"Дары" Дэвида Йетса
Сегодняшние студенты прекрасно помнят тот фурор, который десять лет назад произвели книги об осиротевшем мальчике-волшебнике: как упрашивали родителей купить заветную книжку, как за два месяца до выхода заказывали в магазинах очередной том «Гарри Поттера и…», как стояли в очереди крупнейшего книжного магазина с талоном на покупку книги (и это в двадцать первом-то веке!). Целое поколение взрослело вместе с небезызвестным очкариком, сталкивалось с жизненными ситуациями и боролось с подростковыми комплексами.
Экранизации бестселлеров Роулинг не заставили себя долго ждать. Разные режиссёры, разные съёмочные команды, абсолютное невмешательство автора книг в создание фильмов… Не удивительно, что картины бросало из крайности в крайность, пока, наконец, дело не взял в свои руки Дэвид Йетс. С его приходом в экранизациях «Гарри Поттера» наступила удручающая стабильность: фильмы всё меньше и меньше напоминают первоисточник. И вот в ноябре появился в прокате долгожданный седьмой фильм - «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1».
Уже с первых кадров становится понятно, что Дэвид Йетс остался верен своему стилю: много важных сцен вырезано или просто придумано режиссёром. Например, сцены с выступлением министра магии перед журналистами не было в книге Роулинг. А действия Гермионы? Для неподготовленного зрителя не ясно, почему она исчезает со своих семейных фотографий. И таких примеров в фильме действительно много.
А ещё Йетс решил дать бой книжному представлению о любовных перипетиях в «поттериане». Откуда взялись намёки на романтические отношения Гарри и Гермионы - решительно не понятно (ведь Джоанна Роулинг неоднократно заявляла в прессе, что в книгах эта «пара» не подразумевалась). Так называемое «авторское» видение» отразилось и на отношениях Гарри и Джинни – о своей возлюбленной он не вспоминает ни разу на протяжении фильма, а сцена их поцелуя выглядит комично.
Сюжет фильма завязан на путешествии Волан-де-Морта в поисках бузинной палочки. Именно этот процесс показан «от и до», что даёт ощущение хоть какой-то динамики. В остальном, зрителю вряд ли удастся избавиться от чувства мучительного ожидания, когда на экране что-нибудь произойдёт. Со скорбными лицами главные герои путешествуют с палаткой и не знают, что делать. Зачем, спрашивается, понадобилось деление фильма на две части, вместо одной?
Впрочем, Йетс все же сделал попытку объяснить зрителю происходящее на экране. В фильме много нагруженных информацией диалогов и флэшбеков. А хорошая находка режиссера – это история Даров Смерти, снятая в виде мультфильма. Она выглядит неожиданно, вполне органично и объясняет хотя бы название.
Зато актёры справились со своей задачей безупречно. Главные роли, как и прежде, исполняли Дэниэл Рэдклифф (Гарри Поттер), Руперт Гринт (Рон Уизли) и Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер). Они, повзрослевшие и выросшие как актёры, сыграли невероятно убедительно. Благотворно сказалось и одно из немногочисленных изменений в съёмочной группе - это композитор Александр Деспла («Сумерки.Сага.Новолуние», «Загадочная история Бенджамина Баттона»). Его музыка вдохнула жизнь в унылый видеоряд.
В экранизации «Гарри Поттера и Даров Смерти. Часть 1» все главные достоинства книги превратились в губительные для любого фильма промахи. Многое режиссёр не посчитал нужным показать, нет многообразия и глубины характеров героев, теряется продуманность и логичность Роулинговского сюжета. Но кое-что всё-таки получилось, и это дорогого стоит! В фильме четко прослеживается контраст комичного и трагичного, прекрасного и отвратительного, жизни и смерти (а это именно то, о чём говорит Роулинг в своих книгах). Удалось отразить эту неповторимую атмосферу волшебного мира, в котором живут и сражаются за то, что любят, давно полюбившиеся нам герои.
Этот материал (мой, само собой), выйдет на следующей неделе, в журнале, в котором я работаю. Хотелось бы узнать ваше мнение о фильме и о написанном тексте. Все смотрели же?)