Цитата сообщения Елка_Палкина
Флоренция. Собор Санта-Мария дель Фьоре
Флоренция – для меня ещё со студенческих лет этот город стал городом-мечтой. Не Венеция, и не Рим, а именно Флоренция. Самый ренессансный из всех итальянских городов.
Как бывает с любой мечтой, одновременно и хотелось её осуществления, и было страшно: а вдруг осуществится, да не так? Вдруг разочарует? Вдруг к ней, как к любому осуществившемуся желанию, будет положен маленький, но неприятный довесок? Ложка дёгтя, известное дело…
Но, если не считать довольно холодной погоды да толкотни туристов повсюду – Флоренция ничего не потребовала взамен. Она оказалась волшебной и благородной.
Собор Санта Мария дель Фьоре или просто «Дуомо» - главный собор города. Вошедший в историю ренессансной архитектуры благодаря своему куполу, воплощённому в жизнь Филиппо Брунеллески, хотя трудились над возведением собора не менее известные Арнольфо ди Камбио, Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти.
Вид на собор с холмов Алле Кроче
Сооружение купола диаметром 43 м и высотой от пола собора 91 м для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей, поскольку при традиционном способе возведения – т.е. только из кирпича, его вес оказался бы слишком велик. Она была разрешена только Брунеллески, новатором, в котором счастливо сошлись архитектор, инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель.
В конструкции, предложенной Брунеллески, готическая каркасно-нервюрная схема была наполнена новым содержанием. Брунеллески сделал купол не сферическим - иначе верхняя часть такого купола обвалилась бы под собственным весом, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь рёбер купола приняли на себя основную нагрузку. Между ними Брунеллески расположил 16 вспомогательных рёбер, сходящихся наверху. Главные рёбра поддерживают не одну, а две оболочки купола. Позднее был добавлен световой беломраморный фонарь, который и сделал этот собор самым высоким в городе. Это до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, а на тот момент – ещё и самая большая – внутри собора могло поместиться всё тогдашнее население города.
Вид на купол с колокольни Джотто
Купол Санта Мария дель Фьоре стал одним из первых шагов перехода от архитектуры Средневековья к архитектуре Ренессанса. И хотя купол собора не сферический, и он, в строгом смысле слова, даже не является куполом, а представляет собой шатёр, в документах, в разного рода письменных источниках начиная с 1417 года флорентийцы упорно именуют его куполом.
Внутренняя часть купола, расписанная фресками Джорджо Вазари и Фредерико Цуккари
Альберти в 1436 году в предисловии к своим «Трём книгам о живописи» писал: «... где такой чёрствый и завистливый человек, который не похвалил бы зодчего Пиппо [Брунеллески], имея перед глазами столь великое сооружение, вздымающееся к небесам, настолько обширное, что оно осеняет собою все тосканские народы и воздвигнутое без всякой помощи подмостей или громоздких лесов, — искуснейшее изобретение, которое поистине, если я только правильно сужу, столь же невероятно в наше время, сколь, быть может, оно было неведомо и недоступно древним...».
На тот момент это был самый большой в диаметре купол Европы, а сегодня – четвёртый после собора Св. Петра в Риме, миланского Дуомо и собора Св. Павла в Лондоне.
Вид с пьяццале Микельанджело на Флоренцию