-Метки

адаптация алкоголизм антропология арт-терапия аутизм безработица библиография внимание военная психология возрастная выгорание деменция депозит депрессия дети дефектология диагностика дипломные дошкольники духовность живая этика журналистика зависимость здоровье зпр интеллект исполнение желаний клиническая коммуникация консультирование конфликт коррекция кризис кризисная кризисы купить готовую работу курсовые личность логопедия медицина менеджмент младшие школьники мотивация моторика мышление наркология наркомания невроз нейропсихология нравственность общая общение одаренность онтогенез организации память педагогика педагогическая подростки практикум профессиональная деятельность психиатрия психоанализ психолингвистика психология психология личности психология семьи психосоматика психотерапия птср речь руководители сексология семейная скачать смерть смыслы созависимость созидающие мысли состояния социальная психология социальная работа социология специальная страхи стресс судебная суицид танатопсихология тесты тренинг управление ценности школа экспериментальная экстремальная экстремальная психология эмоции этиология юридическая

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Redhead_Queen

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.06.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1168


ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

Вторник, 27 Апреля 2010 г. 21:28 + в цитатник

Мышление - опосредованное отражение действительности в ее внутренних, сущест-венных связях и отношениях. Осуществляется мышление путем мыслительных операций по формированию понятий, суждений и умозаключений.  
Мышление формируется и формулируется в речи.
Различают две стороны мышления: мышление как процесс /ассоциативная деятель-ность/ и результат мышления /продукт мышления/.
Основными операциями мышления выступает: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, изучение которых происходит в рамках общей и медицинской психологии. 
Непосредственным выражением мышление и формой существования так называемого абстрактного мышления являются отмеченные выше понятия, суждения и умозаключения. 


 

Понятие - отражение внутренней сущности предметов и явлений. Понятие
формируется на основе восприятий и представлений. Понятие может иметь
более или менее конкретный или абстрактный характер. Слово является
 формой выражения понятия.
Понятия образуются путем абстрагирования, т.е. мысленного отвлечения от множества конкретных свойств различных объектов с целью выделения определяющих их характери-стик и формирования на этой основе обобщающего слова, способного отражать существен-ные признаки каждого из воспринимаемых предметов и явлений окружающего мира.
Суждение - однозначное утверждение или отрицание чего-нибудь. В суждении выра-жается и совершается мыслительный процесс, поэтому сужде¬ние называют "единицей мыс-ли".
Суждения - это более высокий уровень абстрактного отражения действительности. Здесь не просто образуются определенные понятия о том или ином ряде явлений внешнего мира, но устанавливаются их существенные связи и отношения.
Умозаключение - возникает в результате сравнения и сопоставления нескольких суж-дений и представляет собой итог мышления, вывод /вывод¬ное знание/ в форме понятия более высокого ранга, чем исходные.
Умозаключение - форма мышления, при котором происходит выведение нового за-ключения из нескольких суждений, т.е. это уже следующая ступень обобщения и абстрак-ции.
Процесс мышления называется ассоциативной деятельностью. Ассоциация эта уста-новление связей. Ассоциации бывают поверхностные /меха¬нические/ к ним относятся ассо-циации по сходству /форме, цвету, рифме, по контрасту /обратное сходство/, по смежности - временной и пространственной.
В отличие от абстрактно-логического при конкретно-действенном мышлении отраже-ние связей и отношения явлений внешнего мира осуществляется путем непосредственной манипуляции с предметами, включенными в практическую деятельность человека. (для приема пищи или работы человек подставляет стул к столу вне какого – либо анализа свойств этих предметов или образования понятия мебель и каких-либо умозаключений).

Формы и виды мышления
I.Прагматическое мышление:
а/конкретно-действенное, оперирует конкретными признаками /ощуще¬ние, восприятие/ и приковано к конкретной ситуации, опирается на деятельность первой сигнальной системы.
б/образное мышление- оперирует конкретными образами и представлениями, имеет значение в выработке, например, плана решения конкретной задачи.
II.Теоретическое, /логическое, абстрактное/ мышление оперирует понятиями, сужде-ниями, умозаключениями.
 Патологию мышления принято рассматривать с точки зрения расстройства самого процесса образования той или иной его формы (понятия и проч.), а так же со стороны сис-темы умозаключений, составляющей продукцию мышления.
 Патология мышления разделяется на патологию ассоциативной деяте¬льности /процесса мышления/ и патологию идей /результата мышления/ патологию формирования суждений/.

РАССТРОЙСТВА ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ
Различают три варианта нарушений процесса мышления
I.Количественные нарушения - патология темпа мышления 
а/Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения воз-никают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Уско-рение мышления в выраженной степени достигает "скачка идей", речь не поспевает за мыс-лями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)
б/заторможенное /замедленное /мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассо-циаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.
II.Качественные нарушения -искажение и извращение формирования суждений и умозаключений.  
Выделяют следующие виды качественного нарушения мышления:
- Атактическое мышление
- Бессвязное мышление
- Патологически обстоятельное мышление
1. Атактическое мышление, включает в себя:
а) Резонерство - определяется как многословное пустое /пустословное/ рассуждатель-ство, мышление, которое не привносит ничего нового, эти рассуждения на малозначащие те-мы.
Каждое отдельно взятое cyждение имеет свой смысл, но сужения сравниваются и со-поставляются по иным, искаженным логическим связям ("паралогическим"), поэтому и нет итога, результата мышления или вывод непонятен, напр., больной заявляет: "Я сегодня обе-дать не буду, так как обед желтого цвета -это цвет измены, поэтому его есть нельзя". 
Помимо паралогических построений для резонерства характерно использование высоко абстрактных понятий для выражения и обозначения конкретных явлений /вербализмы/,напр. вместо слова "дети" больной употребил выражение- "человеческие существа на ранних эта-пах своего онтогенетического развития". Фраза «дети кушают», построенная с использова-нием вербализмов, превратится в длинную ересь, а при нарушении логических связей между суждениями превратиться в бесплодное мудрствование, т.е. многословное высказывание, лишенное содержания и смысла/. 
 Резонерство характерно для больных шизофренией и ряда, других заболеваний.
б) атактическое или разорванное по смыслу мышление встречается у больных шизоф-ренией и характеризуется сохранением грамматического строя суждений или отсутствии или "непонятности" /"своеобразии"/ смыслового содержания, например: "надо запачкать машину шумом". 
Нарушения процесса мышления данной группы обусловлены качественно иными свя-зями между понятиями и представлениями вследствие изменения /смещения/понятийного аппарата, т.е. в обычные слова больной вкладывает иной, только ему понятный смысл, напр.: "прошу выписать меня причиной износившейся болезни". 
Больные используют неологизмы, т.е. слова, отсутствующие в данном языке, напр.: "тетрадь на иностранном языке лепетируется для единицы", или "времество", «пространст-венность» и т.п. 
 И хотя в отдельных случаях некоторые высказывания могут быть понятны окружаю-щим, в целом речь больных носит вычурный характер и по существу перестает быть адек-ватным средством общения («была ранняя марковность, потом шоковость и микстурность я сегодня все утро поломытничала»). 
Изменение содержания понятий /слов/ достигает степени символизмов –«лецитируется для единицы» (т.е. только для него - больного). 
В этой группе больных речь утрачивает коммуникативные функции- напр. "я проснулся от того, что трудно жить стало", или «никто не накопил опыт манекена мертвеца», что соот-ветствует представлению об "атактической несвязности" мышления. 
в) "Шизофазия" - форма речевых нарушений на фоне ясного сознания /в отличие от аментивного, бессвязного мышления/ появляющаяся в бессмысленном "нанизывании" от-дельных слов, наименований, терминов, не имеющих "грамматической согласованности и ло¬гической последовательности. 
Эти речевые расстройства могут быть крайним выражением атактического мышления, либо встречаются при органических поражениях мозга наряду с афатическими нарушения-ми. 
Например "Не лежачий.. стоячий разыщи да ждать когда время пройдет-ходьба-ходьбой.да кое-какие интересы есть конечно...  

2. Бессвязное мышление включает в себя:
а) Аментивное мышление- характеризуется утратой или значительным ослаблением способности к формированию суждений и в выраженной степени определяется как мышле-ние. 
Данная форма нарушения мышления обусловлена разрушением способности к синтезу в процессе мышления /утрата ассоциативных сочетаний/ как на уровне восприятие и пред-ставлений, так и на уровне логического / мышления. Мышление носит "регистрационный характер, т.е. больной может назвать (обозначить) отдельные предметы и их признаки, но неспособен сформировать простейшие суждения.  
Речь таких больных носит бессвязный характер, т.е. представляет собой набор слов и обрывки фраз, не связанных ни по смыслу, ни по форме, т.к. нарушаются даже грамматиче-ские конструкции, напр.: "Дом и сад...да...конечно ..а зачем?..тюрьма и Петя...я ничего не знаю,...крест, страдание.. Белый халат, продавец двое..и т.п." Данный вид нарушений мыш-ления характерен для глубокого нарушения сознания - аменции, когда больные грубо дез-ориентированы в месте, времени и собственной личности, возникающие вследствие тяжелых инфекционных, соматических заболеваний, в послеоперационном периоде и т.д. 
б) Астеническое мышление - более легкая форма бессвязного мышления. Для него ха-рактерна утрата "ведущего представления", когда больные в состоянии формулировать от-дельные суждения, но не способны к более тонкой аналитико-синтетической деятельности, т.е. к построению умозаключений. Для таких больных характерна аморфность высказыва-ний, затруднение в точности и конкретности передачи своих мыслей /напр. предъявление жалоб/. Они многословны, непоследовательны, при отсутствии ускорения мышления наблю-даются ассоциации по смежности, поверхностному сходству, они часто отвлекаются, "запу-тываются" и умолкают. Эти нарушения характерны для выраженных астенических состоя-ний различного генеза (невротических, соматогенных).

  3. Обстоятельное, «вязкое», детализированное мышление, свойственно больным эпилепсией, органическими заболеваниями головного мозга. Оно характеризуется много-словием с обилием деталей, второстепенных подробностей, уточнений, дополнений, застре-ванием на мелочах, ненужных пояснений, которые уводят в сторону от основной мысли /"лабиринтное мышление"/. Больной не способен постоянно удерживать центральную тему мысли, основное направление ответа на вопрос, часто не может самостоятельно вернуться к теме беседы вследствие обилия побочных ассоциаций. Поэтому обстоятельное мышление при значительной степени выраженности непродуктивно. С одной стороны оно характери-зуется инертностью психических процессов (застревание и персеверации), а с другой - нару-шением способности отделения главного от второстепенного вследствие снижения уровня обобщения. Все это порождает затруднение восприятия и осмысления контекста высказыва-ний.
Для исследования особенностей мышления используется клинический метод- изучение особенностей речевого поведения в комплексе психи¬ческих нарушений данного больного, экспериментально-психологические методы, направленные на оценку уровня логического мышления и особенностей ассоциативной деятельности, психолингвистические методики, выявляющие особенности синтаксических отношений. 

ПАТОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ МЫШЛЕНИЯ

К основным видам патологии продукции мышления (патологическим идеям) относят: навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Каждый из этих видов патологических идей сви-детельствует о различном характере изменения деятельности мозга и имеет свои особенно-сти по содержанию, отношению к ним заболевшего и другим характеристикам. Патология продукции мышления одновременно отражает и изменения самого процесса мышления, но как симптом болезни на первый план выступают патологические идеи.
 НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ – непроизвольно возникающие в сознании мысли, образы, представления, воспоминания с критическим к ним отношением и как правило безуспеш-ными попытками бороться с ними. Человек осознает ненужность, в отдельных случаях не-лепость возникающих помимо его воли мыслей, но не может от них избавиться. Более того, попытки борьбы с ними, желание их подавить каким-либо образом нередко приводят к их усилению.
Навязчивые состояния (навязчивости) не обязательно симптом болезни, они могут встречаться и у психически здоровых людей.
 Достаточно часто они возникают т у людей с тревожно-мнительными чертами харак-тера на фоне тех или иных психотравмирующих ситуаций. 
Навязчивые мысли (идеи) заключаются в появлении совершенно ненужных мыслей (умственная жвачка).

 СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ - это эмоционально окрашенные суждения или умозаклю-чения, возникающие в связи или на основе реальных событий или явлений. Из-за аффектив-ной насыщенности они приобретают в сознании человека господствующее положение и становятся важнейшим или основным мотивом его деятельности. То есть человек всячески старается воплотить их в действие. Сверхценные идеи часто приводят к неадекватной оценке тех или иных фактов действительности и поведению, носящему патологический характер. Для этого вида патологических идей характерно отсутствие критики (в этом их основное от-личие от обсессий). 
 От бредовых идей сверхценные - отличаются прежде всего реальной (а нередко, и психологически понятной) основой для их возникновения. На начальных этапах своего раз-вития эти идеи не несут чего-то патологического и по существу остаются в пределах психи-ческого здоровья. Однако по мере их развития и усиления эмоционального напряжения сверхценные идеи могут стать основой для возникновения бредовых идей.  
 Среди различного рода сверхценных идей по их содержанию можно выделить: идеи ревности, изобретательства, своеобразно понятой идеи справедливости, при которой борьба с той или иной «несправедливостью» превращается в основную цель жизни и борьба за эту «справедливость» превращает человека в «разносчика судебных процессов» (кверулянта). При наличии дисморфоманических идей убеждение человека в наличии того или иного фи-зического дефекта, приобретая доминирующий, сверхценный характер, может обусловить патологическое, а нередко и опасное для жизни поведение. Так, убеждение девушки в недос-татках фигуры, прежде всего, в излишней полноте, может привести к практическому отказу от пищи и, соответственно, к алиментарной дистрофии вплоть до кахексии.
 Сверхценные идеи часто возникают у личностей отличающихся особым складом ха-рактера. Однако возможно их возникновение и на начальных этапах других психиче-ских расстройств (в частности, при органических поражениях головного мозга типа сосуди-стых, посттравматических заболеваний).  
 БРЕДОВЫЕ ИДЕИ (бред) всегда формируются на болезненной основе и представ-ляют собой совокупность ложных умозаключений, полностью овладевающих сознанием больного, неподдающихся коррекции при разубеждении и разъяснении. 
  Бред всегда является признаком тяжелого психического расстройства, высту-пая в качестве одного из основных его признаков (симптомов болезни). От бреда следует от-личать ошибки суждений и заблуждения психически здоровых. 
 По фабуле, т.е. по основному содержанию бредовой концепции (системе патологи-ческих умозаключений) в соответствии с классификацией немецкого психиатра В. Гризинге-ра выделяют три вида бреда: преследования (персекуторный) депрессивный и величия. Ка-ждый из этих видов бреда включает множество различных клинических вариантов.
1) Бред персекуторный: собственно преследования, отравления, материального ущерба, ревности, воздействия, отношения, колдовства (порчи), овладения. Последние три понятия (естественно, и некоторые другие их варианты, что связано с конкретными этно-культуральными особенностями больного) составляют так называемые архаические формы бреда, содержание которых непосредственно вытекает из бытующих в обществе представ-лений. 
 Бредовые идеи преследования особенно на стадии их возникновения часто сопровож-даются тревогой, страхом, нередко выступают, как определяющий фактор поведения боль-ного, что может обуславливать его опасность для окружающих и могут требовать неотлож-ную госпитализацию в недобровольном порядке. Опасность усиливается, когда причиняе-мое, по мнению больного, «зло» находит конкретного носителя из ближайшего окружения.
2) Депрессивный бред может встречаться в следующих клинических вариантах: само-обвинения, самоуничижения, греховности, злого могущества, ипохондрический, дисморфо-манический, нигилистический. Каждый из этих вариантов может иметь свои особенности и фабулу. Однако все они существуют на фоне сниженного настроения. Диагностическую значимость здесь имеет установление последовательности появления психопатологических феноменов: что является первичным – бредовые идей соответствующего содержания или де-прессивное настроение.
 Депрессивные идеи могут определять поведение больных и, соответственно, приво-дить к общественной опасности больного (в первую очередь для самого себя, т.к. возможны покушения на самоубийство). 
  Наиболее интенсивный и сложный по содержанию депрессивный бред возникает при затяжных тревожных депрессиях. В этих случаях часто развивается бред Котара. Бред Котара характеризуется фантастическими идеями отрицания или громадности. При наличии идей отрицания больной сообщает об отсутствии у него моральных, интеллектуальных, фи-зических качеств (нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности чувствовать). При наличии соматопсихической деперсонализации часто больные жалуются на отсутствие же-лудка, кишечника, легких, сердца и. т. д. Могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов (высох мозг, атрофировался кишечник). Идеи отрицания физического «Я» называют нигилистическим бредом. Отрицание может распространяться на различные понятия внешнего мира (мир мертв, планета остыла, нет звезд, веков).  
Часто при бреде Котара больные обвиняют себя во всевозможных свершившихся или грядущих мировых катаклизмах (бред отрицательного могущества) или высказывают идеи о вечных мучениях и невозможности умереть (бред мучительного бессмертия).
3) Бредовые идеи величия всегда отмечаются на фоне повышенной самооценки боль-ного и включают следующие клинические варианты: бред изобретательства, реформаторст-ва, высокого происхождения, богатства. Сюда же относятся и, так называемый любовный бред (любовного очарования) и нелепый, протекающий, как правило, на фоне выраженного слабоумия, мегаломанический бред величия. При этом высказывания больного о своих не-обыкновенных способностях, положении или деятельности приобретают грандиозный раз-мах, а их неадекватность бросается в глаза любому человеку («я управляю земным шаром и всеми Богами вселенной»). Идеи величия чаще всего характерны для более поздних стадий психического заболевания или для тяжелых, быстро прогрессирующих и приводящих к сла-боумию органических поражений головного мозга.
 
 По степени завершенности системы бредовых умозаключений (патологической системы доказательств) бред принято разделять на систематизированный и несистематизированный (отрывочный).
 Для систематизированного бреда характерна обширная система доказательств, «под-тверждающих» лежащую в основе патологических идей фабулу. Все приводимые больным факты взаимосвязаны и имеют однозначную трактовку. По мере прогрессирования болезни все большее число явлений действительности включаются в бредовую систему, а сам про-цесс мышления становится все более детализированным при безусловной сохранности ос-новной болезненной идеи. При наличии выраженной систематизации бреда следует предпо-лагать более длительный, хронический характер психического расстройства. Для острых со-стояний чаще характерен несистематизированный бред. Этот же бред может отмечаться и при быстро прогрессирующих органических поражениях головного мозга, когда вместе с распадом психики (формированием слабоумия) распадается и ранее стройная система бредо-вых построений.
 Бред принято также разделять на так называемый первичный и вторичный (хотя, по мнению различных исследователей, это деление носит условный характер). 
 При первичном бреде бредовые построения больного в первую очередь определяются расстройством сферы мышления, приводящим к неадекватной интерпретации реально суще-ствующих явлений (отсюда другое название этого бреда -интерпретативный).
  Вторичный бред возникает на основе имеющихся нарушений других сфер психиче-ской деятельности при наличии других психопатологических феноменов (галлюцинаций, аффективных нарушений, расстройств памяти и проч.).
 По механизмам возникновения могут быть выделены следующие виды бреда: кататимный, голотимный, индуцированный, резидуальный, конфабуляторный.
 Кататимный бред строится на основе эмоционально окрашенного комплекса доми-нирующих (в отдельных случаях, сверхценных) идей и представлений. 
 В основе голотимного бреда (по Е.Блейлеру) лежат изменения в эмоциональной сфе-ре, содержание бредовых идей соответствует здесь измененному настроению ( бред любовного очарования при повышении настроения в маниакальном состоянии и как контраст-бред самообвинения при депрессии). 
 При индуцированном бреде происходит своеобразное заражение, передача имеюще-гося у первично заболевшего лица (индуктора) бредовых переживаний лицу, ранее не обна-руживающему признаков психического расстройства.  
  В отдельных случаях содержание бредовых идей у близко общающихся (а чаще проживающих совместно) людей может иметь далеко идущее сходство, несмотря на то, что каждый из них страдает самостоятельным психическим расстройством различного генеза. Подобный бред (самого различного содержания) принято называть конформным, вкладывая в это понятие только совпадение основной фабулы бредовых построений при возможности определенного расхождения конкретных высказываний каждого из заболевших.

 Резидуальный бред (по Нейссеру) возникает после перенесенного состояния нару-шенного сознания и строится на основе связанных с этим расстройств памяти (типа «остров-ковых воспоминаний») при отсутствии какой- либо связи с реально происходящими после исчезновения острого состояния реальных явлений действительности. 
 При конфабуляторном бреде содержание бредовых построений определяется лож-ными воспоминаниями, носящими, как правило, фантастический характер.
 Бред может быть также охарактеризован с точки зрения стадий его развития: бредовое настроение- переживание окружающего мира с чувством его измененности и своеоб-разного ожидания предстоящих грандиозных событий типа надвигающейся беды;
 бредовое восприятие - начинающееся бредовое истолкование отдельных явлений ок-ружающего мира наряду с усилением тревоги; 
бредовое толкование -бредовое объяснение воспринимаемых явлений действительно-сти;
 кристаллизация бреда -завершение построения различной степени сложности и «ло-гической» последовательности системы бредовых умозаключений;
 обратное развитие бреда -появление критики к отдельным бредовым построениям или бредовой системе в целом.

Скачать в формате Word
 

Вложение: 3789453_mysh.zip

Рубрики:  Клиническая психология
Психиатрия
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку