так давно пришел к осознанию того, что от пищи животного происхождения по возможности желательно воздерживаться, и мясо я не ем уже года 3-4, с морепродуктами немного сложнее, я их стараюсь не есть где-то года два, но периодически срывался в основном на рыбу, дополнительными причинами, почему решил что стоит отказываться от креветок является факт, что их варят заживо, а например кальмары, осьминоги, являются чрезвычайно умными созданиями, более того у них нервные окончания по всему телу, они сами почти живой нерв, учитывая их "умность" и чувствительность, я понимаю, что нужно стараться их не есть. Конечно, отказ от всего этого дается не просто, я всегда был "мясоедом" а в особенности морепродукты были моим любимым лакомством, овощи и сладости я никогда не любил.
Но человек такое существо, что может перевоспитываться и перестраиваться меняя не только привычки, характер, образ жизни и поведения, но и пищевые предпочтения, так отказавшись от мяса, я со временем осознал, насколько ужасно то что люди его едят, я не испытываю больше тяги к мясным продуктам, более того, я чувствую вонь возле мясных отделов, и запах когда готовят мясные блюда кажется для меня невыносимым, люди которые едят мясо не замечают этого, но если воздерживаться от него довольно продолжительный период, то происходит что-то вроде "снятия пелены с глаз" и мясо уже не воспринимается как абстрактное "мясо" но воспринимается именно как кусок трупа, чем оно и есть в действительности, это не мои субъективные ощущения, приблизительно такими же переживаниями делятся все, кто отказался от употребления мяса в пищу.
Да и морепродукты со временем перестают казаться такими вкусными, зато вкус утончается, и от овощей и другой пищи начинаешь получать подлинное удовольствие.
Конечно, отказавшись от пищи животного происхождения, нужно внимательно следить за своим рационом, чтобы употреблять больше тех продуктов, которые будут компенсировать отсутствие в нем мяса, а то что в мясе существуют какие-то "незаменимые" вещества, это сказки, более того, переваривание и усвоение мяса требует от организма колоссальных затрат энергии, потому нередко от сытной мясной пищи, человек чувствует вялость и сонливость, чего практически не бывает после растительной пищи.
В общем, моя мысль проста, человек по возможности должен воздерживаться от всего, что причиняет страдание и вред чему бы то, или кому бы то ни было, конечно, наши возможности ограничены, и мы не можем все просчитать проследить, проанализировать, но можем хотя бы в меру своих возможностей прикладывать какие-то усилия. Это из той же области, что и например, нам же не придет в голову просто так обломать ветку у дерева по причине того, что "вырастет новая", "да и деревьев в мире много", или раздавить жука, когда можно этого не делать. Точно также можно лишний раз отказаться от того, чтобы не съесть мяса, или например не оставить где-то мусора, и начиная с малого, постепенно дисциплинировать себя.
И конечно я понимаю, что все довольно субъективно, и что я много не знаю. И так же понимаю, что природа порой бывает далека от всех этих нравственных законов которые мы выводим из желаний сердца или из книг. Например такой факт, что аисты способны пожирать собственных младенцев, может крайне обескуражить и вообще лишить веры в прекрасное. И подобных примеров прагматичности природы можно привести множество.
Но все же я верю что это всего лишь пример «падшей материи» где духовные законы подменяются механикой «целесообразности», «эффективности», «выгоды». Я верю что пал не только человек но с ним и весь мир, по этому окружающая нас материальная вселенная тоже порочна, как и наше собственное стремление к слепому «рационализму» комфорту, выгоде. Только природа в отличи от нас слепа, ибо у нее (вероятно) нет голоса разума и голоса совести, во всяком случае так как это заложено в нас. Хотя если наблюдать за природой, то понимаешь что и там закон любви имеет свое проявление и что не все подчинено строгой механике. Например я наблюдал за воронами, когда голуби пытаются клевать их хлеб, вороне ничего бы не стоило парой ударов убить одного голубя чтобы все остальные в ужасе разлетелись, но она всего лишь для виду их гоняет, и даже в тот самый момент когда уже вот вот настигала голубя, и могла его клюнуть, то специально замедляла свои движения, давая тому улететь. И множество котов которые живут за окном ни разу почему-то не напали на птиц хотя им это ничего бы не стоило.
А сколько известно случаев, когда животные приходят на помощь к животным других видов, например, когда медведь аккуратно достает из бассейна тонущую ворону, и даже рискуя своей жизнью, на ютубе есть не мало видео на такую тему, например, когда обезьяны прогоняют гепарда, или что-то такое, от по моему косули, а сколько случаев, когда животное другого вида выкармливает и выхаживает чужого детеныша, известны случаи заботы со стороны животных даже о брошенных самими людьми человеческих младенцах, так что литературное художественное произведение "Маугли" не лишено некоторой реалистичности и похожие случаи действительно были.
Наделяя себя бесконечным количеством прав на основании того, что "мы люди", мы забываем о обязанностях в отношении тех, кого еще называют нашими "меньшими друзьями", вспоминая об ответственности в отношении них лишь когда, их существование отравленное нашей цивилизацией становится невозможным, и они оказываются на грани вымирания так, что это уже угрожает нашему собственному существованию. То есть даже нашу заботу о тех, кто по отношению к нам столь беззащитен, способен пробудить лишь эгоизм, выраженный в переживании за себя любимых. И мы не особо склонны задумываться над тем, что это именно мы зависим от животных, как от части природы, и именно мы, без них не сможем существовать, в то время как они без нас прекрасно справятся и обойдутся.
Конечно, животное животному (к слову как и человек человеку) и ситуация ситуации — рознь, но и там где нет разума (в общепринятом человеческом понимании) есть проявления закона любви, который все больше попирается «рациональным» человечеством. То есть мы становимся более «материальны» чем сама «материальная вселенная» имея разум и совесть уподобляемся мертвой материи которая движется законом «сохранения энергии», а ведь что делает нас людьми как не способность идти наперекор своим желанием при помощи воли, и способность руководствуясь законом любви, и законом совести делать то, что нам казалось бы «не выгодно» вот этот закон к сожалению отвергается. Добро это "романтические пережитки прошлого", "нравственные рудименты". Но скоро миру конец, хотим ли мы того или нет, так как Бог поругаем не бывает.
Здесь также нелишним будет воспользоваться простой логикой. Мы не склонны задумываться о том, на какие страдания обрекаем животных, ради несущественных прихотей, без которых прекрасно бы могли обойтись, и опять же по причине неуемного эгоизма, просто потому что "можем", просто потому, что "имеем право", но давайте задумаемся вот о чем. Если мы в своем моральном разложении потеряли облик божий, и если животные в сравнении с нами (где сравнение порой не в нашу пользу) ведут себя все более как существа милосердные и разумные, и при этом мы считаем, что можем их есть, то не получается ли так, что мы, особенно если говорить о тех, кто находится в состоянии крайнего нравственного падения, позволяем себе убивать и есть существ более разумных и нравственных, чем мы сами, если позволяем себе нравственное падение с потерей образа божия внутри себя? И не получается ли так, что то, что мы позволяем себе в отношении кого-то, становится допустимо и в отношении нас?
Если мы считаем, что на правах "главных" и "сильных" можем допускать проявления жестокости в отношении тех, кто слабее нас, то не делаем ли мы тем самым, относительно духовного равновесия это допустимым в отношении нас самих, особенно когда защититься высоким статусом "имеющих право" по причине собственной обесчеловеченности в следствии потери образа Божия, не получится? И не открываем ли мы тем самым, где-то в темном духовном мире дверь будущим падениям, когда наша безнравственность пробьет очередное "дно" и каннибализм станет нормой? Чего никогда бы не было, если бы мы относились с к тем, кто в отношении нас беззащитен ( к животным, и не только) более бережно и сострадательно? Если человек живущий хуже чем свинья, позволяет себе есть свинью, или любое другое животное, то не лишает ли он себя остатков защиты негласно регламентированных духовным законом, где по отношению к высшему не позволено то, что и по отношению к низшему (под "высшим" и "низшим" здесь следует понимать прежде всего духовный уровень человека определяемый его нравственным состоянием, т.е. его соответствием закону Бога.)
Еще издревле, Всевышний дал своему избранному народу, которому еще только предстояло нравственно возрастать, какие-то пищевые ограничения, определив любую пищу не входящую в список разрешенной, как "не кошерную", но именно языческие народы всегда отличались отсутствием каких либо пищевых границ, и как в древности они позволяли себе например каннибализм, так и сейчас например некоторые народности позволяют себе есть например высокоорганизованных собак, и котов называемых также помощниками человека, (сюда кстати можно отнести и не кошерных лошадей), тех самых созданий, которые на протяжении всей человеческой истории помогали человеку выживать, защищая его посевы, а также защищая от хищников, или пересекать огромные расстояния, и возить тяжелые грузы, так они позволяют себе есть собак, котов, лошадей, и даже обезьян который и внешне, и по поведению напоминают человека.
Не должно ли нас навести все это на мысль, что пищевые ограничения должны быть в нашей жизни, даже если они строго не прописаны? И не является ли доказательством, что чем дальше человек от божественных принципов, тем большее у него раскрепощение в пищевых вопросах, когда не важно что, когда и сколько есть? Петр видел в видении полотно и в нем животных, видение было символическим, и обладало скрытым смыслом, чтобы Петр не почитал ни одного человека нечистым. Любители везде где только можно выискивать расширение свободы и снятия любых запретов с радостью пришли к выводу, что отныне все пищевые ограничения снимаются, и можно есть все что летает, плавает, ходит или ползает. С желающими видеть лишь то, что им хочется, и с легкостью находящими в пользу этого тысячу различных аргументов и толкований, вступать в споры и полемики нет никакого смысла. Но для людей все же склонных задумываться, прежде чем приходить к каким либо выводам, все же действительно стоит задать себе вопрос.
Если Видение Петра, помимо того, чтобы он не почитал ни одного человека нечистым, относилось к тому, чтобы есть, что попало и все подряд, значит ли это, что теперь христианам, кроме например свинины, можно есть и котятину, собачатину, обезьянчатину? А ведь по крайней мере в русском языке, да и думаю во многих других, даже нет таких слов, которыми бы называлось мясо этих животных, как например в случае с "говядиной" когда имеется ввиду мясо коровы, что как бы подразумевает, что употреблять в пищу их не принято, следуя обычному голосу разума, хотя об этом вообще нигде не написано. Так каких все таки животных Петр видел в своем видении, которых теперь можно есть? Были ли там обезьяны, коты, и прочие "друзья человека"? И если Петр не озаботился тем, чтобы перечислять каких именно животных отныне можно есть, после видения дарованного ему Богом, то наверно видение было вовсе не о еде? И разумно ли христианам поспешно приходить к выводу, ссылаясь еще на одно место в писании, которое якобы снимает с язычников любые пищевые ограничения, где говорится о необходимости воздерживаться только от "удавленины и крови"? Или может это послание было направлено к новообращенным язычникам которые вот-вот только вылезли из скотоложества, мужеложства, вакханалий и прочих мягко говоря "особенностей существования" языческого мира того (да и нашего) времени?
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы»
И все? Так просто? Значит все остальное делать можно? А ведь стоит подумать, как много всего можно разрешить бравируя одним лишь этим местом писания, вырывая его из контекста всей Библии.
Так если все таки мы позволим быть себе честными (и с самими собой), то придем к выводу, что скорее всего, это послание есть общая формулировка задающая вектор нравственного развития "новоначального" (как принято например называть у православных) христианина, и что данный отрывок, это коротенькое послание не вмещает в себе всю полноту и всю глубину учения Христа. И следовательно нужно прекратить эти нелепые попытки расширять пищевые ограничения до максимально возможного придела, лучше посмотрев в сторону воздержания от мясной пищи. И если Иисус Христос позволял себе есть мясо или рыбу, то лишь потому, что нисходил до людей в их немощном состоянии, стараясь, чтобы и для самых никчемных, и духовно слабых, проложить путь в небесную высь, за что его и упрекали:
"Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее."
Неужели еще не понятно, что Иисус вращался в среде грешников, не потому, что "любил есть и пить" и не потому, что имел в этом необходимость, и не потому, что он был "ниже уровнем" чем Иоанн способный воздерживаться от всего, которому сам Иоанн говорил, что не достоин завязать ремень на обуви, но делал это лишь для того, чтобы быть ближе к тем, кого он собирался спасти? И конечно Иоанн, который говорил так - аскет от рождения- понимал, что Иисус превосходит его и силой духа и силой аскезы. И если христианство это "не о воздержании", то почему Иоанн Креститель, о ком сам Иисус сказал следующее:
⁷ Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? ⁸ Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. ⁹ Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. ¹⁰ Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». ¹¹ Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. ¹² От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ¹³ ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. ¹⁴ И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. ¹⁵ Кто имеет уши слышать, да слышит!
после встречи с Ним, не пришел к выводу, что не стоит излишне себя обременять (в общих чертах так скажем) "отказом от земных благ"?
Так что: "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе". От формальной религиозности, когда человек механически идеально выполняет все предписания закона, внутри себя не имея "плодов духа" мира, радости, любви, нет пользы.
Но если в процессе стремления выполнять закон, человек приходит к плодам духа, таким как внутренняя, а не только внешняя праведность, то конечно не составит труда приди и к пониманию, что не воздержание от какой либо еды, приближает нас к Богу, но понимание того, по какой именно причине мы должны воздерживаться от пищи, если в человеке не родится "плода праведности" любви к животным, как к ближним, как к хрупким беззащитным существам которые зависят от его воли в какой-то степени также, как сам человек зависит от воли Бога, то все эти разговоры "есть" или "не есть" не имеют смысла. Только личное внутреннее понимание, которое может придти от любви, которой является сам Бог, может изменить отношение человека по данному вопросу.
Но там где нет любви и сострадания, расплываться "мыслью по древу" приводя бесконечные аргументы и доказательства, к сожалению бесполезно. Но эмоции не надежны, так все мы находимся в падшем мире отделенном от Бога материей, в своем падшем состоянии отделенные от Него плотью, то мы и не имеем в себе источника той бесконечной любви, потому что разлучены с Творцом, но мы имеем еще разум следуя которому можем придти к определенному пониманию, и свое эмоциональное нежелание чего либо, преодолеть волей понуждаемой разумом:
"Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего."
Животные имеющие отношение "к стенающей твари" являются соучастниками в нашем страдании, и они также страдают не добровольно:
"потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне."
Некоторые христиане впадают в крайности, и в качестве защиты притягивают место писания, где осуждаются те, кто запрещает вступать в брак, или есть мясо. Вопрос же не в том, чтобы кому-то что-то запрещать, но в том, чтобы "воззвать к совести" и здравому смыслу. Да, ты можешь, да, ты имеешь право, да, тебе разрешено, но стоит ли? Все мне позволительно, но не все полезно. Писал тот же апостол. А еще он писал: "никто не ищи своего, но каждый пользы другого".
Многие христианские миссионеры проповедуя иудеям или мусульманам о Христе даже не считают для себя нужным воздерживаться от употребления свинины, хотя данная "свобода" является серьезной преградой для них к христианству. Апостол же писал, что "если пища соблазняет брата моего - не буду есть мяса вовек". Почему же некоторые христиане, желающие обратить мусульман или иудеев, не хотят воздержаться хотя бы от употребления свинины "ради их немощи"?
Грустно, что многие верующие не хотят размышлять над этой весьма не маловажной (или более прямо - весьма важной) теме, ограничиваясь заявлениями вроде "Бог поставил человека выше всех созданий, значит человек может делать с ними все, что посчитает нужным". И хотя Бог создав человека дал ему нравственный закон определяющий нормы поведения, Он не из тех, кто давая что либо будет, "нависать" над творением наделенным определенными возможностями расписывая каждый шаг для человека, и если нам дана определенная власть самим Богом, то мы можем пользоваться ей как нам заблагороссудится, но наша форма "правления" (то есть распоряжения этой властью) остается на нашей совести. И я бы не был столь уверен, что за наше обращение с животными, с природой, мы не будем нести ответственности только потому, что мы "главнее" того, в отношении чего, могли совершать преступления, даже если нас об этом никто не предупредил.
Здесь вполне уместно будет вспомнить один довольно бесчеловечный эксперимент, в котором пациентов психиатрической лечебницы поделили на "полицаев" и "подчиненных", первых наделив какими-то полномочиями, в результате группа "уполномоченных" начала истязать (злоупотреблять своими возможностями) "нижестоящих" только по причине мнимого превосходства над ними. Ну а почему нет? - наверно думали они - мы же "главнее", значит "имеем право". Ничего ли нам это не напоминает?
И напоследок, в контексте данной темы, хотелось бы привести отрывок из одной монастырской истории:
До старости не забывал он своего детства, находил в нем и рассказывал поучительные случаи. О том, как то, что случается в детстве, отзывается через много лет и иногда очень сильно… Однажды мать его сидела и шила что-то, а он, Коля, играл на полу возле ее ног с котенком. В комнате было темновато от скудного освещения, по углам стоял мрак. Но у котенка большие зеленые глаза в полусумраке светились, как фонарики. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило… И вдруг, когда котенок мирно сидел возле него, схватил он из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котенку глаз, чтобы посмотреть, что там такое светится… Но мать заметила это и быстро перехватила его руку. «Ах ты! – воскликнула она. – Вот как выколешь глаз котенку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!»
.......
Когда был он уже иеромонахом, нареченным при постриге Нектарием, он подошел однажды к святому Амвросиевскому колодцу, что возле скитских ворот, а там другой монах набирал себе воды. Над колодцем подвешен был черпак с длинной заостренной ручкой. И вот тот монах, черпая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Нектарию длинной ручкой черпака, так как конец ее пришелся как раз против его глаза. Еще секунда – и остался бы старец с одним глазом. «Если бы я тогда котенку выколол глаз, – говорил он, – и я был бы сейчас без глаза. Видно, всему этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете».
Вот что значит дурной поступок в детстве. Ведь даже о помысле, о намерении (Коля все же не выколол котенку глаз) Господь потом напоминает. Не делай ни другому человеку, ни животному, ни птице, ни какому-либо вообще живому существу того, чего бы ты не хотел претерпеть сам. Вот Божий закон. Для того и рассказывал старец Нектарий эту историю, чтобы не только взрослые люди, но и дети на простом примере поняли, на каких путях лежит возгревание в себе любви к ближнему.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение АРИНБЕРД
Я не поняла вас, вы написали:
К какой записи вы хотели это вставить?
Исходное сообщение АРИНБЕРД
Может быть я вам смогу подсказать?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |