Совы - спутники ведьм, магов и колдунов |
Фольклор и суеверия, окружающие сов, прошли сквозь века, со времен Древней Греции до настоящего времени.Парадоксальность восприятия сов в том, что они воплощают две противоположности – являясь символом интеллекта с одной стороны и символом зла или смерти – с другой.
Сова - эмблема мудрости со времен античности. В Древней Греции сова считалась священной птицей, ей приписывали способность к волшебству, ибо она видела ночью, что казалось таинственным и фантастичным. Поэтому сову посвятили Афине Палладе, покровительнице наук и искусств, сделали атрибутом Афины, изображая богиню с совой, сидящей у ее ног или на руке.
Гомер называет Афину "совоокой" (glaycopis). В греческом искусстве сова часто была символом Афины, ее изображение было на " tetradrachm " – греческой монете в четыре драхма. Греческие воины считали, что сова, появившаяся над полем битвы, принесет им победу. Сов охраняли, и им было позволено жить в греческом Акрополе.
В Древнем Риме изображали Минерву с совой - и в таком случае считали ее богиней мудрости (по атрибуту - сове) - или со змеей - и в этом случае трактовали Минерву как богиню медицины, врачевания. Постепенно и самостоятельное изображение совы превратилось в эмблему мудрости. Конец марта, когда просыпаются от спячки совы, был объявлен в Древнем Риме временем оплаты учителей за обучение детей в течение года.
К периоду около 4-го века до н. э. Относится создание басен Эзопа – небольших нравоучительных текстов, популярных до сих пор. Сам Эзоп, как полагают историки, был рабом или солдатом, и реальное авторство его ставится под сомнение. Басни Эзопа, как компилят народных текстов, часто заключают упоминание о мудрых старых совах, к которых другие животные приходят за советом.
Изображения сов используются в качестве декоративных элементов в искусстве различных цивилизаций, начиная с наскальных рисунков пещерного человека. На территории Франции в знаменитых пещерах Chauvet археологи обнаружили ряд изображений сов, возраст которых (изображений) исчисляется в 32-34 тысячи лет.
Головной убор в виде совы изображен на рисунках цивилизации древних майя. Люди, носящие такие головные уборы, были предположительно жрецами, а сова – символом власти.
Огромные глаза сов и их хищные повадки порождали суеверия у разных народов.
В Африке до сих пор сов связывают с темными силами, и название их во многих африканских наречиях в переводе звучит как «ведьминская птица». Это даже создало проблемы защитникам животных на африканском континенте. Потому что питцы эти подвергаются там безжалостному уничтожению.
В других примитивных культурах совы также являются наперсниками потусторонних сил: у индейцев Северной Америки совы связаны с душами умерших. В некоторых индейских племенах Северной Америки воины носили перья белой совы, как признак мужества. Как некая разновидность идеи связи сов с потусторонним миром – поверья североамериканских индейцев о том, что совы помогают шаманам связываться с миром мертвых.
В Средней Азии полагают, что перья совы защищают детей и скот от злых духов.
В Индии и Непале одна из разновидностей сов тоже соотносится с душами умерших. Сов там боятся.
В некоторых культурах совам приписывают свойства предотвращать катастрофы и отражать зло. В Японии статуэтки сов помещают дома, чтобы избежать голода и эпидемий.
Связь сов и смерти присутствует не только в примитивных, но и в среднеевропейских культурах: в сказках России, Украины и Армении.
В легендах о короле Артуре волшебника Мерлина часто описывают с совой на плече.
На этапе зарождения христианства совы связывались с Христом, который проник через «тьму» и просветил неверующих. Но позднее совы, как ночные птицы, связывались с темными силами, потому что тьма в Библии издавна соотносилась с дьяволом.
Ассоциация сов с ведьмами очень давняя, ранние упоминания об этом датируются V-м веком н. э. В то время, и позднее, люди считали, что совы и другие животные, связанные с ведьмами, приносят зло.
В западноевропейском искусстве совы долгое время изображались в связи с темными ритуалами и ведьмовством. Поверье, что совы – ведьминские животные, продолжается в Европе до периода Ренессанса. В то время в основном завершились тотальные гонения на науку, и наука была разделена с суевериями и мифологией. В средневековой геральдике сова стала эмблемой всех научных (алхимических, схоластических), учебных и просветительских учреждений, обществ, стала применяться в гербах или печатях университетов, а позднее - библиотек, музеев и т. п. В XVIII-XIX веках сова как эмблема стала использоваться в торговых марках издательств, типографий, на экслибрисах отдельных ученых и т. д.
Когда в начале 19-го века басни Эзопа были переведены, перед читателями, в том числе перед детьми, предстал образ мудрой птицы. Позже, образ Совы популяризировал британский автор А. Милн, создавший бессмертного Винни-Пуха и его наперсницу, флегматичную, рассудительную Сову.
Пабло Пикассо в 40-50 годы был очарован их символизмом и использовал изображения сов в своем творчестве.
Существовало поверье, что ведьма часто имеет “familiar” – существо, которое не просто является домашним животным, но еще и близким другом и компаньоном - "спутником". Таким животным часто бывает кошка, жаба, собака, мышь (крыса) или сова. Совы, при этом, обычно выполняли у ведьм различные поручения.
Это обстоятельство могло послужить Роулинг источником идеи сделать сов почтальонами в магическом мире по аналогии с голубиной почтой.
Как отзвук этих легенд, юным магам в Хогвартсе также дозволено иметь с собой “familiar”.
В книгах о Гарри Поттере встречаются упоминания по крайней мере восьми различных подвидов сов.
Сова Гарри Поттера – Хедвига – полярная сова (Snowy Owl - Nyctea scandiaca).
Эррол – старая сова семейства Уизли, описанная, как большая серая птица, – большая серая сова (Great Gray Owl - Strix nebulosa )
После того, как Рону пришлось расстаться со Скабберсом, он получил в подарок от Сириуса Блека маленькую серую сову, названную Pigwidgeon. По описанию Роулинг – это маленькая, шумная и легковозбудимая птица.
Скорее всего, это воробьиный сыч (Eurasian pymgy owl - Glaucidium passerinum). Именно таким образом характеризуется поведение птиц этого подотряда. Хотя, встречаются предположения, что птица Рона – это сычик-эльф (Elf owl - Micrathene whitneyi). В этом предположении сомнительным кажется то, что птицы эти распространены в США и Мексике, но не встречаются в Европе.
В семье Малфоев, склонных к проявлениям роскоши и высокомерия, используют в качестве почтальона филина (Eagle Owl - Bubo bubo) . Это – одна их самых крупных живущих в Европе птиц отряда совиных.
На совятне Хогвартса используются сипухи (Barn Owl - Tyto alba). Именно такой птицей пришлось воспользоваться Гарри в четвертой книге для связи со своим крестным.
В Хогсмеде, на совиной почте, Гарри и Рон видят маленьких сплюшек ( Scops owl - Otus scops). И именно эта сова принесла Гарри Нимбус-2000.
В описании магазина Eeylops Owl Emporium упоминается желтовато-коричневая сова серая неясыть (Tawny Owl - Strix aluco) – которая очень распространена в Великобритании.
И, наконец, в пятой книге "Гарри Поттер и Орден Феникса" упоминается ушастая сова (Screech Owl - Otus asio) - это одна из самых маленьких сов. Такая сова принесла Гарри экземпляр "Экивокера" с его интервью.
Серия сообщений "Властители ночи":
Часть 1 - Властители ночи
Часть 2 - Мифы и совы
Часть 3 - Сова — символ ночного видения, проницательности, мудрости
Часть 4 - Совы - спутники ведьм, магов и колдунов
Часть 5 - Отряд СОВЫ (Strigiformes)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |