Цитата сообщения Парашутов
СЕМЬИ ХУДОЖНИКОВ (БРАТЬЯ ЛЕНЕН: БЫЛО У ОТЦА ТРИ СЫНА...(часть 1))
Братья Ленен более чем на сто лет опередили движение европейской живописи, создав совершенно особенную живопись не только в образно-тематическом, но и в композиционно-колористическом плане. В их картинах совсем нет доминировавших тогда в парижской школе живописи эффектной театральности и репрезентативности. Лучшие творения Лененов отличают строго барельефные, уравновешенные композиции, ясное освещение, сдержанный, даже скупой серовато-коричневый колорит, ощущение самоценности каждого предмета и персонажа. Возможно, именно благодаря невозмутимой крестьянской твердости братьям Ленен удалось уберечь от подавляющего влияния итальянского барокко собственные уникальные художественные достижения.
Главное наследие Лененов, принесшее им хоть и запоздалую, но громкую славу, — картины, рисующие сцены из крестьянской жизни, полные удивительной суровой честности и вместе с тем художественно цельные и даже строго элегантные. Сцены повседневной крестьянской жизни у братьев Лененов лишены караваджистской апологии грубой нищеты, игрушечной забавности голландцев (Остаде) или брутальной иронии фламандца Браувера. Они полны уверенного покоя, сдержанного достоинства и сознания собственной социальной значимости, которые французское третье сословие обрело лишь сто лет спустя, в преддверии буржуазной революции.
Именно тогда, в середине XVIII в., эти новые образы и трактовка получили свое значимое живописное воплощение (прежде всего у Шардена и Грёза). Интерес художников к крестьянской теме неуклонно возрастал и в течение XIX в. вплоть до Милле.
Братья Ленен Крестьянское семейство
Итак, познакомимся с братьями поближе!
Братья Ленен (вариант - Ле Нен)
Антуан (ок. 1588-1648), Луи (ок. 1593-1648) и Матье (1607-1677)
Antoine, Louis, Mathieu Le Nain
Французские художники.
ГЛАВА 1. БРАТЬЯ
Они родились в семье разбогатевшего винодела из Лана, в среде, близкой к крестьянской, но, несомненно, более просвещенной. Отец был королевским сержантом при судебной Камере, следившей за поступлением соляного налога. Должность позволила Ленену-старшему войти в круг мелких буржуа и дать детям образование.
Получив начальное художественное образование в кружке местных монастырских живописцев, они довольно скоро покинули родной город.
Известно, что в 1630-е они уже обосновались в Париже, в предместье Сен-Жермен-де-Пре.
Большая часть документированных работ этого периода (например, Портрет Анны Австрийской работы Матье Ленена и Распятие, 1646) не сохранилась.
Братья писали портреты, произведения на мифологические темы, картины для храмов.
Братья Ленен Поклонение пастухов 1630-32 г.г. Лувр, Париж
Братья Ленен Поклонение пастухов Галерея искусств, Берлин
Братья Ленен Бахус и Ариадна 1635 г. Художественный музей, Орлеан
С конца 1630-х гг. имели общую мастерскую в Париже и часто работали совместно. Работали братья в близкой манере, подписывались одной фамилией, поэтому их работы с трудом поддаются различию. Более известен Луи, ему приписывают преобладающую часть картин из крестьянской жизни. Преобладающую часть миниатюр приписывают Антуану, портреты — Матье. Но некоторые картины братья писали совместно, определяя заранее объем участия каждого.
Братья Ленен Поклонение волхвов 1638 г.
Братья Ленен Путники в Эммаусе Лувр, Париж
Признание и профессиональную репутацию трех братьев удостоверяет принятие их в 1648 в только что образованную Королевскую академию живописи и скульптуры. В том же году старшие братья Антуан и Луи скоропостижно скончались, умерев через 2 дня следом друг за другом, и постепенно творчество Ленен стало соотноситься лишь с именем младшего брата Матье, что дополнительно затруднило атрибуцию приписываемых Лененам картин.
Братья Ленен Академия 1640 г. Лувр, Париж
Братья Ленен Венера в кузнице Вулкана 1641 г. Музей Сан-Дени, Реймс
Братья Ленен Рождество Собор Нотр-Дам, Париж
Но к концу XVIII в. имена братьев Ленен были почти полностью забыты.
Творчество братьев заново открыл в середине XIX в. писатель и историк искусства Жюль Шанфлёри. Их работы повлияли на творчество Г.Курбе, дружившего с Шанфлери.
К настоящему моменту имеется больше 15 достоверно принадлежащих братьям Ленен картин, все они относятся к 1640-м.
Часть картин — религиозного и мифологического содержания, вполне в духе мастеров парижской школы. Другая часть — портреты, стилистически довольно несхожие и поэтому приписываемые порой разным мастерам в результате неправильных атрибуций. И основную часть творческого наследства составляют, конечно, сельские жанровые картины.
Братья Ленен Крестьяне в таверне 1640е г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Братья Ленен Пейзаж с крестьянами 1640-45 г.г.
Братья Ленен Флейтист
Братья Ленен Счастливое семейство 1643 г. Лувр, Париж
Братья Ленен Французский дом 1643 г. Национальная галерея, Вашингтон
Братья Ленен Семейный портрет в интерьере 1647 г. Лувр, Париж
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...