-Метки

covid-19 iter lhc nica ulakisa xfel «большой серпухов» «известия» «курчатовский институт» «мк» «научная россия» «протом» «светлый город» «ускоритель» В.Высоцкий а.агеев а.баженов а.бугорский а.булатов а.ваганов а.васильев а.васянин а.воробьёв а.голубев а.евсиков а.зайцев а.коган а.колесников а.колотовкин а.лиходед а.логунов а.мысник а.рохман а.сахаров а.степанец а.хамаза б.арбузов б.булдыгин б.ельцин б.серебряков без событий бозон хиггса большой серпухов в.балакин в.борисов в.бухтияров в.волчков в.губарев в.дмитровский в.каминский в.михайлов в.михненков в.петров в.путин в.романенко в.рубаков в.рыбальченко в.татаринцев в.тепляков в.троицкий вакцинация г. дерновой г.дерновой г.красников г.мущак г.рыбаков г.трубников гнтс д.медведев день науки дубна е.клименко е.куракина е.мочалова е.пичугина запорожская аэс заявление сжп и.вишняков и.курчатов и.маск ифвэ ияф со ран коронавирус коррупция ксп «мельница» л.ландау л.ландсберг л.разумова л.рашевская л.севрюкова л.соловьёв л.фоменко л.ширшов лесной бульвар м.ковальчук м.мишустин м.несмелов м.шишков магатэ минатом минздрав мо мособлдума музей протвино н.бакатура н.бочко н.веденеева н.лескова н.марченков н.поправко н.тюрин наукоград кольцово ниц «ки» ниц «курчатовский институт» нтс ифвэ о.ломакин о.чепурная объединение наукоградов оияи опп п.головнёв п.логачев п.шляпников пандемия политика проект «сила» протвино протонная терапия публичные слушания пущино р.фурцев росатом рост заболеваемости с.вольховский с.герштейн с.денисов с.иванов с.кириенко с.клименко с.кудряшов с.поярков с.рогозина с.токарев серпухов скиф смертность совет по науке спецоперация стандартная модель статус наукограда статус наукоградов т.кулешова т.пичугина токамак у-70 у.кремлёв унк ф.ёч футбол в катаре церн цкп «скиф» чернобыль ю.адо ю.ильин ю.прокошкин ю.романенко ю.рябов ядерная медицина

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Rewiever

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) ПОЛИТИКА

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.06.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 2412


Ещё раз о "подмосковном коллайдере"

Вторник, 22 Сентября 2015 г. 12:17 + в цитатник
 
Перепечатка   из областной газеты  за 21.09.2015 (в о обработке), где я упомянут не единожды
 
Есть ли будущее у подмосковного «коллайдера»?
 
ps21s_1 (276x186, 37Kb)      Большой адронный коллайдер в Женеве считается мощнейшим      ускорителем частиц в мире и самым дорогим научным    экспериментом в  истории человечества. А вот российский аналог –    ускорительно- накопительный комплекс (УНК), расположенный  вблизи наукограда  Протвино, известен только в  научных кругах и  среди местных диггеров.  Подземный кольцевой  тоннель длиной  примерно в 21 км был закрыт  еще в 1990-е и,  несмотря на  консервацию, постепенно приходит в упадок.   «Подмосковье  сегодня» выяснило, что происходит сейчас на  объекте,  который  появился (имея ввиду тоннель) на год раньше своего женевского  собрата.

Опасные дыры
Старый ствол – заброшенную вышку, укрытую металлическими щитами, в поле видно издалека. На вершине – голубой сарай с остатками крыши и лозунгом «Слава труду!». Наш проводник Дмитрий говорит, что отсюда лучше всего видно, где может быть открытый колодец.
«Колодец», «дыра» – это о нелегальных лазах. Обычное на вид поле испещрено норами, по которым можно тайно спуститься в гигантский кольцевой подземный тоннель. Местные чаще называют его «коллайдером», или просто «бубликом». На самом деле это целый ускорительно-накопительный комплекс, расположенный под наукоградом Протвино.
Сегодня почти все ходы завалены бетонными плитами.
– Объект не достроен, с повышенной опасностью и находится под контролем Ростехнадзора в связи с особыми формами доступа, – поясняет ученый секретарь Института физики высоких энергий (НИЦ «Курчатовский институт») Николай Прокопенко.
По его словам, в последнее время защиту ускорителя  
(тоннеля)  пришлось усилить – заглушить большинство вертикальных шахт. Но желающих туда пробраться от этого меньше не становится.
– Снаряга для спуска была стандартная: веревка, обвязка, спусковое, страховочное, – вспоминает диггер Алексей. – Спустились в глубокий тоннель, решили возвращаться через другой выход, но люки оказались заваренными, на одном стволе даже лестницы не было. Нашли рабочую площадку, поднялись, я дернул люк, и тут же врубилась сигналка – децибелы давили так, что казалось, её все Протвино слышит. Потом слышали шаги наверху, рации – акустика, сами понимаете, но никто не спустился. Мы спрятали флешки с фотками и пошли сдаваться, с надеждой сбежать от охраны при первой возможности. Тут увидели, что можно попасть в ангар через дырку для спуска грузов. Влезли, осмотрелись – возможность выйти была только через окно, нужно было вытащить стекло, но там выход прямо на будку охраны. Поэтому мы отвлекли её, снова включив сигнализацию, и пока те кинулись к люку, мы выбрались из ангара и убежали.

ps21s_2s (273x181, 51Kb)       Развлечение для диггеров
   У следующего ствола нас встречает пожилой сторож: поправляя воротник  рубашки, осторожно выходит к шлагбауму из металлического вагончика.
 – Приезжали такие, как вы, тоже просили пустить. Но внутрь нельзя. А на  случай, если попытаетесь прорваться, у меня автомат припасен, – хохочет  пенсионер и уходит в вагончик. Вскоре возвращается и машет рукой: «Ну, тут-  то погулять можете!»
 За шлагбаумом – бетонные блоки, старые вагонетки, одна из которых стоит на  путях в запертые ворота башни - ствола. На металлических дверях замок,  «ушки» которого для надежности скручены проволочным канатом.
– Была тут история в 2010 году, – рассказывает диггер Влад. – Собралась компания влезть, но открытого лаза не нашли и решили пропилить нужную дыру болгаркой в гермодвери. Но лаз получился небольшим, внутри была крепкая решетка. Чтобы посмотреть, что внутри, один из ребят разделся, обмазался солидолом и влез.
Теперь сюда только ремонтировать приходят, – говорит охранник. – Что-то там протечет, чинят и опять закрывают. Хоть экскурсии сюда водили бы, что ли, уже хоть какие-то деньги!
Но и без экскурсий внутри уже перебывали десятки человек. Влад, например, спускался трижды, и его поймали в 2009 году во время последнего спуска:
– Все просто – вместо запланированных двух часов мы пробыли там примерно 12, двое не выдержали и «выбросились» обратно, – вспоминает диггер. –Наверху услышала собака, подняла лай, бабушка-охранница позвонила куда надо. Выхода не было – машины, деньги и прочее мы оставили наверху, нет ни еды, ни воды, холодно, темно, по колено в грязи – в общем, надо было вылезать. Пошли обратно – сдаваться. Слышим, едет «паровозик», думаем, может, рабочие, попробуем с ними договориться – тут включается свет, и перед нами стоят трое охранников с автоматами. Те в шоке: у них, как правило, какие-то малолетки попадались безумные, а тут больше десятка взрослых людей. В итоге нас увезли в полицию. Подержали и отпустили, только пальцы «откатали».
Закрыть гигантское «кольцо» ускорителя
 (тоннеля) под Протвино нельзя, говорят в Институте физики высоких энергий. Повесить замок на входную дверь столь масштабного подземного сооружения невозможно по действующим нормам. Какие существуют варианты извлечения пользы из «коллайдера», выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

Вылетают в трубу
– Финансирование фактически было остановлено примерно в начале 1991 года, – рассказал горный инженер и бывший генеральный директор «Протонтоннельстроя» Юрий Коломиец, руководивший подземным строительством УНК с 1995 по 2001 годы.
В настоящее время Институт физики высоких энергий все еще продолжает поддерживать устойчивость и промышленную безопасность объекта. В числе этих мер – откачка воды, вентиляция, периодические осмотры, технический надзор.
– Масштаб расходов – это десятки миллионов рублей в год, – признаются сотрудники ИФВЭ. – Поддержание ускорителя 
 (правильно: тоннеля)  в текущем состоянии происходит за счет средств федерального бюджета.

Нужны инвесторы
Так что же делать с УНК дальше?
Первая идея – разместить в тоннеле ускоритель, как и планировалось. Но для этого недостаточно ресурсов. С этим согласны и представители ИФВЭ
(скорее, в ИФВЭ не видят уже научной целесообразности), и Юрий Коломиец.
Вторая – создать 
накопитель, который сможет компенсировать перегрузки в системе электроснабжения области. По сути: стать гигантским запасным аккумулятором для региона и федерального округа, а заодно и аналогом электростанции возле Сергиева Посада. Оценивая это предложение, в ИФВЭ утверждают, что сделать что-то подобное в нынешних экономических условиях невозможно.
Третья идея – использовать тоннель для обката нового железнодорожного транспорта. В Подмосковье есть специальное рельсовое кольцо, но оно находится на поверхности земли. Протвинский подземный «бублик» надежно защищен от снега и других осадков, а значит, удобнее, чем рельсовое кольцо. Правда, для воплощения этой задумки тоже нужны частные инвестиции, признают учёные.
 
Протвинское "метро" (глава подредактирована в соответствии с фактами - Г.Д.)
Начало строительных работ по осуществлению проекта УНК на год опередило начало работы над проектом создания Большого адронного коллайдера в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) - 1983 и 1984 г.г. соответственно. УНК в Протвино с кольцевым подземным тоннелем длиной 21 км (его здесь называли "метро") был предложением по развитию действующего здесь с 1967 года ускорительного комплекса меньших размеров (У-70, длина наземного кольцевого зала ускорителя полтора километра). Работы по теоретическому обоснованию УНК возглавлял академик Анатолий Логунов - физик-теоретик, научный руководитель Института физики высоких энергий.

Несвоевременный проект
«Основа УНК – два ускорителя, одинаковые по размерам, но совершенно разные по конструкции», – пишут в статье о протвинском ускорителе для журнала «Наука и жизнь» (№ 4, апрель 1995 г.) Геннадий Гуров и Геннадий Дерновой. На тот момент это главный инженер УНК и ведущий инженер ИФВЭ соответственно.
Гуров и Дерновой сообщали, что ускоритель 
 (будет) расположен в кольцевом тоннеле высотой пять метров и длиной около 21 километра, что почти совпадает с параметрами Кольцевой линии московского метро. Сходство дополняется залами – «станциями» для размещения крупногабаритного оборудования. Они связаны с поверхностью вертикальными шахтами для коммуникаций и транспортировки оборудования – по ним диггеры и попадают внутрь.
Строительство УНК остановилось в канун распада СССР, и к 1998 году проект был окончательно закрыт (на фото ниже - демо-макет отрзка несостоявшегося УНК в составе 3-х ускорительных колец).

UNKmaks (302x209, 23Kb)

В секторе по развитию города как наукограда администрации Протвино добавляют, что пути кольцевого тоннеля и самого наукограда не пересекаются – с самого начала для проекта провели целевой землеотвод и выделили землю, которая сегодня находится в федеральной собственности.
Академик Логунов  умер в марте 2015,  Гуров уехал по приглашению работать в США (давно, ещё до закрытия проекта).  Дерновой остался, и с ним связан отдельный эпизод в истории УНК.

Денежный вопрос
В январе 2014 года группа протвинских ветеранов атомной промышленности и подземного строительства опубликовала открытое письмо президенту РАН Владимиру Фортову. В обращении говорилось о необходимости завершить строительство УНК, чтобы создать в России собственный «полноценный коллайдер».
Ответом стал текст Геннадия Дернового, опубликованный две недели спустя в одной из местных газет.
Анализируя письмо и ситуацию в целом, он отмечает, что тоннель не достроен, заброшен и разрушается. Для восстановления 
 (восстанавливать нечего - всё, кроме магнитов 1-й ступени,  надо делать заново) и запуска «российского коллайдера», который можно было бы сопоставить с БАК в Женеве, по мнению Дернового, требовались три условия: 100 млрд рублей, дополнительные энергетические мощности – в 10 раз больше, чем потребляет действующий ускоритель ИФВЭ, и люди, которые могли бы осуществить «этот суперпроект». Ни одному из этих критериев, подытожил Геннадий Дерновой, ситуация и сам комплекс ныне не соответствуют.
Дискуссию (в печати) продолжил инженер Юрий Коломиец, который руководил строительством УНК с 1995 до 2001 года.
В ответной статье он сообщил о потраченных за все время работ 60 млрд рублей и расширил перспективы комплекса до «многочисленных экспериментальных и прикладных задач».
– Проект консервации УНК ООО «Протонподземстрой-А» исполнила в октябре 2014 года, он прошел экспертизу промышленной и экологической безопасности, после чего был направлен заказчику – ГНЦ ИФВЭ, – рассказывает Юрий Коломиец (сегодня – генеральный директор ООО «Протонподземстрой-А»). – Но ответа мы до сих пор не получили.
100 млрд рублей, считает Коломиец, неоправданная в данном случае цифра. Для того чтобы привести комплекс
(строительную часть) в безопасное состояние (гидроизоляция, разбор разрушенных строений, утилизация железобетона) потребуется около 236 млн рублей, на поддержание консервации – примерно 31 млн рублей. Однако эти расчеты производились с учетом цен начала 2014 года. Новую стоимость строительства можно узнать только после разработки соответствующего проекта, но заказа на него нет.

Коллайдер и «глухота»
– Обращались не только в РАН, несколько лет назад писали даже в администрацию президента, результат один – глу-хо-та, – говорит Юрий Коломиец. – Но самое интересное, что сами физики из ИФВЭ не спешат поддерживать строительство УНК.
– Страна перестала ставить амбициозные цели, спрос на высокотехнологичные проекты пропал, – объясняют в Институте физики высоких энергий. – А потом время было упущено, проект УНК потерял свою актуальность и конкурентоспособность и на научно-исследовательскую деятельность института почти не влияет.
Реанимировать проект в прежней конфигурации нет смысла, уверены физики-ядерщики (
точнее - просто физики).
Новую конфигурацию может предложить новый коллайдер, строительство которого уже ведется в Институте ядерных исследований (Дубна). Запуск первого этапа установки НИКА запланирован на конец 2015 года
(и здесь пару лет надо прибавить). При этом ожидается, что полностью комплекс начнет работать к 2017 году. Строительства «с нуля» не потребовалось – проект был разработан на базе уже существующего комплекса.
 
"Сегодня УНК никак не влияет на жизнь города. Все, что связано с работой ускорителя, находится в ведении ИФВЭ"
— Елена Куракина, начальник сектора по развитию города как наукограда администрации Протвино

Текст:  Надежда Конобеевская,  "Подмосковье сегодня"
 

Серия сообщений "УНК":
Часть 1 - Китайцам интересно
Часть 2 - Ускоритель и власть
...
Часть 28 - Грядут протонные микроскопы
Часть 29 - К вопросу о "реинкарнации УНК"
Часть 30 - Ещё раз о "подмосковном коллайдере"
Часть 31 - Сергей Лесков: Реквием по УНК
Часть 32 - Тоннель до Тайваня доведёт
Часть 33 - Тоннель "русского коллайдера" - не забава
Часть 34 - Вопросы о "русском коллайдере"

Серия сообщений "Об авторе":
Часть 1 - А где ты был во время путча?
Часть 2 - Восточные мотивы для академика Логунова
...
Часть 12 - Прогулки по Вашингтону. Расставание.
Часть 13 - Попросили дать комментарий. Дал
Часть 14 - Ещё раз о "подмосковном коллайдере"
Часть 15 - Немцы "забивают не ту свинью"
Часть 16 - Обзоры удостоены премии губернатора
...
Часть 32 - О концерте Владимира Высоцкого в Протвино
Часть 33 - Последний урок академика Логунова
Часть 34 - Сегодня повод вспомнить первого космонавта

Серия сообщений "Публикации в областной газете":
"Ленинское знамя" - "Народная газета" - "Ежедневные новости - Подмосковье" - "Подмосковье сегодня" -так менялось со временем название главной газеты Московской области.
Часть 1 - Говорить людям правду
Часть 2 - ИФВЭ - в законе!
...
Часть 14 - Когда был создан "ПроТВинформ"
Часть 15 - Подмосковье - область атомная
Часть 16 - Ещё раз о "подмосковном коллайдере"
Часть 17 - Будет ли инвестиционный бум?
Часть 18 - Вместо послабления – тиски
Часть 19 - А. Зайцев: "Загранице мы поможем..."
Часть 20 - Что век грядущий нам готовит?

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку