Карнавал в Венеции
Масло
Холст
XX век
Размер: 120.5×76 см
Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда "Саломея".
Московский Камерный театр
Графика
Портрет
Гуашь
Картон, Бронза, Серебро
Эскиз костюма к спектаклю "Ромео и Джульетта"
У. Шекспира.
Московский Камерный театр
Графика
Портрет
Конструктивизм
Гуашь
Картон
Танец семи покрывал.
Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда "Саломея".
Московский Камерный театр
Графика
Портрет
Конструктивизм, Ар-деко
Гуашь
Картон, Бронза, Серебро
Иродиада.
Эскиз костюма к трагедии О. Уайльда "Саломея".
Московский Камерный театр
Графика
Конструктивизм
Гуашь
Картон, Бронза
1917
Генуя
Живопись
Архитектура
Кубофутуризм
1914
Размер: 115×86.5 см
Три рабыни.
Эскизы декораций и костюмов к трагедии О. Уайльда "Саломея".
Московский Камерный театр
Графика
Портрет
Конструктивизм
Гуашь
Картон, Бронза
Дата создания: 1917
Меркуцио.
Эскиз костюма к спектаклю "Ромео и Джульетта" У. Шекспира.
Московский Камерный театр
Графика
Портрет
Конструктивизм
Гуашь
Картон
1921
Размер: 54×35 см
Бенволио.
Эскиз костюма к спектаклю "Ромео и Джульетта" У. Шекспира.
Московский Камерный театр
Графика
Портрет
Конструктивизм
Гуашь, Тушь
Бумага, Картон, Серебро
1921
Размер: 54×37 см
Эскиз костюма Королевы Марса
к фильму «Аэлита» по роману Алексея Толстого
Графика
Ар-деко
Гуашь, Тушь, Перо
Бумага
1924
Размер: 68×46 см
Собрание Н. Д. Лобанова-Ростовского, Лондон
Эскиз костюма для «Ромео и Джульетты»,
1921,
"Александра Экстер
не эмигрировала в Европу. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. Кто-то уверен, что художница давно мечтала выехать, другие считают, что причиной отъезда стал разрыв с Таировым. И действительно, создать декорации, которые затмили и режиссерский талант Александра Таирова, и актерский Алисы Коонен,не каждому под силу. Красивая, изысканная,;насквозь француженка, по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия
Александра Григорович считала себя киевлянкой, хотя родилась в Белостоке Гродненской губернии. Еще ребенком она оказалась в Киеве; семейный переезд был связан с работой отца, финансиста. Девушка окончила Киевскую министерскую женскую гимназию и поступила в Киевскую рисовальную школу, а после в Киевское художественное училище. Юная художница была не в ладах со строгими канонами академизма, но умение строить по ним рисунок и создавать композицию освоила отлично.
В Киеве Александра познакомилась с такими значимыми фигурами авангарда как Давид Бурлюк, Аристарх Лентулов, Александр Богомазов, Николай Кульбин. В 1905 Ася Григорович сменила фамилию; она вышла замуж за своего двоюродного брата, успешного адвоката Николая Экстера
Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Тот сразу распознал большой талант Александры и в меру своих сил способствовал тому, чтобы о ней узнали, в частности, познакомил ее с Василием Кандинским, Габриэль Мюнтер, Францем Марком. В те годы Александра работает в неоимпрессионистическом стиле, также не обходит вниманием фовизм. Вплоть до начала Первой мировой войны она путешествует, надолго нигде не задерживаясь – Германия, Италия, Швейцария, Париж, Киев, Одесса, Москва, Петербург. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери.
. В ее картинах того периода исследователи отмечают особую легкость, свет, воздух – и уже очевидное пренебрежение деталями.
В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. Последний потряс ее до глубины души. Кубизм в трактовке Экстер – не раскладывание предмета на простейшие формы, а напротив, обобщение изображения, своего рода чистая геометрическая гармония без отвлечения на сюжет. Экстер близко сдружилась с Казимиром Малевичем, увлеклась идеями супрематизма, причем в ее реализации они зачастую казались более привлекательными как зрителям, так и критикам, чем в сухой манере Малевича. По слухам, Ася Экстер была единственным человеком, которого тот допускал в свою мастерскую.
Александра Александровна Экстер и Александр Яковлевич Таиров 1921 год
Таиров и театр в жизни Александры Экстер
С 1916 года начинается важнейший этап в жизни Экстер – сотрудничество с театром. Как гениального декоратора ее открывает Александр Таиров. Познакомила их Наталья Гончарова, и Таиров рассказывал на следующий день своей актрисе, музе и жене Алисе Коонен:;Я провел ночь с замечательной женщиной!Они с Экстер присели ;выпить чаю, а когда забрезжил рассвет, обнаружили, что план работ над спектаклем ;Фамира Кифаред; готов!
Сценографию Экстер именовали ;театральной революцией
Новаторство заключалось, в первую очередь, в том, что она сделала основной осью декораций свет и ввела вертикальные конструкции. В 1918 году от холеры умер Николай Экстер. У художницы возник конфликт со свекром, который не отдал картины и вообще не впустил ее в дом.
Александра Экстер внезапно оказалась без средств к существованию, без жилья и даже без собственных картин.
Чтобы справиться с утратами, она много работает, в том числе открывает мастерскую декоративного искусства, в которой учит премудростям театральной и оформительской деятельности.
Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы, и всё у нее получается она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам.
В Витебске заборы раскрашивал Марк Шагал, в Москве старался Аристарх Лентулов, а Александра Экстер внесла свой вклад в празднование годовщины революции на одесских и киевских улицах.
Группа художников, принимавших участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки Слева направо: в верхнем ряду второй слева Игнатий Игнатьевич Нивинский, крайний справа Ниссон Абрамович Шифрин. Сидят в центре: Любовь Сергеевна Попова, Александра Александровна Экстер, Елена Михайловна Фрадкина. Сидит внизу предположительно, Софья Касьяновна Вишневецкая
1923 год
В эти годы они с Таировым снова планируют совместную работу, а Ася Экстер еще и просто скучает по этому гениальному интересному человеку, прочно вошедшему в ее жизнь.
В 1920 году Александра Экстер переехала в Москву и второй раз вышла замуж. Ее мужем стал Георгий Некрасов, актер театра Константина Незлобина. Он казался слишком простоватым рядом с по-прежнему ;насквозь французской Экстер, но обожал ее и очень заботливо к ней относился.
В следующем году декорации Александры Экстер к спектаклю Таирова ;Ромео и Джульетта ждет оглушительный успех. Не спектакль, , успех именно у декораций и костюмов Ни сам Александр Таиров, ни Алиса Коонен не готовы были такое принять. Больше Таиров с Экстер не сотрудничал.
Для нее эта ситуация была очень болезненной. Тем не менее, 1923 годом датирована одна из удачнейших ее работ костюмы к знаменитому фильму по одноименному роману Алексея Толстого. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. Оттуда они более не вернутся.
Зоя Иванова, Вера Мухина, Александра Экстер (слева направо) Фонтене-о-Роз около Парижа 1937 год
Не эмигрировали, нет, просто остались. Видимо, все же Экстер была действительно насквозь француженка-да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. За границей Александра Экстер продолжает работать. Дягилев помог с переездом в Париж, Фернан Леже сразу же пригласил к себе в школу преподавателем.
Она активно участвует в художественном процессе в Париже, продолжает театральную деятельность, ее декорации даже пересекают океан и выставляются в Нью-Йорке.
А.Франс. «Мистери дю Сэнг», оформленная А.А. Экстер
Коллекционеры очень ценят марионеток, которых Экстер создавала в конце 20-х- начале 30-х годов, большинство из них делалось в единственном экземпляре. В начале 40-х Александра Экстер работает над уникальными рукописными книгами. Но легкая, успешная жизнь, череда удовольствий и удач явно остались позади. В войну художница влачит полуголодное существование. В 1947 году не стало второго мужа, сама же она продержалась после него меньше года. Ее ученик, друг и наследник Симон Лиссим немало сделал для того, чтобы блиставшую в начале века Александру Экстер вспомнили снова".
Автор: Алена Эсаулова