-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Муромцева_Елена

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) ФОНЫ_для_НАС про_искусство Терра_Фемина IMPERIUM_OPUS_CREATIVIUM
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) АРТ_АРТель solnechnolunnaya

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.12.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3752


Без заголовка

Суббота, 11 Октября 2008 г. 22:32 + в цитатник
Цитата сообщения ma_zaika О жизни и творчестве художника К.Е.Маковского



 (699x491, 107Kb)
Владимир Маковский (1846-1920). Ярмарка в Полтаве
 (700x567, 105Kb)
Константин Маковский. Праздник на Украине. Конец 1870-х - начало 1880-х

 (600x433, 45Kb)

В.Е.Маковский. Отдых на пути из Киева

 (561x699, 61Kb)

К.Е.Маковский. Запорожский казак. 1884

Особенно же мое внимание привлекала прекрасная картина К.Е.Маковского "Дети, бегущие от грозы" (1872 г.):

Дети, бегущие от грозы (430x698, 232Kb)

Маковский Константин Егорович [20.6(2.7).1839, Москва, - 17(30).9.1915, Петербург], русский живописец, представитель академического романтизма.

 (570x699, 47Kb) К.Е.Маковский. Автопортрет

Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Произнося фамилию Маковский, в наше время для многих она сначала ассоциируется с произведения московского жанриста Владимира Маковского и только потом с его старшим братом Константином, представителем так называемой "позднеакадемической живописи". Однако во второй половине XIX века слава Константина Маковского и в России, и за ее пределами была несравнимо выше известности Владимира Маковского и других художников демократического направления. Однако вернемся к творческому пути К.Е.Маковского. В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. С детства, вместе с братом, будущим художником Владимиром Маковским, был окружен творческой атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Однако Маковский избрал самостоятельный путь. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам часто объясняют влиянием Брюллова. В 1858 году, оставив Москву и родной дом, он отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств, где с 1860 года художник выставлял на ежегодных академических выставках типичные для Академии исторические «программы» («Исцеление слепых», 1860 год, «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», 1862 г.). Именно за последнюю из названных картин, всецело решенную в русле романтического историзма, он получил академическую золотую медаль.

 (520x699, 322Kb)

К.Е.Маковский. Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862

В 1863 году Маковский, вместе с 13 другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом. В 60-е годы Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни. Его произведения этого времени – «Вдовушка», (1865 г.); «Селедочница» (Продавец сельди) (1867 г.), создавались на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной литературы и журнальной графики.

 (484x699, 38Kb)

К.Е.Маковский. Вдовушка. 1865

 (505x699, 59Kb)

К.Е.Маковский. Селедочница. 1867

И сама живопись Маковского в эти годы была плотной, вязкой, обладающей характерным глухим землистым тоном. Но эта манера была скоро преодолена, и Маковский «вернулся» к основным свойствам своего дарования – легкости и эффектности письма. Особенной известностью пользовалась его картина "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) - подлинная галерея колоритных типов городских сословий, где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск.

 (699x465, 69Kb)

К.Е.Маковский. Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от "злобы дня" темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию "салонного художника", наглядным укором которому как бы служил его, более политически ангажированный, младший брат. ------------------------------------------------------------------------------- Коммент.: Термин «Салон» появился во Франции в XVIII веке и происходит от названия помещения — «Салон Аполлон» в Лувре, где проходили первые публичные художественный выставки. В России в XIX века роль французских салонных выставок выполняли ежегодные публичные выставки в петербургской Академии художеств. Негативная оценка академических выставок появляется в начале второй половины XIX века, когда на художественную арену выходят передвижники с резко обостренной социальной тематикой. Чисто живописные задачи в их творчестве отошли на второй план. Термин «салонное искусство» в России ввел художественный критик Сергей Глаголь (С.С. Голоушев), назвав в одной из своих статей известного живописца Г.И. Семирадского «салонным художником». Если передвижников следует упрекнуть в пренебрежении к чисто живописным проблемам, то салонных художников следует упрекнуть в отходе от социальной и моральной тематики и чрезмерном увлечении эклектизмом, гедонизмом, пустыми эффектами и ориентацией на коммерческий интерес и вкусы не всегда взыскательной публики. На закрепление «негатива» за салонным искусством повлияло и то, что под его знамена встало много второстепенных и третьестепенных художников. К.Е. Маковский же относится к плеяде наиболее одаренных представителей «салона» европейского масштаба. -------------------------------------------------------------------------------- Искусство Маковского было (подобно искусству "салонного" Г.Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же "режиссерского" дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец. За произведение "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869) Маковский был удостоен звания профессора Академии Художеств, где в тот период произошли коренные реформы и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую. В 1870 г. он становится одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников». В 1870-е годы художник создал серию картин на темы крестьянского быта: "Похороны в деревне", "Дети, бегущие от грозы" (обе 1872) и др., которые выставлялись как на передвижных, так и на академических выставках. Окрашенные сочувствием к простым людям, их бедам и радостям, эти полотна отличаются поэтичностью.

 (700x578, 66Kb)

К.Е.Маковский. Похороны ребенка. 1872

Маковский написал немало сентиментальных типажей. Проявил себя как крупный мастер портрета ("Оперный певец О.А.Петров", 1870).

 (566x699, 33Kb)

К.Е.Маковский. Портрет оперного артиста О.А.Петрова. 1871

В эти же годы он участвует в оформлении Храма Христа Спасителя. Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Он также посетил Ближний Восток и Болгарию. В 1877 году Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину "Болгарские мученицы", осуждавшую жестокость и зло, принесенные турками на Балканы.

 (466x699, 56Kb)

К.Е.Маковский. Болгарские мученицы. 1877

Однако, тяготея к характерному для передвижников жанру, интересы Маковского постепенно начали смещаться от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе.

 (699x469, 70Kb)

К.Е.Маковский. Перенесение священного ковра в Каире. 1876

Бытовая экзотика, яркость типов, этнографическая точность, звучность колорита лишь усиливают внешнее впечатление, придавая ощущение сказочности жизни.

 (699x493, 67Kb)

К.Е.Маковский. Перенесение священного ковра из Мекки в Каир

Выше названные картины имели у русского зрителя большой успех. К (240x400, 29Kb) К этому времени относится одна из работ, находящаяся в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева – «Египетский воин" ("Абиссинец со щитом", "Негр"). 1871 г. Работа блестяща и эффектна. Воин дан крупно и выпукло, как бы выделяясь из пространства картины, из фона желто- голубой оттенок которого дает точную иллюзию пустынного марева. На его плече – копье, на левой руке – яркий золотой щит. Облик человека, привлекающего внимание русского зрителя своей экзотичностью, весь построен на ярких контрастных тонах. Белая повязка и одеяние, контрастирует с темными руками и лицом, с красным поясом и золотым щитом. В 1880–1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных «боярских пиров» и «свадеб», которые имели шумный успех за рубежом ("Свадебный пир в боярской семье XVII столетия" (1883), "Поцелуйный обряд" (1895), "Смерть Иоанна Грозного" (1888) и др.).

 (700x418, 56Kb) К.Е.Маковский. Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883

Они особенно интересны и с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

 (700x461, 66Kb)

К.Е.Маковский. Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова). 1895

На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара».

 (528x698, 61Kb)

К.Е.Маковский. Демон и Тамара. 1889

Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. -------------------------------------------------------------------------------- коммент.: и сегодня картины К.Е.Маковского находят высокую оценку у соверменных ценителей искусства живописи.  (428x285, 34Kb) Например, совсем недавно картина Маковского «Суд Париса» была выставлена на торгах русского искусства в Нью-Йорке за одну из рекордных сумм. Почти четырехметровая композиция (точнее размером 2,5 на 4 метра) изображает спор трех античных богинь за право называться первейшей красавицей. Эта картина выставлялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году и принесла автору золотую медаль и звание Рыцаря почетного легиона. Еще до выставки картину купил американский бизнесмен филантроп Чарльз Шуманн, и она долго висела в его ювелирном магазине на Бродвее, а затем до конца 80-х годов XX века украшала интерьер частного спортивного клуба в городе Милуоки. Специалисты Sotheby's оценивали "Суд Париса" в сумму от 750 тысяч до 1,1 миллиона долларов. На торгах в Нью-Йорке полотно Константина Маковского "Суд Париса" ушло с молотка за 2 миллиона 88 тысяч долларов. Сведения об этом взяты здесь: http://www.newizv.ru/news/2005-04-20/23264/&grade=3 http://palm.newsru.com/cinema/22apr2005/torgi.html -------------------------------------------------------------------------------- Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно "Минин на Нижегородской площади" (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне (ныне – в городском Дворце Труда).

 (583x699, 370Kb)

К.Е.Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е

 (540x699, 82Kb)

К.Е.Маковский. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году

Одна из характерных картин этого периода творчества К.Е.Маковского «Князь Репин на пиру у Ивана Грозного» (1880-е годы).

 (699x451, 50Kb)

К.Е.Маковский. Князь Репин на пиру у Ивана Грозного. 1880-е

Возможно, задумал Константин Маковский большую композицию на тему из русской истории, но по неизвестным причинам не написал ее. Остался этот выразительный эскиз и, что особенно оценили современники, со всеми реалистическими подробностями воссоздающий быт и нравы времен Ивана Грозного. Героем художник сделал не царя, а князя Михаила Петровича Репнина, чей род происходил от святого Михаила, князя Черниговского. Прославился Репнин походом в Ливонию в 1558 году, а позже стал жертвой борьбы Ивана Грозного с боярами. Маковский обратился к рассказу Алексея Курбского: на "маскированный вечер" пригласил Иоанн IV Михаила Петровича и со словами: "Веселись с нами" надел на него шутовскую маску. Репнин сорвал и растоптал маску, а по прошествии нескольких дней был убит в церкви. Картины Маковского достаточно часто выставляются на различных выставках... Закончить 1-ю часть поста о Константине Маковском мне хочется рядом фоторепродукций картин, которые мне нравятся и характеризуют весь диапазон его таланта. Сначала ряд картин, относящихся к портретной и бытовой жанровой живописи:

 (544x699, 86Kb)

К.Е.Маковский. Маленькие шарманщики у забора зимой. 1868

 (699x583, 75Kb)

К.Е.Маковский. Разговоры по хозяйству. 1868

Специально для Rusinka:

 (480x698, 75Kb)

К.Е.Маковский. Головка девочки в платке

Теперь натюрморты:

 (528x699, 73Kb)

К.Е.Маковский. Натюрморт

 (682x699, 106Kb)

К.Е.Маковский. Цветы. 1884

И, наконец, пейзажная живопись:

 (700x686, 126Kb)

К.Е.Маковский. Беседка. 1889

из того, что я очень люблю и ценю (гармония моря и цветов):

 (699x501, 76Kb)

К.Е.Маковский. Пейзаж (Море и цветы). Начало 1890-х

Окончание 1-й части поста. Продолжение следует...

Метки:  

NADYNROM   обратиться по имени Суббота, 11 Октября 2008 г. 22:45 (ссылка)
Удивилась, что чуть-чуть смешали "два в одном". Константин и Владимир Маковские. Родные братья... Оба потрясающе талантливые художники. За Константином закрепилась репутация салонного художника, Владимира относят к передвижникам.
Работы-то у них в целом все-таки разные.
Ответить С цитатой В цитатник
Муромцева_Елена   обратиться по имени Суббота, 11 Октября 2008 г. 23:54 (ссылка)
NADYNROM,спасибо, не заметила. я в основном искала информацию по картине Константина Маковского "Воззвание к нижегородцам". кстати.то что искала, так и не нашла, ее реальные размеры. знаю, что большая, только вот насколько?
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Воскресенье, 12 Октября 2008 г. 15:37 (ссылка)
Тоже ничего не смогла найти о размерах картины. Есть только указания на ту, что находится в Русском музее, но, как я понимаю, это сильно уменьшенная авторская копия.
Ответить С цитатой В цитатник
Муромцева_Елена   обратиться по имени Воскресенье, 12 Октября 2008 г. 21:58 (ссылка)
NADYNROM, скорее всего, сильно уменьшенная. в Нижнем Новгороде эта картина полностью занимает всю торцевую стену. кстати, в качестве сравнения вспомнила "Явление Христа народу" Александра Андреевича Иванова, что в Третьякосвской галерее. так вот эта картина всего раза в 2 меньше, и то по ширине. по высоте размер тот же.
Ответить С цитатой В цитатник
Kruvaldina   обратиться по имени Четверг, 01 Октября 2009 г. 14:41 (ссылка)
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Мощнейший гипноз
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку